Art Investment

Отчет HISCOX Online Report 2020: поведение интернет-покупателей

Первая часть специализированного отчета по онлайн-рынку искусства посвящена покупателям искусства в Интернете

В июле, после выхода первой части ежегодного отчета об онлайн-продажах искусства HISCOX Online Report, выпускаемого компанией ArtTactic, мы оперативно разобрали его итоги — материала оказалось так много, что его пришлось разделить на первую и вторую статьи. В начале декабря британскими аналитиками была выпущена вторая часть отчета, которая фокусируется на личности онлайн-покупателей, а также показывает изменения в их поведении в период пандемии (напомним, первая, «летняя» часть содержала анализ интернет-продаж искусства в 2019 году и прогнозы на год 2020-й. — AI.).

B исследовании, проведенном в сентябре 2020 года, которое легло в основу данного отчета, приняли участие 552 покупателя искусства из различных возрастных и социальных групп, представляющих все континенты и гендерные группы и тратящих на онлайн-покупки искусства как менее $1 тыс., так и более $100 тыс. за один сезон. Респондентов объединило одно: совершение интернет-приобретений в 2020 году в режиме изоляции. В результате ArtTactic выделил пять основных направлений, которые с большой долей вероятности определят будущее онлайн-рынка искусства.

Первые три пункта AI сегодня предлагает вашему вниманию, а остальные два будут разобраны спустя пару дней:

1. Изменение поведения онлайн-покупателей

• Более двух третей (67 %) опрошенных онлайн-покупателей искусства всех возрастов покупали произведения искусства в Интернете в период с марта по сентябрь 2020 года — по сравнению с 44 % в 2019 году.

• 39 % онлайн-покупателей всех возрастов заявили, что они с большой долей вероятности в течение следующих 12 месяцев приобретут большее количество предметов искусства, чем сделали это в минувшие 12 месяцев (окончание опроса HISCOX датировано ноябрем нынешнего года. — AI.). В то же время 13 % респондентов предположили сокращение онлайн-покупок искусства в среднесрочной перспективе, а 49 % предполагают приобрести такой же объем искусства, как в последние 12 месяцев.

• Посещение онлайн-платформ по продаже искусства частично удовлетворило потребность коллекционеров поддерживать визуальный контакт с искусством: 72 % респондентов еженедельно посещали онлайн-платформы продажи произведений искусства и коллекционирования — по сравнению с 54 % в 2019 году. Интересно, что коллекционеры в возрасте старше 35 лет посещали эти сайты чаще, чем более молодое поколение (75 % против 65 %).

• С марта по сентябрь 2020 года 29 % респондентов заплатили в среднем по $10 тыс. за предмет искусства, купленный онлайн, в 2019 году коллекционеров, заплативших такую сумму, было всего 20 %. При этом 11 % респондентов отчета заявили, что средняя стоимость приобретенных предметов составила более $50 тыс. — по сравнению с 4 % в 2019.

• Более половины (55 %) онлайн-покупателей искусства в 2020 году приобрели свои работы через онлайн-аукционы — по сравнению с 37 % в минувшем сезоне. Продажи предметов искусства только через Интернет за первые восемь месяцев 2020 года на торгах трех крупнейших глобальных аукционных домов — Sotheby’s, Christie’s и Phillips — составили $597 млн.

• Для сравнения: средние цены по молотку на онлайн-аукционах Sotheby’s, Christie’s и Phillips (имеются в виду «чистые» онлайн-аукционы без аукциониста, работающего в режиме телемоста. — AI.), выросли с $8 тыс. в 2019 году до почти $24 тыс. в первые восемь месяцев этого года.

2. Новое поколение коллекционеров формирует онлайн-рынок

•  54 % покупателей искусства из поколения «миллениалов» (родившихся между 1981 и 1996 годами. — AI.) и 60 % «новых покупателей» искусства (совершивших первые приобретения менее 3-х лет назад. — AI.) заявили об увеличении доверия к интернет-торговле искусством с начала изоляции арт-рынка в нынешнем марте.

• С марта по сентябрь 2020 года 82 % «новых покупателей» совершили онлайн-приобретения искусства, по сравнению с 36 % в 2019 году. Количество «миллениалов», совершивших арт-покупки в Интернете за этот же период, немного меньше — 69 %. При этом 66 % «миллениалов» купили онлайн от двух до пяти предметов искусства, а 7 % — более шести работ.

• «Новые» и «молодые» (родившиеся позже 1996 года. — AI.) покупатели по-прежнему предпочитают галереям крупные торговые онлайн-площадки: 71 % «новых покупателей» приобретают искусство через такие платфррмы, как Artsy, Artnet, Artspace, RiseArt или SaatchiArt. Более половины (56 %) «молодых» коллекционеров также предпочли эти платформы — это число меньше, чем в 2019 году (66 %).

• Ключевым критерием выбора онлайн-платформы для покупателей младше 35 лет (50 %) и «новых коллекционеров» (60 %) является ее «свежесть» — так респонденты называют непрерывное появление новых (на рынке) и редких (в свободной продаже) предметов искусства.

3. Расширение мотиваций коллекционера

• 55 % онлайн-покупателей искусства делали приобретения прежде всего с целью поддержки художников и галерей во время изоляции. Ровно четверть опрошенных заявили, что покупали предметы искусства через группы в социальных сетях — таких как британская Artist Support Pledge (аналог российской Facebook-группы «Шар и Крест». — AI.).

Таблица 1. Мотивации приобретения искусства во время пандемии

Основная мотивация при покупке искусства Все респонденты До 35 лет Новые покупатели (практика покупки искусства менее трех лет)
Эмоция (желание обладать предметом искусства) 95 96 94
Патронат (поддержка художников, патронат арт-организаций) 68 76 79
Финансовая выгода (возврат инвестиций) 58 59 64
Социальный аспект (быть членом сообщества коллекционеров, в т.ч. для решения бизнес-вопросов) 31 37 41
Личность и статус (определение собственной идентичности) 36 45 41

Комментарий AI: комментировать увеличение объемов продаж онлайн-искусства в цифрах особого смысла нет: у тех, кто намеревался его приобрести, фактически не было другого выхода. Фактически — поскольку коллекционеры вполне могли совершить частную продажу, а то и вовсе перенаправить деньги на решение более насущных проблем. Однако даже при этом сегмент онлайн-продаж вырос по многим показателям, из которых отметим два: спрос на искусство в изоляции и увеличение средней стоимости приобретенных предметов. Разница между средней стоимостью искусства, проданного ведущими аукционными домами в 2019 и 2020 годах (4 раза), значительно выше разницы между количеством покупателей, за аналогичный период совершивших через них покупки (1,5 раза). С точки зрения регуляции рынка это гораздо лучше, чем если бы эти цифры поменялись местами.

Обратим внимание на увеличение внимания покупателей к мультигалерейным платформам с непрерывной сменой предложения. ArtTactic считает, что основной мотивацией в данном случае является поиск, имеющий образовательный подтекст: он намного интереснее пользователю, чем статичные онлайн-выставки, предлагаемые галереями, даже если сам поиск не заканчивается приобретением. Это должно стать сигналом — галереи должны представить свое искусство в Сети более динамично и информативно, чтобы привлечь внимание растущего числа онлайн-покупателей. Либо — о чем не раз говорилось в течение года — объединяться в сообщества, создавая свои локальные «артси» (но при этом постараться быть на виду, что гораздо сложнее).

В заключение первой части отметим главное нововведение отчета: в списке мотиваций коллекционера отныне не три основных причины покупки (эмоциональная, финансовая, социальная), а целых шесть. Дело не в том, что дополнительных мотиваций не существовало раньше: они всегда присутствовали, но в недостаточной степени для идентификации покупателем в качестве основной причины, размываясь между социальными и эмоциональными мотивами. Однако теперь HISCOX и ArtTactic сочли необходимым расширить «суповой набор». И, как заведено в случае публикации в авторитетном источнике, отныне нам с этим жить.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201209_hiscox.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201209_hiscox.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».