Art Basel & UBS Conversation: охота на социального зверя
ARTinvestment.RU 20 мая 2020
Функционеры и аналитики крупнейшей арт-ярмарки провели онлайн-конференцию, посвященную будущему рынка искусства
Art Basel, не желая далеко отпускать покупателей в связи с переносом июньской ярмарки в Базеле на сентябрь, на днях анонсировала сразу три события. Во-первых, с 17 июня «швейцарская» часть ярмарки таки откроется в режиме онлайн-кабинетов, во-вторых, к осени нас впервые ожидает полугодовой отчет The Art Market, подводящий итоги рынка искусства в карантине (искренне надеемся, что полугодом все и обойдется). Третьим событием стала онлайн-конференция официальных лиц ярмарки, состоявшаяся 19 мая, об основных итогах которой мы и поговорим.
В конференции приняли участие хорошо знакомые нашим читателям лица: руководитель аналитического отдела Art Basel, автор отчетов The Art Market Клэр Макэндрю, директор ярмарки по рынкам обеих Америк Ноа Горовиц и главный экономист отдела управления имуществом банка UBS Пол Донован. Модерировала встречу Мелани Герлис, автор колонки об арт-рынке в Financial Times. Сформируем сказанное участниками в виде двадцати тезисов:
1. Начало 2020 года вселяло оптимизм: наконец-то свершившийся «Брексит» должен был положить конец неуверенности коллекционеров, которые боялись изменений в правилах торговли искусством на площадках Лондона и, в зависимости от итогов, или укрепить британский рынок, или перераспределить продажи по другим географическим локациям (Нью-Йорк, Гонконг). Словом, аналитики Art Basel прогнозировали, что 2020-й год по объему продаж превзойдет 2019-й.
2. Арт-рынок исторически по-разному реагирует на мировые события, и не всегда причиной его спадов были явные экономические кризисы — в частности, ему понадобилось 14 лет, чтобы в 2004 году ($30,3 млрд) вернуться и превзойти показатели 1990 года ($27,2).
3. Тем не менее именно на спаде рынка 1990-х годов появились крупнейшие сегодняшние игроки: открылись галереи Perrotin (1990), Hauser & Wirth (1992), White Cube и David Zwirner (1993). Возможно, в последующие годы нас также ожидает появление новых суперзвезд среди продавцов искусства.
4. Показатели рынка искусства в кризисные периоды почти не связаны с уровнями ВВП отдельных стран, чуть больше взаимосвязи наблюдается между продажами искусства и уровнем благосостояния людей (при том, что последние показатели все равно очень плохо коррелируются: по данным Deloitte Art & Finance, за последние 10 лет объем продаж искусства вырос на 9 %, а благосостояние сверхбогатых людей — на 108 %).
5. В 2009 году после двухлетней рецессии показатели рынка восстановились во многом благодаря Китаю и его покупателям. Возможно, в этот раз Китай также придет на помощь: карантин там закончился раньше и экономика должна восстановиться быстрее (разве что этому помешают торговые войны, инициированные США).
6. Получив опыт в 2007–2008 годах, отдельные страны сегодня лучше подготовлены к экономическим спадам, чего не скажешь о продавцах искусства: учитывая средний возраст галерей, торгующих современным искусством на первичном рынке (11 лет), большинство из них сталкивается с кризисом впервые.
7. Против сегодняшней ситуации — кризиса, вызванного пандемией, — нет исторического рецепта борьбы: экономическая наука знает, как переживать последствия «пузырей» при кризисе перепроизводства, но не последствия остановки всех производственных процессов разом.
8. У людей за время карантина сохранятся накопления, но по его окончании трата их, с большой долей вероятности, будет неоправданно расточительной: пример азиатских стран, где карантинный режим уже снят, говорит об иррациональности использования денежных средств. Накопленные деньги просто «сгорают в карманах» владельцев. Например, в Шанхае в первую неделю после снятия социальных ограничений был поставлен исторический рекорд по объему купленных товаров и услуг развлекательной сферы. Вопрос, который сегодня стоит на повестке дня у функционеров арт-рынка: как придать покупке предметов искусства максимально развлекательную форму?
9. Покупателю, желающему приобрести искусство «на спаде» рынка с дисконтом, следует помнить: даже если коллекционер нуждается в деньгах и готов снизить цену, то как правило, он оставляет лучшие предметы при себе, а предлагает более слабые по художественной ценности работы.
10. Продажа с дисконтом — это крайний случай, ведущий к снижению ценовой динамики предметов искусства. Гораздо правильнее (и здоровее для рынка) продавцу предложить клиентам такую форму платежа, как рассрочка.
11. По итогам пандемии многие страны ожидаемо введут новые налоги или повысят существующие ставки. В частности, учитывая переход рынков к работе в Интернете, в первую очередь увеличится количество стран, облагающих НДС международных поставщиков электронных услуг — от облачных сервисов хранения данных до контекстной рекламы (в РФ эта модель известна как «налог на Google»).
12. Три основных характеристики торговых взаимоотношений, которые принес 2020 год: онлайн-продажи, удаленная работа и локализация местных рынков. То же самое происходит и на рынке искусства: дальнейшего развития технологий следует ожидать по этим направлениям.
13. Технологии сами по себе не важны. Важно то, как мы — и рынок искусства в частности — сумеем их использовать.
14. Фактически сегодня человечество вернулось к жизненному укладу XVIII века, когда прислуга ходила за покупками, а хозяин зарабатывал деньги, сидя дома. С той лишь разницей, что сегодняшняя «прислуга» — это Интернет.
15. Интернет сегодня — это площадка не только для продажи искусства, но и для его популяризации: от образовательных программ для коллекционеров до инструментов карьерного роста художников (виртуальные выставки и резиденции).
16. Сегодня люди покупают искусство онлайн потому, что не имеют других каналов приобретения. Одновременно с этим увеличивается прозрачность рынка, поскольку появляется возможность отследить цены (возможность отследить цены была всегда — другое дело, что не было особого желания. В первую очередь у продавцов).
17. Все сегодняшние формы социальных взаимодействий с искусством — выставки, резиденции, онлайн-образование — по окончании карантина должны иметь не меньший вес, чем привычные «физические» действия. Другими словами, виртуальная активность должна в будущем пополнить резюме художников, а академический мир обязан с этим считаться.
18. Люди рано или поздно захотят путешествовать, потому что международная погоня за искусством — это «охота на социального зверя».
19. Адепты технологий, новый класс коллекционеров, который начал вырисовываться в последние годы, ожидаемо выйдут из карантина победителями, сумев заработать на своих технологичных продуктах. Задача арт-рынка — не упустить их (и их деньги).
20. Мы недооцениваем способность человечества приспосабливаться к изменениям. Будьте уверены, через какое-то время мы будем вспоминать последствия карантина не только с горечью, но и с улыбкой.
Конференция продолжалась около часа, после чего модератором было выбрано пять вопросов (ответы на них мы незаметно подмешали к тезисам выше). При этом более ста вопросов остались не озвученными. Считая мнение аудитории важным, AI сохранил вопросы и сгруппировал их по направлениям. Вот что у нас получилось:
• технологии в искусстве: 25 %;
• кризис и его последствия: 15 %;
• карьера художника: 13 %;
• коллекционеры и коллекционирование: 12 %;
• ценообразование на рынке искусства: 11 %;
• проблемы галерей: 9 %;
• развитие региональных рынков: 7 %;
• сегменты искусства (живопись, фотография и пр.): 5 %;
• проблемы аукционных домов: 3 %.
Вопросов, содержащих оборот «что делать?»: 25 %.
Вопросов, предлагающих оценить новую идею: 27 %.
Вопросов, связанных с текущим бизнесом, занятием или карьерой: 48 %.
Вопросов в негативном или циничном ключе: 8 %.
Вопросов в позитивном ключе: 92 %.
Пожалуй, приведенные цифры наиболее информативно отражают сегодняшнее состояние рынка: к счастью, он менее зациклен на проблемах, чем сосредоточен на их решениях.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200520_artbasel_conversation.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200520_artbasel_conversation.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн