Отчет ArtТactic о доверии рынку современного искусства во II полугодии 2020. Часть 1
Один из ведущих международных аналитиков выпустил отчет о втором полугодии арт-рынка в период пандемии
В середине текущей недели британская компания ArtTactic выпустила отчет Contemporary Art Market Confidence Report, знакомый читателям AI как «Индикатор доверия рынку современного искусства». Полгода назад мы подробно осветили как итоги предыдущего, майского «индикатора», так и методологию его подсчета. Чтобы не повторяться, рекомендуем вам ознакомиться с прошлыми материалами здесь и здесь. Главным выводом, к которому пришли составители майского отчета, стало рекордное с 2005 года (начала публикации отчетов) падение доверия к рынку современного искусства со стороны его респондентов — действующих функционеров этого самого рынка. В мае 2020 года уровень доверия составил всего 6,4 из 100 максимальных баллов — показатель вдвое меньший, чем в разгар кризиса 2008 года. Кризиса, страшнее которого мы до недавнего времени и представить себе не могли.
На этом фоне основные тезисы нынешнего, ноябрьского отчета Contemporary Art Market Confidence Report выглядят вполне оптимистично. Так ли это на самом деле? Читаем и анализируем вместе.
Современное искусство: уверенность в будущем рынка восстанавливается
Опрос, завершенный ArtTactic в начале ноября 2020 года, показал: уверенность в будущем рынка современного искусства (поскольку этот сегмент составляет наибольшую долю арт-рынка, далее по тексту мы будем опускать слово «современного». — AI.) за полгода значительно выросла, а сам рынок продемонстрировал изрядную изобретательность, стараясь адаптироваться к кризису, вызванному пандемией. Значение индикатора уверенности во втором полугодии составило 44,7 из 100 возможных баллов (полгода назад, напомним, 6,4 балла). Другими словами, респонденты опросов признали: первоначальные опасения по поводу полного краха рынка искусства оказались необоснованными и в ближайшие 6 месяцев восстановление рынка продолжится.
Аукционные дома: позитивный краткосрочный прогноз для публичного рынка
Из всех продавцов искусства ускоренная цифровизация максимально позитивно сказалась на аукционных домах: индикатор доверия публичному рынку сегодня составляет 56 баллов из 100 (майский показатель — 14). В начале 2020 года аукционные дома быстрее остальных игроков переключили свои продажи в «онлайн-режим», параллельно развивая новые смешанные форматы — от совмещения категорий выставленных на торги предметов и самих аудиторий покупателей до объединения с фигурантами первичного рынка — галереями, дилерами и арт-ярмарками. Убытки, понесенные аукционами весной, за лето и осень 2020 года постепенно сменились близкой к прибыли доходностью. И хотя глобальные объемы продаж за год будут значительно ниже показателей минувшего сезона, эксперты признают: все могло быть намного хуже, если бы не инновации и преобразования, смело инициированные публичным рынком. Так, продажи на торгах Christie’s, Sotheby’s и Phillips только через Интернет с января по август 2020 года увеличились на 255 % по сравнению с тем же периодом 2019 года (с $168,2 млн до $596,7 млн). В майском отчете лишь 6 % экспертов прогнозировали рост аукционного рынка в краткосрочной перспективе (6 мес.) — сегодня таких экспертов уже 24 %. А в среднесрочной перспективе (12 мес.) рост объемов продаж на публичном рынке прогнозируют уже 39 %.
Галереи: от темпов их восстановления зависит уровень доверия ко всему рынку
Наибольшим образом от текущего кризиса пострадал рынок частных продаж, он же — применительно к современному искусству — первичный рынок. Традиционные каналы продвижения (галерейные и музейные выставки) и продаж (арт-ярмарки) с переходом в онлайн утратили часть своих преимуществ, в первую очередь возможность непосредственного контакта и физического общения с коллекционером. Сегодня, когда многие страны переживают вторую волну пандемии, большинство галерей куда лучше подготовлены к общению с покупателем за счет технологий, но все еще ждут возвращения к привычной ежегодной карусели международных ярмарок. Во многом развитие первичного рынка зависит от доступности (и действия) вакцины от COVID-19: старт ее широкого применения одновременно запустит арт-ярмарки, перемещение коллекционеров и самих работ. Индикатор уверенности в первичном рынке современного искусства вырос с исторически минимальных 3 баллов в мае 2020 года до 39 баллов в ноябре. 36 % опрошенных экспертов по-прежнему положительно оценивают перспективы первичного рынка в ближайшие шесть месяцев, 29 % прогнозируют нейтральное развитие событий и 35 % считают, что ближайшее полугодие скажется на первичном рынке негативно.
Большой интерес к молодому поколению художников
Несмотря на неспособность арт-рынка функционировать в полноценном режиме, у коллекционеров растет интерес к молодому поколению художников как на частном (галереи, дилеры), так и на публичном (аукционы) рынках. Аукционные продажи работ авторов в возрасте 45 лет и младше на Christie's, Sotheby's и Phillips за первые восемь месяцев 2020 года выросли на 21 % по сравнению с тем же периодом прошлого года, и 59 % опрошенных экспертов считают, что эта положительная динамика сохранится в ближайшие 6 месяцев. Для сравнения: полгода назад в развитие рынка молодых художников верил всего 1 % респондентов ArtTactic. Эксперты называют основными движущими силами рынка молодых художников (1) более низкие цены при художественной ценности (или идейном новаторстве) на уровне признанных мастеров, (2) приток новых покупателей, (3) желание поддержать молодые таланты во время кризиса, а также (4) появление новых моделей контрактных взаимоотношений между художником и галереей, которые позволяют покупателям следить, на что именно и с какой пользой для художника тратятся деньги, вырученные за купленные работы.
Уровень спекулятивного риска стабилизировался в районе среднего значения за 10 лет
Как и полгода назад, существуют опасения, что спекуляции на рынке молодых художников могут поставить под угрозу устойчивость этого сегмента в будущем. Индикатор риска ArtTactic (параметр, показывающий зависимость ценообразования искусства от внешних объективных факторов, включая спекуляцию. — AI.) в нынешнем ноябре показал значение 6,8 из 10 — что выше среднего значения за последние 10 лет (6,6) однако гораздо ниже цифры, показанной в мае 2020 года (8,1). Интересно, что мнения функционеров рынка относительно спекуляций с молодыми именами разделились: одни считают игры с ценообразованием вредными для карьерного роста художников, другие допускают, что повышенное внимание (особенно на аукционах) и агрессивный маркетинг в кризисной ситуации может принести пользу — например, привлечь новых покупателей как работ самого художника, так и современного искусства в целом.
Комментарий AI: что такое нынешний коэффициент уверенности на уровне 44,7 из 100 баллов? Это даже выше, чем положительный прогноз состояния рынка современного искусства на предстоящие 6 мес. (43 балла) который респонденты ArtTactic дали год назад, и немного меньше показателей накануне ударных по объемам продаж «трехлеток» — в конце 2012 (48 баллов) и 2016 (46 баллов) годов соответственно. На наш взгляд, главная цифра здесь другая: вслед за историческим минимумом индикатора доверия в мае 2020 года (6,4 балла) последовал такой же беспрецедентный рост показателя к нынешнему ноябрю — почти в 7 раз. Если вернуться к предыдущему крупному кризису памятного 2008 года, то, можно увидеть, что тогда доверие функционеров к арт-рынку восстанавливалось куда меньшими темпами: за 18 месяцев с начала кризиса в каждом полугодии индекс доверия рос в среднем в 2,4 раза.
В работе над материалом полугодичной давности мы провели внутренний тест на основе данных ArtTactic. Он однозначно показал: во всех случаях негативных прогнозов в кризисные периоды объемы продаж рынка искусства снижались меньше, чем падал уровень доверия респондентов — в среднем итоговые рыночные показатели оказывались на 22 % лучше, чем предрекали пессимистичные прогнозы. Сегодня, когда одновременно с адаптацией к пандемии уровень доверия к рынку значительно вырос, имеет смысл посчитать обратную корреляцию: прогнозы за последние 10 лет оказывались на 18 % оптимистичнее, чем показатели роста объема продаж. Другими словами, и у страха, и у радости глаза почти одинаково велики. В данном случае — статистические «глаза» арт-рынка. И нам следует помнить, что вслед за семикратным ростом доверия к рынку объемы самого рынка с таким же коэффициентом не вырастут.
Далее. Следует признать, что практика соблюдения в отношениях с клиентами определенной дистанции, за которую многие критиковали аукционные дома, сыграла публичному рынку в плюс: покупатели легче адаптировались к неизбежности онлайн-взаимодействия с аукционами, нежели с галереями (где фактор живого общения с клиентом исторически более важен). Здесь стоит отметить еще один аспект, который пока не очевиден, но в перспективе может обрести значение: по данным статистики продаж, интерес коллекционеров к молодым художникам растет, и одновременно снижается доверие к галереям, занимающимся их продвижением. На этом фоне развитием творческой карьеры молодых дарований могут заняться… аукционные дома. Что вполне читается в снижении предвзятости рынка к спекуляциям с молодыми именами, отмеченном отчетом. Бить в колокола пока рано — но если на фоне массовых расторжений контрактов художников с галереями (из-за финансовых неурядиц последних) художников возьмут на контракты аукционные дома — это будет самым революционным шагом в развитии арт-рынка со времен первой арт-ярмарки на мосту Риальто в средневековой Венеции.
Во второй части материала по мотивам отчета ArtTactic мы расскажем о новых возможностях и опасностях для рынка искусства, которые его игроки выделили по итогам девяти месяцев пандемии, а также о тенденциях продаж последнего полугодия работ признанных и молодых художников. И, традиционно для материалов AI в двух частях, подведем общие итоги.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201119_ConfidenceNov_1.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201119_ConfidenceNov_1.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.