Арт-изоляция — 2020. Уроки первого полугодия. Галереи и дилеры
AI анализирует изменения, которые произошли на рынке искусства за 6 месяцев карантина
Вслед за первым и вторым материалами, посвященными музеям и арт-ярмаркам, AI продолжает суммировать основные изменения и наработки, с которыми рынок искусства подходит к оставшимся четырем месяцам 2020 года. Третья статья серии «Уроки первого полугодия» посвящена фигурантам частных продаж — галереям и арт-дилерам.
• Массовые закрытия (до 70 %)
В отличие от частных музеев, которые просто закрыли двери, и арт-ярмарок, которые отменили или перенесли (последнее — юридическое основание не возвращать деньги в вежливой форме) свои события, галереи были вынуждены не только приостановить работу, но и нередко освободить пространства (в российских реалиях принято по-другому: купить помещение — и ничего не зарабатывать; в то время как большинство международных галерей свои пространства арендуют — даже те, кто продает очень и очень успешно. Так выгоднее в краткосрочной перспективе). Например, в одном только Нью-Йорке к апрелю были вынуждены прекратить свою деятельность (включая частные продажи со всеми мерами безопасности) более 70 % галерей, а майское исследование ассоциации художественных галерей Франции показало, что по итогам карантина на родине Моне и Мане может не открыться каждая третья галерея. К середине сентября, по данным отчета Art Basel & UBS, официальные цифры таковы: с января по июнь 2020 года объем продаж галерей по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в среднем упал на 36 % (а если исключить топ-галереи, вполне бодро переживающие любой кризис, — падение составит 43 %). Более подробно о жизни галерей в цифрах вы можете прочесть здесь.
• Переход в онлайн
В материале, посвященном арт-ярмаркам, мы упоминали, что в последние годы галереям стало гораздо сложнее продать искусство в стационарных пространствах — зато они ощутимо прибавили в количестве ярмарочных сделок. Многие галереи еще до пандемии отказались от физических помещений, перейдя на формат арт-дилерства (т.е. галериста без галереи), и успешно сочетали его с участием в 4–6 ярмарках в году под своим брендом. Одним словом, к работе с технологиями продавцы искусства оказались в обще массе не готовы: к началу 2020 года из примерно 7,5 тыс. более-менее стабильных галерей возможность быстрой и удобной покупки искусства со своего сайта предоставляли чуть более 500 (7 %). Остальные вместо кнопки «купить» предлагали коллекционеру нажать кнопку «уточнить цену» — а далее, по старинке, вступали с потенциальным покупателем в диалог. Невозможность физических продаж массово развернула галереи в сторону технологий: однако там их ожидал конкурентоспособный сюрприз в лице Гагосяна, Цвирнера и других топ-дилеров, освоивших интернет-продажи за несколько лет до пандемии. Соответственно, нужно было выделяться среди себе подобных (небольших и средних галерей), в первую очередь — визуально: так, стремительно популярность набрали компании, производящие цифровые галереи — от мультимедийных «листалок» (Softspot) до полноценных «бродилок» (V-Art) с полным погружением коллекционера, экипированного шлемом виртуальной реальности. В целом объем онлайн-продаж искусства галереями за первые 6 месяцев 2020 года вырос более чем в три раза: с 10 % в первом полугодии — 2019 до 37 % в полугодии нынешнем. А топ-галереи, год назад имевшие самую низкую долю интернет-сделок с искусством среди остальных, сегодня показали самый высокий рост онлайн-продаж (с 7 % до 38 %).
• Удержание коллекционеров
С переходом в онлайн галереи осознали утрату двух основных преимуществ, которыми доселе бравировал первичный рынок: они лишились физических открытий (на которые во всем мире люди собирались ради общения и социализации в первую очередь, а самого искусства — во вторую) и возможности тет-а-тет поговорить с коллекционером за чашкой кофе (что вошло в привычку у многих коллекционеров в качестве бонусного арт-консалтинга в счет приобретенных работ). Понимая, что они могут навсегда потерять аудиторию, которая нашла социализацию в йоге через Zoom, а свежие новости рынка — в образовательных онлайн-программах, галереи пошли на беспрецедентный шаг: они убрали завесу между коллекционером и художником, «впустив» покупателей в мастерские. Естественно, впустив виртуально: галереи стали создавать 3D-модели мастерских либо снимать видео в формате 360 градусов. Hauser & Wirth пошла еще дальше, обязав свою восходящую топ-звезду Рашида Джонсона создать виртуальные «обои» для видеоконференции Zoom, которые галерея выложила в свободном доступе. Кроме того, британский художник поделился музыкой, под которую делает утреннюю зарядку и любимыми кулинарными рецептами в карантин. Однако, приближая своих художников к покупателю, галереи одновременно ставили их персональные бренды на один уровень со своими собственными — а иногда и выше.
• Консолидация крупных и поддержка молодых
Что такое цивилизованный арт-рынок? Это консолидация усилий игроков и взаимовыручка, особенно в непростые времена. Когда David Zwirner в марте пригласила молодые галереи бесплатно занять виртуальные кабинеты на своем сайте, многие расценили это само собой разумеющейся благотворительностью. Тем не менее впору говорить о трезвом бизнес-расчете: пространство было выделено галереям из городов, где находятся филиалы самой David Zvirner. Топ-дилер понимал: если сегодня он не поддержит тех, кто продает искусство в диапазоне до $10 тыс., через 10 лет некому будет покупать у самого Цвирнера (другими словами, из молодых региональных покупателей не вырастут полноценные коллекционеры). Еще одно преимущество держать молодую поросль галерей по соседству — в возможности отслеживать, как реагирует на чужих художников рынок. Не секрет, что путь творческой единицы в галерею уровня David Zwirner в обычной жизни лежит через 4–5 уровней галерей статусом пониже, а сегодня топ-галерея сможет приглашать к сотрудничеству лучших художников напрямую, ускоряя карьерный рост и экономя собственное время и деньги на скаутинг.
• Внимание к цифровому искусству
«Допустим, мы купили ваше искусство, — говорит галерее заморский коллекционер. — А как насчет доставки?» Фактическая заморозка международной арт-логистики вынудила галереи пересмотреть свое отношение к цифровому искусству: для его отправки (и успешного получения владельцем) достаточно иметь интернет-подключение. Цифровые активы также удобны в хранении: галерее не нужно арендовать физический склад для работ (а иногда и второй склад — для упаковки). Многие галереи стали не только привлекать к сотрудничеству цифровых художников, но и побуждать собственных авторов, привыкших работать в материале, к созданию digital-арта. Так, онлайн-галерея Acute Art, незадолго до начала карантина стартовав с продаж летающего KAWS’а, к осени пополнилась 17 новыми именами, среди которых такие исконно цифровые художники, как Джефф Кунс и Аниш Капур, а также любитель совместить нос с ветром Ай Вейвей. Третий плюс, который галереи обнаружили после первых месяцев продаж цифрового искусства, — снабженный электронным сертификатом, предмет (при некоторых технологических усилиях) может хранить в себе информацию о повторных продажах, избавляя галерею от лишних хлопот (включая судебные иски), связанных с реализацией права следования у художника.
• Смена арт-прописки и новые имена
Пользуясь кризисной сумятицей, арт-инвестор пробует приобрести искусство с дисконтом, а галерея — пригласить к сотрудничеству стóящих художников, которых не в силах содержать конкуренты. Так, Gagosian Gallery в марте заключила соглашение с многообещающим американцем, фигуративным художником Тайтусом Кафаром (1976) — теперь он обещает принести деньги лично Ларри Гагосяну. Французская Galerie Thaddaeus Ropac оформила отношения с австралийским скульптором Роном Мьюэком (1958): «те самые» гиперреалистичные обнаженные фигуры стариков и младенцев отныне будут пугать зрителей по долгосрочному графику одной из ведущих европейских галерей. Тем временем Hauser & Wirth пошла по другому пути, в апреле анонсировав создание первой виртуальной резиденции для художников. С этой целью был выкуплен американский ArtTech-стартап ArtLab, к которому топ-галерея присматривалась с лета прошлого года. По замыслу Hauser & Wirth, виртуальное пространство, прототипом которого стала вилла Ивана Вирта на острове Менорка, передаст эффект виртуального присутствия художников разных стран в одном пространстве и при этом сохранит главное достоинство привычных арт-резиденций — позволит сделать итоговую выставку, пригласив кураторов, арт-критиков и потенциальных покупателей на открытие. Естественно, также виртуальное.
Сказать, что карты частному рынку спутала одна лишь пандемия, будет неверно: о переходе с «модели Кастелли» (создания художников-суперзвезд методом спекулятивных продаж) к объединению небольших галерей на уровне бюджетов и локальных авторов в международные сети писал еще Эдвард Винкельман в 2017 году. Пандемия сработала как отлив: обнажив берега арт-рынка, она показала, что главными действующими лицами, отвечающими за спрос и предложение, были и остаются коллекционер и художник. А галереи (и прочие продавцы, взявшие на себя роль регуляторов) являются посредниками, вынужденными подстраиваться под любые природные явления.
В четвертой части материала мы расскажем об изменениях, которые коснулись аукционных домов — в пандемию ставших и дилерами, и ярмарками, и телемостами.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200915_6months_galleries.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200915_6months_galleries.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.