Глобальные аукционные продажи 1-й половины 2020. Отчет Artnet
Анализ объема продаж мировых аукционных домов в первом полугодии 2020 года
Вслед за ArtTactic и Art Basel & UBS свой вариант усеченного «полугодового» отчета о рынке искусства вчера представил и Artnet. Первое полугодие — 2020 в версии крупнейшего американского аналитика выдалось вполне информативным: учитывая более полные данные по результатам аукционных продаж, которыми располагает Artnet, в приведенном отчете можно найти несколько новых и интересных фактов, а также не менее интересных разночтений с исследованиями коллег (с которыми читатели AI при нашем содействии уже ознакомились).
Привычно перескажем основные данные в виде тезисов и таблиц, а затем прокомментируем наиболее интересные взаимосвязи, которые выявил отчет.
• Глобальные аукционные продажи предметов искусства снизились на 58,3 % по сравнению с первым полугодием — 2019 (напомним, в своем июльском отчете ArtTactic показывал снижение на уровне 49 %, но при этом оперировал цифрами трех ведущих аукционных домов, Sotheby’s, Christie’s и Phillips. — AI.).
• Объем продаж послевоенного и современного искусства в первой половине 2020 года составил $1,4 млрд, это меньше, чем за аналогичный период прошлого года, «всего» на 54,1 %. Для сравнения: Christie’s, Sotheby’s и Phillips заработали примерно такую же сумму всего за семь дней вечерних продаж в ноябре прошлого года. (А вот это выглядит неуместной страшилкой от Artnet: известно, что вечерние осенние торги крупнейших аукционных домов в сумме приносят 25–35 % годового оборота, т.е. с этой точки зрения изменения не такие и существенные. — AI.).
• Средняя стоимость предмета изобразительного искусства, проданного на аукционах в 2020 году составила $25,9 тыс., т. е. упала на 41,3 % по сравнению с 2019 годом. (ArtTactic заявлял о снижении средних цен на 1,97 %, что наглядно показывает разницу в подходах к удержанию цен тремя крупнейшими аукционными домами — и остальными, которые рассматривает Artnet. Другими словами, по мнению более мелких игроков, спасение рынка — дело самого рынка. Лишь бы продать в моменте, даже по цене с дисконтом. — AI.).
• Региональные сборы показали разительные отличия между покупателями в разных странах. Так, объем аукционных продаж предметов искусства, сделанный китайскими аукционами в первой половине 2020 года, снизился на 85 %, тогда как публичные торги во Франции, показали снижение всего 29,2 % по сравнению с 2019 годом.
• 496 имен — таково количество художников, чьи работы впервые участвовали в аукционных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в первой половине 2020 года. Эта цифра значительно ниже, чем в предыдущие годы: кто рискнет выставить нового художника на аукцион во время глобальной пандемии? При этом проданными оказались 73,4 % работ художников-дебютантов — этот показатель, наоборот, выше, чем в 2019 году. (И выше среднего по рынку в последние десятилетия. Увы, Artnet не дает сравнительных показателей в абсолютных цифрах, а мы хотели выдать статью оперативно, а не к декабрю. Словом, вручную не пересчитывали. — AI.).
• В целом количество проданных лотов в первом полугодии — 2020 составило 65,5 % — выше, чем в первой половине 2019 года (62 %). Artnet приводит три фактора, повлиявших на рост этого показателя:
— крупные аукционы сдерживали предложение, выставляя на торги лоты, имевшие наилучшие шансы найти своего покупателя (фактически — проданные до продажи. — AI.);
— средние и мелкие аукционные дома занижали эстимейт и стартовали с заведомо более низкой стоимости. (Это приводило к продажам по цене ниже рыночной, что негативно отразится на темпах роста средней стоимости предмета после окончания пандемии. — AI.);
— онлайн-аукционы и примкнувшие к ним онлайн-версии физических аукционов воспользовались пандемией, чтобы не сообщать о результатах продаж: Artnet игнорировал подобные торги в своей аналитике, при этом подозревает, что непроданными осталась бóльшая часть лотов.
• Среди 100 самых продаваемых художников на аукционах в первой половине 2020 года — 15 женщин (в 2019 году — всего 7). В рейтинг художников с наибольшей капитализацией (суммой, уплаченной за все проданные лоты автора) за последние 6 месяцев вошли Хелен Франкенталер (29-е место), Рут Асава (47-е), Бриджит Райли (63-е), Вия Целминс (72-е) и Марлен Дюма (88-е).
Что говорят о результатах исследования Artnet функционеры арт-рынка:
Дуг Вудхэм, арт-консультант, автор книги «Коллекционирование сегодня»: «<Относительно> незначительный процент спада стал для меня неожиданностью. Мы ожидали намного бóльших потерь».
Майкл Пламмер, соучредитель арт-консалтинговой фирмы Artvest Partners: «Пережившие карантин галереи и аукционные дома <ввиду невозможности работать в привычном режиме цикличности торгов> сегодня в буквальном смысле прожигают свой капитал. Несомненно, в будущем мы увидим измененный рынок искусства с радикально другой структурой затрат».
Топ-лоты в отдельных сегментах искусства в 2020 году выглядели следующим образом:
• старые мастера: Андреа Мантенья (1431–1506), The Triumph of Alexandria, стоимость, включая комиссию покупателя, — $11 654 000;
• импрессионизм: Камиль Писсарро (1830–1903), Gelée blanche, jeune paysanne faisant du feu, 1888, стоимость, включая комиссию покупателя, — $17 322 173;
• модернизм: Пабло Пикассо (1881–1973), Les femmes d'Alger (version 'F'), 1955, стоимость, включая комиссию покупателя, — $29 217 500;
• послевоенное искусство: Френсис Бэкон (1909–1992), Triptych Inspired by the Oresteia of Aeschylus, 1981, стоимость, включая комиссию покупателя, — $84 550 000;
• современное искусство: Дэвид Хокни (1937), The Splash, 1966, стоимость, включая комиссию покупателя — $29 917 174;
• восходящие звезды: Адриан Гени (1977), The Arrival, 2014, стоимость, включая комиссию покупателя, — $5 415 426;
• фотография: Ричард Аведон (1923–2004), Dovima With Elephants, Evening Dress by Dior, Cirque d’Hiver, Paris, 1955, 1979, стоимость, включая комиссию покупателя, — $1 815 000.
Таблица 1. Топ-10 результатов аукционных продаж искусства на мировых аукционах в I полугодии 2020 года
№ | Автор | Название работы, дата создания | Аукционный дом, город | Сегмент искусства | Цена продажи (с учетом комиссии покупателя), $ млн |
---|---|---|---|---|---|
1 | Фрэнсис Бэкон | Triptych Inspired by the Oresteia of Aeschylus, 1981 | Sotheby’s, Нью-Йорк | Послевоенное | 84,6 |
2 | Рой Лихтенштейн | Nude With Joyous Painting, 1994 | Christie’s, Нью-Йорк | Послевоенное | 46,2 |
3 | Брайс Марден | Complements, 2004–2007 | Christie’s, Нью-Йорк | Послевоенное | 30,9 |
4 | Барнетт Ньюман | Onement V, 1952 | Christie’s, Нью-Йорк | Послевоенное | 30,9 |
5 | Дэвид Хокни | The Splash, 1966 | Sotheby’s, Лондон | Современное | 29,9 |
6 | Пабло Пикассо | Les femmes d'Alger (version 'F'), 1955 | Christie’s, Нью-Йорк | Модернизм | 29,2 |
7 | Клиффорд Стилл | Ph-144 (1947-Y-No.1), 1947 | Sotheby’s, Нью-Йорк | Послевоенное | 28,7 |
8 | Рой Лихтенштейн | White Brushstroke I, 1965 | Sotheby’s, Нью-Йорк | Послевоенное | 25,4 |
9 | Саньи (Чан Юй) | Chrysanthèmes blanches dans un pot bleu et blanc, 1940–1959 | Christie’s, Гонконг | Модернизм | 24,7 |
10 | Рене Магритт | À la rencontre du plaisir, 1962 | Christie’s, Лондон | Модернизм | 24,6 |
Таблица 2. Топ-5 художников — восходящих звезд по количеству поисковых запросов пользователей в базе аукционных результатов в 2019 году / I полугодии 2020 года
№ | Художник | Галерея, представляющая художника | Запросов в 2019 году | Запросов в I полугодии 2020 года |
---|---|---|---|---|
1 | Амоако Боафо | Mariane Ibrahim (США) | 0 | 717 |
2 | Дженив Фиггис (1972) | Almine Rech (Франция) | 393 | 896 |
3 | Мэтью Вонг | Karma (США) | 111 | 428 |
4 | Лукас Арруда | David Zwirner (США) | 240 | 484 |
5 | Ноа Дэвис | Roberts Projects (США) | 114 | 285 |
Комментарий AI: Падение продаж на рынке искусства было сдержано несколькими факторами. Во-первых, фондовые рынки после мартовского обвала довольно быстро восстановились к началу лета — вынимайте с десяток ценовых рекордов $25+ млн. Одновременно это удержало многих коллекционеров от поспешной монетизации своих активов с дисконтом — через отделы частных продаж ведущих аукционных домов и публичные продажи средних по классу игроков (ведущие, как мы помним, усиленно сдерживают понижение средней стоимости в публичном секторе. А вот что касается частных сделок… — AI.). Вторую причину упомянутый выше Дуг Вудхэм описывает как «COVID-скука»: феномен, при котором сидящие в изоляции люди поочередно смотрели на пустые стены и предметы искусства на онлайн-площадках (в странах СНГ следствием этого феномена стали небезызвестные Facebook-группы, существенно увеличившие количество арт-покупателей на душу населения. — AI.).
Падение рынка на 58 %, повторим еще раз, есть следствие несдержанности средних и мелких аукционных домов, для которых сиюминутная выгода (а порой и сохранение прописки на рынке) гораздо значимее десятилетних стратегий по удержанию статуса искусства как актива. Другое дело, что влияние аукционных домов постепенно снижается — прежде всего потому, что взор современного коллекционера обращается в сторону молодых имен, имеющих потенциал стать новыми фаворитами рынка через 5–10 лет. Заметим также, что из пяти художников в Таблице 2 лишь Лукас Арруда имеет контракт с топ-галереей (David Zwirner), остальных это, весьма вероятно, ожидает в ближайшем будущем. (Исходим из того, что в противном случае Artnet о них просто не написал бы. — AI.).
Кстати, вы обратили внимание, что среди топ-продаж первого полугодия со значительным отрывом лидируют послевоенные художники — а современные авторы и «модернисты и старше» ушли в ценовую тень? Да, это один из признаков кризисного рынка: покупают либо молодых и зеленых — массово, пока дешевы, либо признанных историей и проверенных временем (парой-тройкой кризисов) — но с потенциалом роста выше 5 % CAGR (до которого едва дотягивают сегменты искусства, созданного до 1945 года). Присмотримся к ним и мы.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200917_artnet_half1.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200917_artnet_half1.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.