Рынок искусства и Brexit: верните мои деньги
31 января, с очередной попытки, «Брексит» начался: Великобритания официально начала выход из состава Европейского союза. AI разбирается в подтвержденных и возможных последствиях «Брексит» для рынка искусства.
Большинство новостей, в последние дни старательно пугающих необратимостью «Брексита», упускают важный для нас вопрос: в каком состоянии подошел к моменту официального выхода объединенный арт-рынок Великобритании и ЕС? В 2018 году Великобритании принадлежал 21 % (больше только у США) продаж мирового и 66 % европейского (точнее, стран, входящих в ЕС) арт-рынка (данные Art Basel and UBS Global Art Market Report 2019). Иными словами, с Великобританией европейский арт-рынок составлял 32 % мирового оборота, без нее — всего 11 %. Важнее другое: без малого полвека вторая по величине торговая площадка (Лондон) была законодательно связана с исторически крупнейшим местом пребывания предметов искусства в частных руках (Европа). Выстроенная логистика, таможенные правила и сборы, налогообложение, совместные музейные выставочные проекты, коллекционеры, хранящие собрания по разные стороны Ла-Манша, — нужное предлагаем подчеркнуть. А теперь, возможно, и перечеркнуть.
31 января, с третьей попытки, «Брексит» наконец начался. На окончательное оформление выхода Великобритании из состава ЕС отведено еще 11 месяцев, и в течение этого периода рынок искусства будет балансировать на стыке двух законодательств – соблюдая одни законы и готовясь к введению других. AI собрал воедино главные изменения, поделив фигурантов арт-рынка на три условных категории: остающиеся в проигрыше, приобретающие выгоду и находящиеся в подвешенном состоянии.
В проигрыше:
1. Компании, трудоустроившие граждан ЕС
Во многих британских аукционных домах, галереях и музеях работают выходцы из Восточной Европы и стран Балканского региона. Причина очевидна: при прочих равных условиях их труд оплачивается дешевле. Если, с учетом новых правил оформления работников, работодатели не сильно пострадают от дополнительных затрат на их содержание, они останутся. Нет — вернутся поднимать региональные рынки.
2. Крупные галереи, торгующие с гражданами ЕС
Многие международные коллекционеры и галереи до недавнего времени ожидали, что между Великобританией и Брюсселем будет заключено соглашение о временном ограничении последствий «Брексита» в отношении рынка искусства. Тем временем свое пространство в Париже в 2019 году открыла David Zwirner, следом планируют заход Hauser & Wirth и Pace. «Brexit меняет игру. После октября моя лондонская галерея станет британской, а не европейской. Я европеец, и мне тоже нужна европейская галерея», — сказал Дэвид Цвирнер в интервью Financial Times. За громкой фразой скрыта финансовая рассудительность: галереи заранее перевозят оборотный фонд своих работ, чтобы минимизировать налоговые издержки. Проблемой же для галерей, которые останутся в Лондоне, станет необходимость вернуть художникам из ЕС работы, которые не были проданы в течение определенного режимом временного импорта периодом.
3. Ярмарки с большой долей европейских галерей
В настоящее время предметы искусства из стран Евросоюза, временно ввозимые для таких ярмарок, как Frieze или Masterpiece, еще освобождаются от ввозных пошлин и НДС в рамках Таможенного союза ЕС. С 2021 года многим галереям придется пересмотреть свой график международного присутствия — скажем, в сторону США с ее 0 % импортного сбора. Кроме того, некоторые лондонские музеи могут перестать арендовать работы для временных выставок из собраний на территории ЕС — и наоборот.
4. Коллекционеры из ЕС, привыкшие покупать / продавать искусство на публичных торгах в Лондоне
Именно привыкшие покупать, поскольку теперь коллекционеры столкнутся с обычной практикой иностранцев: транзакции в крупных аукционных домах с участием одного лота в ряде случаев могут требовать 40 бухгалтерских операций и длиться до 180 дней. Кроме того, итоговые цены продаж, гарантий и комиссий будут фиксироваться в британских фунтах и конвертироваться в евро не по лояльному курсу Европейского центрального банка, а по более выгодному аукционным домам. В том, что таковой найдется, сомневаться не приходится.
В выигрыше:
1. Юристы
В эпоху перемен, о которой предупреждали китайская поговорка и тема 58-й Венецианской биеннале, больше других выигрывают профессии, призванные трактовать стремительно меняющееся законодательство. Юристы — основные бенефициары «Брексита» в последующие 11 месяцев, а возможно, и дольше. Сегодня многие галереи объединяются в пулы для получения коллективной юридической консультации: тот случай, когда общая беда объединяет конкурентов.
2. Логистические компании
Начиная с 2019 года на крупные лондонские ярмарки участники из ЕС старались доставлять работы заблаговременно, с учетом возможных длительных таможенных оформлений. Логистические компании, которые наиболее быстро сориентируются в новом законодательстве, ожидаемо поднимут цены на услуги. Менее расторопные будут рады предоставить владельцам платные услуги хранения на весь срок таможенной очистки.
3. Фальсификаторы
Если доставка оригинальных работ высокой ценовой категории из ЕС в Лондон станет нецелесообразной, то нужные предметы искусства появятся в самом Лондоне без пересечения пролива. С безупречно оформленными документами и убедительным провенансом. К сожалению, фальшивые.
В состоянии неопределенности:
1. Стороны, совершающие транзакции свыше €10 тысяч
«Пятая анти-отмывочная директива» Европарламента, направленная на ужесточение борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, введена в действие с 10 января 2020 года. С этого момента на территории ЕС покупатель предметов искусства дороже €10 тыс. обязан раскрывать имя перед продавцом. С подобной процедурой уже столкнулась ярмарка London Art Fair, проходившая 22–26 января: некоторые галереи намеренно занижали цены до €10 тыс., другие требовали у покупателей предъявить для сканирования паспорта. Но это еще полбеды: теперь, в соответствии с Общим регламентом по защите данных EC, полученную информацию о покупателе галереям необходимо особым образом хранить на специальных серверах — и ежегодно отчитываться в ее сохранности.
2. Художники, претендующие на роялти при перепродажах произведений
Великобритания приняла закон о защите прав художников при перепродаже произведений гораздо позже остальных стран, лишь в 2006 году, под давлением директивы ЕС. Одним из первых свое одобрение новому закону высказал Дэмьен Херст — теперь он получает деньги с перепродаж третьими лицами любого авторского предмета стоимостью свыше €1 тыс. Однако сторону коллекционеров, не желающих выплачивать дополнительные роялти, неожиданно занял британец Дэвид Хокни — один из самых дорогих среди ныне живущих художников и невероятно почитаемый на родине (даже несмотря на переезд в США). Голос кого из двоих культуртрегеров, рыночного или интеллектуального, окажется сильнее после «Брексита» — вопрос с непредсказуемым ответом.
3. Европейские коллекционеры, желающие купить в Лондоне искусство старше 250 лет
В апреле 2019 года Европейский Совет принял новые правила по пресечению незаконного оборота культурных ценностей, в том числе — требование о выдаче разрешений на ввоз артефактов, возраст которых превышает 250 лет. Правила, которые должны быть введены до 2025 года, применяются к культурным ценностям, ввозимым из стран за пределами ЕС, и требуют от импортеров представлять доказательства того, что их предметы были законно вывезены из страны происхождения. На усмотрение властей, ввозимый предмет может иметь либо импортную лицензию, либо простое заявление от экспортера. В Великобритании же традиционно сосредоточено большое количество артефактов и архаики, как правило, в частных галереях. Не менее традиционным является отсутствие внятных документов о происхождении таковых.
Краткий итог AI:
В Великобритании, через лондонские аукционные дома и ярмарки, совершаются наиболее дорогие покупки Старого Света. В первые годы «Брексита» неопределенность дальнейшего регулирования может привести к снижению мобильности предмета искусства, то есть одной из главных его характеристик как актива.
В дальнейшем, разделив законодательное наследие ЕС на «полезное» и «вредоносное», Великобритания имеет все шансы сделать внутренний рынок искусства более выгодным для всех участников арт-рынка международного.
До завершения переходного периода Великобритания должна придерживаться действующих стандартов ЕС, а также любых других законов ЕС, которые могут вступить в силу в этой области в течение следующих одиннадцати месяцев. После этого разногласия будут зависеть от характера будущих отношений Великобритании с ЕС. 1 января 2021 года — новая дата в сознании участников рынка, начиная с которой можно будет говорить об итогах и перспективах. Ближайшей «лакмусовой бумажкой» на готовность искусства наивысшей ценовой категории противостоять «Брекситу» станут февральские торги Sotheby’s и Christie’s в Лондоне.
«Верните мне мои деньги!» — в свое время фраза премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер в адрес Евросоюза вошла в историю как манифест несогласия с распределением средств со стороны ЕС. Тогда, в 1980-х, «Железная леди» настояла, чтобы 2/3 ежегодных членских отчислений Великобритании в сторону Европы возвращались в королевскую казну. В случае с «Брекситом», применительно к рынку искусства, посыл со стороны Великобритании остается неизменным. Главное, чтобы Европа не ответила на это: «Тогда верните мне мои картины».
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200203_Brexit_Analytics.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200203_Brexit_Analytics.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.