Art Investment

Художники и цены

20/20: главные события и персоналии уходящего года. Часть 1

Формат итогового материала года нам подсказала сама цифра: 2020 отлично делится на 20 событий и явлений уходящего сезона и 20 персоналий, действия которых войдут в историю арт-рынка. От традиционного в таких случаях рейтинга мы решили воздержаться, распределив и тех и других в календарной последовательности. Кроме несомненного удобства читателя, такой подход кажется нам справедливым: ценность вклада того или иного события или человека в нечто общее иногда определяется спустя десятилетия. А наши фигуранты просто сделали 2020 год таким, каким мы его запомним.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую десятку событий:

1. «Брексит»

Многие ли сейчас вспомнят, что 2020-й начался с опасений арт-рынка по поводу наступившего «Брексита» — выхода Великобритании из состава ЕС. Чехарду от совмещения старого и нового законодательств в «переходный» период рынок ощутил еще в январе: ЕС обязал галереи раскрывать имя покупателя искусства на сумму свыше €10 тыс., а многие частные продавцы из Европы решили не отдавать работы на британские аукционы из-за вводимых пошлин и логистических сложностей — и отложили продажу до весны и Нью-Йорка. Чем это обернулось — хорошо известно.

2. Банкротство Paddle8

Инвесторы крупнейшего онлайн-аукциона современного искусства пожалели о решении обанкротить компанию спустя недели две после его обнародования — с наступлением карантина. Но, увы, было уже поздно: самый ценный актив — базы продавцов и покупателей — ушли с аукциона при распродаже активов Paddle8. Уверены: в карантин аукционный дом стал бы одним из ведущих игроков, вернув и деньги, и доверие рынка. А так — лишь подтвердил старую истину: деньги у людей, не разбирающихся в искусстве, на арт-стартап брать не рекомендуется.

3. Карантин

Давайте вспомним: поверили ли мы до конца в названную в феврале причину переноса Art Basel Hong Kong? Коронавирус казался весомым поводом — но гонконгские беспорядки и отказ китайских художников участвовать в ярмарке перевешивали. Насколько мы недооценили аббревиатуру COVID, стало понятно в марте — начиная с отмены более 40 крупных арт-событий и заканчивая переходом всего мира на изоляцию. Кстати сказать, слова «отмена» СМИ предпочитали избегать, употребляя «перенос». Сколько продлится карантин, к чему он приведет и будет ли повторяться — никто не знал.

4. Экспансия технологий

Оказавшись в карантине, арт-рынок понял две вещи. Первая: в техническом плане многие крупные игроки совершенно не подготовлены к изоляции — смесь самоуверенности и жадности не давала им развивать технологии, поскольку искусство стабильно продавалось в физически-ручном режиме. И вторая: с марта 2020 года программисты стали одной из самых востребованных профессий — следовательно, редкой и дорогой. «Скупые» поделились на тех, кто стал платить дважды (и даже трижды), и тех, кто закрылся.

5. Образовательный бум

Находясь в изоляции, люди поняли, что не знают о мире ровным счетом ничего, что вылилось в массовую потребность в самообразовании. Тройку фаворитов онлайн-знаний, к неожиданности маркетологов, составили спорт, кулинария и — искусство. Популяризировать последнюю сферу помогли Google Arts And Culture, взявшийся за оцифровку дополнительного числа музейных и частных коллекций и Музей Гетти, запустивший в массы фотопроект Getty Museum Challenge (в Рунете право на оригинальность идеи оспаривает флешмоб #изоизоляция). Как бы то ни было, даже далекие от искусства люди видели «ожившие» картины в исполнении своих друзей из соцсетей — и втягивались.

6. СМИ-завеса

Начав карантинное образование с истории искусства, люди незаметно вышли на тропу арт-рынка. Здесь их поджидал сюрприз: оказалось, что далеко не все аукционные лоты имеют шесть нулей, а высокой художественной ценностью может обладать предмет, который по силам даже ежемесячной зарплате. Как оказалось, ответственность за такое арт-невежество, десятилетиями лишавшее рынок новых покупателей, лежала на продавцах искусства и СМИ: первые создавали рынку ауру элитарности, стремясь к более высоким продажам, вторые — публиковали информацию лишь о впечатляющих воображение читателей результатах. Оба виновника подсчитали убытки и принялись работать с новоприбывшей аудиторией, введя в оборот термин «доступное искусство».

7. Изменение подхода к ценообразованию

Не меньшие изменения в карантин произошли в сознании коллекционеров со стажем, чьи собрания включали искусство разных периодов. Находясь в изоляции, дорогостоящие работы умерших художников перестали «работать», т.е. повышать капитализацию: их нельзя было отдать в музейную аренду, а если они оказались в музее на момент начала карантина — их стало невозможно забрать. В то же время работы молодых художников, активно использующих Интернет для связи с миром (от создания виртуальных обоев для Zoom до мастер-классов по живописи из собственной мастерской), стремительно возросли в цене: к их художественной ценности добавилась общественная «нагрузка». Это не осталось незамеченным коллекционерами со стажем, которые стали присматриваться к молодым именам — что в онлайне делать было не только просто, но и увлекательно. И ценообразование нового поколения художников в большей мере определяют уже не результаты аукционных продаж (у большинства их просто нет) — а маркетинговые факторы: выставки, резиденции, конкурсы, гранты и регулярность цитирования в социальных сетях. Перенесется ли эта практика (за исключением позиций, требующих личного присутствия) на ценообразование произведений умерших художников? Полагаем, что да.

8. Виртуальная резиденция Hauser & Wirth

Памятуя о том, что наибольший толчок карьере молодого художника может дать именно резиденция — выездной пленер с международными участниками, по итогам которого лучшие авторы получают внимание кураторов или контракт с галереей, топ-дилер Иван Вирт решил создать ее виртуальный аналог. Неизвестно, выиграют ли от этого художники — но стартап из Сан-Франциско ArtLab выиграл точно: по слухам, после слияния с Hauser & Wirth его основателям был выделен $21 млн и дана полная свобода — о которой до карантина арт-стартапы могли только мечтать.

9. Аукционные ухищрения

С наступлением пандемии, однако, главным спасителем рынка искусства виделся не Интернет, а частные продажи — именно в них устремились и аукционные дома, и галереи. По итогам первого полугодия стало очевидно: аукционы выигрывают, причем за счет возврата публичных продаж. Странное дело: если раньше многие предпочитали именно частные продажи, то с приходом пандемии публичные торги с виртуальным аукционистом стали неким объединяющим фактором, напоминающим людям о физическом мире. Правда, для того чтобы собрать на торги коллекционеров, аукционным домам пришлось попотеть — то объединяя картины с кроссовками и скелетами, то совмещая молодую и возрастную аудитории, а то и вовсе разыгрывая ужины со звездами, заручившись поддержкой Google.

10. Галерейные беды

А вот отставание галерей в гонке за право называться лучшим игроком арт-рынка 2020 стало неожиданностью. Причем первым делом — для самих галерей. Для начала оказалось, что большинство статусных продавцов арендуют пространства, а не владеют ими — и половине галерей в карантин пришлось физически закрыться. Далее, нехотя пришлось признать, что личный контакт с покупателем гораздо важнее вывески, под которой осуществляется покупка, — и частные продажи без галерейных открытий и арт-ярмарочной шумихи поутихли. Переход в онлайн вернул рынок частных продаж лишь в некоторой степени: прием платежей через Интернет программисты галереям настроили, а каким языком общаться с онлайн-покупателем — объяснить не смогли.

Во второй части статьи вас ждет встреча со второй десяткой событий, которые редакция AI выделила на рынке искусства в 2020 году.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20201228_20events1.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20201228_20events1.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».