Art Investment

Индикатор доверия рынку современного искусства Art Tactic. Часть 2

Продолжение анализа отчета о первом полугодии арт-рынка в период пандемии

 

В первой части отчета ArtTactic, которую AI разобрал здесь, британская аналитическая компания фокусировалась на доверии профессионалов арт-рынка настоящему и будущему торговых отношений с искусством. Во второй части мы остановимся на отдельных художниках, а также подведем итоги исследования.

Индикатор доверия рынку художников в краткосрочной перспективе (6 месяцев)

Индикатор доверия профессионалов рынкам отдельных современных художников в краткосрочной перспективе, по сравнению с прошлым годом, показывает снижение в среднем на 48 %. В частности, в сегменте признанных художников он упал с 68 в сентябре 2019 года до 35 в мае 2020 года. Доверие ко всем фигурантам рейтинга, кроме одного — Герхарда Рихтера — снизилось, что говорит о серьезном влиянии кризиса на рынок в ближайшие полгода. В топ-5 признанных современных художников по рейтингу доверия, помимо Рихтера, также вошли Джон Балдессари, Джордж Кондо, Зигмар Польке и Сесили Браун.

Аналогичным образом снизился и средний индикатор доверия в сегменте молодых художников: с 72 в сентябре 2019 года до 41 в мае 2020 года. Единственный художник, к рынку которого специалисты не утратили доверия в кризис, — Рашид Джонсон. Помимо него, в топ-5 молодых художников с активно развивающейся карьерой вошли Линетт Йиадом-Боакье, Дана Шутц, Нидека Акуниили Кросби и Джонас Вуд.

Для лучшего понимания расстановки сил на первичном рынке искусства AI добавил в приведенную таблицу галереи, стоящие за продвижением того или иного художника.

Таблица 1. Индикатор доверия респондентов ArtTactic рынку признанных и молодых художников в следующие 6 месяцев

Признанные художники Молодые художники
Художник Индикатор доверия (0–100) Основная галерея, представляющая художника Художник Индикатор доверия (0–100) Основная галерея, представляющая художника
Герхард Рихтер 86 Marian Goodman Рашид Джонсон 84 Hauser & Wirth
Джон Балдессари 71 Marian Goodman Линетт Яадом-Боакье 82 Jack Shainman
Джордж Кондо 71 Skarstedt Дана Шутц 70 Contemporary Fine Arts (CFA)
Зигмар Польке 71 David Zwirner Нидека Акунили Кросби 70 David Zwirner
Сесили Браун 70 Gagosian Джонас Вуд 68 Gagosian
Марк Брэдфорд 69 Hauser & Wirth Джули Мехрету 67 Marian Goodman
Питер Доиг 65 Michael Werner Гарольд Анкарт 64 David Zwirner
Ансельм Кифер 61 Gagosian Адриан Гени 56 Pace
Синди Шерман 60 Skarstedt Брент Уодден 50 Pace
Маурицио Каттелан 56 Marian Goodman Стерлинг Руби 44 Gagosian

Индикатор доверия рынку художников в долгосрочной перспективе (10 лет)

В ноябре 2009 года, в разгар финансового кризиса, ArtTactic впервые представил «индикатор долголетия» художников — прогноз профессионалов рынка искусства для современных художников в 10-летней перспективе. Цель этого индикатора состояла в том, чтобы изучить мнение экспертов (напомним, ими выступили 125 избранных функционеров и инсайдеров: коллекционеров, аукционных домов, галерей и частных дилеров, арт-консультантов, аналитиков и других профессионалов арт-рынка) по вопросу о том, кто из художников сможет пережить кризис. В 2009 году самые высокие авансы, в порядке убывания, были выданы Герхарду Рихтеру, Синди Шерман, Джеффу Кунсу, Роберту Гоберу и Биллу Виоле. Сегодня, спустя 11 лет, два первых имени в рейтинге — Рихтер и Шерман — в новом опросе остались неизменными, а добавились к ним Зигмар Польке, Джон Балдессари и Ансельм Кифер.

Таблица 2. Сравнение прогнозов, выданных респондентами ArtTactic в отношении наиболее успешных современных художников в следующие 10 лет, 2009/2020

Прогноз, выданный в 2009 году Прогноз, выданный в 2020 году
Художник Индикатор доверия (0–100) Основная галерея, представляющая художника Художник Индикатор доверия (0–100) Основная галерея, представляющая художника
Герхард Рихтер 92 Marian Goodman Герхард Рихтер 85 Marian Goodman
Синди Шерман 86 Skarstedt Синди Шерман 77 Skarstedt
Джефф Кунс 84 Gagosian Зигмар Польке 74 David Zwirner
Роберт Гобер 80 Matthew Marks Джон Балдессари 70 Marian Goodman
Билл Виола 79 James Cohan Ансельм Кифер 64 Gagosian
Ричард Принс 73 Gagosian Уильям Кентридж 64 Marian Goodman
Питер Доиг 70 Michael Werner Он Кавара 60 David Zwirner
Гилберт и Джордж 70 White Cube Маурицио Каттелан 58 Marian Goodman
Джон Балдессари 69 Marian Goodman Джефф Кунс 57 Gagosian
Такаши Мураками 60 Gagosian Андреас Гурски 56 Gagosian

Суммируя данные обеих таблиц, вполне можно ограничиться одной фразой: в соперничестве дилеров Мариан Гудман (92 года) и Ларри Гагосяна (75 лет) счет 9:8 в пользу первой. Гудман, известная качественным скаутингом европейского рынка (именно ее галерея открыла американскому рынку Герхарда Рихтера и Йозефа Бойса), продолжает создавать новые имена из европейских аборигенов и мигрантов. Вслед за Marion Goodman Gallery европейское присутствие стали расширять и Gagosian, и David Zwirner (с 2019 года). Остальные галереи — представители художников не выходят за пределы условных топ-100 мировых регуляторов рынка, а половина из этих институций прочно находится в топ-10 по объемам продаж в последние 10 лет. Что касается разницы между прогнозами 2009 и 2020 годов в отношении перспектив современных художников, отметим исчезновение из первой «десятки» Такаши Мураками и понижение в рейтинге позиции Джеффа Кунса — фаворитов минувшего десятилетия. Неизменность позиции Герхарда Рихтера объясняется достаточно просто: владельцы понимают, что у его рынка есть потенциал роста и поэтому не спешат сегодня расставаться с лучшими работами 88-летнего художника. А вот феномен прочности Синди Шерман на второй позиции (к слову, единственного автора в рейтинге, в основном работающего в фотографии) — повод для внимательного изучения: галерея Skarstedt, представляющая автора, в минувшем году также подписала контракт с KAWS и вслед за Лондоном взялась за рынок США. Усилили свои позиции Джон Балдесарри и Ансельм Кифер, в последние годы имевшие на двоих едва ли не больше институциональных выставок, чем любая другая пара из списка. Другими словами, случайных художников на вершину арт-рынок, как и прежде, не пустит — а вот у галерей среднего класса попасть в сонм ведущих шансов больше.

В заключение отчета Contemporary Art Market Confidence Report аналитики ArtTactic выделили основные проблемы глобального арт-рынка, которые эксперты опроса видят в будущие 12 месяцев, и возможности по их преодолению.

Проблемы на рынке искусства в кризис:

• Серьезная экономическая рецессия на фоне пандемии вызовет снижение покупательной способности на глобальном рынке;

• Отсутствие видимости, вероятно, приведет к переосмыслению и корректировке ценообразования, поскольку цены на предметы современного искусства до карантина в основном определялись крупными институциональными и коммерческими выставками и зафиксированными аукционными ценами, то есть, факторами, на которые сложно ориентироваться в нынешних условиях;

• Платить большие деньги за предметы искусства, когда люди все еще умирают от коронавируса, а бизнес борется за выживание, — социально неприемлемо. Это может притормозить активность коллекционеров, делающих приобретения для поднятия социального статуса;

• Потенциальные ограничения на зарубежные поездки и психологически негативное отношение к путешествиям изменит характер глобального арт-рынка. Это ставит под сомнение состоятельность многих современных бизнес-моделей — таких, как международные арт-ярмарки и аукционные недели, привязанные к определенным местам проведения. Переход к более «локальным» моделям, дополненным расширением присутствия в Интернете, может стать новой нормой рынка искусства;

• «Нынешний кризис — это последняя соломинка, которая сломает спину верблюда» — так охарактеризовал сегодняшнее состояние арт-рынка неназванный респондент опроса. Вслед за ним заметная часть респондентов также опасаются, что нынешний кризис приведет к резкому падению ценовой динамики многих современных художников, которая спекулятивно повышалась в последнее десятилетие;

• Карантин привел к беспрецедентному взлету объема цифрового и онлайн-контента, что заставило многих экспертов задаться вопросом о его качестве. Феномен «интернет-усталости» сопровождается и вполне реальной сегодня угрозой зрению наиболее активных пользователей;

• Одна из ключевых проблем рынка — привлечение новых покупателей — осталась неизменной и сегодня. Однако к ней добавился важный вопрос, на который продавцам необходимо ответить: как убедить молодых коллекционеров, что сейчас самое время начать покупать или инвестировать в предметы искусства?

Возможности на рынке искусства в кризис

1. Переосмысление бизнес-моделей.

Текущий кризис, совмещенный с пандемией, выявил уязвимость современного рынка искусства, поэтому ему необходимы новые бизнес-модели. Владельцы арт-компаний должны задать себе следующие вопросы:

— Насколько устойчива их зависимость от отдельных физических мероприятий (арт-ярмарок и аукционов)?

— Придется ли им переосмыслить концепцию галереи, как стационарного пространства?

— Целесообразно ли экономически галерее поддерживать стационарное пространство в будущем?

— Какие другие формы развития карьеры и представления художника могут возникнуть на фоне кризиса?

2. Онлайн-продажи.

Создание виртуальных пространств может обеспечить более-менее равные условия для галерей первичного рынка (от дилеров высшего эшелона до молодых) и ослабить монополию крупных продавцов на верхнем уровне.

3. Переход от краткосрочных инвестиций к долгосрочным вложениям.

Краткосрочные (спекулятивные) инвестиции в работы художников с агрессивной маркетинговой кампанией исчезнут, и коллекционеры смогут выбирать из тех авторов, чье творчество им действительно нравится, а не следовать рыночным играм. Инвесторы в долгосрочные проекты будут иметь возможность подобрать действительно ценное искусство по привлекательным ценам и с потенциально большой скидкой. Инвестиции в искусство вернутся в моду — однако уже с более сильным акцентом на художественную ценность художника, которая с восстановлением экономики будет подкреплена рыночной стоимостью.

Комментарий AI: не без гордости скажем, что отчет ArtTactic подтвердил наши тезисы, изложенные в материалах об инвестициях в искусство в период кризиса и развитии сектора онлайн-продаж: у рынка современных художников с агрессивной (читай: спекулятивной) маркетинговой стратегией меньше шансов пережить любой кризис, а у их творчества — стать объектом вложений, основанных на информации, а не эмоциях.

Молодые галерейные онлайн-платформы, несомненно, первым делом столкнутся с выходом в интернет-пространство крупных галерей, однако они могут получить неожиданную поддержку коллекционеров, ищущих новые имена.

Переосмысление арт-ценообразования в первую очередь будет исходить со стороны «спроса» — от самого коллекционера. Сегодня, имея на стене условного Баскию и рядом неизвестного молодого художника, он видит, что Баския не «работает»: музеи закрыты, аукционные дома не дают свежей ценовой информации, а личное или онлайн-общение с художником в социальной среде невозможно. В то же время известность активных молодых художников, максимально использующих режим изоляции и виртуальное присутствие, повышается день ото дня — а следом растет и стоимость их работ. И пусть сегодня произведения молодых стоят тысячи или десятки тысяч долларов США — к концу карантина они могут подорожать вдвое. А положительную ценовую динамику на работы Баскии обеспечит разве что временной фактор. Парадокс заключается в том, что молодому современному коллекционеру с задатками инвестора динамика молодого художника может показаться более привлекательной. Остается один вопрос: как он увидит эту динамику, если переход продаж в онлайн-сегмент не приведет к открытости ценовой информации, а сделает рынок еще более закрытым?


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200528_confidence_ii.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200528_confidence_ii.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».