Art Investment

Художники и цены

Глобальные аукционные продажи 1-й половины 2020. Отчет Artnet

Вслед за ArtTactic и Art Basel & UBS свой вариант усеченного «полугодового» отчета о рынке искусства вчера представил и Artnet. Первое полугодие — 2020 в версии крупнейшего американского аналитика выдалось вполне информативным: учитывая более полные данные по результатам аукционных продаж, которыми располагает Artnet, в приведенном отчете можно найти несколько новых и интересных фактов, а также не менее интересных разночтений с исследованиями коллег (с которыми читатели AI при нашем содействии уже ознакомились).

Привычно перескажем основные данные в виде тезисов и таблиц, а затем прокомментируем наиболее интересные взаимосвязи, которые выявил отчет.

• Глобальные аукционные продажи предметов искусства снизились на 58,3 % по сравнению с первым полугодием — 2019 (напомним, в своем июльском отчете ArtTactic показывал снижение на уровне 49 %, но при этом оперировал цифрами трех ведущих аукционных домов, Sotheby’s, Christie’s и Phillips. — AI.).

• Объем продаж послевоенного и современного искусства в первой половине 2020 года составил $1,4 млрд, это меньше, чем за аналогичный период прошлого года, «всего» на 54,1 %. Для сравнения: Christie’s, Sotheby’s и Phillips заработали примерно такую же сумму всего за семь дней вечерних продаж в ноябре прошлого года. (А вот это выглядит неуместной страшилкой от Artnet: известно, что вечерние осенние торги крупнейших аукционных домов в сумме приносят 25–35 % годового оборота, т.е. с этой точки зрения изменения не такие и существенные. — AI.).

• Средняя стоимость предмета изобразительного искусства, проданного на аукционах в 2020 году составила $25,9 тыс., т. е. упала на 41,3 % по сравнению с 2019 годом. (ArtTactic заявлял о снижении средних цен на 1,97 %, что наглядно показывает разницу в подходах к удержанию цен тремя крупнейшими аукционными домами — и остальными, которые рассматривает Artnet. Другими словами, по мнению более мелких игроков, спасение рынка — дело самого рынка. Лишь бы продать в моменте, даже по цене с дисконтом. — AI.).

• Региональные сборы показали разительные отличия между покупателями в разных странах. Так, объем аукционных продаж предметов искусства, сделанный китайскими аукционами в первой половине 2020 года, снизился на 85 %, тогда как публичные торги во Франции, показали снижение всего 29,2 % по сравнению с 2019 годом.

• 496 имен — таково количество художников, чьи работы впервые участвовали в аукционных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в первой половине 2020 года. Эта цифра значительно ниже, чем в предыдущие годы: кто рискнет выставить нового художника на аукцион во время глобальной пандемии? При этом проданными оказались 73,4 % работ художников-дебютантов — этот показатель, наоборот, выше, чем в 2019 году. (И выше среднего по рынку в последние десятилетия. Увы, Artnet не дает сравнительных показателей в абсолютных цифрах, а мы хотели выдать статью оперативно, а не к декабрю. Словом, вручную не пересчитывали. — AI.).

• В целом количество проданных лотов в первом полугодии — 2020 составило 65,5 % — выше, чем в первой половине 2019 года (62 %). Artnet приводит три фактора, повлиявших на рост этого показателя:

— крупные аукционы сдерживали предложение, выставляя на торги лоты, имевшие наилучшие шансы найти своего покупателя (фактически — проданные до продажи. — AI.);

— средние и мелкие аукционные дома занижали эстимейт и стартовали с заведомо более низкой стоимости. (Это приводило к продажам по цене ниже рыночной, что негативно отразится на темпах роста средней стоимости предмета после окончания пандемии. — AI.);

— онлайн-аукционы и примкнувшие к ним онлайн-версии физических аукционов воспользовались пандемией, чтобы не сообщать о результатах продаж: Artnet игнорировал подобные торги в своей аналитике, при этом подозревает, что непроданными осталась бóльшая часть лотов.

• Среди 100 самых продаваемых художников на аукционах в первой половине 2020 года — 15 женщин (в 2019 году — всего 7). В рейтинг художников с наибольшей капитализацией (суммой, уплаченной за все проданные лоты автора) за последние 6 месяцев вошли Хелен Франкенталер (29-е место), Рут Асава (47-е), Бриджит Райли (63-е), Вия Целминс (72-е) и Марлен Дюма (88-е).

Что говорят о результатах исследования Artnet функционеры арт-рынка:

Дуг Вудхэм, арт-консультант, автор книги «Коллекционирование сегодня»: «<Относительно> незначительный процент спада стал для меня неожиданностью. Мы ожидали намного бóльших потерь».

Майкл Пламмер, соучредитель арт-консалтинговой фирмы Artvest Partners: «Пережившие карантин галереи и аукционные дома <ввиду невозможности работать в привычном режиме цикличности торгов> сегодня в буквальном смысле прожигают свой капитал. Несомненно, в будущем мы увидим измененный рынок искусства с радикально другой структурой затрат».

Топ-лоты в отдельных сегментах искусства в 2020 году выглядели следующим образом:

• старые мастера: Андреа Мантенья (1431–1506), The Triumph of Alexandria, стоимость, включая комиссию покупателя, — $11 654 000;

• импрессионизм: Камиль Писсарро (1830–1903), Gelée blanche, jeune paysanne faisant du feu, 1888, стоимость, включая комиссию покупателя, — $17 322 173;

• модернизм: Пабло Пикассо (1881–1973), Les femmes d'Alger (version 'F'), 1955, стоимость, включая комиссию покупателя, — $29 217 500;

• послевоенное искусство: Френсис Бэкон (1909–1992), Triptych Inspired by the Oresteia of Aeschylus, 1981, стоимость, включая комиссию покупателя, — $84 550 000;

• современное искусство: Дэвид Хокни (1937), The Splash, 1966, стоимость, включая комиссию покупателя — $29 917 174;

• восходящие звезды: Адриан Гени (1977), The Arrival, 2014, стоимость, включая комиссию покупателя, — $5 415 426;

• фотография: Ричард Аведон (1923–2004), Dovima With Elephants, Evening Dress by Dior, Cirque d’Hiver, Paris, 1955, 1979, стоимость, включая комиссию покупателя, — $1 815 000.

Таблица 1. Топ-10 результатов аукционных продаж искусства на мировых аукционах в I полугодии 2020 года

Автор

Название работы, дата создания

Аукционный дом, город

Сегмент искусства

Цена продажи (с учетом комиссии покупателя), $ млн

1

Фрэнсис Бэкон
(1909–1992)

Triptych Inspired by the Oresteia of Aeschylus, 1981

Sotheby’s, Нью-Йорк

Послевоенное

84,6

Рой Лихтенштейн
(1923–1997)

Nude With Joyous Painting, 1994

Christie’s, Нью-Йорк

Послевоенное

46,2

Брайс Марден
(1938)

Complements, 2004–2007

Christie’s, Нью-Йорк

Послевоенное

30,9

Барнетт Ньюман
(1905–1970)

Onement V, 1952

Christie’s, Нью-Йорк

Послевоенное

30,9

Дэвид Хокни
(1937)

The Splash, 1966

Sotheby’s, Лондон

Современное

29,9

Пабло Пикассо
(1881–1973)

Les femmes d'Alger (version 'F'), 1955

Christie’s, Нью-Йорк

Модернизм

29,2

Клиффорд Стилл
(1905–1980)

Ph-144 (1947-Y-No.1), 1947

Sotheby’s, Нью-Йорк

Послевоенное

28,7

Рой Лихтенштейн
(1924–1997)

White Brushstroke I, 1965

Sotheby’s, Нью-Йорк

Послевоенное

25,4

Саньи (Чан Юй)
(1901–66)

Chrysanthèmes blanches dans un pot bleu et blanc, 1940–1959

Christie’s, Гонконг

Модернизм

24,7

10 

Рене Магритт
(1898–1967)

À la rencontre du plaisir, 1962

Christie’s, Лондон

Модернизм

24,6

Таблица 2. Топ-5 художников — восходящих звезд по количеству поисковых запросов пользователей в базе аукционных результатов в 2019 году / I полугодии 2020 года

Художник

Галерея, представляющая художника

Запросов в 2019 году

Запросов в I полугодии 2020 года

1

Амоако Боафо
(1984)

Mariane Ibrahim (США)

0

717

Дженив Фиггис (1972)

Almine Rech (Франция)

393

896

Мэтью Вонг
(1984–2019)

Karma (США)

111

428

Лукас Арруда
(1982)

David Zwirner (США)

240

484

Ноа Дэвис
(1983–2015)

Roberts Projects (США)

114

285

Комментарий AI: Падение продаж на рынке искусства было сдержано несколькими факторами. Во-первых, фондовые рынки после мартовского обвала довольно быстро восстановились к началу лета — вынимайте с десяток ценовых рекордов $25+ млн. Одновременно это удержало многих коллекционеров от поспешной монетизации своих активов с дисконтом — через отделы частных продаж ведущих аукционных домов и публичные продажи средних по классу игроков (ведущие, как мы помним, усиленно сдерживают понижение средней стоимости в публичном секторе. А вот что касается частных сделок… — AI.). Вторую причину упомянутый выше Дуг Вудхэм описывает как «COVID-скука»: феномен, при котором сидящие в изоляции люди поочередно смотрели на пустые стены и предметы искусства на онлайн-площадках (в странах СНГ следствием этого феномена стали небезызвестные Facebook-группы, существенно увеличившие количество арт-покупателей на душу населения. — AI.).

Падение рынка на 58 %, повторим еще раз, есть следствие несдержанности средних и мелких аукционных домов, для которых сиюминутная выгода (а порой и сохранение прописки на рынке) гораздо значимее десятилетних стратегий по удержанию статуса искусства как актива. Другое дело, что влияние аукционных домов постепенно снижается — прежде всего потому, что взор современного коллекционера обращается в сторону молодых имен, имеющих потенциал стать новыми фаворитами рынка через 5–10 лет. Заметим также, что из пяти художников в Таблице 2 лишь Лукас Арруда имеет контракт с топ-галереей (David Zwirner), остальных это, весьма вероятно, ожидает в ближайшем будущем. (Исходим из того, что в противном случае Artnet о них просто не написал бы. — AI.).

Кстати, вы обратили внимание, что среди топ-продаж первого полугодия со значительным отрывом лидируют послевоенные художники — а современные авторы и «модернисты и старше» ушли в ценовую тень? Да, это один из признаков кризисного рынка: покупают либо молодых и зеленых — массово, пока дешевы, либо признанных историей и проверенных временем (парой-тройкой кризисов) — но с потенциалом роста выше 5 % CAGR (до которого едва дотягивают сегменты искусства, созданного до 1945 года). Присмотримся к ним и мы.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200917_artnet_half1.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200917_artnet_half1.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».