Art Investment

Художники и цены

Отчет Art Basel & UBS 2020: основные показатели

В четверг, 5 марта 2020 года, состоялось событие, которое аналитики рынка искусства ожидали с начала сезона, — выход отчета The Art Market 2020 от Art Basel & UBS. Многие из нас имели возможность самостоятельно посчитать результаты аукционных продаж по итогам 2019 года — на то эти данные и публичные — и составить собственную картину еще в январе. Однако самое интересное в отчете Art Basel & UBS то, что руководившая процессом сбора и анализа данных Клэр Макэндрю в последние годы предоставляет данные и по приватному рынку, а он, как известно, отличается от рынка публичного. В том числе своей непредсказуемостью.

Перед вами основные цифры за 2019 год, которые отныне принято считать официальными:

  • Общие продажи предметов искусства и антиквариата достигли в 2019 году оборота в $64,1 млрд, что на 5 % ниже уровня прошлого года (при этом, сразу же напоминает отчет, оборот продаж выше уровня 2017 года. — AI.);
  • Количество сделок с предметами искусства, наоборот, выросло на 2 % по сравнению с цифрами 2018 года: было продано 40,5 млн предметов искусства. Это является самым высоким показателем за последнее десятилетие;
  • Оборот публичного рынка (аукционные торги и частные продажи аукционных домов, в том числе онлайн) в ценовом выражении составил 42 % общего оборота рынка искусства, что на 4 % ниже аналогичного показателя 2018 года. Оборот непубличного рынка (дилеры, галереи и специализированные онлайн-площадки) составил 58 % общего оборота рынка. Отметим, что в 2018 году, по оценке Art Basel & UBS, дистанция между публичными и частными продажами была меньшей: 46 % на 54 %;
  • Три основных региональных рынка — США, Великобритания и Китай — в 2019 году по-прежнему обеспечили большую часть объема продаж в ценовом выражении. При этом их доля снизилась на 2 % в сравнении с цифрами 2018 года (с 84 % до 82 %);
  • Рынок искусства США остался крупнейшим в мире: на его долю пришлось 44 % оборота мирового арт-рынка. Несмотря на то, что суммы от продаж сократились на 5 % по сравнению с 2018 годом (до $28,3 млрд), рынок США сохраняет лидирующую позицию последние 50 лет;
  • После двух лет роста рынок Великобритании сократился в объеме на 9 % до $12,7 млрд. На его долю пришлось 20 % оборота мирового рынка искусства;
  • В Китае третий год подряд объемы продаж в ценовом выражении продолжили уменьшаться. В 2019 году падение составило 10 % в сравнении с 2018 годом ($11,7 млрд). Тем не менее Китай обеспечил 18 % оборота мирового арт-рынка и сохранил третью позицию в топе его основных игроков;
  • Единственным внутренним рынком, который улучшил показатели в 2019 году, стала Франция. Оттянув на себя европейских коллекционеров из Лондона за счет «Брексита», Франция увеличила свою долю мировых продаж с 6 % до 7 %, т. е. до $4,2 млрд.

Совокупный объем продаж рынка искусства, 2009–2019

Показатель

Оборот рынка, $ млн

Динамика оборота, %

Число сделок,

млн ед.

Динамика числа сделок, %

Год

2018–2019

2009–2019

2018–2019

2009–2019

2009

39,511

 

+ 62

31,0

 

+ 34

2010

57,025

 

35,1

 

2011

64,550

 

36,8

 

2012

56,698

 

35,5

 

2013

63,287

 

36,5

 

2014

68,273

 

38,8

 

2015

63,751

 

38,1

 

2016

56,948

 

36,1

 

2017

63,683

 

39,0

 

2018

67,653

– 5

39,8

+ 2

2019

64,123

40,5

Краткий итог AI: после существенного сокращения объема продаж в 2008–2009 годах в результате глобального финансового кризиса, рынок искусства показал серьезный рост — с $39,5 млрд (2009) до $65 млрд (2011). Взрывное развитие внутреннего рынка Китая и китайского искусства на международных площадках привело к тому, что к 2014 году продажи достигли исторического максимума в $68,2 млрд.

В 2019 году из-за геополитической напряженности («Брексит», импичмент президента США, беспорядки в Гонконге) и надвигающейся торговой войны (США и Китай) уменьшились инвестиции в реальный сектор и снизился рост мирового ВВП (самый медленный темп роста мирового ВВП после финансового кризиса 2008–2009 гг.). В сумме это создало экономическую неопределенность для основных покупателей предметов искусства, а как известно, эмоциональные инвестиции не являются основным вложением в периоды стресса и мировой турбулентности.

Далее мы кратко приведем наиболее интересные данные отчета по сегментам рынка искусства, а после — подведем общие итоги.

Непубличный рынок (галереи и арт-дилеры)

  • Объем сектора галерей и частных дилеров в ценовом выражении, согласно методологии подсчета показателей Art Basel & UBS, в 2019 году достиг $36,8 млрд. Тем самым непубличный рынок вырос на 2 % по сравнению с 2018 годом;
  • Представление женщин-художников галереями на первичном рынке выросло на 8 % (с 36 % до 44 %). Доля продаж «женского искусства» также увеличилась: с 32 % в 2018 году до 40 % в 2019 году.

Публичный рынок (аукционные дома)

  • Совокупные продажи на публичных торгах предметов изобразительного, декоративного искусства и антиквариата (исключая частные продажи аукционных домов) достигли в 2019 году $ 24,2 млрд. Это на 17 % ниже по сравнению с показателями 2018 года. Примечательно, что наибольше падение оборот показал в трех мировых аукционных центрах: Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге, тогда как падение оборота региональных продаж было меньшим;
  • Несмотря на снижение продаж на публичных торгах, частные продажи аукционных домов выросли (включая таковые у Christie's и Sotheby's) до $1,8 млрд.

Арт-ярмарки

  • Объем продаж на ярмарках в 2019 году достиг $16,6 млрд. (в 2018 году — $16,5 млрд);
  • 15 % продаж были сделаны до открытия ярмарок ($2,5 млрд), 64 % — во время ярмарок ($10,6 млрд) и 21 % после ярмарок, в качестве прямого результата экспонирования на ярмарках ($3,5 млрд);
  • Доля продаж на ярмарках в годовом общем объеме галерей и дилеров выросла в денежном выражении менее чем с 30 % в 2010 году до 45 % в 2019 году. Правда, относительно 2018 года она сократились на 1 %.

Онлайн-продажи искусства

  • Онлайн-продажи предметов искусства и антиквариата в 2019 году оценены на уровне $5,9 млрд., что на 2 % меньше результатов 2018 года. При этом оборот искусства, проданного через Интернет, составил 9 % всех продаж на арт-рынке в денежном выражении.
  • В 2019 году 57 % покупателей искусства на специализированных онлайн-площадках сделали покупки на данных ресурсах впервые. Для аукционных домов «второго уровня» (кроме Christie’s и Sotheby’s. — AI.) новые онлайн-покупатели осуществили 34 % от общего числа покупок.

Коллекционеры

  • Опрос более чем 1,3 тысячи коллекционеров HNW (с уровнем собственного капитала свыше $1 млн. — AI.), проведенный Arts Economics и UBS Investor Watch на семи международных рынках, показал: миллениалы (родившиеся в 1980–2000. — AI.) приобретали самое большое количество предметов искусства и тратили больше всего в денежном выражении. В среднем расходы одного коллекционера нового поколения составили $3 млн за два последних года.
  • Большинство коллекционеров HNW также отмечены самой высокой частотой перепродаж предметов искусства среди коллекционеров-миллениалов. Средний период между покупкой и последующей продажей составлял чуть менее четырех лет.

Инфраструктура арт-рынка

  • В 2019 году на мировом рынке предметов искусства и антиквариата функционировало около 311 тыс. компаний, на которых работало 3 млн человек (на 1 тыс. больше, чем в 2018 году);
  • Из них в секторе непубличного рынка — 297 тыс. компаний и более 2,7 млн человек. 62 % трудоустроенных в этом секторе составляли женщины, а 56 % сотрудников обоих полов были моложе 40 лет;
  • В секторе публичного рынка в 14 тыс. компаний работало 285 тыс. человек, на 1 % больше, чем в 2018 году;
  • В 2019 году компаниями на рынке искусства было потрачено $19,9 млрд на вспомогательные услуги, напрямую связанные с их бизнесом (менеджмент коллекций, транспортировка, страхование, хранение, онлайн-приложения и пр.). В свою очередь, компании, оказывавшие эти услуги, обеспечивали 369 тыс. рабочих мест.
  • Наибольшая часть этих расходов (23 %, или $4,6 млрд) была связана с оплатой присутствия на арт-ярмарках (причем касалось это только игроков непубличного рынка — дилеров и галерей). При этом данная затратная статья сократилась в сравнении с 2018 годом на 4 %.

Комментарий AI: Хочется верить, что международные и отечественные СМИ правильно передадут суть отчета Art Basel & UBS: оборот рынка предметов искусства снизился ввиду объективных причин, а не упал, рухнул или провалился. При этом, что нехарактерно для кризиса, увеличилось количество сделок, т.е. проданных и одновременно приобретенных работ. Обращает на себя внимание и растущая дистанция между непубличным и публичным рынками: в 2019 году дилерские продажи (охватывающие как первичный, так и вторичный рынок) умеренно выросли, в то время как сектор аукционных продаж сократился. Наконец, стал более четко выражен новый класс коллекционеров-миллениалов — как демографически, так и активностью совершаемых покупок.

Демография коллекционеров и художников вызывает отдельный интерес в отчете. А именно, по части присутствия женщин. В 2019 году галереи стали не только заключать с художницами долгосрочные контракты и выставлять их у себя, но и активно брать их работы на арт-ярмарки для продажи. В первую очередь это связано с увеличением количества женщин среди современных коллекционеров, чему способствовали громкие продажи на аукционных торгах – в частности, Тамары де Лемпицки.

В 2020 году улучшения показателей рынка ожидать не стоит. Вероятнее всего, он еще больше снизится в своих объемах — в первую очередь из-за коронавируса, который уже отменил многие международные ярмарки и, возможно, перенесет последующие крупные аукционные торги в режим онлайн. Впрочем ситуация с глобальной эпидемией, с которой современный рынок искусства сталкивается впервые в истории, как ни странно, может оказаться способной этот рынок оздоровить: предложение, сдерживаемое в течение календарного года, способно дать новый эмоциональный толчок в следующем сезоне. Если подобное случится и результаты продаж 2021 года станут лучшими в истории арт-рынка, всем нам придется занести эпидемии в календарь как неизбежный инструмент оздоровления рынка, раз в десять лет.

Отдельные рынки и их показатели в отчете Art Basel & UBS 2020 мы детально разберем в следующих материалах AI.

   

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200306_artbasel.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200306_artbasel.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».