Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


The indicator of confidence in the market for contemporary art Tactic. Part 2
ARTinvestment.RU   28 мая 2020

Continued analysis of the report on the first half of art-рынка during a pandemic

In the first part of the report is ArtTactic, which AI was dismantled here, the British analytical company focused on the trust of professional art-рынка present and future trade relations with art. In the second part we will focus on individual artists, as well as summarising the results of the study.

the Indicator of confidence in the artists ' market in the short term (6 months)

the confidence Indicator professionals to certain contemporary artists in the short term, compared to the previous year, shows a decrease in average by 48 %. In particular, in the segment of established artists he fell from 68 in September 2019 up to 35 in may 2020. Trust in all persons involved in the rating, except for one — Gerhard Richter — declined, that speaks about the serious impact of the crisis on the market in the next six months. Top-5 recognized contemporary artists for the confidence rating, in addition to Richter, also included John Baldessari, George Condo, Sigmar Polke and Cecily brown.

similarly decreased and the average confidence indicator for the segment of young artists: from 72 in September 2019 to 41 in may 2020. The only artist to market which experts did not lose confidence in a crisis, — Rashid Johnson. Alongside him, top-5 young artists with emerging careers entered by Lynette Yiadom-Боакье, Dana Schutz, of the Nidek Akunyili Crosby and Jonas wood.

For a better understanding of the balance of power in the primary market of the art of AI added in the table of the gallery behind the promotion of an artist.

table 1. The indicator of confidence of respondents ArtTactic market recognized and emerging artists in the next 6 months

Recognised artists Young artists
Artist the confidence Indicator (0-100) the Main gallery is representing the artist the Artist the confidence Indicator (0-100) , the Main gallery representing the artist
Gerhard Richter 86 Marian Goodman Rashid Johnson 84 Hauser & Wirth
John Baldessari 71 Marian Goodman Lynette Yadom-Боакье 82 Jack Shainman
George Condo 71 Skarstedt Dana Schutz 70 Contemporary Fine Arts (CFA)
Sigmar Polke 71 David Zwirner The Nidek Akunyili Crosby 70 David Zwirner
Cecily Brown 70 Gagosian Jonas Wood 68 Gagosian
Mark Bradford 69 Hauser & Wirth Julie Mehretu 67 Marian Goodman
Peter Doig 65 Michael Werner Harold Ankart 64 David Zwirner
Anselm Kiefer 61 Gagosian Adrian Geni 56 Pace
Cindy Sherman 60 Skarstedt Brent Wadden 50 Pace
Maurizio Cattelan 56 Marian Goodman sterling ruby 44 Gagosian

the Indicator of confidence in the artists ' market in the long term (10 years)

In November 2009, in the midst of a financial crisis ArtTactic for the first time introduced the "indicator of longevity" artists — forecast professionals of the art market for contemporary artists, 10-летней term. The purpose of thisindicator was to study the experts (recall, they made 125 of elected functionaries and insiders: collectors, auction houses, galleries and private dealers, art-консультантов, analysts and other professionals of art-рынка) on the question of who of the artists will be able to survive the crisis. In 2009 the highest advances in the descending order, was issued to Gerhard Richter, Cindy Sherman, Jeff Koons, Robert Gober and bill viola. Today, 11 years later, the first two names in the rankings — Richter and Sherman — in a new poll remained unchanged, and added to them, Sigmar Polke, John Baldessari and Anselm Kiefer.

table 2. The comparison of the forecasts issued by the respondents in respect of ArtTactic, the most successful contemporary artists in the next 10 years, 2009/2020

the Forecast, issued in 2009 the Forecast issued in 2020
Artist the confidence Indicator (0-100) the Main gallery is representing the artist the Artist the confidence Indicator (0-100) , the Main gallery representing the artist
Gerhard Richter 92 Marian Goodman Gerhard Richter 85 Marian Goodman
Cindy Sherman 86 Skarstedt Cindy Sherman 77 Skarstedt
Jeff Koons 84 Gagosian Sigmar Polke 74 David Zwirner
Robert Gober 80 Matthew Marks John Baldessari 70 Marian Goodman
Bill Viola 79 James Cohan Anselm Kiefer 64 Gagosian
Richard Prince 73 Gagosian William Kentridge 64 Marian Goodman
Peter Doig 70 Michael Werner He Kawara 60 David Zwirner
Gilbert and George 70 White Cube Maurizio Cattelan 58 Marian Goodman
John Baldessari 69 Marian Goodman Jeff Koons 57 Gagosian
Takashi Murakami 60 Gagosian Andreas Gursky 56 Gagosian

Summarizing the data from both tables, it can be limited to one sentence: in the rivalry between the dealers, Marian Goodman ('92) and Larry Gagosian (75) score 9:8 in favour of the former. Goodman, known for quality scouting the European market (which the gallery has opened the United States market, Gerhard Richter and Joseph Beuys), continues to create new names from European natives and migrants. After Marion Goodman Gallery European presence began to expand and Gagosian, and David Zwirner (from 2019). The rest of the gallery — representatives of artists beyond the boundaries of the conditional-100 of the world's market regulators, and half of these institutions is firmly in the top-10 in terms of sales in the last 10 years. As for the difference between projections 2009 and 2020 the prospects of contemporary artists, we will note the disappearance of the first "tens" Takashi Murakami and the decrease in ranking position of Jeff Koons — favorites of the past decade. That the position of Gerhard Richter is explained simply: the owners understand that his market has growth potential and is therefore not in a hurry to leave today with the best works 88-летнего artist. But the phenomenon of the strength of Cindy Sherman in the second position (by the way, the only author in the rating is mainly working inphotos) — reason for careful study: Skarstedt gallery, presenting author, last year also signed a contract with the KAWS and after London took over the US market. Strengthened their positions John Baldessari and Anselm Kiefer, in recent years, had for two almost more institutional exhibitions than any other pair from the list. In other words, the random artists at the top art-рынок, as before, will not be allowed — and here at the galleries of the middle class to get into a host of leading chances.

In conclusion, the report Contemporary Art Market analysts ArtTactic Confidence Report highlighted the main issues of the global art-рынка that the experts of the survey see future 12 months, and opportunities for overcoming them.

Problems in the art market during the crisis:

• a Serious economic recession, the pandemic will cause a decline in the purchasing power on the global market;

• Lack of visibility will likely lead to a rethinking and adjustment of pricing, as prices for contemporary art until the quarantine is mainly determined by large institutional and commercial exhibitions auction and fixed prices, that is, factors that are difficult to navigate in the current environment;

• to Pay big money for art, when people still die from coronavirus, and the business is struggling for survival, — socially unacceptable. This can slow down the activity of collectors, making acquisitions to raise the social status of;

• the Potential restriction on foreign travel and psychologically, negative attitudes to travel will change the nature of the global art-рынка. This casts doubt on the viability of many modern business-моделей — such as the international art-ярмарки and auction weeks tied to certain locations. The transition to a more "local" models, supplemented by the increased presence of the Internet may become the new norm of the art [email protected] semicolon

• "the Current crisis — is the last straw that breaks the camel's back" — described the current state of the art-рынка unnamed Respondent to the survey. Followed by a significant proportion of respondents also fear that the current crisis will lead to a sharp drop in the price dynamics of the many contemporary artists that the speculative increased in the last decade;

• Quarantine has led to an unprecedented rise in the volume of digital and online-контента, which has led many experts to wonder about its quality. The phenomenon of "Internet-усталости" is accompanied by a very real threat today to the vision of most active users;

• One of the key problems of the market — attracting new customers — remained unchanged today. However, it added an important question that retailers need to answer: how to convince young collectors that now is the time to begin to buy or invest in art?

Opportunities in the art market during the crisis

1. Rethinking business-моделей.

Current crisis, combined with the pandemic, revealed the vulnerability of the modern art market, so it needs a new business-модели. The owners of the art-компаний should ask yourself the followingquestions:

— How sustainable their dependence on some physical events (art-ярмарок and auctions)?

— do they Need to rethink the concept of the gallery as a fixed space?

— whether cost gallery to maintain a fixed space in the future?

— Which other forms of career development and artist performance can occur on the background of the crisis?

2. Online-продажи.

the Creation of virtual spaces can provide more-менее equal conditions for the galleries of the primary market (from dealers of the highest echelon to the young) and to weaken the monopoly of the major sellers on the upper level.

3. The transition from short-term investments long-term investments.

Short-term (speculative) investment in the work of artists with an aggressive marketing campaign will disappear, and collectors will be able to choose from those authors whose work they really like and not follow the market games. Investors in long-term projects will have the opportunity to choose the really valuable art at attractive prices and with a potentially big discount. Investing in art will come back into fashion — however with a stronger emphasis on the artistic value of the artist that economic recovery will be supported by the market value.

Review AI: not without pride say that the report is ArtTactic has confirmed our thesis, stated in the about investments in art in the period of crisis and development sector online-продаж: the market for contemporary artists with an aggressive (read: speculative) marketing strategy less likely to survive any crisis, and their work — become the object of investments, based on information and not emotions.

Young, gallery online-платформы undoubtedly first encounter the Internet-пространство large galleries, however, they may receive unexpected support for collectors looking for new names.

Rethinking art-ценообразования primarily will come from the "demand" — from the collector. Today, with on the wall a conditional Basquiat and a number of unknown young artist, he sees that the Basque do not "work": museums are closed, the auction houses do not give fresh pricing information, and personal or online-общение with the artist in the social environment is impossible. At the same time, the prominence of the active young artists, making the most of the isolation mode and virtual presence, it increases day by day — and after increasing the value of their work. And even if today the works of emerging cost thousands or tens of thousands of US dollars — by the end of the quarantine they can rise in price twice. And positive price dynamics on Basquiat work ensure is that the time factor. The paradox lies in the fact that the young contemporary collector with inclinations of the investor dynamics of the young artist may seem more attractive. One question remains: how is he gonna see this momentum, if the transition in sales online-сегмент will not lead to transparency of price information, and make the market even more closed?



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 29

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Индикатор доверия рынку современного искусства Art Tactic. Часть 2
ARTinvestment.RU   28 мая 2020

Продолжение анализа отчета о первом полугодии арт-рынка в период пандемии

 

В первой части отчета ArtTactic, которую AI разобрал здесь, британская аналитическая компания фокусировалась на доверии профессионалов арт-рынка настоящему и будущему торговых отношений с искусством. Во второй части мы остановимся на отдельных художниках, а также подведем итоги исследования.

Индикатор доверия рынку художников в краткосрочной перспективе (6 месяцев)

Индикатор доверия профессионалов рынкам отдельных современных художников в краткосрочной перспективе, по сравнению с прошлым годом, показывает снижение в среднем на 48 %. В частности, в сегменте признанных художников он упал с 68 в сентябре 2019 года до 35 в мае 2020 года. Доверие ко всем фигурантам рейтинга, кроме одного — Герхарда Рихтера — снизилось, что говорит о серьезном влиянии кризиса на рынок в ближайшие полгода. В топ-5 признанных современных художников по рейтингу доверия, помимо Рихтера, также вошли Джон Балдессари, Джордж Кондо, Зигмар Польке и Сесили Браун.

Аналогичным образом снизился и средний индикатор доверия в сегменте молодых художников: с 72 в сентябре 2019 года до 41 в мае 2020 года. Единственный художник, к рынку которого специалисты не утратили доверия в кризис, — Рашид Джонсон. Помимо него, в топ-5 молодых художников с активно развивающейся карьерой вошли Линетт Йиадом-Боакье, Дана Шутц, Нидека Акуниили Кросби и Джонас Вуд.

Для лучшего понимания расстановки сил на первичном рынке искусства AI добавил в приведенную таблицу галереи, стоящие за продвижением того или иного художника.

Таблица 1. Индикатор доверия респондентов ArtTactic рынку признанных и молодых художников в следующие 6 месяцев

Признанные художники Молодые художники
Художник Индикатор доверия (0–100) Основная галерея, представляющая художника Художник Индикатор доверия (0–100) Основная галерея, представляющая художника
Герхард Рихтер 86 Marian Goodman Рашид Джонсон 84 Hauser & Wirth
Джон Балдессари 71 Marian Goodman Линетт Яадом-Боакье 82 Jack Shainman
Джордж Кондо 71 Skarstedt Дана Шутц 70 Contemporary Fine Arts (CFA)
Зигмар Польке 71 David Zwirner Нидека Акунили Кросби 70 David Zwirner
Сесили Браун 70 Gagosian Джонас Вуд 68 Gagosian
Марк Брэдфорд 69 Hauser & Wirth Джули Мехрету 67 Marian Goodman
Питер Доиг 65 Michael Werner Гарольд Анкарт 64 David Zwirner
Ансельм Кифер 61 Gagosian Адриан Гени 56 Pace
Синди Шерман 60 Skarstedt Брент Уодден 50 Pace
Маурицио Каттелан 56 Marian Goodman Стерлинг Руби 44 Gagosian

Индикатор доверия рынку художников в долгосрочной перспективе (10 лет)

В ноябре 2009 года, в разгар финансового кризиса, ArtTactic впервые представил «индикатор долголетия» художников — прогноз профессионалов рынка искусства для современных художников в 10-летней перспективе. Цель этого индикатора состояла в том, чтобы изучить мнение экспертов (напомним, ими выступили 125 избранных функционеров и инсайдеров: коллекционеров, аукционных домов, галерей и частных дилеров, арт-консультантов, аналитиков и других профессионалов арт-рынка) по вопросу о том, кто из художников сможет пережить кризис. В 2009 году самые высокие авансы, в порядке убывания, были выданы Герхарду Рихтеру, Синди Шерман, Джеффу Кунсу, Роберту Гоберу и Биллу Виоле. Сегодня, спустя 11 лет, два первых имени в рейтинге — Рихтер и Шерман — в новом опросе остались неизменными, а добавились к ним Зигмар Польке, Джон Балдессари и Ансельм Кифер.

Таблица 2. Сравнение прогнозов, выданных респондентами ArtTactic в отношении наиболее успешных современных художников в следующие 10 лет, 2009/2020

Прогноз, выданный в 2009 году Прогноз, выданный в 2020 году
Художник Индикатор доверия (0–100) Основная галерея, представляющая художника Художник Индикатор доверия (0–100) Основная галерея, представляющая художника
Герхард Рихтер 92 Marian Goodman Герхард Рихтер 85 Marian Goodman
Синди Шерман 86 Skarstedt Синди Шерман 77 Skarstedt
Джефф Кунс 84 Gagosian Зигмар Польке 74 David Zwirner
Роберт Гобер 80 Matthew Marks Джон Балдессари 70 Marian Goodman
Билл Виола 79 James Cohan Ансельм Кифер 64 Gagosian
Ричард Принс 73 Gagosian Уильям Кентридж 64 Marian Goodman
Питер Доиг 70 Michael Werner Он Кавара 60 David Zwirner
Гилберт и Джордж 70 White Cube Маурицио Каттелан 58 Marian Goodman
Джон Балдессари 69 Marian Goodman Джефф Кунс 57 Gagosian
Такаши Мураками 60 Gagosian Андреас Гурски 56 Gagosian

Суммируя данные обеих таблиц, вполне можно ограничиться одной фразой: в соперничестве дилеров Мариан Гудман (92 года) и Ларри Гагосяна (75 лет) счет 9:8 в пользу первой. Гудман, известная качественным скаутингом европейского рынка (именно ее галерея открыла американскому рынку Герхарда Рихтера и Йозефа Бойса), продолжает создавать новые имена из европейских аборигенов и мигрантов. Вслед за Marion Goodman Gallery европейское присутствие стали расширять и Gagosian, и David Zwirner (с 2019 года). Остальные галереи — представители художников не выходят за пределы условных топ-100 мировых регуляторов рынка, а половина из этих институций прочно находится в топ-10 по объемам продаж в последние 10 лет. Что касается разницы между прогнозами 2009 и 2020 годов в отношении перспектив современных художников, отметим исчезновение из первой «десятки» Такаши Мураками и понижение в рейтинге позиции Джеффа Кунса — фаворитов минувшего десятилетия. Неизменность позиции Герхарда Рихтера объясняется достаточно просто: владельцы понимают, что у его рынка есть потенциал роста и поэтому не спешат сегодня расставаться с лучшими работами 88-летнего художника. А вот феномен прочности Синди Шерман на второй позиции (к слову, единственного автора в рейтинге, в основном работающего в фотографии) — повод для внимательного изучения: галерея Skarstedt, представляющая автора, в минувшем году также подписала контракт с KAWS и вслед за Лондоном взялась за рынок США. Усилили свои позиции Джон Балдесарри и Ансельм Кифер, в последние годы имевшие на двоих едва ли не больше институциональных выставок, чем любая другая пара из списка. Другими словами, случайных художников на вершину арт-рынок, как и прежде, не пустит — а вот у галерей среднего класса попасть в сонм ведущих шансов больше.

В заключение отчета Contemporary Art Market Confidence Report аналитики ArtTactic выделили основные проблемы глобального арт-рынка, которые эксперты опроса видят в будущие 12 месяцев, и возможности по их преодолению.

Проблемы на рынке искусства в кризис:

• Серьезная экономическая рецессия на фоне пандемии вызовет снижение покупательной способности на глобальном рынке;

• Отсутствие видимости, вероятно, приведет к переосмыслению и корректировке ценообразования, поскольку цены на предметы современного искусства до карантина в основном определялись крупными институциональными и коммерческими выставками и зафиксированными аукционными ценами, то есть, факторами, на которые сложно ориентироваться в нынешних условиях;

• Платить большие деньги за предметы искусства, когда люди все еще умирают от коронавируса, а бизнес борется за выживание, — социально неприемлемо. Это может притормозить активность коллекционеров, делающих приобретения для поднятия социального статуса;

• Потенциальные ограничения на зарубежные поездки и психологически негативное отношение к путешествиям изменит характер глобального арт-рынка. Это ставит под сомнение состоятельность многих современных бизнес-моделей — таких, как международные арт-ярмарки и аукционные недели, привязанные к определенным местам проведения. Переход к более «локальным» моделям, дополненным расширением присутствия в Интернете, может стать новой нормой рынка искусства;

• «Нынешний кризис — это последняя соломинка, которая сломает спину верблюда» — так охарактеризовал сегодняшнее состояние арт-рынка неназванный респондент опроса. Вслед за ним заметная часть респондентов также опасаются, что нынешний кризис приведет к резкому падению ценовой динамики многих современных художников, которая спекулятивно повышалась в последнее десятилетие;

• Карантин привел к беспрецедентному взлету объема цифрового и онлайн-контента, что заставило многих экспертов задаться вопросом о его качестве. Феномен «интернет-усталости» сопровождается и вполне реальной сегодня угрозой зрению наиболее активных пользователей;

• Одна из ключевых проблем рынка — привлечение новых покупателей — осталась неизменной и сегодня. Однако к ней добавился важный вопрос, на который продавцам необходимо ответить: как убедить молодых коллекционеров, что сейчас самое время начать покупать или инвестировать в предметы искусства?

Возможности на рынке искусства в кризис

1. Переосмысление бизнес-моделей.

Текущий кризис, совмещенный с пандемией, выявил уязвимость современного рынка искусства, поэтому ему необходимы новые бизнес-модели. Владельцы арт-компаний должны задать себе следующие вопросы:

— Насколько устойчива их зависимость от отдельных физических мероприятий (арт-ярмарок и аукционов)?

— Придется ли им переосмыслить концепцию галереи, как стационарного пространства?

— Целесообразно ли экономически галерее поддерживать стационарное пространство в будущем?

— Какие другие формы развития карьеры и представления художника могут возникнуть на фоне кризиса?

2. Онлайн-продажи.

Создание виртуальных пространств может обеспечить более-менее равные условия для галерей первичного рынка (от дилеров высшего эшелона до молодых) и ослабить монополию крупных продавцов на верхнем уровне.

3. Переход от краткосрочных инвестиций к долгосрочным вложениям.

Краткосрочные (спекулятивные) инвестиции в работы художников с агрессивной маркетинговой кампанией исчезнут, и коллекционеры смогут выбирать из тех авторов, чье творчество им действительно нравится, а не следовать рыночным играм. Инвесторы в долгосрочные проекты будут иметь возможность подобрать действительно ценное искусство по привлекательным ценам и с потенциально большой скидкой. Инвестиции в искусство вернутся в моду — однако уже с более сильным акцентом на художественную ценность художника, которая с восстановлением экономики будет подкреплена рыночной стоимостью.

Комментарий AI: не без гордости скажем, что отчет ArtTactic подтвердил наши тезисы, изложенные в материалах об инвестициях в искусство в период кризиса и развитии сектора онлайн-продаж: у рынка современных художников с агрессивной (читай: спекулятивной) маркетинговой стратегией меньше шансов пережить любой кризис, а у их творчества — стать объектом вложений, основанных на информации, а не эмоциях.

Молодые галерейные онлайн-платформы, несомненно, первым делом столкнутся с выходом в интернет-пространство крупных галерей, однако они могут получить неожиданную поддержку коллекционеров, ищущих новые имена.

Переосмысление арт-ценообразования в первую очередь будет исходить со стороны «спроса» — от самого коллекционера. Сегодня, имея на стене условного Баскию и рядом неизвестного молодого художника, он видит, что Баския не «работает»: музеи закрыты, аукционные дома не дают свежей ценовой информации, а личное или онлайн-общение с художником в социальной среде невозможно. В то же время известность активных молодых художников, максимально использующих режим изоляции и виртуальное присутствие, повышается день ото дня — а следом растет и стоимость их работ. И пусть сегодня произведения молодых стоят тысячи или десятки тысяч долларов США — к концу карантина они могут подорожать вдвое. А положительную ценовую динамику на работы Баскии обеспечит разве что временной фактор. Парадокс заключается в том, что молодому современному коллекционеру с задатками инвестора динамика молодого художника может показаться более привлекательной. Остается один вопрос: как он увидит эту динамику, если переход продаж в онлайн-сегмент не приведет к открытости ценовой информации, а сделает рынок еще более закрытым?


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200528_confidence_ii.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200528_confidence_ii.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх