На Sotheby’s выставлен шедевр Кандинского из Третьяковки
Конечно же, там все легально. Но эта необычная продажа служит очередным напоминанием о сложных взаимоотношениях советского государства с национальным культурным наследием
«Сотбис» не публикует эстимейт, предоставляет информацию потенциальным покупателям по запросу. И неспроста. С высокой вероятностью эти белые линии установят новый аукционный рекорд для творчества Кандинского. Текущий рекорд Кандинского обновился лишь в прошлом году, когда картина 1935 года «Жесткий и гибкий» была продана на Christie’s за $ 23 319 500. К слову, это № 4 в рейтинге самых дорогих русских художников. Вещь интересная, значительно больше по размеру, чем «Картина с белыми линиями», но то был поздний 1935 год. А «Картина с белыми линиями» — это 1913 год — пожалуй, самый ценный, самый новаторский период в творчестве художника. Работы такого уровня на торгах появляются не то что не каждый год, но и не каждое десятилетие. Можно даже точнее сказать. В прошлый раз картина сопоставимого класса продавалась на аукционе 27 лет назад — в 1990 году: знаменитый холст «Фуга» (1914) на «Сотбисе». Тогда за этот холст дали более $20 млн, и этот рекорд не могли побить десятки лет. Думаю, что «Картина с белыми линиями» уйдет в районе $30 млн. Или больше. Ибо неизвестно, когда в следующий раз коллекционерам выпадет шанс побороться за подобный шедевр.
При чем здесь Третьяковка? При том, что в определенный период истории эта картина хранилась в главном музее страны. Вообще, где она только не побывала! Кандинский написал «Картину с белыми линиями» в октябре 1913 года, для выставки в Германии. Но в стране, где он прожил почти 20 лет, с началом Первой мировой войны русскому стало находиться небезопасно. В 1914 году Кандинский уехал в Россию, взяв картину с собой.
И закрутилось. Кандинский активно включился в работу по управлению новым революционным искусством. Департамент изобразительных искусств Наркомпроса, Инхук, Музей живописной культуры. Одно время Кандинский возглавлял как раз этот Музей живописной культуры на Волхонке, в фонд которого картина была приобретена в 1919 году. Оттуда в 1920 году картину отправили в музей в Пензу. Позже она была перевезена в Третьяковскую галерею. А вот следующая графа ее биографии: приобретена коллекционером Вильгельмом Хаком (Wilhelm Hack) из Кельна примерно в 1974 году. Как и что — не спрашивайте, каталог об этом умалчивает. Наблюдатели предполагают, что холст Кандинского использовался в какой-то схеме обмена. Так, в немецком «Шпигеле» (spiegel.de ) в 1974 году промелькнул намек на то, что Хак предложил Советам для обмена имевшиеся у него письма Ленина (forum.artinvestment.ru ).
Как бы то ни было, но спустя 43 года после этих событий мы видим шедевр Кандинского с идеальным провенансом, с кучей публикаций и исторических фотографий, на открытых торгах. Что ж, подождем нового рекорда.
Источники: sothebys.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20170609_wassily_kandinsky_auction_tretyakov_gallery.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20170609_wassily_kandinsky_auction_tretyakov_gallery.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.