Как блокчейн может изменить арт-рынок
Бурно развивающиеся технологии на базе блокчейна позволят заключать сделки в Сети очень просто, дешево, без посредников и феноменально безопасно. Грядут глобальные изменения в бизнес-процессах. И у арт-рынка тоже не получится увернуться от прогресса
Про блокчейн, криптовалюты, майнинг и «умные контракты» сегодня слышно из каждого утюга. «Из утюга» пока в метафорическом смысле, но с таким бурным развитием «Интернета вещей» скоро станет и в буквальном. Человеку старше 40 лет история с блокчейном может показаться в лучшем случае массовым психозом, а в худшем — обманом. Именно такое впечатление обычно производит все возмутительно новое, беспардонно врывающееся в нашу привычную жизнь. Но блокчейн — не обман. Это действительно сильная революционная математика, которая расцвела на почве высокой доступности для населения мощных вычислительных ресурсов. Забегая вперед, скажу, что отмахнуться от блокчейна сегодня — это все равно, что вчера отмахнуться от Интернета. Так что готовиться стоит заранее и всем, включая самых консервативных участников рынка искусства.
Так что же именно на нас надвигается? Чем это чревато для арт-рынка? Начать предлагаю с непонятных большинству из нас слов. Итак:
Что такое блокчейн? «Цепочка блоков» в буквальном переводе — это способ сохранения, шифрования и управления данными, при котором практически невозможно подделать и изменить задним числом историю их пополнения. Данные о сделках, истории купли-продажи, о правах собственности, об авторских правах и прочие могут храниться в реестре (в распределенной базе данных, в том самом блокчейне) таким образом, что их нельзя фальсифицировать и злонамеренно изменить. Потому что этот реестр «размазан» по сотням и тысячам компьютеров, на которых хранятся его полные копии — история всех операций. Что это дает? Выяснилось, что при правильном применении блокчейн может стать глобальным решением проблемы недоверия между разными участниками экономической деятельности. Эта технология потенциально снимает вопросы, которые раньше требовали привлечения армии юристов, адвокатов, нотариусов и банкиров.
Что означает «поместить в блокчейн», «записать в блокчейн», «зарегистрировать в блокчейне»? Когда я говорю, что человек решил продать картину и «зарегистрировал заявку в блокчейне», то представляю это так. Владелец картины заходит на будущий сайт ARTinvestment.RU, жмет кнопку «Продать картину», заполняет форму с описанием работы (или наговаривает голосом), потом говорит «Отправить». На этом всё. Дальше информация улетает в распределенную базу данных (тот самый блокчейн, к которому подключен сайт) и запускается регламентированная процедура продажи. То есть свое взаимодействие с блокчейном представляйте себе как заход на сайт или как разговор со смартфоном. «ОК, Google, продай мою картину на Артинвестмент» или «Siri, передай, пожалуйста, Артинвестменту, что я собственник (или автор) этой картины». Примерно так.
Зачем нужна криптовалюта? Оборот и эмиссия криптовалют — частный случай использования распределенной базы данных «Блокчейн». «Биткоины», «эфиры», «лайткоины» — всё это варианты «цифровой наличности», которые при желании можно обменять на доллары и евро. Если принимать все меры предосторожности, то с криптовалютами можно сохранить свою анонимность. Примерно как и с наличными деньгами. Платежи проходят быстро, без выходных и праздничных дней. Кроме того, «эмиссия» и оборот новых электронных денег не контролируется отдельными государствами, поэтому многие страны их пока недолюбливают. Впрочем Москва не сразу строилась. На этом этапе нам достаточно понимать, что криптовалюты — потенциально самый подходящий инструмент для обслуживания сделок, регистрируемых через блокчейн. В свою очередь «майнинг», по которому сегодня все сходят с ума, — это способ заработать криптовалюту в обмен на обслуживание (поддержку функционирования) сети блокчейна. Физически майнеры-«старатели» запускают специальные программы на своих мощных доработанных компьютерах (фермах), и за результаты вычислений на их фермах им в кошельки «капают» электронные деньги. Чтобы пользоваться биткоинами, обычному человеку достаточно загрузить приложение-кошелек из Google Play или App Store на свой смартфон. Например, такое.
Что за зверь «Интернет вещей» (Internet of things — IoT)? Это общее название способов взаимодействия с бытовой техникой, а также различного оборудования между собой посредством глобальной Сети. Когда холодильник за $600 отправляет вам через Wi-Fi на айфон температуру у себя в морозильной камере, — это начало эпохи «Интернета вещей». Или когда весы шлют на телефон график снижения лишнего веса. Но это лишь пока «Интернет вещей» столь миролюбив. Капитализм рано или поздно придумает, как это использовать на благо корпораций. Например, не внес платеж за автокредит — «умный» автомобиль с IoT заблокирует двери и до свиданья. Не заплатил клиент вовремя ипотечный взнос — дверь в квартиру перестала открываться и ночуй на коврике. Впрочем с чего это мы вдруг об этом? Ну да… в начале ж где-то было про утюг.
Что собой представляют «умные контракты»? По сути, это алгоритмы для бизнеса и других соглашений между людьми на базе блокчейна, придуманные выходцем из России Виталиком Бутериным. Они позволяют строго соблюсти условия сделки, если стороны четко исполнят свои обязательства. Например, «умный контракт» может через блокчейн гарантированно отравить деньги продавцу картины и комиссию посреднику, при условии что экспертная организация через блокчейн подтвердила подлинность произведения. Без всяких отговорок. С блокчейном людям совершенно не обязательно доверять друг другу лично: за соблюдением взаимных обязательств проследит бесстрастный программный алгоритм.
Почему внедрение блокчейна приведет к глобальной перестройке экономики и бизнес-процессов? Дело в том, что все то, что раньше защищалось гербовыми бумагами и печатями, подписями, номинальными директорами офшорных компаний и судебными решениями, хитрыми договорами, теперь стало возможным защищать записями в защищенных, зашифрованных электронных реестрах. Эти реестры не смогут подделать ни государства, ни корпорации, ни мафии, ни армии хакеров. Так что заключать сделки скоро станет как надежно, так и дешево. В том числе и на арт-рынке.
И не только сделки купли-продажи.
Вот лишь некоторые формы того, как блокчейн сможет в будущем применяться на рынке искусства:
1. Прозрачное формирование провенанса. Блокчейн по своей природе подходит не только для мониторинга сделок, но и для фиксации всей истории бытования работы. В базу данных (блокчейн) может заноситься подтвержденная информация об участии в выставках, каталогах, публикациях и пр. То есть эта технология хорошо подходит для автоматического ведения провенанса, влияющего на дальнейшую инвестиционную судьбу предмета.
2. «Виртуальный нотариат». Подтверждение решений в отношении собственности и различных прав через блокчейн — это потенциально куда более надежная технология, чем записи в бумажных журналах нотариусов. И более прозрачная. Все-таки нотариус — человек из плоти и крови, а потому уязвим для соблазнов и принуждения. О своих действиях нотариус-человек не обязан докладывать другим нотариусам, нет надежных инструментов контроля. А в блокчейне ничего не скроешь и задним числом записей не изменишь. Ну и, конечно, все должно стать удобнее и дешевле. С «виртуальным нотариатом» художникам, в частности, станет проще отдавать произведения на выставки или хранение, избегая в дальнейшем эксцессов с возвратом работ, их незаконной продажей и любой затратной юридической волокиты. Зашел на сайт, оформил передачу картин, указал сроки и условия их возврата, информация легла в блок блокчейна, и дальше живи себе спокойно. Денег услуга станет стоить символических, а сделать все можно будет не выходя из дома.
3. «Цифровой регистратор» авторских прав. Художник может сделать фото или видео произведения, зафиксировать время события и зарегистрировать в блокчейне авторское право и право собственности на свою работу. В дальнейшем это поможет следить за перепродажей и случаями воспроизведения/публикации произведения. Кроме того, «цифровой регистратор» — это еще и способ установить приоритет новаторских идей в искусстве. По аналогии с авторским правом и патентованием. Ведь, будь у Малевича доступ к блокчейну, не пришлось бы ему прятать работы от коллег-конкурентов, в спешке устраивать первую супрематическую выставку, мистифицировать даты создания своих ключевых произведений, указывая на картинах более ранние годы. Да и не только Малевичу.
4. Гарантия подлинности через «умные метки» и «синтетическую ДНК». Суть в том, что авторизованные художником произведения (например, законченные вещи в мастерской) могут маркироваться высокотехнологичным способом, а данные о метке подлинности записываются в блокчейн и будут следовать за картиной на протяжении всей ее жизни. При этом использование умных меток не стоит путать с обязательной паспортизацией — с полным описанием картин с информацией о владельцах. Количество данных, отдаваемых в блокчейн, можно будет ограничить на свое усмотрение и таким образом частично решить возможную проблему недоверия к государству.
5. Контроль за аутентичностью и тиражом цифрового медиаискусства. Как обеспечить доверие покупателя при перепродаже цифрового видео? Например, произведений медиаискусства от «АЕС+Ф» или «Синего супа»? Как гарантировать соблюдение тиража, уникальность и подлинность? Как проследить, что с проданного и переданного по сети файла злоумышленники не налепят копий? Возможный ответ на эти вопросы — привязать оригиналы медиаискусства к реестру-блокчейну. Решение вопроса о доверии потенциально приведет к увеличению числа коллекционеров и росту рынка актуального медиаискусства, которое сегодня покупают лишь самые смелые собиратели.
6. Регистрация и быстрая проверка экспертных заключений. Многие знают, что сейчас мы проверяем подлинность экспертных заключений поступающих на торги картин вручную: звоним и спрашиваем, действительно ли выдавалась бумага о подлинности с таким-то номером и датой. На том конце тоже ищут, проверяют, тоже всё не быстро. В общем, каждый раз происходит необходимая, но неэффективная трата времени и сил. Чувствуете, к чему клоню? Увы, электронный реестр экспертных заключений до сих пор не появился по многим причинам, одна из которых — опасения экспертов, что в общем доступе появится избыточная информация, которой могут воспользоваться не по назначению. Впрочем блокчейн теоретически решает и эту проблему: количество информации в общем доступе можно регулировать. А ничего лишнего покупателям, к слову, и не нужно.
7. «Умные контракты» между покупателем предметов искусства и продавцом. Бывает как: в Интернете люди договорились, деньги перечислены, а картина адресату не отправлена. Или наоборот: картину отправили, а денег нет. А по уму должно быть так: покупатель с продавцом заключают сделку (например, через форму на сайте ARTinvestment.RU), решение о покупке автоматически регистрируется в блокчейне, система видит, что деньги у покупателя есть, но продавец получает их автоматически только тогда, когда сработало оповещение о доставке картины покупателю. Это может быть уведомление от транспортной компании или еще какая-то форма подтверждения выполнения условий контракта. В любом случае одна сторона будет уверена, что у второй есть деньги, а вторая — что без картины ее деньги никому не отдадут. Раньше контролировать выполнение контрактов поручали банкам (через аккредитив) или другим посредникам (например, аукционным домам). Но в будущем с этим вопросом вполне справятся блокчейн и «умные контракты».
8. «Умные контракты», интегрированные в аукционы. По окончании торгов автоматически могут срабатывать несколько условий: списываться оплата с победителя, начисляться комиссия аукциону и другие отчисления, проводиться деньги продавцу после подтверждения о доставке. «Умный контракт» по окончании торгов может автоматически пригласить на доставку транспортную компанию, проинформировать все заинтересованные стороны. И все это само, автоматически, проводя массу рутинных операций. Кроме того, с «умными контрактами» аукционы будут лучше защищены от хулиганства (злонамеренных ставок) и отказов в выкупе выигранных лотов.
9. Автоматическая оплата налогов и других отчислений, предусмотренных законодательством. Блокчейн позволяет эффективно вести мониторинг движения картин на публичном рынке, да и вообще все эпизоды смены их владельцев. Ну а дальше в ход может вступать хорошо знакомый нам «смарт-контракт»: прошла продажа — сразу автоматически начислился налог и пр.
10. Секьюритизация арт-рынка. Речь идет в первую очередь о выпуске разных деривативов (например, арт-акций), обеспеченных реальными произведениями искусства. Эта идея будоражит сегодня многих. Но как раз о ней я упоминаю без особого энтузиазма, потому что причины прежних неудач арт-бирж были отнюдь не технологические. Впрочем сегодня кто-то (обычно финансисты и инвесторы, далекие от искусства) по-прежнему верит, что можно «поделить» шедевры на акции и торговать ими на арт-биржах. При этом отрицая собственническую и эгоистичную природу настоящего коллекционера, которая является истинной пружиной рынка искусства. Впрочем блокчейн не создан, чтобы вправлять мечтателям мозги. Он создан лишь для того, чтобы обеспечивать безопасность любых транзакций. Пусть даже таких странных.
Это некоторые, но наверняка не все сферы применения распределенных баз данных в искусстве. Но уже понятно, что блокчейн потенциально позволяет обеспечить прозрачный и безопасный для покупателей оборот картин на протяжении всего их жизненного цикла. Появляется реальная технологическая возможность проследить путь картин от мастерской художника или от первой экспертизы (для антикварной картины) до выставок, этапов смены владельцев и всех эпизодов выхода на вторичный (например, аукционный) рынок.
Чтобы представить себе масштаб последствий, давайте включим фантазию и представим, как может выглядеть аукцион искусства в будущем? Рассказываю.
Допустим, покупатель во Владивостоке решил продать картину Бориса Григорьева. Экспертизы у картины нет. Владелец делает фотографию (или 3D-фото, как угодно), вносит данные по форме (размер и пр.) и регистрирует заявку на продажу в блокчейне (например, на сайте ARTinvestment.RU). Информация о продаваемой картине быстро поступает на удаленную торговую площадку (аукцион) в открытый доступ. Одновременно автоматически со сдатчиком на площадке заключается «умный контракт» со стандартным набором условий. В обозначенный срок аукцион заканчивается. Допустим, выигрывает покупатель из Москвы, у которого, согласно данным из блокчейна, точно есть деньги на эту покупку. Тогда по окончании торгов срабатывает «умный контракт» вида «оплата после экспертизы». По его условиям, информация о картине автоматически поступает в транспортную компанию и в экспертную организацию, где ее ставят в очередь и начинают ждать. Картина едет в Москву, экспертиза дает «добро». Запись об этом тут же поступает в блокчейн, и в этот момент продавец получает деньги. Сделка завершена, и «умный контракт» санкционирует оплату комиссии аукциону. Причем конкуренция и сокращение издержек посредника позволит уменьшить комиссионный сбор с покупателя с нынешних 15 % до, например, 3 %. Еще одна приятная новость для покупателя.
Пусть сегодня это звучит как Нью-Васюки. Но, согласитесь, прежних потенциальных возможностей для злоупотреблений в схеме практически нет. Участники зарабатывают только в тот момент, когда все условия сделки выполнены.
Надежно, дешево, прозрачно. По крайней мере в теории.
Но тут возникает самый важный вопрос: а хочет ли всего этого рынок сегодня? Все ли участники рынка жаждут пресловутой прозрачности?
Определенно могу сказать: нет, точно не все. В первое время сопротивление будет на многих уровнях. Вот лишь несколько причин, которые будут мешать быстрому внедрению блокчейна на арт-рынке:
1. Историческая инерция ряда участников рынка. Например, можно сколько угодно долго объяснять, что доступ к единой базе экспертных заключений — это всеобщее благо для рынка. Но если сами эксперты против (а это мы видели собственными глазами), то быстро ничего не сдвинется. Или можно долго убеждать в пользе чипирования и паспортизации культурных ценностей, но если коллекционеры против, то заставить не получится. Крупные сделки еще долгие годы будут заключаться в тихих местах, чтобы, боже упаси, никаких лишних глаз. А уж в Интернете — ни за что. Да что там в Интернете… В наши дни существуют участники рынка, которые не то что в Интернете ничего не показывают, а даже счетов в банках не держат. Чтобы ни в какую базу данных не попасть и чтоб никакие нити с официальной системой не связывали. Нужно признать, что искусство сегодня остается редким активом, который не требуется регистрировать (в отличие от недвижимости, акций, долей и пр.) и вообще как-то обнародовать. И не все участники рынка искусства захотят, чтобы в этот закрытый мир понимающих в жизни людей влезали юные умники со своим блокчейном.
2. Низкое доверие к государству. Как люди рассуждают? Сегодня тебя заманивают какой-нибудь полезной паспортизацией, «умными метками» и «виртуальным нотариатом», призывают всячески «выйти из тени», а завтра — «берут на карандаш» и вкатывают всем особо доверчивым «налог на роскошь». Причем взимаемый потенциально тоже по схеме «умного контракта» — так, чтобы вообще не было шансов успешно оспорить что-либо в суде. Возможно такое? Да запросто.
3. Риски обезличенного правосудия, проблема разрешения споров. Одним из главных преимуществ внедрения блокчейн-технологий считается способность снизить или исключить «человеческий фактор». Но любой алгоритм не застрахован от сбоев. Всего не предусмотришь. Ошибся, деньги перечислил не на тот кошелек или еще что. Потенциально все равно будут возникать ситуации, когда контрагентам потребуется восстановить справедливость традиционным способом — рассудить по-человечески, а не просто в рамках бездушного «умного контракта». И как эти вопросы будут решаться в системах без живого человека — пока не понятно.
Но всё же победа блокчейна на рынке искусства в исторической перспективе почти неизбежна.
И как предсказывают опытные люди, наступит она ровно в тот момент, когда практическую выгоду от новой технологии почувствуют не организации (галереи с аукционами), а обычные граждане. Вспомните, как быстро и бесповоротно вошло в нашу жизнь то же «Яндекс. Такси». А сколько поначалу было недовольных! Таксопарки старой формации, водители, привыкшие жить по-старому, «бомбилы» в аэропортах и другие. А чем в итоге все закончилось? Прогресс победил. Клиенты проголосовали рублем: выбрали то, что им дешевле и удобнее. И рынок мигом перестроился под новые правила.
Вот и с арт-рынком изменения, скорее всего, произойдут по той же схеме. Когда покупатели увидят в блокчейне реальный комфорт и безопасность, то дальше под них подстроятся все — и галереи, и аукционы, и дилеры. Без вариантов. Не верите? Тогда вспомните, как еще лет пять назад арт-рынок точно так же сопротивлялся и Интернету. Со снобизмом и шапкозакидательством говорили, что Интернет для продажи серьезного искусства не подходит. А теперь можно с удивлением наблюдать как те же «сотбисы-кристисы» наперегонки развивают свои онлайновые сервисы, а стартапы в искусстве получают многомиллионное финансирование.
И с блокчейном будет так же, вот увидите.
Источники: fb.ru, rb.ru, youtube.com, ru.wikipedia.org, rbc.ru, investprofit.info, daily.afisha.ru, vestifinance.ru, dk.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20170824_blockchain_for_russian_art_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20170824_blockchain_for_russian_art_market.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.