Art Investment

Онлайн-продажи 1-й половины 2020. Отчет ArtTactic

Анализ объема онлайн-продаж ведущих аукционных домов в первые восемь месяцев 2020 года

С момента публикации полугодового отчета ArtTactic о результатах аукционных продаж 2020 года не прошло и двух месяцев — и мы имеем результат новой работы британских аналитиков. Просим сохранять спокойствие: это не пересчитанные цифры и не добавление 60 аукционных дней в зачет полугодия — исследование выделило из общей массы аукционных торгов (смешанных, перекрестных, объединенных и студийных) те, что проводились исключительно в онлайн-режиме, без участия аукциониста. С точки зрения AI, это очень полезный материал: привыкнув с начала года заочно считать все торги виртуальными, мы сами не заметили, как они разделились на «чистый» онлайн и «почти физические» продажи.

Во избежание повторений и лишнего текста скажем, что все изложенные ниже факты касаются предметов искусства и коллекционирования, проданных на онлайн-торгах трех аукционных домов — Sotheby’s, Christie’s и Phillips — в 2020 году, с января по август включительно:

• Онлайн-продажи трех аукционных домов за восемь месяцев выросли на 255 % (объем составил $596,7 млн по сравнению с $168,2 млн за весь 2019 год).

• По сравнению с 2019 годом Sotheby's продемонстрировал рост онлайн-продаж на 413 %, Christie's — на 120 %, Phillips — на 52 %.

• Одновременно произошло перераспределение долей аукционных домов в объемах продаж: Sotheby’s в 2020 году в денежном выражении совершил 67,5 % всех онлайн-сделок (в 2019-м — 46,7 %),  Christie’s — 31,3 % (в 2019-м — 50,5 %), Phillips — 1,2 % (в 2019-м — 2,9 %).

• Соперничество двух ведущих аукционных домов продолжилось в количестве представленных лотов. С начала 2020 года Sotheby’s продал 15 287 лотов онлайн — на 394,6 % больше, чем за весь прошлый сезон. Christie’s успешно реализовал 10 245 лотов — но эта цифра всего на 116,4 % больше, чем в 2019-м: год назад Christie’s превосходил Sotheby’s по количеству лотов в 2,2 раза, а сегодня по этому показателю уступает на треть.

• Самыми доходными для всех трех аукционных домов стали онлайн-торги, связанные с предметами не изобразительного искусства, а коллекционирования. Причем все — на разных континентах. Для Sotheby’s наиболее успешными стали онлайн-продажи коллекционных автомобилей в калифорнийском Монтерее (SHIFT/MONTEREY, 14–15 августа, $30,4 млн), для Christie’s — торги предметами дизайна и мебели (Design, 30 июня, $13,6 млн). Phillips свою онлайн-аудиторию нашел в Гонконге (REFRESH: RELOAD, 20–28 мая, $1,0 млн).

• Интересно, что распределение аукционных домов по объему онлайн-продаж лотов, превысивших эстимейт аукциона, идет в другом порядке. Здесь лидирует Christie’s: 26,1 % объема его продаж пришлись на лоты, проданные выше средней оценки. Второй показатель у Phillips — 20,0 %, замыкает тройку Sotheby’s — 15,7 %.

• Пик онлайн-продаж на общую сумму $200 млн пришелся на июнь: объем проданных лотов в денежном выражении был в 13 раз больше, чем в июне прошлого года. Июль и август, обычно спокойные месяцы на аукционном рынке, принесли $202 млн (по сравнению с $24 млн за тот же период в 2019-м).

• Рост объемов аукционных онлайн-торгов был вызван увеличением не только количества лотов, но и средних цен на лоты по молотку: по сравнению с онлайн-продажами 2019 года они выросли на 207,4 %, составив $23,61 тыс. Для сравнения: средняя стоимость проданного онлайн лота в 2019 году составляла $8,16 тыс.

• Онлайн-продажи предметов коллекционирования и дизайна зафиксировали такие объемы:

— ювелирные изделия и часы: $108,3 млн ($45,1 млн в 2019 году),

— коллекционные автомобили: $82,0 млн ($1,3 млн в 2019 году)

— предметы декоративного искусства, дизайна и мебели: $45,8 ($3,0 млн в 2019 году).

• Нью-Йорк и Лондон остались центрами онлайн-продаж с долей рынка 33,8 % и 32,4 % соответственно (в обычное время «город продажи» для онлайн-торгов особого значения не имеет, однако с закрытием границ этот термин стал означать прежде всего страну сосредоточения лотов, что очень важно для успешной доставки покупок локальным коллекционерам. — AI.). Интересно, что доля Нью-Йорка снизились с 55,1 % в 2019 году, вместе с тем выросли доли Женевы (с 1,9 % в 2019-м до 6,3 % в 2020-м, в основном за счет роста продаж ювелирных изделий и часов), Парижа (с 3,6 % до 5,6 %), а также Эссена, Милана и Цюриха: три аукционных центра по итогам 2020 года заняли 15,1 % рынка онлайн-продаж по сравнению с 1,7 % в минувшем сезоне.

• Продажи изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, фотография, тиражная продукция) онлайн увеличились на 240 %: $321,0 млн против $94,4 млн в 2019 году.

• Как и в общем зачете, по продажам изобразительного искусства лидирует Sotheby’s — $201,2 млн. За ним следуют Christie’s ($115,3 млн) и Phillips ($4,4 млн).

• Отдельно по сегментам продаж:

— послевоенное и современное искусство стало самый успешным сегментом: объем продаж вырос на 167,7 % ($123,2 млн по сравнению с $46,0 млн в 2019 году),

— искусство импрессионистов и модернистов: рост на 170,1%, ($44,3 млн по сравнению с $16,4 млн в 2019 году),

— работы старых мастеров продемонстрировали лучший рост онлайн-продаж — 415,5 % ($29,9 млн по сравнению с $5,8 млн в 2019 году),

— продажи европейских авторов в целом принесли $13,6 млн, что в 17 раз больше объема аналогичных продаж за весь 2019 год.

• 3 из 5 онлайн-торгов изобразительного искусства, показавших самые высокие сборы, были дневными торгами ($33,4 млн, или 10,4 % всех продаж онлайн). Лучший результат показал Contemporary Art Day, проведенный Sotheby’s в Нью-Йорке в мае ($13,7 млн).

• Средняя стоимость предметов искусства по молотку составила $25,30 тыс. по сравнению с $9,48 тыс. в 2019 году (рост на 167 %). Это свидетельствует о том, что покупатели становятся более уверенными, а аукционные дома повышают качество лотов, проданных онлайн.

Комментарий AI: Для начала еще раз повторим: данный отчет ArtTactic касается не всех аукционных продаж, а лишь их онлайн-торгов, в которых покупатель находился напротив экрана с изображениями и цифрами — а не аукциониста, размахивающего молотком перед камерой на шесть континентов из одной студии. Другими словами, торгов с ограниченной эмоциональной или персонифицированной составляющей, где основную роль играли визуализация, удобство интерфейса, обилие информации в виде цифр и дополнительного провенанса (которые не всегда умещались в печатные каталоги), и зачастую — крайне ограниченное время на принятие решения. И, судя по динамике набора скорости, «чистый» онлайн пока стартовал увереннее студийного офлайна.

Следует также понимать, что показатели эффективности онлайн-продаж — результат в равной степени как привлечения новых коллекционеров, так и недоработки аукционных домов в области частных сделок. Не секрет, что с наступлением карантина большинство продавцов искусства переключились на приватные продажи и существующих клиентов: что происходило в 2020 году в этом поле мы (возможно) узнаем в начале года следующего. Поэтому «падение» онлайн-продаж в Нью-Йорке объясняется очень просто: там в приоритете были тихие транзакции. Плюс за клиентов аукционных домов традиционно дрались местные топ-галереи и дилеры — результат американских интернет-продаж напоминает голову марлина, которая в итоге досталась старику в повести Хемингуэя: остальное по пути объели акулы. А вот активизация европейского «онлайна» должна послужить аукционным домам сигналом к началу активной работы с местными коллекционерами: это следы явной недоработки. Зато доподлинно известно, что онлайн-аудитория предпочитает дневные продажи (точнее сказать — продажи, завершающиеся в дневное время).

Покупка французом Патриком Драи Sotheby’s в 2019 году явно пошла трехсотлетней компании на пользу: аукционный дом оказался лучше готов к карантину, прежде всего — смелыми решениями, которые другие арт-функционеры могли счесть неоднозначными. Речь идет о развитии Sotheby’s собственной сети аффилированных галерей, объединении лотов, предназначенных для коллекционеров различных возрастных групп и вкусов, в одни торги, работа с арт-дилерами в ярмарочном формате и отсутствии страха брать количеством лотов, а не избирательным качеством. В результате по итогам что первого полугодия, что восьми месяцев Sotheby’s лидирует практически по всем публичным показателям (о затратах на маркетинг мы теперь никогда не узнаем).

Глава ArtTactic Андерс Петерсон отдельно выделяет в отчете основной тезис 2020 года: Интернет не может компенсировать падения объема рынка, вызванного пандемией, но наглядно демонстрирует возможности роста продаж посредством нового подхода к использованию цифровых платформ, с одновременным привлечением новых и молодых покупателей. Сегодня мы действительно видим эти возможности: начиная от новых сегментов коллекционирования, которые либо созданы для молодой онлайн-аудитории (коллекционный дизайн и меморабилии), либо совпали с готовностью коллекционеров определенных сегментов совершать дорогостоящие виртуальные покупки (драгоценности и часы, автомобили), — до неожиданного одобрения Интернета коллекционерами старых мастеров, когда их консерватизм уступил место появившейся возможности глубже и серьезнее изучить предмет покупки (более качественная визуализация, расширенная документация, цифровые сертификаты).

Еще в апреле — мае мы слышали снисходительное: «Вот возобновятся торги с аукционистом — и умрет ваш онлайн». Однако с летней аукционной сессией студийных торгов онлайн-продажи не только не уменьшили обороты — напротив, они показали лучшие результаты первого полугодия. Прогнозируем, что после сегодняшнего отчета в риторике этих же людей сменится всего одно слово, но посыл сохранится: «Вот вернутся коллекционеры в залы — и тогда онлайн точно умрет».

Ответ AI готов: вот вернутся — тогда и поговорим.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200911_8months_online.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200911_8months_online.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».