- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж
- А.И.Лебедев, карикатура "Анархия"
- Нэцкэ-маска Окамэ, дерево, Япония
- Оценка картин
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
Арт-изоляция — 2020. Уроки первого полугодия. Музеи
ARTinvestment.RU 04 сентября 2020
AI анализирует изменения, которые произошли на рынке искусства за 6 месяцев карантина
Календарное наступление осени ознаменовало сразу два события: привычное начало нового сезона на арт-рынке (прежде всего аукционного и галерейного сегментов, в меньшей степени — ярмарочного и музейного) и конец первого полугодия пребывания искусства в изоляции. AI предлагает суммировать основные изменения и наработки, с которыми рынок искусства подходит к оставшимся четырем месяцам 2020 года, — они в равной степени могут как улучшить ситуацию с итоговыми цифрами, так и сделать нынешний год самым непрезентабельным за последние 15 лет. Первый материал серии статей посвящен музеям.
• Массовые увольнения
Из-за карантинных мер полностью прекратить работу были вынуждены более 85 тыс. музеев, или около 90 % всех мировых музейных учреждений. Первое, что сделало большинство западных музеев — еще до перехода в онлайн и консервации коллекций, — сократили штат, уволив интернов и смотрителей. И если для первых стажировка в музее — опыт и важнейшее дополнение к портфолио во время учебы, то для вторых — источник заработка. Многие топ-музеи, как лондонская галерея Тейт и нью-йоркские Метрополитен-музей и MoMA, первое время держались, ожидая финансовой помощи от государства и создавая краудфандинговые платформы по сбору пожертвований, но в итоге также сдались (Метрополитен-музей поначалу доплачивал сотрудникам за работу в опасных условиях). Согласно отчету ЮНЕСКО, вышедшему в мае 2020 года, даже с учетом урезания штата, после карантина почти 13 % музеев во всем мире могли не возобновить работу. В июле эти цифры лишь выросли: так, в одних только США под угрозой исчезновения оказались более 12 тыс. музеев (10 % мировых институций).
• Консервация искусства
Когда по итогам первого месяца карантина стало ясно, что COVID-19 пришел надолго, музеи постарались оптимизировать расходы за счет коммунальных служб — проще говоря, сэкономить на электричестве и водоснабжении. Однако и то и другое необходимо для поддержания необходимого для произведений климата в выставочных залах (не лишним будет напомнить, что в отсутствие посетителей нагрузка на климат-контроль лишь увеличивается). Музеи разделились на тех, кто убрал главные шедевры в хранилища, и тех, кто стал оборачивать их консервационной пленкой прямо в экспозиции. Однако и здесь возникла проблема: учитывая нормы социальной дистанции, одновременно в залах могло находиться лишь ограниченное количество профессиональных упаковщиков — а работать в несколько смен им запрещали правила профсоюзов. На этом беды музеев, связанные с хранением коллекций, не закончились: летом выяснилось, что за время карантина музеи не по своей воле приютили вредоносных насекомых. А те, кто раньше обвинял музеи в «нафталиновости», поняли свою неправоту: без него, к сожалению, никуда.
• Переход к онлайн-экспозициям
Одним из первых логичных шагов после объявления пандемии стал переход музеев в онлайн-среду. Порядка 70 % мировых музеев на начало 2020 года имели собственные интернет-сайты, из них более половины поддерживали связь с посетителями посредством социальных сетей. При этом репрезентация коллекций онлайн (даже при наличии сайта) оставалась уделом всего 15 % музеев: купить билет, заказать доставку сувенира или пообщаться с культурным сообществом можно было во многих институциях, но виртуально погулять по экспозиции — в исключительных случаях. Особую нагрузку ощутил на себе Google Cultural Institute: оцифровав за неполные 10 лет работы более 2,5 тыс. коллекций (в среднем по 20 за месяц), за один март 2020 года специалисты Google сделали более 50 новых экспозиций — при этом одновременно получив более 600 заявок! Понимая, что на всех рук (не цифровых, а живых рук программистов) не хватит, в мае Google Cultural Institute выпустил специальное руководство по самостоятельному продвижению музеев в Интернете. Тем временем британский музей современного искусства Гастингса создал дистанционно контролируемого робота со специальной камерой, благодаря которому посетители смогли увидеть экспозиционные залы, управляя роботом через сайт музея.
• Потеря доноров
Не секрет, что бюджет международных музеев в среднем на 50 % пополняется за счет частных пожертвований — особенно это касается стран с развитым законодательством о меценатстве, позволяющем дарителю уменьшать налогообложение (остальные 50 % прихода в равных частях делят между собой продажа билетов и сувениров). Вы не замечали в последнее полугодие сообщений о громких меценатских жестах? Карантин цинично показал, что филантропия при остановке бизнесов не работает: если у человека нет доходов, с каких оборотов он будет списывать расходы? Соответственно, музейные залы, крылья и целые комплексы, названные в честь известных доноров, остались без их поддержки.
• Продажа предметов коллекции
Спустя три месяца после начала карантина пошли первые сообщения о продажах части музейных собраний. На первый взгляд в этом нет ничего удивительного: в год мировые музеи продавали более 100 тыс. экспонатов — правда, взамен всегда покупали новые (чаще всего сделки были бартерными между двумя музеями, просто оформлялись как две отдельные продажи). Однако в 2020 году деньгами, вырученными за музейные экспонаты, предполагалось оплатить издержки музея за время простоя. И если поначалу речь шла о не самых ценных работах, то со временем художественная ценность (и рыночная стоимость) предлагаемых к продаже предметов стала расти. К слову, в США разрешение о продаже музейных собраний приняла самая высшая инстанция — Ассоциация музейных директоров (звучит иронично в отношении страны, в которой подавляющее большинство музеев основано либо управляется частным капиталом). Прошедший август добавил к этой тенденции общественно-политическую окраску: художественный музей Эверсона (США) объявил о продаже единственного полотна Джексона Поллока, для приобретения в коллекцию работ молодых художников — гендерно и этнически-разнообразных.
• Пересмотр подхода к формированию собраний
Параллельно возвращению музеев к жизни после частичного снятия карантина (естественно — с ограничениями для посетителей) многие институции стали говорить о пересмотре подхода к формированию собраний. Например, о том, что музей должен сохранить ключевые, системообразующие работы — и избавиться от остальных: таким образом он получит максимальную аудиторию за счет громких имен и минимизирует затраты на используемые площади. В недавней аналитике британской компании Vastari было высказано мнение, что музеи должны объединяться с небольшими авиакомпаниями и давать совместную «пакетную» рекламу — в первую очередь при проведении крупных передвижных выставок. Маркетологи из MuseumNext, в свою очередь, поделились соображениями относительно будущего продвижения музеев.
• «Спящие шедевры»
Термином «спящие шедевры» на рынке принято называть работы старых мастеров, которые долгое время находились у публики на виду, но были неверно атрибутированы, считаясь работой круга художника, но не его самого. С началом карантина во многих музеях стали обнаруживать (точнее сказать, атрибутировать заново) картины авторов первой величины. Параллельно такие же шедевры стали находиться на чердаках и в чуланах — и после признания авторства отправляться в музеи. Мы специально не приводим ссылок на подобные прецеденты, однако посетителю и потенциальному покупателю следует быть очень осторожным: вскоре «спящие шедевры» последуют из музеев на рынок. Увы, во времена смуты так было и будет всегда.
Во второй части материала мы расскажем об изменениях, которые коснулись арт-ярмарок. Тем же из наших читателей, кого могло возмутить включение музеев в серию материалов о влиянии карантина на рынок искусства, рекомендуем внимательно прочитать данную статью.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200904_6_months_covid.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200904_6_months_covid.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж
- А.И.Лебедев, карикатура "Анархия"
- Нэцкэ-маска Окамэ, дерево, Япония
- Оценка картин
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.