art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

Арт-изоляция — 2020. Уроки первого полугодия. Аукционные дома
ARTinvestment.RU   18 сентября 2020

AI анализирует изменения, которые произошли на рынке искусства за 6 месяцев карантина

Вслед за первым, вторым и третьим материалами, посвященными музеям, арт-ярмаркам и галереям с дилерами, AI продолжает суммировать основные изменения и наработки, с которыми рынок искусства подходит к оставшимся четырем месяцам 2020 года. Четвертая статья серии «Уроки первого полугодия» посвящена фигурантам публичных продаж — аукционным домам.

• Закрытие физических торгов

Политическая турбулентность существенно подкосила аукционные результаты в 2019 году: по итогам сезона объем продаж предметов искусства и коллекционирования оказался на 17 % ниже по сравнению с показателями 2018 года. В начале 2020 года к бедам аукционных домов добавился «Брексит»: в связи с вступившими в силу ограничениями с 31 января многие продавцы не доверили свои работы февральским лондонским торгам Sotheby’s и Christie’s, перебронировав места на май, когда должны были пройти аналогичные вечерние торги в Нью-Йорке. Что случилось далее — хорошо известно: 11 марта 2020 года ВОЗ объявила, что эпидемия коронавируса приобрела характер пандемии. Аукционные дома стали массово закрывать физические площадки, что, с одной стороны, не выглядело проблемой: при 120 аукционов в году основные доходы с продаж традиционно собирались во время вечерних торгов в конце весны и середине осени. При этом, что интересно, в течение февраля — марта в физическом формате ведущие аукционные дома все равно провели около 10 % торгов (с соблюдением социальной дистанции) — в частности, аукционы элитного алкоголя (чьим потребителям любая напасть нипочем. — AI.). Переведенный на работу штат аукционных домов не избежал сокращений: так, Sotheby’s уволил около 200 сотрудников (в основном интернов), а многим из оставшихся урезал заработную плату на 20–30 %. Закрытия не избежали и некоторые региональные представительства.

• Переход в онлайн

Для статистики: примерно из 16 тыс. аукционных домов, существовавших на начало 2020 года (данные ArtTactic), 45 были «чистыми» онлайн-аукционами (Artnet, ARTinvestment.RU и др.), чуть больше 100 — совмещали торги в зале с онлайн-продажами (Sotheby’s, Christie’s, Phillips и др.), и около 20 занимались посредничеством, т.е. предлагали разместить онлайн-ставку на торгах других аукционов (Artsy, Invaluable и др.). Остальные дома онлайн-торгов не имели. При этом объем публичных онлайн-продаж хоть и неукоснительно рос в последнее десятилетие, но в 2019 году составлял всего 9 % продаж всего арт-рынка в ценовом выражении. При этом аукционные дома с оборотом менее $1 млн осуществили через Интернет 23 % своих продаж, с оборотом свыше $10 млн — всего 4 %. Другими словами, крупные игроки (и их коллекционеры) к замене физических торгов виртуальными готовы не были. Негатива в информационное поле добавило и мартовское банкротство онлайн-аукциона современного искусства Paddle8, и хотя его причиной были названы стратегические просчеты в менеджменте, сделанные еще в 2011 году, громкий выход конкурента из игры оптимизма другим продавцам не добавил. Прежде всего потому, что на этот факт недобро посмотрели коллекционеры. Тем не менее по сравнению с 2019 годом Sotheby's продемонстрировал рост онлайн-продаж на 413 %, Christie's — на 120 %, Phillips — на 52 %.

• Развитие частных продаж

Как и большинство галерей, спасение от пандемиии аукционные дома нашли в частных продажах, которые они также развивали в последнее десятилетие. Но, в отличие от онлайн-торгов, приватные сделки, показав лучший рост, составили до 1/3 объема всех продаж у ведущих игроков. Это во многом себя оправдало: по итогам первого полугодия — 2020 Sotheby’s отчитался о $575 млн, принесенных частными продажами (за весь 2019 год эта цифра совсем немного не дотянула до $1 млрд). Однако и здесь свои ограничения накладывала международная логистика: сделки осуществлялись либо с локальными клиентами, либо с покупателями, которые были готовы отложить доставку предмета искусства до открытия границ. Кроме того, аукционным домам пришлось сожалеть об упущенной возможности продать в частном порядке $450-миллионную коллекцию Дональда Маррона, чьи наследники в последний момент предпочли для совершения сделки услуги Ларри Гагосяна и компании.

• Слияние с галереями / ярмарками

Равно как David Zwirner Gallery открыла двери вебсайта для молодых галерей, этот ход осуществили и аукционные дома. В апреле Sotheby's запустил проект Gallery Network: восемь избранных нью-йоркских галерей, занимающихся продажей современного искусства, «зашли» на интернет-портал Sotheby’s, получили виртуальные пространства и открыли цены на предлагаемые к продаже работы. Здесь следует уточнить, что ведущие аукционы и раньше сотрудничали с галереями, однако чаще приобретали их (с клиентской базой, разумеется) и формировали из персонала галереи свой новый отдел. Дальше — больше: в мае Sotheby’s провел совместные торги с… Google, использовав их платформу для видеоконференций Google Meet. (В свое время мы делали ставку на Zoom, но что-то у ведущих игроков с этой платформой не срастается. Возможно, это дело времени? — AI.). Далее Sotheby’s публично заявил, что ненадолго станет арт-ярмаркой. Для торгов работ старых мастеров The Dealer's Eye («Глазами дилера») в Лондоне и Нью-Йорке лоты отбирались 39 известными дилерами (итоговый результат оказался ниже ожидаемого, поскольку дилеры не менее ожидаемо переругались между собой. — AI.). Christie’s не стал отставать от конкурента и в июне пригласил перевести в режим аукциона отмененную из-за пандемии арт-ярмарку La Biennale Paris (там результаты оказались получше). Наконец, самыми громкими слияниями стали временные, но беспрецедентные союзы аукционных домов из первой пятерки по обороту: Christie’s (первое место в рейтинге аукционных домов по годовому обороту Artprice за 2019 год) и China Guardian Auctions, один из крупнейших домов мира (четвертое место в том же рейтинге), в сентябре проведут в Шанхае несколько совместных аукционов и партнерских выставок. Аналогично совместные торги в ноябре проведут Poly Auction и Phillips (третье и пятое места в рейтинге Artprice, соответственно)

• Объединение отделов и торгов

Понимая, что в условиях карантина не только стремительно меняется подход покупателей к приобретению искусства, но и формируются новые классы и даже поколения коллекционеров, аукционные дома стали экспериментировать с комплектацией торгов и их подачей. Так появились термины «перекрестные торги» (объединение в одной продаже разных сегментов искусства, от классического до ультрасовременного), «смешанные торги»(объединение в одной продаже предметов искусства и коллекционирования, включая ювелирные украшения и часы). Третьим новшеством стала «ретроспективная продажа»: так СМИ окрестили торги Sotheby’s, которые состояли из одних работ Пикассо, правда во всех его техниках, видах и жанрах искусства и, соответственно, в разных ценовых категориях (в обычное время подобные лоты аукционный дом распределил бы между малозначимыми дневными и элитарными вечерними торгами. — AI.). К слову, подобные эксперименты оправдали себя в полной мере: результаты летних продаж показали, что некоторые лоты из разных временных, ценовых и коллекционных категорий приобретались одними покупателями, чего ранее, на разрозненных торгах, не наблюдалось.

• Регулирование предложений

Мы помним, что одной из основных задач крупных аукционных домов в кризисный период, помимо выживания, является регулирование рынка — намеренное сокращение количества выводимых на торги предметов для максимально гарантированной продажи (удержания процента проданных лотов) и сохранения средней стоимости (недопущения продаж с очевидным дисконтом). В 2020 году эта почетная, но затратная роль была сыграна очень успешно: Sotheby’s, Christie’s и Phillips, по данным ArtTactic, на троих смогли обеспечить проседание средних цен на предметы искусства всего на 1,97 % (остальные аукционные дома этого правила придерживались неохотно, о чем детально можно прочесть здесь. — AI.). Вторая функция ведущих аукционов в кризис — точечные громкие продажи, которые свидетельствуют об интересе к рынку искусства топ-покупателей и подогревают остальных участников торгов. Летом 2020 года таковыми лотами стали, в частности, работы Френсиса Бэкона ($84 550 000), Дэвида Хокни ($29 917 174) и Пабло Пикассо ($29 217 500).

• Пересмотр подхода к проведению торгов

Оживление летних продаж 2020 года, кроме долгожданного появления топ-лотов, было связано с возвращением в студию аукциониста, который отныне руководил процессом, стоя в студии перед мониторами, связывающими региональные площадки — Нью-Йорк, Лондон, Париж и Гонконг. Ощущение физического взаимодействия с живым человеком, которого недоставало участникам арт-рынка в карантин, было отмечено и принято аукционами к сведению. При этом, как оказалось, самоизоляция неожиданно вывела на арену два новых тренда: интерес к исследованию молодого искусства по маркетинговым показателям художников и желание получить адреналин через ограничение времени на принятие решения о покупке. С первым взялся управиться Phillips, создав платформу для расширенного анализа молодых художников, впервые появляющихся на аукционных торгах, а второе настроение коллекционеров уловил бывший сотрудник Christie’s Лоик Гузье и выпустил «аукцион в сматрфоне» Fair Warning, анонсирующий топ-лоты всего за несколько дней до продажи.

Впрочем, два последних примера относятся уже к поведению коллекционеров, о котором мы поговорим в пятой части нашего материала.

f



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 29

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top