﴾XXI век﴿ РУДАКОВА Ольга Михайловна (1951–2017) Оттепель. 2016
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ ГОРИНА Елена Ивановна (1954) Белые лилии в пасмурный день. 2017
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00
ЧХАИДЗЕ Омар Валерьянович (1944) Бегство в Египет. 1983
Текущая ставка
1 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00

Отчет TEFAF 2020: финансирование и меценатство в искусстве
ARTinvestment.RU   24 марта 2020

Поддержка искусства на государственном и частном уровнях в 2019 году — с цифрами и комментариями

До недавнего времени ярмарка TEFAF выпускала собственный годовой отчет по рынку искусства, аналогичный Art Basel & UBS, что приводило к разночтению цифр и сумятице в головах читателей. В 2017 году крупнейшие аналитики договорились между собой: Art Basel стала «поставщиком» основных показателей арт-рынка, а TEFAF сосредоточилась на исследовании отдельных его сегментов — например, инвестиций в предметы коллекционирования (2018) или китайского рынка искусства (2019). 10 марта 2020 года вышел новый отчет TEFAF Art Market Report, озаглавленный Art Patronage in the 21st Century — «Меценатство в XXI веке». Сбор и анализ информации осуществил Андерс Петерсон, глава британской компании ArtTactic, известный по работе с Deloitte над отчетами Deloitte Art & Finance. Наиболее интересные цифры мы предлагаем вашему вниманию.

Таблица 1. Государственная и частная поддержка искусства в 2019 году по регионам

Регион Государственное финансирование культуры, $ млрд Доля от ВВП, % Частные пожертвования на искусство, $ млрд Доля частных пожертвований на искусство от государственного финансирования культуры, %
Африка 1,90 0,16 1,00 53
Латинская Америка 0,75 0,06 1,10 147
Ближний Восток 2,10 0,29 7,60 362
Азия 25,63 0,14 18,80 73
Европа 56,01 0,39 48,20 86
США 1,34 0,01 75,00 5585

Комментарий AI. Сразу необходимо оговориться, что «финансирование культуры» в бюджетах большинства стран включает в себя и кинематографию, и театр, и библиотеки, и многое другое. Отчет, к сожалению, этого не учитывает. Тем не менее приведенные данные интересны для анализа. Во-первых, это касается США и их подхода к государственной дотации. Попытка перейти к государственному финансированию культуры в первый и последний раз было предпринята в 1936 году (т. н. «Реформа Флэннаган»). Всего лишь за один следующий 1937 год качество искусства на довольствии государства настолько упало, что правительство отказалось от этой затеи. С 1937 года и доныне практически все культурные учреждения работают по принципу самоокупаемости, что повышает конкуренцию и делает культурный продукт более качественным. Но при этом — важнейшее дополнение! — практически сразу США приняли первый закон о меценатстве. Отсюда мы видим в США пятитысячное превышение в процентах частных дотаций в сферу искусства над государственными.

Читатель спросит: а что же в России? Она не была упомянута в отчете отдельной строкой, поэтому приведем данные Росстата: при средних расходах на культуру в Европейских странах в размере 0,39 % от ВВП (Франция — 0,35 %, Германия — 0,37 %) Россия последние 10 лет держит 0,5–0,6 % от ВВП (общие суммы федерального и консолидированного бюджетов). Другое дело, что сравнение в цифрах с европейскими странами окажется не в пользу России: валовой внутренний продукт измеряется в рублях, а его курс относительно евро в последние годы сильно снизился.

Таблица 2. Предметы искусства и коллекционирования в частном владении, и меценатская активность по регионам

Регион Стоимость предметов искусства и коллекционирования в частном владении сверхбогатых людей, $ млрд Доля частных пожертвований на искусство в год от общей стоимости коллекций, %
Африка 13,03 7,67
Латинская Америка 79,29 1,39
Ближний Восток 92,73 8,20
Азия 370,11 5,08
Европа 403,42 11,95
США 630,50 11,90

Комментарий AI. Если кратко, в странах Латинской Америки коллекционеры больше любят себя, в странах Африки — свое окружение (настоящее и будущее). На фоне других регионов самыми расточительными меценатами являются европейцы, а в США благотворительность в основном связана с оптимизацией налогообложения.

Таблица 3. Объекты поддержки среди меценатов сферы искусства в Азии и Европе

Объект поддержки Азия, % Европа, %
Музеи 73 90
Некоммерческие организации 91 80
Художественные школы 42 37
Художники 92 70

Комментарий AI. Из отчета следует, что искусство поддерживают 88 % всех тех, кто вообще занимается частным дотированием в Азии, и 78 % — в Европе. Азиатские «профессиональные» меценаты меньше поддерживают музеи, нежели их европейские коллеги, понимая, что это в первую очередь забота государства. А вот некоммерческие организации и (особенно) художники получают от азиатских меценатов больше внимания — после этого не нужно спрашивать, отчего китайские современные художники настолько популярны на международной арене. Применительно к России сравнение было бы еще более жестким: в Китае ненужные предметы искусства отдают на переработку для изготовления новых холстов для арт-школ, в России — дарят музеям для пополнения запасников.

Помимо общих данных, составленных на базе отчетов Deloitte и Capgemini, ArtTactic провел собственный опрос среди фигурантов рынка искусства на предмет их вовлеченности в благотворительность: всего опрошен 541 респондент, в том числе и автор данного материала. Полученные результаты представляют большой интерес и могут быть использованы теми, кто планирует обратиться за поддержкой, не покидая мира искусства, — т. е. к непосредственным участникам арт-рынка.

Около 80 % деятелей рынка искусства — арт-дилеров, аналитиков, консультантов, сотрудников аукционных домов, арт-фондов, менеджеров коллекций и пр. — поддерживает некоммерческий сектор искусства финансово либо предоставлением услуг на безвозмездной основе. Об этом заявили 77 % «миллениалов» (возраст до 35 лет), 78 % респондентов «поколения X» (возраст 35–55 лет), а также 85 % «бэби-бумеров» (от 55 лет и выше). 51 % респондентов оказывают поддержку искусству на ежегодной основе, 28 % — ежемесячно, а 5 % вносят свой вклад в некоммерческий сектор еженедельно. Особо отметим волонтерство, выделенное отчетом в отдельный класс благотворительности, которое особенно популярно среди молодого поколения. Под «волонтерством» ArtTactic понимает все, что не касается пожертвования денег, однако может быть тарифицировано: 67 % респондентов регулярно предлагают свое время, опыт и советы некоммерческим организациям, сфере образования и персонально художникам.

Таблица 4. Объекты поддержки среди международных меценатов сферы искусства по возрастам

Объект поддержки / Возраст мецената До 35 лет, % 35–55 лет, % Старше 55 лет, %
Музеи 90 86 89
Некоммерческие организации 79 82 85
Художники 71 84 77
Благотворительные арт-проекты 53 70 86
Художественные школы 39 41 44

Комментарий AI. Молодежь не верит в благотворительные арт-проекты — этой фразой можно было бы ограничить описание таблицы. С одной существенной оговоркой: молодому поколению претит сама атмосфера благотворительности, подразумевающая закрытые мероприятия и аплодисменты. В эпоху глобализации ей больше хочется поддерживать музеи, которые открыты для всех, причем поддерживать анонимно. Точно так же современная молодежь, понимая значимость самообразования, меньше поддерживает художников на этапе становления и арт-школы, считая, что спасение утопающих — дело их собственных рук.

Таблица 5. Источники информации, которые подвигли меценатов осуществить взнос в пользу искусства в 2019 году

№ п/п Источник информации Доля меценатов, мотивированных им, %
1 Электронное письмо 43
2 Сбор средств онлайн 27
3 Личное письменное обращение 23
4 Благотворительное офлайн-мероприятие 21
5 Краудфандинговая кампания 20
6 Благотворительная лотерея 6
7 СМС-обращение 6
8 Хождение по домам 5
9 Прочие каналы 4
10 Самостоятельное решение 27

Комментарий AI. С практической точки зрения это очень показательно. В первую очередь бросается в глаза то, что сумма всех цифр превышает 100 % — следовательно, как минимум половина респондентов позитивно реагировала два и больше информационных канала. Первая позиция, с отрывом удерживаемая электронным письмом, смущать не должна: это наиболее часто используемый инструмент просителей (отсюда и частота реагирования). Остальная динамика вполне объяснима: предпочтение отдается тем объектам поддержки, которые сопровождаются социальными событиями, будь то благотворительный аукцион или онлайн-сборы в любой форме. Другими словами, идеальный путь для желающего получить целевое невозвратное финансирование — сделать так, чтобы передача происходила на людях и с максимальной оглаской имени мецената. Отметим, что треть благотворителей руководствуется собственными соображениями при выборе объекта и определении суммы дотации.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200324_tefaf_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200324_tefaf_report.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх