HISCOX Online Report 2020: онлайн-продажи искусства. Часть 1
Специализированный отчет по онлайн-рынку искусства задержался на несколько месяцев, но показал неожиданные цифры
Традиционно отчет HISCOX Online Report, выпускаемый аналитической компанией ArtTactic, выходил в марте каждого года — однако в 2020 году существенно задержался из-за пандемии. По большому счету, данные о продажах искусства в Интернете за 2019 год было собраны и раньше, но с наступлением карантина их нужно было существенно дополнить привязкой к новым реалиям и прогнозами участников рынка. Весной, как мы помним, трезвой оценки происходящему дать не мог никто. Вышедший 7 июля 2020 года отчет можно разделить на три части: анализ прошлогодних показателей (другими словами, с чем онлайн-рынок искусства подошел к пандемии), текущее положение дел на рынке и прогнозирование. Точно так же поступим и мы, сегодня предлагаю читателю AI первый материал по мотивам отчета HISCOX / ArtTactic.
По данным отчета, в последние годы рост онлайн-продаж предметов искусства и коллекционирования существенно замедлился: с 24,1 % в 2015 году до 4 % в 2019 году. При этом сам рынок за прошедший год вырос: его годовой оборот в 2019 году составил $4,82 млрд, по сравнению с $4,64 млрд в 2018 году. И здесь внимательный читатель скажет: мы помним, что рынок онлайн-продаж в прошлом году упал, откуда же взялся рост?
Действительно, из материала AI, посвященного онлайн-продажам по версии отчета Art Basel Art Market Report 2020, следует, что мировые продажи искусства и антиквариата снизились на 5 % между 2018 и 2019 годами. Ключевое слово здесь — антиквариат: ArtTactic не учитывает его в отчете HISCOX Online Report, зато добавляет предметы коллекционирования (к слову, все чаще включаемые в объединенные аукционные торги искусства сегодня. — AI.). Во-вторых, ArtTactic отмечает упорное игнорирование цифровой сферы бóльшей частью продавцов арт-рынка в последние годы, что способствовало торможению онлайн-продаж в 2019 году. От себя добавим и третий фактор, приведший к разночтению цифр: будучи в первую очередь ярмаркой, Art Basel имел собственные основания скорректировать методологию, использованную для составления отчета, таким образом, чтобы интернет-продажи искусства не выглядели для галерей и коллекционеров привлекательнее ярмарок.
Таблица 1. Онлайн-продажи предметов искусства и антиквариата / коллекционирования по версиям Art Basel & UBS и ArtTactic, 2013-2019
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Объем онлайн-продаж искусства и антиквариата, (ArtBasel & UBS), млрд $ | 3,1 | 4,4 | 4,7 | 4,9 | 5,4 | 6,0 | 5,9 |
Объем онлайн-продаж искусства и предметов коллекционирования, (ArtTactic), млрд $ | 1,5 | 2,6 | 3,3 | 3,8 | 4,2 | 4,6 | 4,8 |
Вернемся к онлайн-платформам по продаже искусства. Для своего исследования ArtTactic опросил 44 виртуальных продавца, включая крупнейшие аукционные дома, галереи, и агрегаторов онлайн-торговли. В 2019 году они демонстрировали неравномерный рост продаж: например, объем продаж аукциона Heritage снизился на 0,5 %, аналогичные показатели интернет-торгов Sotheby’s выросли на 55 %. В целом, объем онлайн-продаж трех ведущих аукционных домов — Sotheby’s, Christie’s и Phillips — увеличился с $636 млн в 2015 году до $1,0 млрд в 2019 году (общий рост на 58 %, или 12,1 % CAGR — совокупного среднегодового роста).
Продажи предметов искусства и коллекционирования онлайн в 2019 году распределились следующим образом:
• изобразительное искусство — 32 %;
• другие предметы коллекционирования — 25 %;
• ювелирные изделия и часы — 23 %;
• декоративное искусство — 12 %;
• мебель — 8 %.
В 2019 году на долю изобразительного искусства приходилось 32 % онлайн-продаж предметов искусства и коллекционирования, при этом отмечался значительный рост в сегменте «других предметов коллекционирования» (монеты, марки, редкие книги, карты, автографы, памятные вещи) — объем продаж последних составил 25 % в денежном выражении.
Среди традиционных аукционных домов, таких как Christie's, Sotheby's и Phillips, в 2019 году на долю изобразительного искусства пришлось около половины продаж (в среднем 51 % по всем трем домам). Эта цифра значительно превышает аналогичные значения в других категориях (часы и ювелирные изделия — 25 %, другие предметы коллекционирования — 15 %, декоративно-прикладное искусство — 8 % и мебель — 2 %). Для сравнения, Heritage Auction, крупнейший в мире онлайн-аукционный дом, осуществил более 90 % своих онлайн-продаж в 2019 году в сегменте «других предметов коллекционирования» и лишь небольшую часть (3 %) — в сегменте изобразительного искусства. Поскольку традиционные аукционные дома стремятся диверсифицировать свою клиентскую базу и привлекать более молодых коллекционеров, ArtTactic ожидает, что в будущем продажи предметов коллекционирования серьезно увеличатся в объемах.
В общей статистике платформ по продаже предметов искусства и коллекционирования, агрегаторов онлайн-аукционов (таких как Invaluable и LiveAuctioneer), а также «чистых» онлайн-аукционов (таких как Catawiki) продажи предметов изобразительного искусства составляли в среднем лишь 19,5 % от общего объема продаж. Второе место занимают ювелирные украшения и часы (25 %), на третьем — «другие предметы коллекционирования» (30 %).
На 31 из 44 опрошенных онлайн-платформ изобразительное искусство в 2019 году было самой популярной категорией продаж, причем для 13 компаний (42 %) оно составило более 90 % продаж в ценовом выражении. При этом 18 из 31 онлайн-продавцов (58 %) имели годовой доход менее $5 млн, что свидетельствует о том, что онлайн-продажи изобразительного искусства более фрагментированы и распространены на большее количество небольших онлайн-платформ.
Таблица 2. Годовой доход онлайн-продавцов предметов искусства, 2019
Годовой доход, $ | < $0,5 млн | $0,5–1 млн | $1–5 млн | $5–10 млн | $10–50 млн | $50–200 млн | $200–400 млн |
Доля от общего числа продавцов, % | 32 | 12 | 8 | 8 | 8 | 12 | 20 |
Кризис, вызванный ограничениями из-за пандемии, значительно ускорил развитие онлайн-продаж: с февраля по май 2020 года Sotheby’s не только увеличил количество проданных в Интернете лотов на 131 %, но — что гораздо важнее — показал рост средних цен на предметы искусства на 74 % по сравнению с 2019 годом. Продажи Christie's, Sotheby's и Phillips в первые шесть месяцев 2020 года суммарно принесли $370 млн, что более чем в пять раз выше, чем за тот же период 2019 года. В то же время аукционный дом Heritage сообщил всего о 10 % прироста онлайн-продаж за первые пять месяцев нынешнего года.
63 % опрошенных онлайн-платформ ожидают, что существующие продавцы непубличного рынка искусства — галереи и дилеры — станут крупными онлайн-игроками, овладев цифровыми технологиями. За последние месяцы технологии активно развивались — от онлайн-кабинетов для просмотра искусства до площадок, созданных с помощью виртуальной реальности. Однако некоторые крупные галереи, такие как David Zwirner и Hauser & Wirth, вывели концепцию онлайн-галерей на другой уровень, предложив небольшим галереям и арт-ярмаркам возможность выставлять и продавать на своих платформах и таким образом превратившись в посредников при совершении онлайн-продаж.
Подавляющее большинство (67 %) онлайн-продавцов искусства считают, что в ближайшие пять лет на онлайн-рынке искусства будут доминировать несколько глобальных игроков. И, хотя на десять крупнейших мировых арт-платформ приходится примерно 68 % всего объема онлайн-продаж искусства, почти половина опрошенных (48 %) допускают возможность проникновения на рынок новых сильных игроков. Со своей стороны ArtTactic полагает, что жесткие рыночные условия, навязанные последствиями пандемии, спровоцируют объединение сильных игроков, включая «физические» аукционные дома, заинтересованные в усилении присутствия в Интернете.
Комментарий AI: отчет еще раз доказывает, что арт-рынок не только не был готов к пандемии, но намеренно притормаживал рост технологий в последние годы, в том числе с помощью официальных отчетов заинтересованных сторон. Методология подсчетов — удивительная вещь: стоит добавить к предметам искусства антиквариат — и общий объем продаж снизится, отнять антиквариат и добавить дизайнерские кроссовки от KAWS (основной товар в понимании нового поколения) — вырастет. Фактически Art Basel и другие крупные ярмарки оказались заложниками чрезмерного позиционирования ярмарочного формата как безальтернативного: сегодня они фактически конкурируют сами с собой, пытаясь наполнить онлайн-кабинеты коллекционерами, которых годами держали от технологий подальше. При этом основной вопрос, который задавал себе покупатель в прошлые годы, — где ты покупаешь искусство? — остался в 2019 году неизменным: отток коллекционеров в теневой рынок с физических площадок ведущих аукционных домов ввиду необратимого «Брексита» и других геополитических факторов не повлиял на их активность на онлайн-площадках этих же аукционов. Последнее замечание. Среди продавцов искусства в Интернете наблюдается ровно та же ситуация, как на физических площадках: большинство компаний имеет небольшой, либо крайне высокий объем продаж, а «средний класс» существенно проседает и имеет тенденцию к сокращению.
Во второй части материала мы расскажем о прогнозах игроков рынка онлайн-продаж на второе полугодие — 2020.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200708_hiscox.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200708_hiscox.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.