KAWS в красках и цифрах. Часть 1
Маркетинговые и ценовые показатели самого узнаваемого современного художника нашего времени
6 мая 2020 года британская компания ArtTactic, один из главных аналитиков рынка искусства, выпустила отчет о художнике, чьи работы стали символом объединения и поддержки людей мира искусства и сегодня цитируются едва ли не чаще остальных. Речь об американце Брайане Доннелли (Brian Donnelly; род. 1974), известном в профессиональной среде под именем KAWS. Впрочем, безошибочно угадываемый стиль, утонченный и игривый юмор, демонстрирующий взаимодействие между потреблением и культурной ценностью, сделали KAWS одним из самых значительных художников своего поколения еще до начала пандемии COVID-19. Один из секретов его успеха – в коммуникации с массовой аудиторией за пределами музеев и галерей, которые регулярно выставляют его работы: масштабные скульптуры, живопись, уличное искусство, фрески и промышленный дизайн.
AI проанализировал отчет и в первой части материала рассказывает о выставочной и маркетинговой активности художника.
KAWS начал свою карьеру в качестве художника уличного граффити в Джерси-Сити и перебрался в Нью-Йорк в начале 1990-х годов, чтобы получить профессиональное образование. По словам Доннелли, он выбрал псевдоним KAWS, потому что ему понравилось графическое сочетание букв. В 1999 году, совместно с японским брендом игрушек и уличной одежды Bounty Hunter, была создана игрушка Companion (с англ. — компаньон, спутник). Стилизованный под техногенную культуру диснеевский Микки-Маус мгновенно стал популярным и одновременно постоянным образом, используемым художником в дальнейшей работе. С тех пор KAWS производит игрушки и одежду в сотрудничестве со многими известными компаниями, такими как Nike, Uniqlo и Comme des Garcons, для каждого случая стилизуя известных персонажей из мультфильмов или товарных знаков известных компаний.
Персональная выставка KAWS 2008 года Saturated (с англ. — насыщенный) положила начало одиннадцатилетнему партнерству c галереей Perrotin. Помимо проведения десяти персональных выставок в стенах собственной галереи, Perrotin активно помогала художнику представлять работы в музейных институциях и публичных пространствах. Так, в 2018 году KAWS представил свою самую большую на сегодняшний день скульптурную работу — надувного Companion длиной 37 метров под названием KAWS: Holiday (с англ. — праздник), созданного для передвижной выставки. Плавающая инсталляция была показана в Сеуле, Гонконге, Тайбэе, Вирджиния-Бич, Дохе и у подножия горы Фудзияма. В 2020 году Национальная галерея Виктории в Мельбурне представила крупнейшую ретроспективу художника под названием «KAWS: Состязание в эпоху одиночества», охватив его творчество за двадцать пять лет.
В 2020 году KAWS не имел персональных либо групповых выставок из-за мер по социальному дистанцированию. Несмотря на это, KAWS по-прежнему представляет свои работы на международном уровне через Expanded Holiday, выставку дополненной реальности, на которой его персонажи-компаньоны представлены в цифровом виде через мобильные устройства по всему миру. Профиль художника в Instagram сегодня насчитывает 4 тыс. изображений и 2,9 млн подписчиков.
Брайан Доннелли родился в 1974 году в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси (США).
Основные этапы карьеры KAWS
1996
• Получил степень бакалавра искусств в области иллюстрации в Школе визуальных искусств (Нью-Йорк).
• Начал работу в качестве внештатного аниматора для Walt Disney Studio.
1998
• Получил награду Pernod Liquid Art.
1999
• Сотрудничество с брендом Bounty Hunter для производства первой виниловой фигуры Companion.
• Первая коммерческая персональная выставка в концепт-бутике Colette (Париж).
2002
• Основал собственную компанию Original Fake.
• Первая некоммерческая персональная выставка в MU Art Foundation (Эйндховен).
2003
• Первая коммерческая персональная выставка в Азии: Original Fake в BAPE Gallery (Токио).
2004
• Проект «Непобедимый рекламный щит» (Лос-Анджелес) в сотрудничестве с брендом Undeated, режиссером и художником Аароном Роузом и Nike.
• Передвижная групповая выставка Beautiful Losers («Прекрасные неудачники»), в семи музеях и фондах США и Европы.
2006
• Запуск собственного модного бренда и магазина Original Fake в партнерстве с Medicom Toy (Токио).
2008
• Начало сотрудничества с галереей Perrotin (Париж, Нью-Йорк, Гонконг, Сеул, Токио и Шанхай).
• Первое персональное шоу Saturated («Насыщенный») с галереей Perrotin, Майами (куратор — музыкальный продюсер Фаррелл Уильямс).
2010
• Первая крупная некоммерческая персональная выставка в Музее современного искусства Олдрича, Риджфилд.
• Представляет свою первую скульптуру на открытом воздухе в сотрудничестве с гонконгским Харбор-Сити. 5-метровый компаньон («Проходящий») была самой большой скульптурой, созданной KAWS в материале.
2011
• Персональная выставка KAWS: Focus в Музее современного искусства в Форт-Уэрте (США).
2014
• Представляет 7-метровую скульптуру Companion в гавани Гонконга.
• Дизайн флакона для аромата Girl от Comme des Garçons и Pharrell Williams.
2015
• Companion высотой 7 метров переехал на Шанхайскую Таймс-сквер.
• Персональная выставка в Бруклинском музее, Нью-Йорк.
2016
• Персональная выставка в парке скульптур Йоркшира.
• Сотрудничает с магазином одежды Uniqlo для производства недорогой одежды и аксессуаров.
• Представил 8-метровую скульптуру Companion в Центральном посольстве в Бангкоке.
• 433 000 подписчиков в Instagram.
2017
• Персональная выставка в Музее современного искусства Сент-Луиса.
• Сотрудничает с магазином одежды Uniqlo и комиксом Peanuts, поэтому выпускает линию одежды и модных аксессуаров.
• 609 000 подписчиков в Instagram.
2018
• Установка двух 8-метровых скульптур в торговом комплексе в Чанша (Китай, первые постоянные публичные скульптуры в стране).
• Окончание контракта с галереей Perrotin, начало сотрудничества с галереей Skarstedt (Нью-Йорк, Лондон).
• Групповое шоу «Приближаемся к рисунку» и первая выставка со Skarstedt (Нью-Йорк).
• Holiday, 36-метровый надувной компаньон, самая большая скульптура художника на сегодняшний день, установлен плавающим на озере Секочон в Сеуле.
• Первая персональная выставка со Skarstedt (Нью-Йорк).
• Цены аукционных продаж впервые превышают $500 тыс. в марте на Phillips (Лондон).
• Цены аукционных продаж впервые превышают $1 млн. в октябре на Sotheby's (Лондон).
• 1 000 000 подписчиков в Instagram.
2019
• Публичные экспозиции в Тайбэе, Гонконге, Фудзи, Дохе и Вирджиния-Бич.
• Персональная выставка в Музее современного искусства в Детройте (США).
• Текущая рекордная цена аукциона — $12,7 млн за картину «Альбом KAWS» (2005), проданную на Sotheby's (Гонконг).
• Персональная выставка и ретроспектива в Национальной галерее Виктории, Мельбурн (Австралия).
• Первая персональная выставка со Skarstedt (Лондон).
• Наибольшая капитализация аукционных продаж за год, $88,1 млн.
• 1 700 000 подписчиков в Instagram.
2020
• Запуск приложения Expanded Holiday в технологии дополненной реальности.
• 2 900 000 подписчиков в Instagram.
Анализ выставочной активности:
С 1999 по 2020 год работы KAWS были представлены на 123 выставках, из которых 56 (46 %) были в коммерческих помещениях, 51 (41 %) — в музеях, и 16 (13 %) — в публичных пространствах. 49 выставок прошли в некоммерческих галереях или фондах, 12 — в государственных музеях. В последние годы выставочная история KAWS была неоднородной: в среднем от 9 выставок в году (2011–2016, включая 12 выставок в 2014 году), до 6 выставок (2017–2018). Количество выставок резко возросло в 2019 году (14 выставок: 11 персональных и 3 групповых), в том числе благодаря передвижной выставке Holiday, включающей шесть разных локаций. В общей пропорции выставочной деятельности персональные выставки составляют 51 % от общего количества выставок с 1999 года (63 выставки). 36 % выставок в 2019 году проходили в музеях (5 выставок, из них 4 персональные). Информации о судьбе перенесенных выставок KAWS в 2020 году пока нет.
Музеи и некоммерческие фонды организовали и провели 41 % выставок KAWS (25 групповых и 26 персональных). 59 % музейных выставок художника прошло в США (30 выставок) и 33 % в Западной Европе (17 выставок). Наибольшее количество выставок приняли Музей современного искусства в Форт-Уэрте, Техас (4 выставки), Пенсильванская академия изящных искусств, Филадельфия (3), Художественный музей Атланты (2) и Музей современного искусства Олдрича (2). При этом работы KAWS были представлены только на одной биеннале — ArtZuid 2015 в Амстердаме, где была установлена скульптура рядом с Рейксмузеумом. В целом с 2010 года скульптуры художника демонстрировались в публичных пространствах 12 раз.
Лидером по коммерческим выставкам стала галерея Perrotin: за 11 лет сотрудничества, с 2008 по 2018 год, прошли 10 персональных выставок KAWS. Галерея Skarstedt, с которой художник подписал контракт в 2018 году, за последующие два сезона провела 5 выставок в Лондоне и Нью-Йорке. На правах неэксклюзивного сотрудничества прошли 3 выставки KAWS в галерее Honor Fraser (Лос-Анджелес) и 2 выставки в галерее Javier Lopez (Мадрид).
Работы KAWS включены во многие крупные государственные и частные коллекции на международном уровне, включая Бруклинский музей, Музей современного искусства в Форт-Уэрте, Музей современного искусства Сан-Диего и Музей искусств в Коламбусе (все — США). Основные частные музеи и фонды, владеющие его работами, — коллекция Пойю и Аниты Заблудович (Лондон), коллекция Розенблюма (Париж) и коллекция Дакиса Жоанну (Афины).
Среди частных коллекционеров, приобретавших работы KAWS в последние годы, — Рафаэль Гейсмар (ресторатор, инвестор в современные технологии из Гонконга, покупатель многих работ художника по рекордным ценам на аукционах), Ларри Уорш (американский издатель, владелец крупнейшего единоличного частного собрания работ KAWS), Лио Малка (арт-дилер, основатель сети арт-отелей в Турине и на Ибице) и Хосе Муграби (израильский бизнесмен, имеет инвестиционный бизнес в Нью-Йорке). Отметим, что Уорш, Малка и Муграби известны как серьезные коллекционеры работ пионера стрит-арта Жана-Мишеля Баскии (а Хосе Муграби также владеет одним из крупнейших частных собраний Энди Уорхола).
Общий итог
KAWS — один из немногих художников, интерес к которым объединяет несколько поколений коллекционеров по всему миру. Все это — благодаря сочетанию сотрудничества с брендами, сильной институциональной (музей) и коммерческой (галерея) поддержке, публичным художественным проектам и быстро растущим аукционным рынком. KAWS открыл рынок традиционного искусства (живопись и скульптура) для нового поколения и типа коллекционеров, предлагая покупателям искусства различные «точки входа»: от игрушек за $500 до картин, продаваемых за миллионы. Отметим, что бум на публичном рынке в 2019 году произошел параллельно серьезному увеличению выставочной активности, которая выросла вдвое (с семи до четырнадцати выставок), в сравнении с 2018 годом.
В подходе KAWS и его менеджмента к карьерному продвижению художника отдельного внимания заслуживает ряд факторов:
• имя художника в названии выставок: каждая экспозиция или проект содержит в названии «KAWS» и двоеточие, что повышает узнаваемость бренда;
• первичная аудитория была найдена художником на рынке моды — в конце 2010-х относительно свободном от пересечений с современным искусством сегменте;
• грамотная ориентация на рынки стран Азии, для которых культура игрового персонажа имеет особое значение;
• кураторами первых выставок KAWS были либо топ-персоны (недавно скончавшийся Джермано Челант), либо принципиально новые имена из музыкальной или кино-сферы (обеспечивающие пересечение аудиторий);
• сотрудничество с топ-галереей Perrotin в течение 11 лет ничуть не помешало KAWS сменить ее на другую галерею — с меньшей географией стационарных пространств, но активно развивающую современные технологии;
• использование публичных пространств и большеформатных фигур, дающих доступ к аудитории за пределами музея;
• для создания академического портфолио KAWS не постеснялся начать с небольших региональных музеев США;
• во всем его творчестве определяющим словом является «сопричастность» — от названий персонажей до следования общественным настроениям, благодаря чему художник становится ближе и понятнее аудитории. А от «сопричастной аудитории» до «покупающих адептов», как известно, один маркетинговый шаг.
Во второй части материала мы расскажем об аукционных продажах KAWS.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200508_kaws.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200508_kaws.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.