Жизнь после ЦДХ
ARTinvestment.RU   31 января 2017

Пока формально есть лишь мощный слух. Может быть, на сей раз еще смогут отбиться. Тем не менее самое время представить, какими последствиями для национального рынка искусства чревата возможная передача площадей ЦДХ в ведение Третьяковской галереи?

То, что рано или поздно это случится, было понятно давно. Скорее, даже удивительно, что так долго структурам Масута Фаткулина удавалось мирно соседствовать с Третьяковкой. Вызывающая продажа шедевров из коллекции Международной конфедерации союзов художников на Sotheby’s, за которую Мединский получил представление Генпрокуратуры, лишь приблизила развязку. Обыски, задержание, подсказка по-хорошему передать государству имущество Конфедерации — все это было лишь вопросом времени. Государству нужны эти площади, а повод в любом случае нашелся бы. Не случись Сотбиса с Нисским, нашлось бы что-нибудь другое.

Точные детали предполагаемой сделки Фаткулина с государством, поставленные ему сроки (это важно) и возможные предлагаемые альтернативы сегодня вряд ли может знать кто-то из посторонних. Зато мы можем гипотетически предположить, что будет, когда и если Третьяковская галерея займет полностью все здание на Крымском Валу, 10.

Итак, чем же обернется для национального рынка искусства вероятное сворачивание коммерции в ЦДХ?

1. Прервется почти четвертьвековая история Российского Антикварного Салона — единственного в стране регулярного слета антикваров. Оптимисты скажут, что Салон может переехать, открыться на новом месте или проходить в передвижном режиме, как раньше проходил Московский международный салон изящных искусств. Но мне в это не верится. Статус Антикварного Салона во многом опирался на традицию, и фактор стабильного, престижного места был очень существенным. Кроме того, для судьбы Салона всегда был критично важен человеческий фактор: многое в этом деле держалось на Василии Бычкове (директор эксплуатирующей организации «Экпо-парк»), его личных связях, способности мобилизовать ключевых участников. Сомневаюсь, что прежние люди захотят заново начинать дело на новом месте. А без этого как? Вообще, если вы заметили, полноценной замены закрытым в последние годы салонам и ярмаркам не появляется. Где, например, замена АРТ-МАНЕЖу после выселения из Манежа? Где замена ХУДГРАФу после выселения из Нового Манежа? Разрушить можно быстро, а чтоб построить заново, уйдут годы.

2. Художники и устроители выставок лишатся единственного места, где была посещаемость самотеком. В этом смысле ЦДХ выполнял важную социальную функцию. Он был (и есть пока) не просто местом, где художники и галеристы за вполне разумные деньги могли арендовать площади для своих выставок. Оплачивая аренду стен в ЦДХ, они не оставались грустить в пустом помещении, где народу ноль, а получали контакт с публикой. Когда больше, когда меньше, но в Центральный дом художника каждый день приходил какой-то народ и какие-то покупатели. Другого такого места нет. И его потеря для многих художников и их представителей однозначно будет ударом.

3. С посещаемого места придется съехать и галереям, которые арендовали в ЦДХ помещения. За долгие годы на Крымском Валу сформировался галерейный кластер, куда стало удобно приезжать людям сразу по нескольким делам. Клиенты к нему привыкли. И стоит галереям разъехаться в разные места Москвы, посещаемость каждой отдельной структуры предсказуемо упадет. И проблема не только в этом. Именно в ЦДХ были созданы все условия для торговли дорогим антиквариатом — картинами за сотни тысяч долларов. Там и охрана, и специальные хранилища. И все под рукой. Так, чтобы выставиться на Антикварном Салоне, галереям нужно было лишь перенести свои картины с одного этажа на другой. Такой сервис сложно воссоздать на новом месте. И очень дорого. Вообще, переезд в кризисные времена — процесс столь болезненный, что некоторые галереи-арендаторы наверняка решат не продолжать работу в прежнем виде.

4. Статус ЦДХ (в отличие от коммерческой галереи) позволял общей прессе писать об их выставках без подозрения в конфликте интересов. Если новость о выставке коммерческой галереи всем обычно приходится согласовывать с собственным рекламным отделом, то выставки в ЦДХ воспринимались условно как музейные. Про такие можно писать без ограничений. По той же причине на этой площадке было проще завоевать и внимание телекамер.

5. При проведении выставки в ЦДХ можно было рассчитывать на поддержку их собственной PR-службы. Они, например, сами рассылали приглашения по большой наработанной базе адресов. Сейчас устроителям выставок (если ты не Пушкинский и не Третьяковка) очень сложно завоевать внимание посетителей и прессы. И если приглашения от неизвестных людей зачастую сразу отправляются в корзину, то письма от ЦДХ журналисты читали. Для художника получить поддержку своей выставки от мощной пресс-службы было очень полезно. В случае закрытия этого не будет или будет уже не то.

Перечисленное — это далеко не полный перечень возможных последствий поглощения ЦДХ. Передача государству приведет к сотням маленьких трагедий: многие люди лишатся своих рабочих мест, много бизнесов закроется или лишится значительной части клиентов, художники лишатся единственной выставочной площадки такого ранга и источника дохода. Но кого и когда это волновало, если речь идет об интересах государства? Ну и главное: антикварный рынок без ЦДХ лишится своего главного символа и центра силы. В Москве просто нет другой площадки, настолько раскрученной и приспособленной для хранения и торговли дорогими предметами антиквариата.

Как может дальше развиваться ситуация?

Пессимисты-реалисты считают, что двери закроют и всех попросят на выход. Без всяких компромиссов. Дескать, чихать власти хотели на проблемы антикваров и художников. Людям, которые до этого суть запретили экспорт искусства за рубеж, точно до лампочки проблемы торговцев и вопросы инвестиционного климата. За климат с них не спрашивают. Оптимисты же считают, что власти могут предложить приемлемую альтернативу. Какую? Условно, забранные еще у кого-то залы, да еще и с парковкой на разумном удалении от Центра. А вдруг? Конечно, даже в этом случае прежняя уникальная «экосистема», годами складывавшаяся в ЦДХ, воссоздана не будет. Но выставочный процесс худо-бедно наладится. Ну, хоть что-то.

Отдельный вопрос — судьба Антикварного Салона. Тут даже оптимистам будет сложно вырулить на позитив. У Салона всегда были довольно сложные участники (счет шел на десятки тысяч евро за выставочную неделю, поэтому имеют право). В любую новую альтернативную структуру их будет завлечь весьма сложно. Некоторые из них уже имеют печальный опыт участия в последних версиях MWFAF. Наигрались уже. Пробовать и экспериментировать топовые галереи не заставишь — им нужна изначально раскрученная площадка. А где ж ее взять? Другое дело — «третий этаж» — галереи попроще и индивидуальные предприниматели. Для них будут создаваться доступные форматы с разными названиями — слеты коллекционеров, ярмарки выходного дня и пр. Но всем этим начинаниям, как всему новому, придется преодолевать сложную фазу первоначального недоверия клиентов. У людей из ЦДХ на это ушли долгие годы кропотливой работы.

 



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх