Российский Аукционный Дом проведет свои третьи торги в Москве
Предаукционная выставка избранных лотов пройдет с 18 по 26 ноября в выставочном зале московского филиала РАД в Гостином дворе. Аукцион состоится 26 ноября 2011 года
Российский аукционный дом объявляет о проведении предаукционной выставки в Москве. Более 200 работ, вошедших в каталог торгов 26 ноября 2011 года, будут представлены в выставочном зале московского филиала РАД в Гостином дворе с 18 по 26 ноября 2011.
На аукцион будут выставлены уникальные произведения западноевропейских и русских мастеров конца XIX — XX века, а также предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Два предыдущих аукциона, организованных аукционным домом, состоялись в Санкт-Петербурге.
Организация предаукционного показа и торгов в Москве свидетельствует о намерении РАД сосредоточить аукционную деятельность, связанную с предметами искусства, в столице. Комментируя предстоящие мероприятия, Андрей Степаненко, генеральный директор Российского аукционного дома, отметил: «На этот раз мы решили провести аукцион в столице. Мы осознаем всю ответственность этого решения и уровень конкуренции, с которым нам предстоит столкнуться, и тем не менее мы понимаем, что большая часть антикварного рынка сосредоточена в Москве и без выхода на этот рынок нам не стать полноценной аукционной площадкой по продаже предметов искусства. К тому же именно в Москве сосредоточена вся наша работа по совершенствованию российского законодательства в сфере оборота культурных ценностей, и эта работа является одной из приоритетных именно для нашего московского офиса». (Беседу с Андреем Степаненко, записанную в преддверии вторых торгов РАД и опубликованную 26 мая 2011, см. здесь. — AI.)
Уникальный топ-лот аукциона — картина Николая Рериха (1874–1947) «У рубежа» (1915). На обороте картины имеется карандашная запись (возможно, авторская) «Ушли на рубеж». Однако во всех источниках начиная с 1916 года и до наших дней работа упоминается под название «У рубежа». Картина впервые была опубликована в альбоме «Николай Константинович Рерих», выпущенном издательством «Свободное искусство» в 1916 году. Согласно альбому, на момент публикации картина находилась в собрании Е. И. Рерих, супруги художника. С 1916 года и по настоящее время картина находилась в частном собрании в Санкт-Петербурге, не экспонировалась и не публиковалась. Оценка аукциона (эстимейт): 240–260 тысяч долларов.
Один из самых дорогих лотов аукциона — картина Иосифа Крачковского (1854 — 1914) «Азалии» (1902). Иосиф Крачковский — заметный представитель русской пейзажной школы второй половины XIX века, в творчестве которого органично соединились академические традиции и реалистические черты. Выпускник Императорской академии художеств, ученик барона М. П. Клодта Иосиф Крачковский в 1885 году получил звание академика. Художник имел огромный коммерческий успех при жизни, во многом благодаря востребованности его творчества у высочайших особ. В 1902 году состоялась первая персональная выставка Крачковского, «удостоенная посещением Их Императорских Величеств и Высочайших и Августейших особ». Николай II приобрел на этой выставке несколько работ мастера, которые впоследствии вошли в собрание Музея императора Александра III (сейчас Государственный Русский Музей). Картина «Азалии» опубликована в «Ежемесячном иллюстрированном сборнике, издаваемом Императорским Обществом поощрения художеств» 1902 года. Большинство работ, представленных в этом сборнике, экспонировались на персональной выставке Крачковского в том же году. Оценка аукциона (эстимейт): 750–800 тысяч долларов.
Еще одним топ-лотом торгов станет редкий «сухопутный» пейзаж И. К. Айвазовского (1817–1900) «Вечер на Украине» (1886). Работы Айвазовского, не связанные с морской тематикой, очень редко появляются на рынке. Он известен в основном как мастер морских пейзажей, где ему нет равных. В 60-е годы XIX века Айвазовского часто упрекали в том, что он умеет писать только море. Художник, желая доказать, что его дарование универсально, обращается к «сухопутным пейзажам». В этот период он создал такие произведения, как «Ветряные мельницы в украинской степи на закате солнца», «Вид Исаакиевского собора зимой», «Пирамиды в Гизе». Во всех этих «сухопутных» работах зрители могут обнаружить черты, характерные для морских пейзажей Айвазовского: филигранное построение перспективы, романтическую взволнованность, изысканность и прозрачность палитры. Оценка аукциона (эстимейт): 0,84–1,1 миллиона долларов.
Несомненный интерес вызовет картина Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735–1822) «Портрет А. А. Прозоровского» (1779). Левицкий — выдающийся мастер парадного и камерного портрета екатерининской эпохи — был необычайно популярен при жизни. Художника часто называют «певцом екатерининского века» — он создал целую галерею образов замечательных людей своего времени. В общей сложности за всю жизнь Левицкий написал около 100 портретов. Появление его работы на арт-рынке всегда становится событием. С 1989 года по настоящее время через мировые аукционы прошло всего 8 работ мастера. Произведения Левицкого находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства и других.
Портрет князя А. А. Прозоровского был написан в 1779 году. Александр Александрович Прозоровский (1732–1809) — видный государственный деятель, полководец, сенатор, генерал-фельдмаршал. На портрете Прозоровский изображен в генеральском мундире с орденом Св. Георгия второй степени, который был пожалован ему 26 ноября 1778 года за умиротворение Крыма, и орденом Св. Андрея Первозванного, полученным им в 1790 году. Согласно практике того времени, в связи с получением последнего ордена в портрет были внесены изменения.
Известно, что портрет находился в собрании князей Голицыных-Прозоровских. Однако дальнейшая судьба картины доподлинно неизвестна. В 2009 году она была продана на торгах Sotheby’s. Согласно провенансу, указанному Sotheby’s, картина была приобретена в 1922 году Л. Г. Бирчанским, а с 1930-х годов хранилась в семье И. А. Меликова. Оценка аукциона (эстимейт): 630–730 тысяч долларов.
Еще один топ-лот аукциона — картина Константина Егоровича Маковского (1839–1915) «Боярышня». Последняя четверть XIX века. Константин Маковский — знаменитый русский художник, автор жанровых произведений, масштабных историко-жанровых сцен, великосветских портретов. В творчестве Маковского выделяется и особый жанр: портреты боярышень. Чернобровые, с длинными опущенными ресницами, меланхоличные или задорные, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями, они составили целую галерею портретов русских красавиц. Представленная работа является великолепным образцом этого портретного жанра. Провенанс: Sotheby's, London, ноябрь 2008 года. Оценка аукциона (эстимейт): 395–460 тысяч долларов.
На аукцион будет выставлена картина Виталия Гавриловича Тихова (1876–1939) «Купальщицы» (1923). Тихов закончил в качестве вольнослушателя Императорскую академию художеств (1904–1912). В 1912 году получил звание художника за картину «Купальщицы». В дальнейшем автор продолжил работу над темой купальщиц, создав целую серию, к которой и относится представленная картина. В тот период, когда она была создана, мастерство художника уже достигло своего расцвета. Работу отличает импрессионистическая манера и высочайший уровень исполнения. Произведения художника находятся в собрании ГРМ, РАХ и в частных коллекциях. Оценка аукциона (эстимейт): 540– 560 тысяч долларов.
Отдельного упоминания заслуживает уникальная коллекция Григория Михайловича Левитина, в которую вошли 42 произведения живописи и графики ведущих мастеров искусства ХХ века. Григорий Михайлович Левитин (1914–1982) — известнейший ленинградский коллекционер, его называли ленинградской легендой. Военный хирург, ставший блестящим знатоком и исследователем русского театрально-декорационного искусства. Начало его собранию было положено еще до войны, когда Левитин подружился с известным театральным деятелем, переводчиком, архивистом и коллекционером Мовшензоном и позднее получил от него ряд первоклассных работ начала ХХ века. После войны он продолжил собирать коллекцию. Согласно завещанию, в дар Русскому музею были переданы 130 живописных произведений и более двух тысяч графических работ из собрания коллекционера. Коллекция Левитина принадлежит к числу крупнейших частных собраний в фондах Русского музея. Представленная к продаже часть собрания выставлена на аукцион наследниками коллекционера.
На аукцион будут выставлены театральные эскизы Бориса Кустодиева, Константина Коровина, Мстислава Добужинского, Татьяны Бруни, а также рисунки Константина Сомова, Валентина Серова, Василия Сурикова, Николая Рериха, Михаила Ларионова, Ольги Гильдебрандт-Арбениной, Василия Чекрыгина, Александра Тышлера, Дмитрия Митрохина и других.
Один из ценных лотов коллекции — рисунок Николая Рериха (1874–1947) «Курганы при д. Любитово» (1899). Еще в студенческие годы Рерих стал членом Русского археологического общества. До 1905 года он каждое лето выезжал на археологические разведки и раскопки, во время которых было создано много рисунков и зарисовок. Летом 1899 года Рерих предпринял поездку по новгородской и псковской губерниям, во время которой было открыто несколько погребений, в том числе и в д. Любитово. Представленный рисунок был сделан во время этой поездки, на нем изображен найденный Рерихом курган. Оценка аукциона (эстимейт): 12–14 тысяч долларов.
Еще один лот из коллекции — эскиз декораций к пьесе А. Н. Островского «Гроза», выполненный Борисом Кустодиевым (1878–1927) в 1918 году. Впервые Кустодиев начал работать в театре в 1911 году. В 1918 году он выполнил эскизы декораций к намечавшейся постановке пьесы А. Н. Островского «Гроза», премьера которой должна была состояться в Московском художественном театре. Декорации и эскизы костюмов превосходно передают хорошо знакомый художнику купеческий быт, неоднократно воспроизводимый им в картинах. Оценка аукциона (эстимейт): 16–18 тысяч долларов.
Другие лоты коллекции Г. М. Левитина
Произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства
Пожалуй, один из самых любопытных лотов предстоящего аукциона — Подарок Их Императорских Величеств первому олимпийскому чемпиону в истории России — Н. А. Панину-Коломенкину. Подарок в виде триумфальной колонны, изготовленный из серебра, увенчан коньком, выполненным из золота, со скромной надписью «ИХ ВЕЛИЧЕСТВА Н. А. ПАНИНУ-КОЛОМЕНКИНУ», был изготовлен на Московской фабрике Матрёны Андреевой. Николай Александрович Коломенкин (1872–1956), выступавший на международных соревнованиях под именем Николай Панин (Nicholas Panin), стал сильнейшим российским фигуристом в начале ХХ века. Он пять раз становился чемпионом России — в 1901, 1902, 1903, 1905 и 1907 годах. В октябре 1908 года Николай Панин представлял Россию на IV летних Олимпийских играх в Лондоне, в программу которых по решению олимпийского конгресса 1894 года организаторы впервые включили зимний вид спорта — фигурное катание на коньках. Победив в этих состязаниях, спортсмен стал первым в истории Российского спорта олимпийским чемпионом. Этот подарок Н. А. Панин-Коломенкин получил за заслуги перед отечеством из рук Их Императорских Величеств Николая II и Александры Фёдоровны. Предмет представляет собой огромную коллекционную и историческую ценность, являясь одновременно уникальной реликвией олимпийского движения в России и личным подарком императорской семьи. Оценка аукциона (эстимейт): 7–8 тысяч долларов.
Уникальный лот аукциона — ювелирный гарнитур «Арфа» из двух предметов фирмы К. Фаберже. Мастер Кнут Оскар Пиль (1860–1897) — один из ведущих мастеров фирмы Фаберже. Начинал учеником в мастерской А. Хольстрема, в 1887 году стал мастером. В 1887–1897 годах был главным мастером московского отделения фирмы Фаберже. Уникальный по уровню исполнения и художественным достоинствам предмет. Изделия подобного дизайна исполнялись фирмой Фаберже исключительно по специальным заказам. Очевидно, гарнитур был заказан для подарка некой даме, имевшей отношение к музыке или театру, — оперной приме или балерине. Особую ценность изделию придает цельность гарнитура: полные антикварные ювелирные гарнитуры крайне редко встречаются на рынке — как правило, наборы дробились либо часть набора оказывалась утраченной. Оценка аукциона (эстимейт): 25–27 тысяч долларов.
Не менее интересны серьги с крупными, весом более 4 карат каждый, бриллиантами. Платина, золото, два бриллианта (4,6 и 4,8 карата соответственно). Россия, начало ХХ века. Серьги принадлежали Анастасии Михайловне Павловой (в девичестве Усовой). В 1911 году Анастасия вышла замуж за дворянина Ивана Николаевича Павлова, который преподнес ей эти серьги в качестве свадебного подарка. Серьги бережно передавались в семье и выставлены на аукцион наследниками Павловых. Оценка аукциона (эстимейт): 120–150 тысяч долларов.
Другие произведения ювелирного искусства:
Каталог аукциона можно посмотреть здесь. Предаукционный показ Российского Аукционного дома открыт в выставочном зале московского филиала РАД в Гостином дворе (Москва, Хрустальный пер., 1) 18–26 ноября 2011 (с 10 до 20, без выходных).
Источник: пресс-релиз РАД
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20111114_rad_auction.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20111114_rad_auction.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.