Art Investment

Кандинский и Писсарро: отсудить, продать, подарить?

Одни наследники хотят отсудить у Стеделийк-музея картину Кандинского за €20 млн. Другие судятся из-за работы Писсарро — но не для того, чтобы вернуть её, а чтобы подарить французскому музею

Реституция бывает разной и преследует порой противоположные цели. Два свежих тому примера — заново открытые реституционные процессы по картинам Василия Кандинского и Камиля Писсарро.

«Пейзаж с домами» (1909) кисти Василия Кандинского принадлежал Роберту Левенштейну, бежавшему из Нидерландов во Францию в 1940 году. Его коллекция была пущена с молотка в том же 1940 году уже во время фашистской оккупации и после его отъезда. Работу Кандинского тогда приобрел Городской совет Амстердама, в ведении которого находится Стеделийк-музей. В 2018 году реституционный комитет Нидерландов постановил, что продажа не была вынужденной и что финансовые дела Левенштейна шли неважно еще до войны и оккупации, а значит, Кандинский может остаться в музее.

Теперь наследники это оспаривают: приводят старые выписки со счетов их предка, подтверждающие положительный баланс; заявляют, что нет никаких доказательств получения Левенштейном денег за работы, проданные с аукциона в 1940, и т.д. Ну а самый их главный аргумент связан с тем, что реституционный комитет Нидерландов по большей части состоит из людей, непосредственно связанных со Стеделийк-музеем и что налицо конфликт интересов. Четверо из семи членов комитета, по утверждению адвокатов наследников, либо входят в деловой клуб музея, либо работают на компании, являющиеся спонсорами институции. Пол Лоэб, представляющий городской совет и музей, отвергая обвинения, говорит, что финансового интереса в этом деле нет ни у одного из членов комитета и что свою работу они выполнили как следует.

А пока наследники Левенштейна надеются на возвращение картины Кандинского, 80-летняя француженка Леоне Мейер хочет подарить одному из французских музеев работу Камиля Писсарро, возвращенную ей по реституции в 2016 году. Картина Писсарро «Пастушка, собирающая овец» (1886) принадлежала приёмному отцу Леоне — Раулю Мейеру, вынужденному бежать в США и оставить свою коллекцию оккупационным властям. В итоге в 1956 году картину Писсарро купил нефтяной магнат из Оклахомы Аарон Вейценхоффер, а после его смерти в 2000 году его вдова пожертвовала работу Музею искусств при Университете Оклахомы.

Леоне Мейер в 2016 году добилась того, чтобы её признали законной владелицей работы, однако стороны пришли к промежуточному решению по части экспонирования: «Пастушка, собирающая овец» должна была проводить попеременно по 3 года то во Франции, то в музее при Университете Оклахомы. Причем истица никогда и не хотела получить Писсарро на руки — пусть лучше картину смогут увидеть в одном из французских музеев.

Сейчас истекает срок временного экспонирования работы Писсарро в Музее Орсэ, а в феврале 2021 года она должна быть перевезена в США на три года. Но играть и дальше в этот пинг-понг с постоянной транспортировкой через океан дорогой картины Орсэ впредь не хочет, да и не один другой французский музей не захочет, — считает адвокат Леоне Мейер. Поэтому реституционное дело возобновили: Леоне Мейер надеется окончательно вернуть картину, но лишь для того, чтобы её пожертвовать одному из французских музеев.

Желание Леоне Мейер подарить картину музею это, скорее, исключение из реституционных обычаев. Все прочие наследники, добившиеся или нет реституции работ Писсарро (из Музея Тиссена-Борнемисы и из частной американской коллекции), о подобных широких жестах не помышляли.

Источники: theguardian.com, artnet.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20201103_restitution_pissarro_kandinskiy.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20201103_restitution_pissarro_kandinskiy.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».