art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

Арт-изоляция — 2020. Уроки первого полугодия. Галереи и дилеры
ARTinvestment.RU   15 сентября 2020

AI анализирует изменения, которые произошли на рынке искусства за 6 месяцев карантина

Вслед за первым и вторым материалами, посвященными музеям и арт-ярмаркам, AI продолжает суммировать основные изменения и наработки, с которыми рынок искусства подходит к оставшимся четырем месяцам 2020 года. Третья статья серии «Уроки первого полугодия» посвящена фигурантам частных продаж — галереям и арт-дилерам.

• Массовые закрытия (до 70 %)

В отличие от частных музеев, которые просто закрыли двери, и арт-ярмарок, которые отменили или перенесли (последнее — юридическое основание не возвращать деньги в вежливой форме) свои события, галереи были вынуждены не только приостановить работу, но и нередко освободить пространства (в российских реалиях принято по-другому: купить помещение — и ничего не зарабатывать; в то время как большинство международных галерей свои пространства арендуют — даже те, кто продает очень и очень успешно. Так выгоднее в краткосрочной перспективе). Например, в одном только Нью-Йорке к апрелю были вынуждены прекратить свою деятельность (включая частные продажи со всеми мерами безопасности) более 70 % галерей, а майское исследование ассоциации художественных галерей Франции показало, что по итогам карантина на родине Моне и Мане может не открыться каждая третья галерея. К середине сентября, по данным отчета Art Basel & UBS, официальные цифры таковы: с января по июнь 2020 года объем продаж галерей по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в среднем упал на 36 % (а если исключить топ-галереи, вполне бодро переживающие любой кризис, — падение составит 43 %). Более подробно о жизни галерей в цифрах вы можете прочесть здесь.

• Переход в онлайн

В материале, посвященном арт-ярмаркам, мы упоминали, что в последние годы галереям стало гораздо сложнее продать искусство в стационарных пространствах — зато они ощутимо прибавили в количестве ярмарочных сделок. Многие галереи еще до пандемии отказались от физических помещений, перейдя на формат арт-дилерства (т.е. галериста без галереи), и успешно сочетали его с участием в 4–6 ярмарках в году под своим брендом. Одним словом, к работе с технологиями продавцы искусства оказались в обще массе не готовы: к началу 2020 года из примерно 7,5 тыс. более-менее стабильных галерей возможность быстрой и удобной покупки искусства со своего сайта предоставляли чуть более 500 (7 %). Остальные вместо кнопки «купить» предлагали коллекционеру нажать кнопку «уточнить цену» — а далее, по старинке, вступали с потенциальным покупателем в диалог. Невозможность физических продаж массово развернула галереи в сторону технологий: однако там их ожидал конкурентоспособный сюрприз в лице Гагосяна, Цвирнера и других топ-дилеров, освоивших интернет-продажи за несколько лет до пандемии. Соответственно, нужно было выделяться среди себе подобных (небольших и средних галерей), в первую очередь — визуально: так, стремительно популярность набрали компании, производящие цифровые галереи — от мультимедийных «листалок» (Softspot) до полноценных «бродилок» (V-Art) с полным погружением коллекционера, экипированного шлемом виртуальной реальности. В целом объем онлайн-продаж искусства галереями за первые 6 месяцев 2020 года выросболее чем в три раза: с 10 % в первом полугодии — 2019 до 37 % в полугодии нынешнем. А топ-галереи, год назад имевшие самую низкую долю интернет-сделок с искусством среди остальных, сегодня показали самый высокий рост онлайн-продаж (с 7 % до 38 %).

• Удержание коллекционеров

С переходом в онлайн галереи осознали утрату двух основных преимуществ, которыми доселе бравировал первичный рынок: они лишились физических открытий (на которые во всем мире люди собирались ради общения и социализации в первую очередь, а самого искусства — во вторую) и возможности тет-а-тет поговорить с коллекционером за чашкой кофе (что вошло в привычку у многих коллекционеров в качестве бонусного арт-консалтинга в счет приобретенных работ). Понимая, что они могут навсегда потерять аудиторию, которая нашла социализацию в йоге через Zoom, а свежие новости рынка — в образовательных онлайн-программах, галереи пошли на беспрецедентный шаг: они убрали завесу между коллекционером и художником, «впустив» покупателей в мастерские. Естественно, впустив виртуально: галереи стали создавать 3D-модели мастерских либо снимать видео в формате 360 градусов. Hauser & Wirth пошла еще дальше, обязав свою восходящую топ-звезду Рашида Джонсона создать виртуальные «обои» для видеоконференции Zoom, которые галерея выложила в свободном доступе. Кроме того, британский художник поделился музыкой, под которую делает утреннюю зарядку и любимыми кулинарными рецептами в карантин. Однако, приближая своих художников к покупателю, галереи одновременно ставили их персональные бренды на один уровень со своими собственными — а иногда и выше.

• Консолидация крупных и поддержка молодых

Что такое цивилизованный арт-рынок? Это консолидация усилий игроков и взаимовыручка, особенно в непростые времена. Когда David Zwirner в марте пригласила молодые галереи бесплатно занять виртуальные кабинеты на своем сайте, многие расценили это само собой разумеющейся благотворительностью. Тем не менее впору говорить о трезвом бизнес-расчете: пространство было выделено галереям из городов, где находятся филиалы самой David Zvirner. Топ-дилер понимал: если сегодня он не поддержит тех, кто продает искусство в диапазоне до $10 тыс., через 10 лет некому будет покупать у самого Цвирнера (другими словами, из молодых региональных покупателей не вырастут полноценные коллекционеры). Еще одно преимущество держать молодую поросль галерей по соседству — в возможности отслеживать, как реагирует на чужих художников рынок. Не секрет, что путь творческой единицы в галерею уровня David Zwirner в обычной жизни лежит через 4–5 уровней галерей статусом пониже, а сегодня топ-галерея сможет приглашать к сотрудничеству лучших художников напрямую, ускоряя карьерный рост и экономя собственное время и деньги на скаутинг.

• Внимание к цифровому искусству

«Допустим, мы купили ваше искусство, — говорит галерее заморский коллекционер. — А как насчет доставки?» Фактическая заморозка международной арт-логистики вынудила галереи пересмотреть свое отношение к цифровому искусству: для его отправки (и успешного получения владельцем) достаточно иметь интернет-подключение. Цифровые активы также удобны в хранении: галерее не нужноарендовать физический склад для работ (а иногда и второй склад — для упаковки). Многие галереи стали не только привлекать к сотрудничеству цифровых художников, но и побуждать собственных авторов, привыкших работать в материале, к созданию digital-арта. Так, онлайн-галерея Acute Art, незадолго до начала карантина стартовав с продаж летающего KAWS’а, к осени пополнилась 17 новыми именами, среди которых такие исконно цифровые художники, как Джефф Кунс и Аниш Капур, а также любитель совместить нос с ветром Ай Вейвей. Третий плюс, который галереи обнаружили после первых месяцев продаж цифрового искусства, — снабженный электронным сертификатом, предмет (при некоторых технологических усилиях) может хранить в себе информацию о повторных продажах, избавляя галерею от лишних хлопот (включая судебные иски), связанных с реализацией права следования у художника.

• Смена арт-прописки и новые имена

Пользуясь кризисной сумятицей, арт-инвестор пробует приобрести искусство с дисконтом, а галерея — пригласить к сотрудничеству стóящих художников, которых не в силах содержать конкуренты. Так, Gagosian Gallery в марте заключила соглашение с многообещающим американцем, фигуративным художником Тайтусом Кафаром (1976) — теперь он обещает принести деньги лично Ларри Гагосяну. Французская Galerie Thaddaeus Ropac оформила отношения с австралийским скульптором Роном Мьюэком (1958): «те самые» гиперреалистичные обнаженные фигуры стариков и младенцев отныне будут пугать зрителей по долгосрочному графику одной из ведущих европейских галерей. Тем временем Hauser & Wirth пошла по другому пути, в апреле анонсировав создание первой виртуальной резиденции для художников. С этой целью был выкуплен американский ArtTech-стартап ArtLab, к которому топ-галерея присматривалась с лета прошлого года. По замыслу Hauser & Wirth, виртуальное пространство, прототипом которого стала вилла Ивана Вирта на острове Менорка, передаст эффект виртуального присутствия художников разных стран в одном пространстве и при этом сохранит главное достоинство привычных арт-резиденций — позволит сделать итоговую выставку, пригласив кураторов, арт-критиков и потенциальных покупателей на открытие. Естественно, также виртуальное.

Сказать, что карты частному рынку спутала одна лишь пандемия, будет неверно: о переходе с «модели Кастелли» (создания художников-суперзвезд методом спекулятивных продаж) к объединению небольших галерей на уровне бюджетов и локальных авторов в международные сети писал еще Эдвард Винкельман в 2017 году. Пандемия сработала как отлив: обнажив берега арт-рынка, она показала, что главными действующими лицами, отвечающими за спрос и предложение, были и остаются коллекционер и художник. А галереи (и прочие продавцы, взявшие на себя роль регуляторов) являются посредниками, вынужденными подстраиваться под любые природные явления.

В четвертой части материала мы расскажем об изменениях, которые коснулись аукционных домов — в пандемию ставших и дилерами, и ярмарками, и телемостами.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 37

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top