Арт-изоляция — 2020. Уроки первого полугодия. Аукционные дома
AI анализирует изменения, которые произошли на рынке искусства за 6 месяцев карантина
Вслед за первым, вторым и третьим материалами, посвященными музеям, арт-ярмаркам и галереям с дилерами, AI продолжает суммировать основные изменения и наработки, с которыми рынок искусства подходит к оставшимся четырем месяцам 2020 года. Четвертая статья серии «Уроки первого полугодия» посвящена фигурантам публичных продаж — аукционным домам.
• Закрытие физических торгов
Политическая турбулентность существенно подкосила аукционные результаты в 2019 году: по итогам сезона объем продаж предметов искусства и коллекционирования оказался на 17 % ниже по сравнению с показателями 2018 года. В начале 2020 года к бедам аукционных домов добавился «Брексит»: в связи с вступившими в силу ограничениями с 31 января многие продавцы не доверили свои работы февральским лондонским торгам Sotheby’s и Christie’s, перебронировав места на май, когда должны были пройти аналогичные вечерние торги в Нью-Йорке. Что случилось далее — хорошо известно: 11 марта 2020 года ВОЗ объявила, что эпидемия коронавируса приобрела характер пандемии. Аукционные дома стали массово закрывать физические площадки, что, с одной стороны, не выглядело проблемой: при 120+ аукционов в году основные доходы с продаж традиционно собирались во время вечерних торгов в конце весны и середине осени. При этом, что интересно, в течение февраля — марта в физическом формате ведущие аукционные дома все равно провели около 10 % торгов (с соблюдением социальной дистанции) — в частности, аукционы элитного алкоголя (чьим потребителям любая напасть нипочем. — AI.). Переведенный на работу штат аукционных домов не избежал сокращений: так, Sotheby’s уволил около 200 сотрудников (в основном интернов), а многим из оставшихся урезал заработную плату на 20–30 %. Закрытия не избежали и некоторые региональные представительства.
• Переход в онлайн
Для статистики: примерно из 16 тыс. аукционных домов, существовавших на начало 2020 года (данные ArtTactic), 45 были «чистыми» онлайн-аукционами (Artnet, ARTinvestment.RU и др.), чуть больше 100 — совмещали торги в зале с онлайн-продажами (Sotheby’s, Christie’s, Phillips и др.), и около 20 занимались посредничеством, т.е. предлагали разместить онлайн-ставку на торгах других аукционов (Artsy, Invaluable и др.). Остальные дома онлайн-торгов не имели. При этом объем публичных онлайн-продаж хоть и неукоснительно рос в последнее десятилетие, но в 2019 году составлял всего 9 % продаж всего арт-рынка в ценовом выражении. При этом аукционные дома с оборотом менее $1 млн осуществили через Интернет 23 % своих продаж, с оборотом свыше $10 млн — всего 4 %. Другими словами, крупные игроки (и их коллекционеры) к замене физических торгов виртуальными готовы не были. Негатива в информационное поле добавило и мартовское банкротство онлайн-аукциона современного искусства Paddle8, и хотя его причиной были названы стратегические просчеты в менеджменте, сделанные еще в 2011 году, громкий выход конкурента из игры оптимизма другим продавцам не добавил. Прежде всего потому, что на этот факт недобро посмотрели коллекционеры. Тем не менее по сравнению с 2019 годом Sotheby's продемонстрировал рост онлайн-продаж на 413 %, Christie's — на 120 %, Phillips — на 52 %.
• Развитие частных продаж
Как и большинство галерей, спасение от пандемиии аукционные дома нашли в частных продажах, которые они также развивали в последнее десятилетие. Но, в отличие от онлайн-торгов, приватные сделки, показав лучший рост, составили до 1/3 объема всех продаж у ведущих игроков. Это во многом себя оправдало: по итогам первого полугодия — 2020 Sotheby’s отчитался о $575 млн, принесенных частными продажами (за весь 2019 год эта цифра совсем немного не дотянула до $1 млрд). Однако и здесь свои ограничения накладывала международная логистика: сделки осуществлялись либо с локальными клиентами, либо с покупателями, которые были готовы отложить доставку предмета искусства до открытия границ. Кроме того, аукционным домам пришлось сожалеть об упущенной возможности продать в частном порядке $450-миллионную коллекцию Дональда Маррона, чьи наследники в последний момент предпочли для совершения сделки услуги Ларри Гагосяна и компании.
• Слияние с галереями / ярмарками
Равно как David Zwirner Gallery открыла двери вебсайта для молодых галерей, этот ход осуществили и аукционные дома. В апреле Sotheby's запустил проект Gallery Network: восемь избранных нью-йоркских галерей, занимающихся продажей современного искусства, «зашли» на интернет-портал Sotheby’s, получили виртуальные пространства и открыли цены на предлагаемые к продаже работы. Здесь следует уточнить, что ведущие аукционы и раньше сотрудничали с галереями, однако чаще приобретали их (с клиентской базой, разумеется) и формировали из персонала галереи свой новый отдел. Дальше — больше: в мае Sotheby’s провел совместные торги с… Google, использовав их платформу для видеоконференций Google Meet. (В свое время мы делали ставку на Zoom, но что-то у ведущих игроков с этой платформой не срастается. Возможно, это дело времени? — AI.). Далее Sotheby’s публично заявил, что ненадолго станет арт-ярмаркой. Для торгов работ старых мастеров The Dealer's Eye («Глазами дилера») в Лондоне и Нью-Йорке лоты отбирались 39 известными дилерами (итоговый результат оказался ниже ожидаемого, поскольку дилеры не менее ожидаемо переругались между собой. — AI.). Christie’s не стал отставать от конкурента и в июне пригласил перевести в режим аукциона отмененную из-за пандемии арт-ярмарку La Biennale Paris (там результаты оказались получше). Наконец, самыми громкими слияниями стали временные, но беспрецедентные союзы аукционных домов из первой пятерки по обороту: Christie’s (первое место в рейтинге аукционных домов по годовому обороту Artprice за 2019 год) и China Guardian Auctions, один из крупнейших домов мира (четвертое место в том же рейтинге), в сентябре проведут в Шанхае несколько совместных аукционов и партнерских выставок. Аналогично совместные торги в ноябре проведут Poly Auction и Phillips (третье и пятое места в рейтинге Artprice, соответственно)
• Объединение отделов и торгов
Понимая, что в условиях карантина не только стремительно меняется подход покупателей к приобретению искусства, но и формируются новые классы и даже поколения коллекционеров, аукционные дома стали экспериментировать с комплектацией торгов и их подачей. Так появились термины «перекрестные торги» (объединение в одной продаже разных сегментов искусства, от классического до ультрасовременного), «смешанные торги» (объединение в одной продаже предметов искусства и коллекционирования, включая ювелирные украшения и часы). Третьим новшеством стала «ретроспективная продажа»: так СМИ окрестили торги Sotheby’s, которые состояли из одних работ Пикассо, правда во всех его техниках, видах и жанрах искусства и, соответственно, в разных ценовых категориях (в обычное время подобные лоты аукционный дом распределил бы между малозначимыми дневными и элитарными вечерними торгами. — AI.). К слову, подобные эксперименты оправдали себя в полной мере: результаты летних продаж показали, что некоторые лоты из разных временных, ценовых и коллекционных категорий приобретались одними покупателями, чего ранее, на разрозненных торгах, не наблюдалось.
• Регулирование предложений
Мы помним, что одной из основных задач крупных аукционных домов в кризисный период, помимо выживания, является регулирование рынка — намеренное сокращение количества выводимых на торги предметов для максимально гарантированной продажи (удержания процента проданных лотов) и сохранения средней стоимости (недопущения продаж с очевидным дисконтом). В 2020 году эта почетная, но затратная роль была сыграна очень успешно: Sotheby’s, Christie’s и Phillips, по данным ArtTactic, на троих смогли обеспечить проседание средних цен на предметы искусства всего на 1,97 % (остальные аукционные дома этого правила придерживались неохотно, о чем детально можно прочесть здесь. — AI.). Вторая функция ведущих аукционов в кризис — точечные громкие продажи, которые свидетельствуют об интересе к рынку искусства топ-покупателей и подогревают остальных участников торгов. Летом 2020 года таковыми лотами стали, в частности, работы Френсиса Бэкона ($84 550 000), Дэвида Хокни ($29 917 174) и Пабло Пикассо ($29 217 500).
• Пересмотр подхода к проведению торгов
Оживление летних продаж 2020 года, кроме долгожданного появления топ-лотов, было связано с возвращением в студию аукциониста, который отныне руководил процессом, стоя в студии перед мониторами, связывающими региональные площадки — Нью-Йорк, Лондон, Париж и Гонконг. Ощущение физического взаимодействия с живым человеком, которого недоставало участникам арт-рынка в карантин, было отмечено и принято аукционами к сведению. При этом, как оказалось, самоизоляция неожиданно вывела на арену два новых тренда: интерес к исследованию молодого искусства по маркетинговым показателям художников и желание получить адреналин через ограничение времени на принятие решения о покупке. С первым взялся управиться Phillips, создав платформу для расширенного анализа молодых художников, впервые появляющихся на аукционных торгах, а второе настроение коллекционеров уловил бывший сотрудник Christie’s Лоик Гузье и выпустил «аукцион в сматрфоне» Fair Warning, анонсирующий топ-лоты всего за несколько дней до продажи.
Впрочем, два последних примера относятся уже к поведению коллекционеров, о котором мы поговорим в пятой части нашего материала.
f
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200918_6months_auctions.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200918_6months_auctions.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.