Отчет TEFAF 2020: финансирование и меценатство в искусстве
Поддержка искусства на государственном и частном уровнях в 2019 году — с цифрами и комментариями
До недавнего времени ярмарка TEFAF выпускала собственный годовой отчет по рынку искусства, аналогичный Art Basel & UBS, что приводило к разночтению цифр и сумятице в головах читателей. В 2017 году крупнейшие аналитики договорились между собой: Art Basel стала «поставщиком» основных показателей арт-рынка, а TEFAF сосредоточилась на исследовании отдельных его сегментов — например, инвестиций в предметы коллекционирования (2018) или китайского рынка искусства (2019). 10 марта 2020 года вышел новый отчет TEFAF Art Market Report, озаглавленный Art Patronage in the 21st Century — «Меценатство в XXI веке». Сбор и анализ информации осуществил Андерс Петерсон, глава британской компании ArtTactic, известный по работе с Deloitte над отчетами Deloitte Art & Finance. Наиболее интересные цифры мы предлагаем вашему вниманию.
Таблица 1. Государственная и частная поддержка искусства в 2019 году по регионам
Регион | Государственное финансирование культуры, $ млрд | Доля от ВВП, % | Частные пожертвования на искусство, $ млрд | Доля частных пожертвований на искусство от государственного финансирования культуры, % |
---|---|---|---|---|
Африка | 1,90 | 0,16 | 1,00 | 53 |
Латинская Америка | 0,75 | 0,06 | 1,10 | 147 |
Ближний Восток | 2,10 | 0,29 | 7,60 | 362 |
Азия | 25,63 | 0,14 | 18,80 | 73 |
Европа | 56,01 | 0,39 | 48,20 | 86 |
США | 1,34 | 0,01 | 75,00 | 5585 |
Комментарий AI. Сразу необходимо оговориться, что «финансирование культуры» в бюджетах большинства стран включает в себя и кинематографию, и театр, и библиотеки, и многое другое. Отчет, к сожалению, этого не учитывает. Тем не менее приведенные данные интересны для анализа. Во-первых, это касается США и их подхода к государственной дотации. Попытка перейти к государственному финансированию культуры в первый и последний раз было предпринята в 1936 году (т. н. «Реформа Флэннаган»). Всего лишь за один следующий 1937 год качество искусства на довольствии государства настолько упало, что правительство отказалось от этой затеи. С 1937 года и доныне практически все культурные учреждения работают по принципу самоокупаемости, что повышает конкуренцию и делает культурный продукт более качественным. Но при этом — важнейшее дополнение! — практически сразу США приняли первый закон о меценатстве. Отсюда мы видим в США пятитысячное превышение в процентах частных дотаций в сферу искусства над государственными.
Читатель спросит: а что же в России? Она не была упомянута в отчете отдельной строкой, поэтому приведем данные Росстата: при средних расходах на культуру в Европейских странах в размере 0,39 % от ВВП (Франция — 0,35 %, Германия — 0,37 %) Россия последние 10 лет держит 0,5–0,6 % от ВВП (общие суммы федерального и консолидированного бюджетов). Другое дело, что сравнение в цифрах с европейскими странами окажется не в пользу России: валовой внутренний продукт измеряется в рублях, а его курс относительно евро в последние годы сильно снизился.
Таблица 2. Предметы искусства и коллекционирования в частном владении, и меценатская активность по регионам
Регион | Стоимость предметов искусства и коллекционирования в частном владении сверхбогатых людей, $ млрд | Доля частных пожертвований на искусство в год от общей стоимости коллекций, % |
---|---|---|
Африка | 13,03 | 7,67 |
Латинская Америка | 79,29 | 1,39 |
Ближний Восток | 92,73 | 8,20 |
Азия | 370,11 | 5,08 |
Европа | 403,42 | 11,95 |
США | 630,50 | 11,90 |
Комментарий AI. Если кратко, в странах Латинской Америки коллекционеры больше любят себя, в странах Африки — свое окружение (настоящее и будущее). На фоне других регионов самыми расточительными меценатами являются европейцы, а в США благотворительность в основном связана с оптимизацией налогообложения.
Таблица 3. Объекты поддержки среди меценатов сферы искусства в Азии и Европе
Объект поддержки | Азия, % | Европа, % |
---|---|---|
Музеи | 73 | 90 |
Некоммерческие организации | 91 | 80 |
Художественные школы | 42 | 37 |
Художники | 92 | 70 |
Комментарий AI. Из отчета следует, что искусство поддерживают 88 % всех тех, кто вообще занимается частным дотированием в Азии, и 78 % — в Европе. Азиатские «профессиональные» меценаты меньше поддерживают музеи, нежели их европейские коллеги, понимая, что это в первую очередь забота государства. А вот некоммерческие организации и (особенно) художники получают от азиатских меценатов больше внимания — после этого не нужно спрашивать, отчего китайские современные художники настолько популярны на международной арене. Применительно к России сравнение было бы еще более жестким: в Китае ненужные предметы искусства отдают на переработку для изготовления новых холстов для арт-школ, в России — дарят музеям для пополнения запасников.
Помимо общих данных, составленных на базе отчетов Deloitte и Capgemini, ArtTactic провел собственный опрос среди фигурантов рынка искусства на предмет их вовлеченности в благотворительность: всего опрошен 541 респондент, в том числе и автор данного материала. Полученные результаты представляют большой интерес и могут быть использованы теми, кто планирует обратиться за поддержкой, не покидая мира искусства, — т. е. к непосредственным участникам арт-рынка.
Около 80 % деятелей рынка искусства — арт-дилеров, аналитиков, консультантов, сотрудников аукционных домов, арт-фондов, менеджеров коллекций и пр. — поддерживает некоммерческий сектор искусства финансово либо предоставлением услуг на безвозмездной основе. Об этом заявили 77 % «миллениалов» (возраст до 35 лет), 78 % респондентов «поколения X» (возраст 35–55 лет), а также 85 % «бэби-бумеров» (от 55 лет и выше). 51 % респондентов оказывают поддержку искусству на ежегодной основе, 28 % — ежемесячно, а 5 % вносят свой вклад в некоммерческий сектор еженедельно. Особо отметим волонтерство, выделенное отчетом в отдельный класс благотворительности, которое особенно популярно среди молодого поколения. Под «волонтерством» ArtTactic понимает все, что не касается пожертвования денег, однако может быть тарифицировано: 67 % респондентов регулярно предлагают свое время, опыт и советы некоммерческим организациям, сфере образования и персонально художникам.
Таблица 4. Объекты поддержки среди международных меценатов сферы искусства по возрастам
Объект поддержки / Возраст мецената | До 35 лет, % | 35–55 лет, % | Старше 55 лет, % |
---|---|---|---|
Музеи | 90 | 86 | 89 |
Некоммерческие организации | 79 | 82 | 85 |
Художники | 71 | 84 | 77 |
Благотворительные арт-проекты | 53 | 70 | 86 |
Художественные школы | 39 | 41 | 44 |
Комментарий AI. Молодежь не верит в благотворительные арт-проекты — этой фразой можно было бы ограничить описание таблицы. С одной существенной оговоркой: молодому поколению претит сама атмосфера благотворительности, подразумевающая закрытые мероприятия и аплодисменты. В эпоху глобализации ей больше хочется поддерживать музеи, которые открыты для всех, причем поддерживать анонимно. Точно так же современная молодежь, понимая значимость самообразования, меньше поддерживает художников на этапе становления и арт-школы, считая, что спасение утопающих — дело их собственных рук.
Таблица 5. Источники информации, которые подвигли меценатов осуществить взнос в пользу искусства в 2019 году
№ п/п | Источник информации | Доля меценатов, мотивированных им, % |
---|---|---|
1 | Электронное письмо | 43 |
2 | Сбор средств онлайн | 27 |
3 | Личное письменное обращение | 23 |
4 | Благотворительное офлайн-мероприятие | 21 |
5 | Краудфандинговая кампания | 20 |
6 | Благотворительная лотерея | 6 |
7 | СМС-обращение | 6 |
8 | Хождение по домам | 5 |
9 | Прочие каналы | 4 |
10 | Самостоятельное решение | 27 |
Комментарий AI. С практической точки зрения это очень показательно. В первую очередь бросается в глаза то, что сумма всех цифр превышает 100 % — следовательно, как минимум половина респондентов позитивно реагировала два и больше информационных канала. Первая позиция, с отрывом удерживаемая электронным письмом, смущать не должна: это наиболее часто используемый инструмент просителей (отсюда и частота реагирования). Остальная динамика вполне объяснима: предпочтение отдается тем объектам поддержки, которые сопровождаются социальными событиями, будь то благотворительный аукцион или онлайн-сборы в любой форме. Другими словами, идеальный путь для желающего получить целевое невозвратное финансирование — сделать так, чтобы передача происходила на людях и с максимальной оглаской имени мецената. Отметим, что треть благотворителей руководствуется собственными соображениями при выборе объекта и определении суммы дотации.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200324_tefaf_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200324_tefaf_report.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.