art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

Старые мастера и новый рынок. Часть 3
ARTinvestment.RU   26 августа 2020

AI продолжает рассказ о рынке искусства старых мастеров

Во второй части материала мы рассказали о том, как формировался рынок искусства старых мастеров с момента возникновения до настоящего времени. Сегодня мы расскажем о том, каким изменениям он подвергся в 2019–2020 годах.

В сезоне-2019, предшествующем пандемии, произошли интересные изменения, призванные вдохнуть новую жизнь (читаем: деньги новых коллекционеров) в классическое искусство. В декабре аукционный дом Sotheby’s провел торги Fabrizio Moretti × Fabrizio Moretti — специализированный аукцион при участии барабанщика американской рок-группы The Strokes Фабрицио Моретти и его полного тезки — арт-дилера. Все 24 предмета искусства старых мастеров, представленные на торгах, были проданы, при этом лишь 8 лотов — ниже среднего эстимейта. Этому предшествовал довольно смелый эксперимент в духе времени: в январе 2019 года Sotheby’s перед торгами старых мастеров провел выставку «Женское торжество», сделав «послом» проекта дизайнера Викторию Бекхэм (в итоге всех участвовавших в экспозиции женщин-художниц бесцеремонно-рыночно разделили между дневными и вечерними торгами, а предметом топ-продажи среди произведений «старых мастериц» стала работа Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842) проданная за $7,19 млн). Christie’s использовал другой подход к использованию громких имен, сфокусировавшись не на персоналиях, а на брендах: их партнером стал дом Dolce & Gabbana. Совместная выставка, объединив коллекционеров предметов роскоши и покупателей старых мастеров, предваряла не публичные торги, а частные продажи — поэтому о результатах этой затеи официально не сообщалось.

Тем не менее после роста в 2016–2018 годах объем продаж старых мастеров в 2019 году снизился, составив $239,24 млн (без учета комиссии покупателя), что на 13,9 % ниже объема 2018 года ($277,82 млн). Снижение объема продаж — следствие меньшего количества работ, предложенных для вечерних торгов, которые в последние годы стабильно составляли примерно три четверти всего рынка старых мастеров. Для сравнения: в 2018 году было продано 416 таких лотов, в 2019 году — 307. При этом доля проданных лотов, наоборот, выросла: 83,6 % (2019) против 74,8 % (2018). Причину сокращения предложения старых мастеров специалисты усматривают в географической локации основного центра их продаж: как мы помним из второй части материала, таковым является Лондон — а в 2019 году он стал вызывать опасения из-за неразберихи с надвигающимся «Брекситом». Если говорить проще, доверять Лондону шедевры продавцы стали с опаской.

К концу 2019 года Sotheby’s сохранил долю рынка старых мастеров с 57,7 % общего объема продаж ($138,15 млн), Christie’s досталось 42,3 % рынка ($101,09 млн). Пять самых дорогих лотов года принесли обоим домам 16 % дохода от продаж старых мастеров за весь календарный год.

Таблица 1. Продажи работ старых мастеров на аукционах Sotheby’s и Christie’s в 2016–2020 годах (по цене молотка)

Объем продаж, млн $

2016

2017

2018

2019

2020, 7 мес.

Вечерние торги

191,7

210,0

233,3

196,2

100,9

Дневные торги

35,2

40,6

44,5

41,3

6,9

Онлайн-торги

1,7

13,7

Общий

226,9

250,6

  277,8

239,2

121,5

Средняя цена продажи лота, млн $

0,197

0,221

0,218

0,260

0,691

2020 год нивелировал недостатки «Брексита» и преимущества Виктории Бэкхем: настала эра интернет-продаж, в которые должны были встроиться и старые мастера. Стоит отметить, что перевод старых мастеров в онлайн в последние годы шел медленнее — в первую очередь из-за опаски аукционных домов встретить нежелание возрастных коллекционеров (а именно эта группа традиционно считалась основными покупателями классического искусства) работать с новыми технологиями. За аукционы все решил карантин: результаты онлайн-продаж старых мастеров неожиданно превысили показатели всех других сегментов искусства, показав рост в 785 %! При этом общий объем продаж составил $15,1 млн (в сравнении с $1,7 млн онлайн-продаж сегмента в 2019-м), а 78 % лотов были успешно проданы.

Что стало причиной такого роста? Специалисты арт-рынка сходятся в следующем мнении: исторически сложилось, что информация о предметах искусства (в том числе и старых мастеров) публиковалась минимальная — исходя из ограничений печатного объема каталогов. Соответственно, это сужало возможности потенциальных покупателей и привлекаемых ими консультантов детально изучить работы. Переход к онлайн-продажам, напротив, позволил увеличить объем и детализировать всю информацию о работах — в частности, аукционные дома стали требовать от продавца более подробной и прозрачной информации для последующего размещения в описании лота. Немаловажную роль также сыграли изображения с высоким разрешением: отныне коллекционер старых мастеров мог рассмотреть все в мельчайших деталях, чего ранее был лишен.

Дальше — больше: в мае 2020 года Sotheby’s заявил о намерении провести торги старых мастеров в новом формате, объединив элементы выставки, арт-ярмарки и аукциона. Таковые прошли с 18 по 25 июня под общим названием The Dealer's Eye («Глазами дилера») в Лондоне и Нью-Йорке. Лоты для этих торгов были отобраны 39 известными дилерами, специализирующимися на искусстве старых мастеров и художников XIX века, где каждый из дилеров предложил по три работы. Учитывая экспериментальный характер торгов, Sotheby’s решил отказаться от комиссии продавца за участие в аукционе и ограничиться только стандартной комиссией покупателя.

К сожалению, первый эксперимент объединения аукциона и дилеров в формате арт-ярмарки прошел не особо успешно: объем продаж на сумму $2,46 млн оказался значительно ниже эстимейта аукционного дома ($4,89–7,15). Из 111 лотов, предложенных на торгах, продать не удалось 57 (51 %) — свидетельство того, что в отношении старых мастеров взаимоотношения публичного и частного рынков пока напоминают действия троих животных из известной басни Ивана Андреевича Крылова.

Шансом исправить ситуацию стали т.н. «Перекрестные торги» (англ. — Mixed Sales), о которых AI ранее писал в одноименном отчете. Старые мастера объединились с современным искусством на Sotheby’s («От Рембрандта до Рихтера», 28 июля 2020) и с искусством импрессионистов на Christie’s («Классическое искусство: от антиквариата до XX века», 29 июля 2020). В итоге у Sotheby’s от общего объема торгов в $165,2 млн старые мастера составили 19 %, у Christie’s — 84 % от общего объема торгов в $22,7 млн (правда, и ставка последнего аукционного дома была сделана именно на старых мастеров). В целом 42 лота «Рембрандта и компании» принесли обоим аукционам 49,9 млн, а средняя стоимость предмета по молотку составила чуть более $1 млн. Рекордом летней серии торгов среди старых мастеров (как и всех первых семи месяцев 2020 года) стала продажа автопортрета Рембрандта за $16,25 млн (без учета комиссии покупателя).

Таблица 2. Топ-10 продаж искусства старых мастеров на «Перекрестных торгах» Sotheby’s и Christie’s, 2020

Автор

Название работы

Век создания работы

Школа художника

Город проведения аукциона

Цена продажи (молоток), $

1

Рембрандт Харменс ван Рейн

Self-portrait of the artist, half-length, wearing a ruff and a black hat

XVII

Фламандская

Нью-Йорк

16 254 000

Бернардо Беллотто

Dresden, a view of the moat of the zwinger

XVIII

Итальянская

Лондон

5 934 000

Питер Пауль Рубенс

Portrait of a young woman, half-length, holding a chain

XVII

Фламандская

Лондон

4 386 000

Антонио Ломбардо (атриб.)

Death of Lucretia 

XVI

Итальянская

Лондон

 3 999 000

Питер Пауль Рубенс

Portrait of a lady, three-quarter length, wearing an elaborate black dress and cloak, before a red drape and a distant landscape

XVII

Фламандская

Лондон

3 225 000

Паоло Уччелло

Battle on the banks of a river, probably the battle of the metaurus (207 BC)

XV

Итальянская

Лондон

2 580 000

Неизвестный бургундский художник

Portrait of a man holding a prayer book, bust-length, in a fur-lined coat and cap

XV

Французская

Лондон

1 741 500

Создатели бревиария Манипенни

The Almanac Book of Hours 

XV

Французская

Лондон

1 741 500

Уильям Тернер

Whalley bridge and Abbey, Lancashire: dyers washing and drying cloth

XIX

Британская

Лондон

1 419 000

10 

Джулиано Финелли

Aristotle and Homer 

XVII

Итальянская

Лондон

 903 000

Таблица 3. Топ-10 художников по соотношению среднего эстимейта и цены молотка на «Перекрестных торгах» Sotheby’s и Christie’s, 2020

Автор

Век создания работы

Соотношение среднего эстимейта (Е) и цены молотка (М), Е/М

1

Антонио Ломбардо (атриб.)

XVI

4,77

Ян Брейгель младший

XVII

4,00

Иоахим Эйтевал

XVII

3,68 

Паоло Уччелло

XV

2,86 

Герард ван Кейл

XVII

2,82 

Неизвестный бургундский художник

XV

2,70 

Создатели бревиария Манипенни

XV

2,70 

Джованни Франческо Барбьери

XVII

2,08 

Джованни Марильяно (атриб.)

XVI

1,60 

10 

Фердинанд Георг Вальдмюллер

XIX

1,44 

Как видим, рынок искусства старых мастеров оказался наименее подвержен влиянию кризиса: объем продаж в этом сегменте по итогам первого полугодия 2020, согласно исследованию ArtTactic, снизился всего на 22 % (искусство в целом — на 49 %). При этом объем онлайн-продаж работ старых мастеров, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, увеличился на 785 %. Это наглядно демонстрирует, что рынок старых мастеров, считавшийся консервативным в плане коллекционеров и основных каналов продаж, созрел для цифровой трансформации, которую сейчас переживает глобальный арт-рынок.

Одна из причин, по которой покупатели больше интересуется импрессионизмом, послевоенным и современным искусством, заключается в его лучшем маркетинговом позиционировании: Моне, Баския и Кунс сопровождают нас в повседневном мире на каждом шагу, от социальных сетей до уличных граффити. В то же время рынок старых мастеров позиционировался как элитарный и нишевый — от чего долгое время страдал в финансовом выражении. 2020 год показал: прежним коллекционерам недоставало объема и открытости информации, а представители нового поколения готовы рассматривать классиков в качестве альтернативы, а то и дополнения коллекции современного искусства. Пусть даже под аккомпанемент кураторства Виктории Бэкхем.

В следующей части материала мы расскажем о самых интересных исторических примерах повторных продаж работ старых мастеров — и тем самым попробуем определить степень инвестиционной привлекательности этого сегмента рынка искусства для коллекционера.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200826_old_masters.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200826_old_masters.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх