БАТЫНКОВ Константин Александрович (1959) Серия «Ведуты». № 4. 2015
Текущая ставка
35 000 RUB
Окончание торгов
21 Июн. 2019 12:00:00
АВЕТОВ Михаил Никитич (1895–1972) Улица в кишлаке. 1942
Текущая ставка
13 000 RUB
Окончание торгов
21 Июн. 2019 12:00:00
КОНЫШЕВА Натта Ивановна (1935) В. И. Грозин. 2010
Текущая ставка
10 000 RUB
Окончание торгов
21 Июн. 2019 12:00:00

Выставка собрания С. Григорьянца в музее «Царицыно». Мнение ARTinvestment.RU
ARTinvestment.RU   06 марта 2013

Бдительность участников forum.artinvestment.ru, отметивших десятки сомнительных работ, сделала выставку в Царицыно одной из самых обсуждаемых за последнее время

В ближайшее воскресенье, 10 марта, в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» завершается выставка «Грани старой коллекции. Из собрания Сергея Григорьянца. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство XII — начала XX века».

  • Экспозиция. Общий вид
  • Экспозиция. Общий вид
  • Экспозиция. Общий вид
  • Экспозиция. Общий вид

Выставка как выставка: одна из сотни проводимых в Москве ежемесячно, в не самом популярном для таких выставок месте. Поначалу даже не попала в поле нашего зрения. Тем не менее она оказалась одной из самых обсуждаемых за последнее время на форуме ARTinvestment.RU. Она собрала около 9000 просмотров и более сотни комментариев, в то время как обычная статистика для антикварной выставки — 1000–3000 просмотров, а для современного искусства — менее 1000. А секрет успеха оказался неожиданным: в выставленном в Царицыно собрании участники форума обнаружили десятки сомнительных и очень сомнительных в плане подлинности живописных и графических работ. И забили тревогу (тема «Коллекция Григорьянца в Царицыно» на форуме AI).

По отзывам коллекционеров, сильной стороной коллекции Сергея Григорьянца (ее русской части) всегда была графика, представленная не столько громкими именами, сколько интересными вещами. На выставке же собрание раскрылось в буквальном смысле с неожиданной для знакомых с ним коллекционеров стороны: помимо редкой, действительно интересной графики, выставлены десятки крупных и средних живописных работ, да еще сплошь «имена»: И. Е. Репин, Н. К. Рерих, В. В. Верещагин, В. И. Суриков, В. В. Кандинский, Б. М. Кустодиев, И. К. Айвазовский, В. И. Шухаев, М. А. Врубель, М. Ф. Ларионов, А. Г. Явленский и пр.

Опасения участников форума оказались небезосновательными. По мнению ряда экспертов, с кем эту ситуацию обсудил ARTinvestment.RU, 18 выставленных работ (преимущественно живопись) являются очень сомнительными с точки зрения подлинности, а как минимум 7 произведений (включая работы Кандинского, Врубеля, Сурикова и Кузнецова) — и того хуже. Для выставки в государственном музее — очевидно многовато. При этом мы рассматривали только русский сегмент, в то время как значительная часть из почти 400 выставленных работ относится к западноевропейскому искусству (где и Дерен, и Дали, и пр.).

Вопросов по этой ситуации возникает много. Мотивы и намерения устроителей могут быть разными. Строго говоря, коллекционер — это частное лицо, человек, как правило, увлеченный, который волен упорствовать и думать о своих предметах все что угодно. Подтверждать свои вещи экспертизами, документами фондов или бездоказательно верить в их подлинность тоже личное дело каждого. Но совсем другое дело — выставка в государственном музее, к которой готовится каталог, публикуются статьи, организуется публичный доступ, а экспонаты ее получают хорошую добавку к провенансу. Ведь для любого, а особенно для неопытного покупателя факт участия работы в выставке в государственном музее — весомый аргумент в пользу ее подлинности.

В такой ситуации устроителям, очевидно, следует обеспечивать более строгий профессиональный отбор. Сложно себе представить, чтобы такие предметы попали в экспозицию в том же Музее личных коллекций ГМИИ. Или на том же Антикварном салоне. Мероприятие это совсем не государственное, сугубо коммерческое, и тем не менее в последние годы там жестко работает экспертный совет, который обязывает участников снять со стендов сомнительные вещи.

К вопросу о том, какое нам до этого дело. Проблемы с подлинностью и купленными экспертизами — это по-прежнему болевая точка антикварного рынка. Разгул фальшаков в середине 2000-х имел ощутимые негативные последствия для всех галерей, включая честно работающие. Скандалы с подделками традиционно дают сильные аргументы конкурентам и недоброжелателям антикварного рынка. Восстановление же доверия начинающих коллекционеров и инвесторов — хрупкий, сложный и очень долгий процесс. В котором мы здорово заинтересованы. И успехи есть. Рынок действительно становится чище и привлекательнее для новых покупателей. Еще недавно мы с гордостью отмечали, что 2012 год прошел без скандалов в этой сфере, с явной позитивной динамикой. И вот в начале 2013-го по инициативе читателей вынуждены снова возвращаться к неудобным темам.

Происходящее тем более странно, что при нынешней информационной прозрачности скрыть выставку с сомнительными работами практически невозможно. Достаточно вспомнить ситуацию с «Гончаровой» в каталогах Энтони Партона и Дениз Базету, которая вызвала мощное противодействие российской Конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД). Попытка легализации сомнительных вещей дала обратный ожидаемому эффект, а имена составителей каталогов стали нарицательными.

Но вернемся к выставке. Стоит ли смотреть? Вполне. Надо сказать, что при всех досадных огрехах отбора живописи известных художников (на что надо просто брать поправку) выставка получилась интересная. Графика, ДПИ, Россия и Европа — все очень эклектично и точно не скучно. Если рассматривать ее не как музейную, а как исключительно частную — с загадками от коллекционера, то вполне имеет право быть.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20130306_vystavka.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20130306_vystavka.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх