Индикатор доверия рынку современного искусства Art Tactic. Часть 2
Продолжение анализа отчета о первом полугодии арт-рынка в период пандемии
В первой части отчета ArtTactic, которую AI разобрал здесь, британская аналитическая компания фокусировалась на доверии профессионалов арт-рынка настоящему и будущему торговых отношений с искусством. Во второй части мы остановимся на отдельных художниках, а также подведем итоги исследования.
Индикатор доверия рынку художников в краткосрочной перспективе (6 месяцев)
Индикатор доверия профессионалов рынкам отдельных современных художников в краткосрочной перспективе, по сравнению с прошлым годом, показывает снижение в среднем на 48 %. В частности, в сегменте признанных художников он упал с 68 в сентябре 2019 года до 35 в мае 2020 года. Доверие ко всем фигурантам рейтинга, кроме одного — Герхарда Рихтера — снизилось, что говорит о серьезном влиянии кризиса на рынок в ближайшие полгода. В топ-5 признанных современных художников по рейтингу доверия, помимо Рихтера, также вошли Джон Балдессари, Джордж Кондо, Зигмар Польке и Сесили Браун.
Аналогичным образом снизился и средний индикатор доверия в сегменте молодых художников: с 72 в сентябре 2019 года до 41 в мае 2020 года. Единственный художник, к рынку которого специалисты не утратили доверия в кризис, — Рашид Джонсон. Помимо него, в топ-5 молодых художников с активно развивающейся карьерой вошли Линетт Йиадом-Боакье, Дана Шутц, Нидека Акуниили Кросби и Джонас Вуд.
Для лучшего понимания расстановки сил на первичном рынке искусства AI добавил в приведенную таблицу галереи, стоящие за продвижением того или иного художника.
Таблица 1. Индикатор доверия респондентов ArtTactic рынку признанных и молодых художников в следующие 6 месяцев
Признанные художники | Молодые художники | ||||
---|---|---|---|---|---|
Художник | Индикатор доверия (0–100) | Основная галерея, представляющая художника | Художник | Индикатор доверия (0–100) | Основная галерея, представляющая художника |
Герхард Рихтер | 86 | Marian Goodman | Рашид Джонсон | 84 | Hauser & Wirth |
Джон Балдессари | 71 | Marian Goodman | Линетт Яадом-Боакье | 82 | Jack Shainman |
Джордж Кондо | 71 | Skarstedt | Дана Шутц | 70 | Contemporary Fine Arts (CFA) |
Зигмар Польке | 71 | David Zwirner | Нидека Акунили Кросби | 70 | David Zwirner |
Сесили Браун | 70 | Gagosian | Джонас Вуд | 68 | Gagosian |
Марк Брэдфорд | 69 | Hauser & Wirth | Джули Мехрету | 67 | Marian Goodman |
Питер Доиг | 65 | Michael Werner | Гарольд Анкарт | 64 | David Zwirner |
Ансельм Кифер | 61 | Gagosian | Адриан Гени | 56 | Pace |
Синди Шерман | 60 | Skarstedt | Брент Уодден | 50 | Pace |
Маурицио Каттелан | 56 | Marian Goodman | Стерлинг Руби | 44 | Gagosian |
Индикатор доверия рынку художников в долгосрочной перспективе (10 лет)
В ноябре 2009 года, в разгар финансового кризиса, ArtTactic впервые представил «индикатор долголетия» художников — прогноз профессионалов рынка искусства для современных художников в 10-летней перспективе. Цель этого индикатора состояла в том, чтобы изучить мнение экспертов (напомним, ими выступили 125 избранных функционеров и инсайдеров: коллекционеров, аукционных домов, галерей и частных дилеров, арт-консультантов, аналитиков и других профессионалов арт-рынка) по вопросу о том, кто из художников сможет пережить кризис. В 2009 году самые высокие авансы, в порядке убывания, были выданы Герхарду Рихтеру, Синди Шерман, Джеффу Кунсу, Роберту Гоберу и Биллу Виоле. Сегодня, спустя 11 лет, два первых имени в рейтинге — Рихтер и Шерман — в новом опросе остались неизменными, а добавились к ним Зигмар Польке, Джон Балдессари и Ансельм Кифер.
Таблица 2. Сравнение прогнозов, выданных респондентами ArtTactic в отношении наиболее успешных современных художников в следующие 10 лет, 2009/2020
Прогноз, выданный в 2009 году | Прогноз, выданный в 2020 году | ||||
---|---|---|---|---|---|
Художник | Индикатор доверия (0–100) | Основная галерея, представляющая художника | Художник | Индикатор доверия (0–100) | Основная галерея, представляющая художника |
Герхард Рихтер | 92 | Marian Goodman | Герхард Рихтер | 85 | Marian Goodman |
Синди Шерман | 86 | Skarstedt | Синди Шерман | 77 | Skarstedt |
Джефф Кунс | 84 | Gagosian | Зигмар Польке | 74 | David Zwirner |
Роберт Гобер | 80 | Matthew Marks | Джон Балдессари | 70 | Marian Goodman |
Билл Виола | 79 | James Cohan | Ансельм Кифер | 64 | Gagosian |
Ричард Принс | 73 | Gagosian | Уильям Кентридж | 64 | Marian Goodman |
Питер Доиг | 70 | Michael Werner | Он Кавара | 60 | David Zwirner |
Гилберт и Джордж | 70 | White Cube | Маурицио Каттелан | 58 | Marian Goodman |
Джон Балдессари | 69 | Marian Goodman | Джефф Кунс | 57 | Gagosian |
Такаши Мураками | 60 | Gagosian | Андреас Гурски | 56 | Gagosian |
Суммируя данные обеих таблиц, вполне можно ограничиться одной фразой: в соперничестве дилеров Мариан Гудман (92 года) и Ларри Гагосяна (75 лет) счет 9:8 в пользу первой. Гудман, известная качественным скаутингом европейского рынка (именно ее галерея открыла американскому рынку Герхарда Рихтера и Йозефа Бойса), продолжает создавать новые имена из европейских аборигенов и мигрантов. Вслед за Marion Goodman Gallery европейское присутствие стали расширять и Gagosian, и David Zwirner (с 2019 года). Остальные галереи — представители художников не выходят за пределы условных топ-100 мировых регуляторов рынка, а половина из этих институций прочно находится в топ-10 по объемам продаж в последние 10 лет. Что касается разницы между прогнозами 2009 и 2020 годов в отношении перспектив современных художников, отметим исчезновение из первой «десятки» Такаши Мураками и понижение в рейтинге позиции Джеффа Кунса — фаворитов минувшего десятилетия. Неизменность позиции Герхарда Рихтера объясняется достаточно просто: владельцы понимают, что у его рынка есть потенциал роста и поэтому не спешат сегодня расставаться с лучшими работами 88-летнего художника. А вот феномен прочности Синди Шерман на второй позиции (к слову, единственного автора в рейтинге, в основном работающего в фотографии) — повод для внимательного изучения: галерея Skarstedt, представляющая автора, в минувшем году также подписала контракт с KAWS и вслед за Лондоном взялась за рынок США. Усилили свои позиции Джон Балдесарри и Ансельм Кифер, в последние годы имевшие на двоих едва ли не больше институциональных выставок, чем любая другая пара из списка. Другими словами, случайных художников на вершину арт-рынок, как и прежде, не пустит — а вот у галерей среднего класса попасть в сонм ведущих шансов больше.
В заключение отчета Contemporary Art Market Confidence Report аналитики ArtTactic выделили основные проблемы глобального арт-рынка, которые эксперты опроса видят в будущие 12 месяцев, и возможности по их преодолению.
Проблемы на рынке искусства в кризис:
• Серьезная экономическая рецессия на фоне пандемии вызовет снижение покупательной способности на глобальном рынке;
• Отсутствие видимости, вероятно, приведет к переосмыслению и корректировке ценообразования, поскольку цены на предметы современного искусства до карантина в основном определялись крупными институциональными и коммерческими выставками и зафиксированными аукционными ценами, то есть, факторами, на которые сложно ориентироваться в нынешних условиях;
• Платить большие деньги за предметы искусства, когда люди все еще умирают от коронавируса, а бизнес борется за выживание, — социально неприемлемо. Это может притормозить активность коллекционеров, делающих приобретения для поднятия социального статуса;
• Потенциальные ограничения на зарубежные поездки и психологически негативное отношение к путешествиям изменит характер глобального арт-рынка. Это ставит под сомнение состоятельность многих современных бизнес-моделей — таких, как международные арт-ярмарки и аукционные недели, привязанные к определенным местам проведения. Переход к более «локальным» моделям, дополненным расширением присутствия в Интернете, может стать новой нормой рынка искусства;
• «Нынешний кризис — это последняя соломинка, которая сломает спину верблюда» — так охарактеризовал сегодняшнее состояние арт-рынка неназванный респондент опроса. Вслед за ним заметная часть респондентов также опасаются, что нынешний кризис приведет к резкому падению ценовой динамики многих современных художников, которая спекулятивно повышалась в последнее десятилетие;
• Карантин привел к беспрецедентному взлету объема цифрового и онлайн-контента, что заставило многих экспертов задаться вопросом о его качестве. Феномен «интернет-усталости» сопровождается и вполне реальной сегодня угрозой зрению наиболее активных пользователей;
• Одна из ключевых проблем рынка — привлечение новых покупателей — осталась неизменной и сегодня. Однако к ней добавился важный вопрос, на который продавцам необходимо ответить: как убедить молодых коллекционеров, что сейчас самое время начать покупать или инвестировать в предметы искусства?
Возможности на рынке искусства в кризис
1. Переосмысление бизнес-моделей.
Текущий кризис, совмещенный с пандемией, выявил уязвимость современного рынка искусства, поэтому ему необходимы новые бизнес-модели. Владельцы арт-компаний должны задать себе следующие вопросы:
— Насколько устойчива их зависимость от отдельных физических мероприятий (арт-ярмарок и аукционов)?
— Придется ли им переосмыслить концепцию галереи, как стационарного пространства?
— Целесообразно ли экономически галерее поддерживать стационарное пространство в будущем?
— Какие другие формы развития карьеры и представления художника могут возникнуть на фоне кризиса?
2. Онлайн-продажи.
Создание виртуальных пространств может обеспечить более-менее равные условия для галерей первичного рынка (от дилеров высшего эшелона до молодых) и ослабить монополию крупных продавцов на верхнем уровне.
3. Переход от краткосрочных инвестиций к долгосрочным вложениям.
Краткосрочные (спекулятивные) инвестиции в работы художников с агрессивной маркетинговой кампанией исчезнут, и коллекционеры смогут выбирать из тех авторов, чье творчество им действительно нравится, а не следовать рыночным играм. Инвесторы в долгосрочные проекты будут иметь возможность подобрать действительно ценное искусство по привлекательным ценам и с потенциально большой скидкой. Инвестиции в искусство вернутся в моду — однако уже с более сильным акцентом на художественную ценность художника, которая с восстановлением экономики будет подкреплена рыночной стоимостью.
Комментарий AI: не без гордости скажем, что отчет ArtTactic подтвердил наши тезисы, изложенные в материалах об инвестициях в искусство в период кризиса и развитии сектора онлайн-продаж: у рынка современных художников с агрессивной (читай: спекулятивной) маркетинговой стратегией меньше шансов пережить любой кризис, а у их творчества — стать объектом вложений, основанных на информации, а не эмоциях.
Молодые галерейные онлайн-платформы, несомненно, первым делом столкнутся с выходом в интернет-пространство крупных галерей, однако они могут получить неожиданную поддержку коллекционеров, ищущих новые имена.
Переосмысление арт-ценообразования в первую очередь будет исходить со стороны «спроса» — от самого коллекционера. Сегодня, имея на стене условного Баскию и рядом неизвестного молодого художника, он видит, что Баския не «работает»: музеи закрыты, аукционные дома не дают свежей ценовой информации, а личное или онлайн-общение с художником в социальной среде невозможно. В то же время известность активных молодых художников, максимально использующих режим изоляции и виртуальное присутствие, повышается день ото дня — а следом растет и стоимость их работ. И пусть сегодня произведения молодых стоят тысячи или десятки тысяч долларов США — к концу карантина они могут подорожать вдвое. А положительную ценовую динамику на работы Баскии обеспечит разве что временной фактор. Парадокс заключается в том, что молодому современному коллекционеру с задатками инвестора динамика молодого художника может показаться более привлекательной. Остается один вопрос: как он увидит эту динамику, если переход продаж в онлайн-сегмент не приведет к открытости ценовой информации, а сделает рынок еще более закрытым?
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200528_confidence_ii.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200528_confidence_ii.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.