Жизнь после ЦДХ
ARTinvestment.RU   31 января 2017

Пока формально есть лишь мощный слух. Может быть, на сей раз еще смогут отбиться. Тем не менее самое время представить, какими последствиями для национального рынка искусства чревата возможная передача площадей ЦДХ в ведение Третьяковской галереи?

То, что рано или поздно это случится, было понятно давно. Скорее, даже удивительно, что так долго структурам Масута Фаткулина удавалось мирно соседствовать с Третьяковкой. Вызывающая продажа шедевров из коллекции Международной конфедерации союзов художников на Sotheby’s, за которую Мединский получил представление Генпрокуратуры, лишь приблизила развязку. Обыски, задержание, подсказка по-хорошему передать государству имущество Конфедерации — все это было лишь вопросом времени. Государству нужны эти площади, а повод в любом случае нашелся бы. Не случись Сотбиса с Нисским, нашлось бы что-нибудь другое.

Точные детали предполагаемой сделки Фаткулина с государством, поставленные ему сроки (это важно) и возможные предлагаемые альтернативы сегодня вряд ли может знать кто-то из посторонних. Зато мы можем гипотетически предположить, что будет, когда и если Третьяковская галерея займет полностью все здание на Крымском Валу, 10.

Итак, чем же обернется для национального рынка искусства вероятное сворачивание коммерции в ЦДХ?

1. Прервется почти четвертьвековая история Российского Антикварного Салона — единственного в стране регулярного слета антикваров. Оптимисты скажут, что Салон может переехать, открыться на новом месте или проходить в передвижном режиме, как раньше проходил Московский международный салон изящных искусств. Но мне в это не верится. Статус Антикварного Салона во многом опирался на традицию, и фактор стабильного, престижного места был очень существенным. Кроме того, для судьбы Салона всегда был критично важен человеческий фактор: многое в этом деле держалось на Василии Бычкове (директор эксплуатирующей организации «Экпо-парк»), его личных связях, способности мобилизовать ключевых участников. Сомневаюсь, что прежние люди захотят заново начинать дело на новом месте. А без этого как? Вообще, если вы заметили, полноценной замены закрытым в последние годы салонам и ярмаркам не появляется. Где, например, замена АРТ-МАНЕЖу после выселения из Манежа? Где замена ХУДГРАФу после выселения из Нового Манежа? Разрушить можно быстро, а чтоб построить заново, уйдут годы.

2. Художники и устроители выставок лишатся единственного места, где была посещаемость самотеком. В этом смысле ЦДХ выполнял важную социальную функцию. Он был (и есть пока) не просто местом, где художники и галеристы за вполне разумные деньги могли арендовать площади для своих выставок. Оплачивая аренду стен в ЦДХ, они не оставались грустить в пустом помещении, где народу ноль, а получали контакт с публикой. Когда больше, когда меньше, но в Центральный дом художника каждый день приходил какой-то народ и какие-то покупатели. Другого такого места нет. И его потеря для многих художников и их представителей однозначно будет ударом.

3. С посещаемого места придется съехать и галереям, которые арендовали в ЦДХ помещения. За долгие годы на Крымском Валу сформировался галерейный кластер, куда стало удобно приезжать людям сразу по нескольким делам. Клиенты к нему привыкли. И стоит галереям разъехаться в разные места Москвы, посещаемость каждой отдельной структуры предсказуемо упадет. И проблема не только в этом. Именно в ЦДХ были созданы все условия для торговли дорогим антиквариатом — картинами за сотни тысяч долларов. Там и охрана, и специальные хранилища. И все под рукой. Так, чтобы выставиться на Антикварном Салоне, галереям нужно было лишь перенести свои картины с одного этажа на другой. Такой сервис сложно воссоздать на новом месте. И очень дорого. Вообще, переезд в кризисные времена — процесс столь болезненный, что некоторые галереи-арендаторы наверняка решат не продолжать работу в прежнем виде.

4. Статус ЦДХ (в отличие от коммерческой галереи) позволял общей прессе писать об их выставках без подозрения в конфликте интересов. Если новость о выставке коммерческой галереи всем обычно приходится согласовывать с собственным рекламным отделом, то выставки в ЦДХ воспринимались условно как музейные. Про такие можно писать без ограничений. По той же причине на этой площадке было проще завоевать и внимание телекамер.

5. При проведении выставки в ЦДХ можно было рассчитывать на поддержку их собственной PR-службы. Они, например, сами рассылали приглашения по большой наработанной базе адресов. Сейчас устроителям выставок (если ты не Пушкинский и не Третьяковка) очень сложно завоевать внимание посетителей и прессы. И если приглашения от неизвестных людей зачастую сразу отправляются в корзину, то письма от ЦДХ журналисты читали. Для художника получить поддержку своей выставки от мощной пресс-службы было очень полезно. В случае закрытия этого не будет или будет уже не то.

Перечисленное — это далеко не полный перечень возможных последствий поглощения ЦДХ. Передача государству приведет к сотням маленьких трагедий: многие люди лишатся своих рабочих мест, много бизнесов закроется или лишится значительной части клиентов, художники лишатся единственной выставочной площадки такого ранга и источника дохода. Но кого и когда это волновало, если речь идет об интересах государства? Ну и главное: антикварный рынок без ЦДХ лишится своего главного символа и центра силы. В Москве просто нет другой площадки, настолько раскрученной и приспособленной для хранения и торговли дорогими предметами антиквариата.

Как может дальше развиваться ситуация?

Пессимисты-реалисты считают, что двери закроют и всех попросят на выход. Без всяких компромиссов. Дескать, чихать власти хотели на проблемы антикваров и художников. Людям, которые до этого суть запретили экспорт искусства за рубеж, точно до лампочки проблемы торговцев и вопросы инвестиционного климата. За климат с них не спрашивают. Оптимисты же считают, что власти могут предложить приемлемую альтернативу. Какую? Условно, забранные еще у кого-то залы, да еще и с парковкой на разумном удалении от Центра. А вдруг? Конечно, даже в этом случае прежняя уникальная «экосистема», годами складывавшаяся в ЦДХ, воссоздана не будет. Но выставочный процесс худо-бедно наладится. Ну, хоть что-то.

Отдельный вопрос — судьба Антикварного Салона. Тут даже оптимистам будет сложно вырулить на позитив. У Салона всегда были довольно сложные участники (счет шел на десятки тысяч евро за выставочную неделю, поэтому имеют право). В любую новую альтернативную структуру их будет завлечь весьма сложно. Некоторые из них уже имеют печальный опыт участия в последних версиях MWFAF. Наигрались уже. Пробовать и экспериментировать топовые галереи не заставишь — им нужна изначально раскрученная площадка. А где ж ее взять? Другое дело — «третий этаж» — галереи попроще и индивидуальные предприниматели. Для них будут создаваться доступные форматы с разными названиями — слеты коллекционеров, ярмарки выходного дня и пр. Но всем этим начинаниям, как всему новому, придется преодолевать сложную фазу первоначального недоверия клиентов. У людей из ЦДХ на это ушли долгие годы кропотливой работы.

 



  • 19.04.2019 В «Сокольниках» появится памятный знак Сергею Третьякову 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 Леонардо опять не настоящий? С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис — автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Эрик Булатов сделал этикетку для брютов «Абрау-Дюрсо» Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 В русские музеи собираются вернуть водку Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 Портрет Пикассо, украденный с яхты саудовского шейха, нашли 20 лет спустя «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 «Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства
  • 18.04.2019 Музей Рерихов откроется на ВДНХ 27 апреля Филиал Музея Востока будет открыт в отреставрированном павильоне № 13. В постоянной экспозиции можно будет увидеть более 400 произведений Николая и Святослава Рерихов
  • 16.04.2019 Эдвард Мунк в Третьяковской галерее Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ
  • 29.03.2019 Рим и античность в живописи Татьяны Ян Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 «Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село» Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх