- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Почему в России регистрируется рекордная посещаемость музеев?
ARTinvestment.RU 10 апреля 2017
На заседании итоговой коллегии Минкультуры России были подведены официальные результаты 2016 года: музеи России посетило 123 миллиона человек. Ого! Отчего такое счастье и можно ли его не растратить попусту?
Сама цифра, впрочем, не сенсация. Еще в декабре 2016 года на Совете по культуре и искусству Путин сообщил о каком-то просто сногсшибательном числе посетителей музеев — 120 000 000 за год (при населении 146 000 000 человек). И то была лишь предварительная цифра. Теперь Владимир Мединский ее уточнил: «В целом в 2016 году посещение государственных музеев Министерства культуры Российской Федерации по сравнению с 2012 годом (внимание: не за один год!) увеличилось на 41 % — с 87 до 123 миллионов посетителей в год». Это даже без учета частных музеев, которых становится все больше. Рост доходов музеев с 2012 по 2016 год (снова внимание: не за год!) составил, по данным министра, 225 %. В частности, две самые популярные выставки Третьяковской галереи (Ивана Айвазовского и Валентина Серова) посетили 1 000 000 человек, что позволило музею заработать около 400 000 000 рублей. В эту сумму входят деньги не только от билетов, но и от продажи книг и альбомов.
123 000 000 посетителей в год? Ну, а что? Звучит диковинно, но не более чем 86 % рейтинга или 54 % голосов на думских выборах. Дело даже не в том, что 123 миллиона — это примерно 84 % населения России в 2016 году, включая младенцев, заключенных и немощных старцев. Тут тоже при желании можно притянуть какое-нибудь объяснение: вдруг мы просто не заметили, как народ каждую пятницу покупает билеты и забуривается в музеи на все выходные? Или вдруг не заметили, что иностранные туристы из благополучных стран летят к нам огромными стаями и алчут культурных ценностей? Это, в конце концов, дело воображения. Но странно другое. Само же министерство дает статистику, что две самые топовые выставки в стране на пару собрали один миллион посетителей. Получается, для того чтобы поверить в 120 миллионов посетителей, нужно поверить, что в стране за 2016 год прокатилось как минимум 240 музейных «блокбастеров», не уступающих по классу Серову и Айвазовскому. Вы можете себе это представить? Мне лично сложно.
В общем, не знаю, что и думать.
Впрочем, независимо от конкретной цифры, в позитивную динамику, приведенную министром, я как раз верю вполне охотно. То, что в последние годы наблюдается всплеск интереса к культуре вообще и к изобразительному искусству в частности, видно невооруженным глазом. Когда еще к очереди в Третьяковку стягивали полевые кухни? Было ли такое до этого хоть раз в истории? Сомневаюсь. А этот вечный онлайн-дефицит билетов в Пушкинский и в Третьяковку на топовые выставки? Среди моих знакомых никому не удалось купить билеты в Интернете — все мгновенно раскупалось. На паром в Крым билеты купить проще, чем на нашего Караваджо. Музейный феномен глупо отрицать. Он возник в последние два-три года, и единого убедительного объяснения ему мне слышать до сих пор не приходилось.
Можно выдвинуть разные версии, почему публика ломанулась в музеи первого ряда.
Первая — пресыщенность Интернетом и медийными развлечениями. Надоел не то что телевизор, но уже и ютюб, ролики из соцсетей и даже сериалы с торрентов. А вот то, для чего надо встать с дивана, воспринимается как настоящее приключение. Люди захотели реальности. И музей, да еще взятый штурмом, — это хорошее приключение.
Вторая версия (пересекающаяся с первой) — мода на интеллектуальный имидж. Круто стало не демонстрировать материальные блага, а транслировать интересный опыт и впечатления, недоступные всем. Что можно запостить в фейсбуке? Тачки, айфончеги, омары из кабака или Эйфелева башня — как-то откровенно пошло. А вот фотография со Шпицбергена (куда тур по цене сопоставим с айфоном) или из Венской оперы или селфи у шедевра с модной выставки — это совсем другое дело. Впрочем, это тоже не исчерпывающее объяснение. В большинстве своем взрослые люди, стоявшие на морозе, шли на выставку явно не ради фотографий в соцсетях.
Третья версия — экономическая. Мы переживаем исторический момент с непредсказуемыми перспективами. Давно. Накапливается потребность в хлебе и зрелищах. При этом большинство стало реже выезжать за рубеж, Тиссена-Борнемису многие увидят не скоро. А Третьяковка и ГМИИ под боком и уровень мировой. Так зачем же носом вертеть?
Четвертая версия: скачок посещаемости — естественная реакция на резкий рост качества работы музеев. Амбициозные директора, смелые выставочные планы, конкуренция музейных площадок за зрителя — всё это опять же появилось относительно недавно. Видно, что устроителям хватает драйва и из местных музеев выставки собрать, и с зарубежными культурными институциями об обмене договориться, несмотря на мешающую внешнеполитическую дурь. В музеях стало интереснее, чем раньше. Если бы там пыль летала и все всего боялись, то не было бы никаких очередей на Серова, Караваджо, Айвазовского и сокровища Ватикана.
Ну, а пятая версия (самая вероятная) — что работают все факторы одновременно. С высокой музейной посещаемостью мы переживаем новый цивилизационный этап, историческую фазу, когда удачно совпали векторы всех действующих сил. Это как раньше спорили на кухнях, потом перешли на интернет-форумы, потом в социальные сети, потом решили на время выйти протрястись в реал — все идет волнами. Вряд ли с музейной посещаемостью так будет всегда, после подъема может наступить спад. Чтобы оставаться на месте, устроителям выставок нужно будет бежать изо всех сил. Планка поднята высоко, и музеям этот вызов понятен.
И что толку гадать, сколько это продлится и когда закончится. Важно, что сегодня все хорошо: люди почувствовали вкус к интеллектуальным способам проведения досуга. Причем процесс идет естественный, без давления и манипуляций, без оголтелой агитации и даже без массированной рекламы. В общем, точно не известно, как именно, но вдруг что-то само произошло хорошее: россияне вдруг стали реже слушать Стаса Михайлова и чаще ходить на хорошие выставки.
Хорошо. Айвазовский — наш. А что дальше? Можно ли оседлать эту волну аномального интереса к искусству? Будет ли от нее прок художникам и участникам арт-рынка?
Прежде чем рассуждать на эту тему, предлагаю вспомнить, как в последние годы количество зрителей на выставках соотносится с числом покупателей искусства. По оценкам экспертов, процент конверсии в этом деле — удручающий: менее 2 % посетителей выставок ходят на ярмарки искусства. А покупают — еще меньше. В частности, активных участников аукционов искусства в России человек 300. На всю страну. Придадут ли Айвазовский с Серовым импульс рынку искусства? Отчасти да. Может быть, еще человек 20 почувствуют потребность в регулярных покупках. Впрочем, это мнение в разряде «с осторожным пессимизмом», то есть если все будет идти как раньше.
Но есть и другое мнение. Мнение, что не нужно думать так, как было раньше, потому что «как раньше» больше не будет.
В стране есть сектор с сильно нераскрытым потенциалом, десятилетия выживающий, десятилетия сжимающий внутреннюю пружину, — русское современное искусство. И как раз русское актуальное имеет обыкновение с особой мощью раскрываться в переломные исторические моменты. Когда в воздухе разлита тревога и неопределенность, но витают надежды на лучшее, — вот самое время для нового искусства. В такой ситуации «выстрелил» и первый русский авангард, и нонконформисты, и искусство «лихих» 1990-х. Сейчас время чем-то похожее. Пружина остается сжатой уже лет тридцать, целое поколение успело смениться, и интуиция подсказывает, что бесконечно так продолжаться не может. Что-то будет. Новые зрители обязательно разыщут своих художников. Причем, как показал неожиданный музейный бум, произойти всё может так же внезапно. А уж встретятся они в антураже подполья или выставочных залов, с деньгами или снова без денег, — другой вопрос, время покажет.
Источники: mkrf.ru, kremlin.ru
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20170410_museum_visitors_in_russia_stats.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20170410_museum_visitors_in_russia_stats.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год