- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Art Basel & UBS Conversation: охота на социального зверя
ARTinvestment.RU 20 мая 2020
Функционеры и аналитики крупнейшей арт-ярмарки провели онлайн-конференцию, посвященную будущему рынка искусства
Art Basel, не желая далеко отпускать покупателей в связи с переносом июньской ярмарки в Базеле на сентябрь, на днях анонсировала сразу три события. Во-первых, с 17 июня «швейцарская» часть ярмарки таки откроется в режиме онлайн-кабинетов, во-вторых, к осени нас впервые ожидает полугодовой отчет The Art Market, подводящий итоги рынка искусства в карантине (искренне надеемся, что полугодом все и обойдется). Третьим событием стала онлайн-конференция официальных лиц ярмарки, состоявшаяся 19 мая, об основных итогах которой мы и поговорим.
В конференции приняли участие хорошо знакомые нашим читателям лица: руководитель аналитического отдела Art Basel, автор отчетов The Art Market Клэр Макэндрю, директор ярмарки по рынкам обеих Америк Ноа Горовиц и главный экономист отдела управления имуществом банка UBS Пол Донован. Модерировала встречу Мелани Герлис, автор колонки об арт-рынке в Financial Times. Сформируем сказанное участниками в виде двадцати тезисов:
1. Начало 2020 года вселяло оптимизм: наконец-то свершившийся «Брексит» должен был положить конец неуверенности коллекционеров, которые боялись изменений в правилах торговли искусством на площадках Лондона и, в зависимости от итогов, или укрепить британский рынок, или перераспределить продажи по другим географическим локациям (Нью-Йорк, Гонконг). Словом, аналитики Art Basel прогнозировали, что 2020-й год по объему продаж превзойдет 2019-й.
2. Арт-рынок исторически по-разному реагирует на мировые события, и не всегда причиной его спадов были явные экономические кризисы — в частности, ему понадобилось 14 лет, чтобы в 2004 году ($30,3 млрд) вернуться и превзойти показатели 1990 года ($27,2).
3. Тем не менее именно на спаде рынка 1990-х годов появились крупнейшие сегодняшние игроки: открылись галереи Perrotin (1990), Hauser & Wirth (1992), White Cube и David Zwirner (1993). Возможно, в последующие годы нас также ожидает появление новых суперзвезд среди продавцов искусства.
4. Показатели рынка искусства в кризисные периоды почти не связаны с уровнями ВВП отдельных стран, чуть больше взаимосвязи наблюдается между продажами искусства и уровнем благосостояния людей (при том, что последние показатели все равно очень плохо коррелируются: по данным Deloitte Art & Finance, за последние 10 лет объем продаж искусства вырос на 9 %, а благосостояние сверхбогатых людей — на 108 %).
5. В 2009 году после двухлетней рецессии показатели рынка восстановились во многом благодаря Китаю и его покупателям. Возможно, в этот раз Китай также придет на помощь: карантин там закончился раньше и экономика должна восстановиться быстрее (разве что этому помешают торговые войны, инициированные США).
6. Получив опыт в 2007–2008 годах, отдельные страны сегодня лучше подготовлены к экономическим спадам, чего не скажешь о продавцах искусства: учитывая средний возраст галерей, торгующих современным искусством на первичном рынке (11 лет), большинство из них сталкивается с кризисом впервые.
7. Против сегодняшней ситуации — кризиса, вызванного пандемией, — нет исторического рецепта борьбы: экономическая наука знает, как переживать последствия «пузырей» при кризисе перепроизводства, но не последствия остановки всех производственных процессов разом.
8. У людей за время карантина сохранятся накопления, но по его окончании трата их, с большой долей вероятности, будет неоправданно расточительной: пример азиатских стран, где карантинный режим уже снят, говорит об иррациональности использования денежных средств. Накопленные деньги просто «сгорают в карманах» владельцев. Например, в Шанхае в первую неделю после снятия социальных ограничений был поставлен исторический рекорд по объему купленных товаров и услуг развлекательной сферы. Вопрос, который сегодня стоит на повестке дня у функционеров арт-рынка: как придать покупке предметов искусства максимально развлекательную форму?
9. Покупателю, желающему приобрести искусство «на спаде» рынка с дисконтом, следует помнить: даже если коллекционер нуждается в деньгах и готов снизить цену, то как правило, он оставляет лучшие предметы при себе, а предлагает более слабые по художественной ценности работы.
10. Продажа с дисконтом — это крайний случай, ведущий к снижению ценовой динамики предметов искусства. Гораздо правильнее (и здоровее для рынка) продавцу предложить клиентам такую форму платежа, как рассрочка.
11. По итогам пандемии многие страны ожидаемо введут новые налоги или повысят существующие ставки. В частности, учитывая переход рынков к работе в Интернете, в первую очередь увеличится количество стран, облагающих НДС международных поставщиков электронных услуг — от облачных сервисов хранения данных до контекстной рекламы (в РФ эта модель известна как «налог на Google»).
12. Три основных характеристики торговых взаимоотношений, которые принес 2020 год: онлайн-продажи, удаленная работа и локализация местных рынков. То же самое происходит и на рынке искусства: дальнейшего развития технологий следует ожидать по этим направлениям.
13. Технологии сами по себе не важны. Важно то, как мы — и рынок искусства в частности — сумеем их использовать.
14. Фактически сегодня человечество вернулось к жизненному укладу XVIII века, когда прислуга ходила за покупками, а хозяин зарабатывал деньги, сидя дома. С той лишь разницей, что сегодняшняя «прислуга» — это Интернет.
15. Интернет сегодня — это площадка не только для продажи искусства, но и для его популяризации: от образовательных программ для коллекционеров до инструментов карьерного роста художников (виртуальные выставки и резиденции).
16. Сегодня люди покупают искусство онлайн потому, что не имеют других каналов приобретения. Одновременно с этим увеличивается прозрачность рынка, поскольку появляется возможность отследить цены (возможность отследить цены была всегда — другое дело, что не было особого желания. В первую очередь у продавцов).
17. Все сегодняшние формы социальных взаимодействий с искусством — выставки, резиденции, онлайн-образование — по окончании карантина должны иметь не меньший вес, чем привычные «физические» действия. Другими словами, виртуальная активность должна в будущем пополнить резюме художников, а академический мир обязан с этим считаться.
18. Люди рано или поздно захотят путешествовать, потому что международная погоня за искусством — это «охота на социального зверя».
19. Адепты технологий, новый класс коллекционеров, который начал вырисовываться в последние годы, ожидаемо выйдут из карантина победителями, сумев заработать на своих технологичных продуктах. Задача арт-рынка — не упустить их (и их деньги).
20. Мы недооцениваем способность человечества приспосабливаться к изменениям. Будьте уверены, через какое-то время мы будем вспоминать последствия карантина не только с горечью, но и с улыбкой.
Конференция продолжалась около часа, после чего модератором было выбрано пять вопросов (ответы на них мы незаметно подмешали к тезисам выше). При этом более ста вопросов остались не озвученными. Считая мнение аудитории важным, AI сохранил вопросы и сгруппировал их по направлениям. Вот что у нас получилось:
• технологии в искусстве: 25 %;
• кризис и его последствия: 15 %;
• карьера художника: 13 %;
• коллекционеры и коллекционирование: 12 %;
• ценообразование на рынке искусства: 11 %;
• проблемы галерей: 9 %;
• развитие региональных рынков: 7 %;
• сегменты искусства (живопись, фотография и пр.): 5 %;
• проблемы аукционных домов: 3 %.
Вопросов, содержащих оборот «что делать?»: 25 %.
Вопросов, предлагающих оценить новую идею: 27 %.
Вопросов, связанных с текущим бизнесом, занятием или карьерой: 48 %.
Вопросов в негативном или циничном ключе: 8 %.
Вопросов в позитивном ключе: 92 %.
Пожалуй, приведенные цифры наиболее информативно отражают сегодняшнее состояние рынка: к счастью, он менее зациклен на проблемах, чем сосредоточен на их решениях.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200520_artbasel_conversation.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200520_artbasel_conversation.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор