HISCOX Online Report 2020: онлайн-продажи искусства. Часть 2
ARTinvestment.RU   09 июля 2020

AI продолжает анализировать отчет по онлайн-рынку искусства от компании ArtTactic

Первую часть материала вы можете прочесть здесь.

Вторая часть отчета HISCOX Online Report, вышедшего 7 июля 2020 года, посвящена прогнозам на будущее рынка онлайн-продаж от непосредственных участников процесса — продавцов искусства в Интернете: аукционных домов, галерей и торговых платформ. Перечислим основные надежды и опасения, которые выделил ArtTactic, а затем традиционно, снабдим собственными комментариями:

Арт-рынок в среднесрочной перспективе (2020–2021)

• Подавляющее большинство (80 %) респондентов считают, что кризис, вызванный пандемией, в ближайшие 12 месяцев продолжит стимулировать продажи на онлайн-рынке (при том, что на рынок искусства в целом он окажет негативное влияние). Интересно, что в опросе, проведенном ArtTactic в марте 2020 года (когда Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии. — AI.), положительный прогноз на 12 месяцев дало меньшее количество игроков рынка искусства — 74 %.

• Большинство (65 %) онлайн-платформ считают, что нынешний кризис приведет к коренным изменениям — в частности к тому, что Интернет станет естественной частью любого бизнеса по продаже предметов искусства и коллекционирования. Некоторые игроки опасаются, что рост онлайн-продаж будет неравномерным: вероятная длительная экономическая рецессия сделает неэффективным бизнес для платформ с более высокими текущими расходами. По их мнению, онлайн-рынок находится в начале более масштабного перераспределения сил и его ждут громкие слияния компаний, не менее громкие неудачи, появление новых крупных игроков и инновационных решений.

• Объединения компаний в партнерства или даже их слияния ожидают 67 % опрошенных в 2020 году (интересно, что в относительно стабильном 2019 году эта цифра была даже выше: 71 %. — AI.). Несмотря на прогнозируемый общий рост онлайн-продаж, некоторые платформы могут сталкиваться с проблемой привлечения внешнего финансирования. Так, согласно CBInsights, венчурные инвестиции и инвестиции в акционерный капитал в первом квартале 2020 года сократились на 13 % по сравнению с четвертым кварталом 2019 года. В ближайшие месяцы ожидается еще большее сокращение привлеченного частного капитала, поэтому компании обязаны одновременно думать в двух направлениях: как создать инновации, способные показать стабильный денежный поток (непрерывный источник дохода), и как значительно сократить расходы на работу бизнеса.

• Покупка небольших компаний станет привлекательной целью для крупных стратегов, таких как аукционные дома Christie's или Sotheby's. Желая расширить собственное присутствие в Интернете, стратеги приобретают готовый бизнес с клиентской базой, ориентированной на нишевые сегменты в сфере искусства и роскоши;

Арт-рынок в долгосрочной перспективе (2021–2025)

• Объединение нескольких ключевых игроков.

Подавляющее большинство (67 %) онлайн-платформ (по сравнению с 76 % в 2019 году) считают, что в ближайшие пять лет на рынке будут доминировать несколько глобальных платформ. Уже сейчас на десять крупнейших игроков онлайн-торговли искусством приходится около 68 % объема продаж всего рынка, а пятерке лидеров принадлежит почти половина (46 %). Как упоминалось выше, кризис может спровоцировать оживление среди более сильных игроков, в том числе традиционных аукционных домов, заинтересованных в усилении присутствия в Интернете.

• Топ-галереи могут вырасти в топ-онлайн-платформы.

63 % существующих онлайн-платформ считают, что ведущие игроки непубличного арт-рынка (галереи и дилеры) с освоением технологий могут стать лидерами в интернет-сегменте. Параллельно собственным цифровым проектам ведущих дилеров (Gagosian, David Zwirner, Hauser & Wirth) сегодня мы видим технологии, которые одновременно обслуживают большое количество галерей, не имеющих возможности создавать собственные индивидуальные решения. В частности, это касается виртуальных кабинетов и выставок, которые можно добавить на существующий веб-сайт, — от Artlogic, Kunstmatrix, V21 Artspace и V-Art. По мнению ArtTactic, цифровые решения для электронной коммерции (транзакции, логистика) могут временно уступить более насущной проблеме — привлечению потока потенциальных клиентов в собственные галереи.

• Рынок искусства будет развиваться вокруг определенных сегментов онлайн-продаж.

Более половины (56 %) респондентов (по сравнению с 62 % в 2019 году) считают, что онлайн-рынок будет по-прежнему ориентирован на коллекционеров (другими словами, эмоциональную составляющую во главе покупки, а не инвестиционную или социальную. — AI.). При этом определенные платформы будут доминировать в определенных сегментах (таких как фотография, печать, мебель или предметы дизайна).

• Приход новых игроков может привлечь новое поколение покупателей.

Почти половина (48 %) онлайн-платформ (по сравнению с 46 % в 2019 году) полагают, что существующая компания, переориентированная на искусство (например, Amazon), или стартап с передовыми технологиями могут влить «новую кровь» покупателей на рынок предметов искусства и коллекционирования. Сегодня арт-рынок видит конкуренцию со стороны торговых платформ, таких как StockX с годовым объемом продаж более $100 млн: начав с продажи коллекционных кроссовок, StockX расширила ассортимент предметами дизайна от KAWS и Такаши Мураками. По мнению ArtTactic, торговая площадка с прозрачными ценами является именно тем, что нужно онлайн-рынку искусства для привлечения нового поколения покупателей.

• Локальные и региональные онлайн-платформы.

41 % респондентов опроса считают, что платформы могут серьезно поддерживать региональные рынки, а сам онлайн-рынок искусства останется фрагментированным с точки зрения географии (не только из-за ограниченных возможностей международной логистики, но и из-за осознания национальной идентичности среди жителей стран, оказавшихся в карантине. — AI.). Сегодня платформы онлайн-аукционов, такие как Saffronart и AstaGuru, завоевали лидирующие позиции в Индии и Южной Азии, Lauritz.com — в Скандинавии, что свидетельствует о наличии жизнеспособных региональных онлайн-моделей. Еще одной заметной тенденцией является расширение круга предметов коллекционирования в сегменте товаров класса люкс (платформа TheRealReal) и рост интереса к интерьерному дизайну (платформа Charish).

Комментарий AI: несмотря на парализовавший арт-рынок шок, вызванный пандемией и закрытием традиционных физических пространств и событий, большинство онлайн-продавцов искусства к июлю 2020 года сообщили об увеличении трафика посетителей и — что еще важнее — продаж. Понимая, что Интернет остается единственным жизнеспособным каналом реализации предметов искусства, продавцы между тем задаются вопросом: с окончанием карантина будет ли развиваться онлайн-экспансия арт-рынка или мир вернется к привычным форматам продаж? Отчет HISCOX Online Report на этот вопрос не может дать объективного ответа по определению: его фокусная группа — онлайн-платформы, которым необходимо поддерживать собственный статус в глазах инвесторов, покупателей товаров (коллекционеров предметов искусства) или технологических решений (галерей, пользующихся виртуальными кабинетами). Соответственно, при всех опасениях, ответом заинтересованных игроков будет «да». С другой стороны, опросы, проведенные, скажем, арт-ярмарками или аукционными домами, показали бы обратную картину — желание рынка вернуться к физическим продажам (и такие материалы, без сомнений, скоро появятся). HISCOX, показывая объективный рост интернет-сегмента, никогда не скажет, сколько потеряли аукционные дома, галереи и дилеры, лишившись «земных» продаж, — и точно так же Art Basel и UBS не признают, сколько арт-рынок смог бы заработать, развивай он технологии с момента их появления, а не возникновения за его спиной жареного петуха по имени COVID-19.

Мы можем лишь ориентироваться на данность. Сегодня она такова:

— термин «пандемия» отложится не только в нашей памяти, но и на страницах учебников по экономике в качестве одной из причин возникновения рецессий — следовательно, к ним будут готовиться;

— по итогам 2020 года возможен спад туристической активности — из-за медицинских запретов, фобий, последствий экономического кризиса и т.д. При этом деньги и желание действовать у большинства коллекционеров останутся;

— пока арт-рынок с начала 2010-х гонялся за Поколениями X и Y, с перерывом на охоту за адептами криптовалют в 2017 году, неожиданно выяснилось, что подросло Поколение Z — со своими интересами, возможностями и привычками.

Все три перечисленные тенденции применительно к арт-рынку означают одно: продолжение онлайн-экспансии искусства является неизбежным.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200709_hiscox_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200709_hiscox_2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх