art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru




20/20: главные события и персоналии уходящего года. Часть 2
ARTinvestment.RU   29 декабря 2020

AI подводит итоги 2020 года, представляя главные события на рынке искусства в самый непростой сезон в новейшей истории

Первую часть материала вы можете прочесть здесь.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию вторую десятку событий, которые определили лицо 2020 года:

11. Ярмарочный провал

Ярмарки, стремительно набравшие вес в последние пять лет (до половины сделок галереи проводили именно там), оказались наименее защищенными среди всех игроков арт-рынка. Пандемия показала, что их бизнес-модель — предоставление торговых площадок галереям — это всего лишь отношения «арендодатель — арендатор»: у ярмарок не оказалось предметов искусства или своих художников, чтобы торговать ими, и десятилетиями посещавшие ярмарки коллекционеры разбежались по галереям и аукционным домам. Онлайн-кабинеты, которыми Art Basel и Ко заменили физические ярмарки, стали полноценно продавать лишь осенью — после того, как карантин вернулся, а допечатанный доллар создал избыточную денежную массу.

12. Объединение всех и вся

Пандемия наконец-то заставила игроков арт-рынка пробовать бизнес-модели, связанные с объединением — как участников смежных сегментов рынка, так и конкурентов. Происходило это на всех уровнях: художники отдельных городов, стран и регионов объединялись в сообщества, чтобы громче «прозвучать» совместным вебсайтом, крупные галереи объединялись с небольшими, аукционные дома объединялись с частными дилерами и даже с другими домами (гиганты Christie’s и China Guardian, Phillips и Poly Auction). В Москве дошло до того, что была основана Ассоциация галерей современного искусства — явление, о котором год назад никто и помыслить не мог.

13. Реакция арт-рынка на общественные движения

Общеизвестно, что среди двух главных политических партий США — республиканской и демократической — рынок искусства традиционно поддерживают сторонники последней. В 2020 году, за полгода до выборов президента (это не намек, а простое совпадение фактов) в США активизировалось движение за права темнокожего населения — в чем арт-рынок принял самое активное участие. В яростных спорах арт-сообщества о составе музейных, галерейных и частных собраний тема гендерной принадлежности авторов вмиг сменилась темой цвета их кожи, галереи занялись пересмотром цен на своих художников, а музеи — сменой постоянных экспозиций в стремлении к этническому равенству. Коллекционеры тоже поддержали новый тренд, обеспечивая темнокожим художникам высокий уровень продаж и аукционные рекорды. Чуть в стороне от движения остались топ-галереи: их ведущие художники неевропейского происхождения немного поумерили активность и в «горячей» части кампании участия не принимали.

14. Рост числа топ-галерей

К слову, само понятие «топ-галерея» в карантин претерпело изменения: все вышеназванные факторы перераспределили соотношение сил. До 2020 года мы привыкли говорить о «большой шестерке»: Gagosian, David Zwirner, Pace, Acquavella, White Cube и Hauser & Wirth. В последний год на один уровень с ними (по части активности и статусу представляемых художников) встали ветеран арт-рынка Marion Goodman, Matthew Marks, Perrotin, Thaddaeus Ropac, Continua, Victoria Miro и Skarstedt, подписавшая перед пандемией контракт с KAWS. Сохранится ли этот баланс в будущем?

15. Возвращение Art & Fashion

По статистике, примерно раз в десятилетие арт-рынок входит в коллаборации со смежными областями предметов роскоши — для подпитки свежими покупателями в надежде сделать из них коллекционеров. После 2014-го, когда волна коллабораций мира искусства и моды уступила место содружеству художников и ювелиров, казалось, что слова «фешн» мы не услышим в привязке к «арту» еще долго. Все поменял 2020 год, и пандемия «виновна» в том лишь отчасти: сверхмолодое поколение коллекционеров под литерой Z (16–25 лет), воспитанное онлайн-магазинами одежды и культом вещей, обнаружило интерес к покупке предметов, к которым прикоснулся художник — и тем самым превратил обычный предмет в артефакт. Живописцы, скульпторы, графики и мультипликаторы — все бросились помогать брендам в создании новых коллекционных арт-продуктов, от расписанных кроссовок до светильников с принтами на абажурах.

16. Пробуждение «спящих шедевров»

Как известно, «спящим шедевром» арт-рынок называет работу (чаще — авторства старых мастеров), которая долгое время «скрывалась» от официального искусствоведения где-нибудь на чердаке — а потом неожиданно была найдена, быстро атрибутирована и еще быстрее отправлена на аукцион. Специалисты предупреждают: в периоды кризисов подобных находок случается все больше, поэтому бдительный коллекционер должен быть начеку. Пандемия создала для «спящих шедевров» самый благоприятный микроклимат: их находили часто и повсюду. Однако аукционы и коллекционеры, вооруженные в онлайне новыми инструментами — визуализацией в высоком разрешении, 3D-анимацией, позволяющей изучить поверхность работы в нескольких измерениях, а также недоступными ранее базами провенанса — готовы к приходу «спящих шедевров» как никогда ранее.

17. Амстердам отказал в реституции

Волна реституции — возвращения предметов искусства родственникам (наследникам) законных владельцев, лишившихся активов в ходе незаконного изъятия либо военных действий, — не покидала передовицы СМИ последние несколько лет. Музеи возвращали работы еврейским семьям, отдельные страны передавали целые коллекции колониального искусства своим бывшим колониям, а добросовестные, но неосторожные приобретатели из числа частных владельцев были вынуждены расстаться с предметами, в которых обнаруживался явный нацистский (или мошеннический) след. Итог судебных решений всегда был один: вернуть. В декабре суд Амстердама создал небывалый прецедент: он отклонил иск семьи Левенштейн, претендовавшей на живопись Василия Кандинского из музея Стеделийк, которой тот владел с 1940 года, поскольку «картина не была украдена или конфискована, а выставлена на аукцион из-за ухудшающегося финансового положения владельцев до вторжения нацистской Германии и оккупации Нидерландов». На всякий случай напомним: многим семьям во время нацистского режима действительно приходилось продавать коллекции, тем самым фактически покупая себе право покинуть страну — поэтому амстердамский прецедент выглядит очень опасным для дальнейшей судьбы реституции искусства.

18. Появление новых мотиваций коллекционеров

Отчет HISCOX Online Report, вышедший в декабре, официально расширил перечень мотиваций коллекционеров при покупке искусства. К эмоции (желанию обладать предметом), финансовой выгоде (возврату инвестиций) и социальному аспекту (быть членом сообщества коллекционеров, в т.ч. для решения бизнес-вопросов) добавились: патронат (поддержка художников и арт-организаций) и личный статус (определение собственной идентичности). Отметим, последние две мотивации всегда присутствовали, но в степени, недостаточной для идентификации покупателем в качестве основной причины покупки, размываясь между социальными и эмоциональными мотивами. Отчет HISCOX утверждает, что сформировала их в самостоятельные единицы именно пандемия.

19. «Свидание» с «Джокондой»

Кажется, вопрос «Как музею заработать без продажи картин» можно считать закрытым: в конце декабря британский Christie’s и французский Drouot провели аукцион в поддержку Лувра. В качестве лотов выступили эксклюзивные «впечатления», организованные музеем, — персональная экскурсия по музею в сопровождении его директора, частный концерт в Зале Кариатид, визит в музей вечером с фонариком и прогулка по крышам Лувра. Топ-лотом вечера стало особое «свидание» с «Джокондой» — уникальная возможность увидеть картину без защитного стекла: оно досталось меценату за €80 тыс.

20. Нововведения ARTinvestment.RU и рекорды AI Аукциона

В жизни нашей компании в 2020 году также произошел ряд событий, о которых мы считаем нужным напомнить. С началом тотальной изоляции AI открыл собственный канал на YouTube, где стал выкладывать видео еженедельных образовательных вебинаров. Гостями 26 программ стали ведущие персоны рынка искусства: художники, коллекционеры, искусствоведы, эксперты в области логистики, технологий и ценообразования из России, Украины, Великобритании, США и Эквадора. За первое полугодие на ресурсе добавилось 10 новых рубрик, а посещаемость увеличилась в 2,5 раза. В мае состоялось виртуальное открытие галереи «XXI век. Современное российское искусство»: в формате видеоконференции были проведены экскурсии по мастерским художников, интернет-дискуссии и жаркие искусствоведческие споры, а сами работы были размещены в современных и удобных для просмотра онлайн-кабинетах. В сентябре, совместно с компанией «АРТ-Курьер», мы запустили «АРТКредит» — первый российский профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства. В октябре ARTinvestment.RU впервые стал полноценным участником международной конференции Deloitte Art & Finance — ведущего мирового форума по экономике искусства. Наконец, в том же октябре юбилейные 350-е торги AI аукциона с суммарной выручкой 18,6 млн рублей стали лучшими торгами за 7 лет его существования. А весь 2020 год для AI аукциона стал самым доходным в истории.

В заключительной части статьи вас ждет встреча с 20 персоналиями, которых редакция AI выделила на рынке искусства в 2020 году.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20201229_20events2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20201229_20events2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх