- Картины Лагун Владимир Андреевич 1922-2004г Член С/Х БССР
- Продам картины Довгялло Михаила Хрисанфовича 1908-1978г.р Член союза художников БССР
- Д.З.Двоскин, "Живая скала" 1981 г
- помогите определить автора акварели 1938год
- Степанян Грант, натюрморт 1962 года
- Три работы разных авторов
- Ваше мнение?
- Василий Юзько - «Подсолнухи»
- Определить художника
- М.Г.Абакумов, "Черемуховое солнце"
Индикатор доверия рынку современного искусства Art Tactic. Часть 1
ARTinvestment.RU 21 мая 2020
Один из ведущих международных аналитиков выпустил отчет о первом полугодии арт-рынка в период пандемиии
Вслед за аналитикой о рынке художника под псевдонимом KAWS, которую AI разобрал здесь и здесь, британская компания ArtTactic выпустила долгожданный отчет Contemporary Art Market Confidence Report. Название отчета можно перевести как «Индикатор доверия рынку современного искусства» — по аналогии с глобальным отчетом «Индикатор потребительского доверия», который с 1967 года издается американской аналитической компанией The Conference Board.
ArtTactic начала исследовать уровень доверия профессионалов к рынку искусства еще в 2005 году и к настоящему моменту выпустила 32 полноценных полугодовых отчета. В основе методологии индикатора лежат данные опросов 125 избранных функционеров и инсайдеров: коллекционеров, аукционных домов, галерей и частных дилеров, арт-консультантов, аналитиков и других профессионалов рынка искусства. Стоит отметить неизменность вопросов, задаваемых с 2005 года фокусной группе для расчета показателей отчета, а также стабильность респондентов: около двух третей опрошенных принимают участие в опросе последние 15 лет (что, учитывая стабильность их бизнесов, говорит об адекватной оценке текущей ситуации и обоснованном прогнозировании будущего рынка).
Основные тезисы отчета Contemporary Art Market Confidence Report выглядят следующим образом.
Индикаторы доверия к рынку
Кризис, вызванный пандемией Covid-19, снизил доверие к рынку современного искусства до самого низкого уровня с момента начала опроса в 2005 году. Последнее исследование ArtTactic Art Market Confidence, проведенное на прошлой неделе, отражает мрак, обрушившийся на рынок искусства с начала марта этого года: значение индикатора доверия составило 6,4, что на 85 % меньше, чем при прошлом анкетировании в сентябре 2019 года, что в то время уже свидетельствовало об ослаблении доверия на мировом арт-рынке. (Совокупные продажи на мировых аукционах Christie's, Sotheby`s и Phillips в 2019 году в сумме снизились на 20 %. — AI.).
Полученный в мае 200 года индикатор доверия (6,4) — самый низкий показатель с момента начала опроса в мае 2005 года, ниже, чем аналогичный индикатор (11) во время финансового кризиса в ноябре 2008 года. По мнению ArtTacic, это явный признак того, насколько серьезными могут оказаться последствия для рынка современного искусства в краткосрочной (6 месяцев) и среднесрочной (12 месяцев) перспективе. С начала марта 2020 года мировой арт-рынок пережил нечто подобное остановке сердца: ярмарки, биеннале, фестивали, аукционы, выставки в галереях и музеях были отменены или перенесены на более поздние сроки в этом году. И хотя часть торговых площадок удалось перевести в онлайн-режим, объем интернет-продаж значительно уступает показателям физических аукционов Christie's, Sotheby`s и Phillips в течение первых пяти месяцев календарного года. Для сравнения: в 2019 году доход от продаж трех основных аукционных домов составил $4,2 млрд в период с 1 января по 19 мая. В 2020 году физические продажи Christie's, Sotheby`s и Phillips составили $354 млн, а объем онлайн-продаж, начиная с 14 марта, составил $174 млн — приблизительно 87 % общего объема продаж за пять месяцев (учитывая ситуацию в целом, данные Sotheby’s о том, что с начала года рост онлайн-продаж аукционного дома составил 370 %, воспринимаются уже не настолько позитивно). Неспособность арт-рынка должным образом функционировать во время кризиса, связанного с пандемией, показала его уязвимость и зависимость от международных событий (международные ярмарки) и сезонности (весенние и осенние торги искусством наивысшей ценовой категории). При этом остается неясным, когда рынок искусства вернется к полноценной работе и насколько он будет отличаться от привычного нам прежде.
Бум на арт-рынке начал угасать в 2019 году
В отличие от Клэр МакЭндрю и Art Basel, усмотревших в результатах 2019 года признаки роста (во многом потому, что со стороны арт-ярмарок и непубличного рынка все выглядело оптимистично), ArtTactic говорит прямо: нынешний кризис наступил в особенно нестабильное время и арт-рынок в конце прошлого года явно демонстрировал признаки усталости. В 2019 году аукционные продажи на глобальном рынке искусства упали на 20 %: рынок послевоенного и современного искусства преодолел эту негативную тенденцию и сумел добиться небольшого увеличения аукционных продаж на 4,6 % (в основном благодаря торгам в Гонконге, где вечерние продажи современного искусства выросли на 66,6 %), в то время как аналогичные показатели торгов в Нью-Йорке и Лондоне снизились на 7,4 % и 27,4 % соответственно. В период с февраля 2019 года по сентябрь 2019 года индикатор доверия ArtTactic упал на 29 %: эксперты арт-рынка выразили беспокойство по поводу роста ценовых спекуляций и оппортунистического поведения крупных игроков, а также политической турбулентности, связанной с «Брекситом», 5-й «антиотмывочной» директивой ЕС и торговой войной между США и Китаем. Тем не менее никто не мог предвидеть пандемию, которая к текущему моменту лишила три крупнейших европейских аукционных дома — Sotheby’s, Christie’s и Phillips — аукционных продаж на сумму примерно $3,7 млрд (приводятся совокупные данные средних эстимейтов заявленных лотов до середины мая 2020 года, с учетом среднего количества непроданных лотов).
Уровень риска — самый высокий с ноября 2008 года
Индикатор риска ArtTactic (параметр, показывающий зависимость ценообразования искусства от внешних объективных факторов) за последние шесть месяцев вырос на 15 % — до значения 8,1 из 10, что является вторым по высоте показателем в истории начиная с 2005 года. Самое высокое значение — 8,3 из 10 — было отмечено в ноябре 2008 года, во время финансового кризиса, вызванного обвалом ипотечного рынка. Текущее значение намного выше среднего показателя за последние шесть лет (6,5 из 10) и ясно отражает озабоченность экспертов арт-рынка в отношении влияния Covid-19 на рынок современного искусства. В то время как индикатор риска близок к историческому максимуму, спекулятивный индикатор (параметр, показывающий степень искусственного воздействия на ценообразование арт-рынка) с сентября 2019 года снизился на 6,3 % и в настоящее время находится на уровне 6,8 из 10, что немного выше 10-летнего среднего значения 6,6 из 10. Поскольку большинство традиционных продавцов отрезаны от рынка или ограничены продажами через Интернет, а также в связи с существенной неопределенностью, спекулянты могут искать варианты быстрых сделок, оказывая дальнейшее давление на стоимость предметов искусства с целью ее снижения.
Перспективы восстановления рынка: U или V
Прогноз на следующие 6 месяцев показывает, что эксперты арт-рынка смирились: нынешний кризис уже не будет иметь V-образную форму (резкий рост рынка после рецессии, минуя стадию депрессии), а скорее, U-образную («классический» вариант с рецессией, депрессией и плавным восстановлением всех рыночных показателей). При этом, по мнению 48 % респондентов, рынок современного искусства в сегменте признанных художников будет снижаться в ближайшие 6 месяцев, в то время как 47 % опрошенных считают, что рынок современного искусства будет оставаться стабильным в течение этого периода. Лишь 6 % функционеров рынка считают, что рынок за полгода сумеет восстановиться.
12-месячный прогноз показывает больше оптимизма:
• 20 % опрошенных считают, что рынок искусства начнет восстанавливаться в течение следующего года;
• 42 % экспертов уверены, что рынок искусства продолжит падение;
• 38 % респондентов высказали мнение, что в ближайшие 12 месяцев он останется стабильным относительно показателей мая 2020 года.
Перспективы для молодого поколения современных художников, которые находятся «на взлете» (другими словами, переживают период стремительного роста известности и ценовых показателей), в течение последующих 6 месяцев, по мнению респондентов, схожи с перспективами признанных художников:
• 54 % экспертов считают, что пандемия негативно повлияет на рынок молодых художников в ближайшие 6 месяцев;
• 45 % экспертов считают, что рынок останется стабильным;
• 1 % экспертов в ближайшие 6 месяцев видят для рынка молодых художников возможности роста.
Начало возврата глобального рынка искусства к прежним показателям ожидается в течение ближайших 12 месяцев, однако мнения относительно молодых художников в годовой перспективе у респондентов отчета менее оптимистичны:
• лишь 15 % экспертов ожидают, что рынок молодых художников восстановится после кризиса в течение года;
• 48 % опрошенных полагают, что этот рынок в основном не пострадает;
• 37 % респондентов считают, что последствия пандемии продолжат оказывать негативное влияние на развитие молодых художников в течение следующих 12 месяцев.
Таблица. Индикатор доверия к рынку современного искусства, 2005–2020 (100 — абсолютное доверие и уверенность в перспективах роста, 0 — полное отсутствие доверия)
Год | Полугодие | Индикатор доверия | Объем рынка, $ млрд (данные Arts Economics) | Изменение объема рынка за год, % (А) | Изменение индикатора доверия за год, % (В) | Δ(А;B), % | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
За полугодие | Средний за год | ||||||
2005 | I | 70 | 78,5 | 36 | – | – | – |
II | 87 | ||||||
2006 | I | 93 | 93,5 | 54,4 | 51,1 | 19,1 | 32,0 |
II | 94 | ||||||
2007 | I | 94 | 75 | 65,9 | 21,1 | –19,8 | 40,9 |
II | 56 | ||||||
2008 | I | 56 | 33,5 | 62 | –5,9 | –55,3 | 49,4 |
II | 11 | ||||||
2009 | I | 28 | 43 | 39,5 | –36,3 | 28,4 | 64,6 |
II | 58 | ||||||
2010 | I | 61 | 64,5 | 57 | 44,3 | 50,0 | 5,7 |
II | 68 | ||||||
2011 | весь год | 74 | 74 | 64,6 | 13,3 | 14,7 | 1,4 |
2012 | I | 51 | 49,5 | 56,7 | –12,2 | –33,1 | 20,9 |
II | 48 | ||||||
2013 | I | 59 | 64,5 | 63,3 | 11,6 | 30,3 | 18,7 |
II | 70 | ||||||
2014 | I | 80 | 77,5 | 68,2 | 7,7 | 20,2 | 12,4 |
II | 75 | ||||||
2015 | I | 65 | 69 | 63,8 | –6,5 | –11,0 | 4,5 |
II | 73 | ||||||
2016 | I | 46 | 50,5 | 56,9 | –10,8 | –26,8 | 16,0 |
II | 55 | ||||||
2017 | I | 67 | 62,5 | 63,7 | 12,0 | 23,8 | 11,8 |
II | 58 | ||||||
2018 | I | 75 | 66 | 67,7 | 6,3 | 5,6 | 0,7 |
II | 57 | ||||||
2019 | I | 60 | 51,5 | 64,1 | –5,3 | –22,0 | 16,7 |
II | 43 | ||||||
2020 | I | 6,4 | 6,4 | – | – | –87,6 | – |
Комментарий AI: в приведенной таблице мы не ограничились данными ArtTactic, а наложили их на показатели объемов продаж рынка искусства с 2005 года. Средние расхождения между прогнозами арт-сообщества и реальными цифрами последующих сезонов составили 21 % — в ту или иную сторону. При этом качество прогнозов заметно улучшается, начиная с 2010 года: за последнее десятилетие расхождение составило всего 10,9 %. Другими словами, после спекулятивных операций с современным искусством в 2006–2007 годах, кризиса 2008 года и последующего восстановления арт-рынка, а также с появлением основательных отчетов от Deloitte, ArtTactic, TEFAF, ArtPrice и Art Basel & UBS функционеры рынка стали гораздо более адекватно оценивать ситуацию. При этом интересно, что в случае негативных прогнозов и повышенной обеспокоенности в кризисные периоды (когда индикатор доверия имел значение меньше 50) рынок искусства проседал намного меньше, чем за него беспокоились: в среднем итоговые показатели оказывались на 22 % лучше, чем предрекали мрачно настроенные прорицатели. Другими словами, если попытаться даже сейчас спрогнозировать объем рынка 2020 года на основании одного лишь индикатора доверия ArtTactic, он будет примерно равен $38 млрд — где-то между показателями кризисного для искусства 2009 года ($39,5 млрд) и 2005 года ($36 млрд), когда о первостепенной роли современного искусства на арт-рынке мы не догадывались.
Во второй части материала по мотивам отчета ArtTactic мы расскажем об инвестиционных перспективах современного искусства, по мнению игроков рынка, а также о тенденциях продаж последнего полугодия среди признанных и молодых художников. А там и подведем общие итоги.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200521_confidence.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200521_confidence.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 08.02.2023 Аукционный дом Bonhams может быть продан за $1 млрд Ровно столько составил общий оборот Bonhams по итогам 2022 года
- 07.02.2023 Самые перспективные художники февраля по версии Artsy В список вошли авторы из США, Великобритании, Китая, Южной Африки и Индонезии
- 06.02.2023 Самые громкие арт-коллаборации этой зимы Яеи Кусама, Такаси Мураками и правнук Матисса
- 03.02.2023 Власти США перепроверят связи аукционных домов с попавшими под санкции российскими бизнесменами Упоминаются фамилии Андрея Мельниченко, Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича
- 02.02.2023 Новое исследование объясняет эффект дымки на картинах Моне и Тернера загрязнением воздуха Ученые изучили около сотни картин двух художников
- 08.02.2023 На французские торги выставят редкую картину Питера Брейгеля Младшего Эстимейт лота составляет €600 000–800 000
- 06.02.2023 Топ-лотом февральских торгов Christie’s станет картина Рене Магритта Эстимейт работы под названием «Возвращение» составляет £4–6 млн
- 03.02.2023 Итоги AI аукциона № 465 Общая выручка составила 11 млн рублей
- 01.02.2023 Лондонская Национальная галерея купила картину Каваллино на торгах Sotheby’s Работа установила рекорд на произведения художника на отметке в $3,9 млн
- 30.01.2023 Sotheby’s провел торги нового формата Суммарная выручка составила $8,5 млн
- 09.01.2023 Открыт 148-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Бордачёва, Марины Венедиктовой, Далгата Далгатова, Николая Жатова, Натальи Захаровой, Александра Лозового, Николая Онищенко, Андрея Орлова, Александра Пучко, Александра Савко, Владимира Чибисова
- 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 07.02.2023 В Париже открывается выставка редких работ импрессионистов Все экспонаты происходят из коллекции старшего брата Клода Моне
- 03.02.2023 В московском Манеже открылся проект «ДК СССР» На выставке представлено более 700 образцов советской культуры
- 02.02.2023 Музей Фаберже готовит масштабную ретроспективу Бориса Григорьева Этим проектом откроется новое выставочное пространство музея
- 01.02.2023 Новое пространство Музея AZ открылось на Маросейке Первая выставка посвящена живописи Федора Семенова-Амурского
- 30.01.2023 В феврале в музее АРТ4 откроется постоянная экспозиция Проект «Щель» объединит работы Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других художников
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Картины Лагун Владимир Андреевич 1922-2004г Член С/Х БССР
- Продам картины Довгялло Михаила Хрисанфовича 1908-1978г.р Член союза художников БССР
- Д.З.Двоскин, "Живая скала" 1981 г
- помогите определить автора акварели 1938год
- Степанян Грант, натюрморт 1962 года
- Три работы разных авторов
- Ваше мнение?
- Василий Юзько - «Подсолнухи»
- Определить художника
- М.Г.Абакумов, "Черемуховое солнце"