The Russian art market and the Russian art market. Results and main figures for 2020
ARTinvestment.RU   12 января 2021

Most successful year for large auctions, record percentage of lots sold and growth in sales of nonconformists: is this how we expected to see the year spent under the sign of the COVID-19 pandemic?

Традиционно в начале нового года AI подводит итоги прошедшего аукционного сезона для русского искусства — в пределах страны и за рубежом — на основе собственных баз данных. Основные цифры за 2020 год выглядят следующим образом:

Русское искусство на внутреннем российском рынке

Таблица 1. Основные показатели российского арт-рынка в 2020 году

Показатель 2020 2019 Δ, %
Количество аукционных домов 12 12 0
Количество торгов 162 173 –6
Объем продаж ₽ млн 9,87 11,81 –16
Доля от среднего суммарного эстимейта, % 35 25 +40
Количество выставленных лотов, шт. 16 217 19 058 –15
Количество проданных лотов шт. 9 236 10 220 –10
% 57 54 +6
Средняя стоимость проданных лотов, ₽ тыс. 1,07 1,16 –7

Количество аукционных домов, работавших на публичном рынке РФ в 2020 году, не изменилось — с рынка никто не ушел. При этом все двенадцать аукционов адаптировались к пандемии максимально быстро, под конец года едва не сравнявшись с прошлым сезоном в количестве проведенных торгов, а некоторые стали работать по «смешанной модели», совмещая физические и онлайн-торги. Снижение почти всех показателей — объективная реальность (при том, что аналогичные цифры игроков международного рынка снизились куда сильнее), однако два пункта по итогам года выросли: доля проданных лотов и доля объема продаж от среднего суммарного эстимейта. В первом случае мы в международном тренде: уменьшение количества выставленных лотов и индивидуальная работа с каждым клиентом повсеместно привели к увеличению доли реализованных с молотка предметов.

Соотношение объема продаж и среднего суммарного эстимейта — показатель, подросший в 2020 году заметнее всего. Здесь рынок РФ выбивается из глобальной статистики: в остальном мире это соотношение повсеместно снизилось, с одной стороны, ввиду желания людей приобрести работу по минимально возможной цене, а с другой — из-за отсутствия высокой конкуренции на торгах, ранее приводившей к неоправданному росту цен. Практически двукратный рост упомянутого показателя — это несомненный шаг навстречу цивилизованному рынку. Однако «русские» 35 % все равно крайне малая цифра, означающая, что объем всех совершенных транзакций на 65 % ниже средней оценки, «выписанной» лотам аукционными домами. И сам факт проведения сделок говорит о согласии многих продавцов установить крайне низкую резервную цену. В основном это касается аукционных домов с небольшим оборотом — наиболее успешные российские аукционы играют по мировым правилам, не допуская разрывов между резервной ценой и нижним эстимейтом более чем на 30 %.

Переходим к лидерам. Объем продаж трех ведущих российских аукционных домов (по сумме выручки) — AI Аукциона, «Литфонда» и Vladey — составил ровно 70 % от суммарного объема продаж всех двенадцати игроков публичного рынка. Количество проведенных на троих торгов составляет 55 % от всех аукционных торгов на территории РФ, а количество всех проданных «большой тройкой» лотов — 43 % от общего числа проданных предметов искусства. В частности, для AI аукциона 2020 год стал самым доходным в истории по объему продаж, а проведенные в октябре юбилейные 350-е торги AI аукциона с суммарной выручкой 18,6 млн рублей стали лучшими торгами за 7 лет его существования.

Русское искусство на международном рынке

Таблица 2. Основные показатели мирового арт-рынка в 2020 году

Показатель 2020 2019 Δ, %
Количество аукционных домов 204 332 –39
Количество торгов 650 1 093 –41
Объем продаж $ млн 206,03 408,79 –50
Доля от среднего суммарного эстимейта, % 80 96 –17
Количество выставленных лотов, шт. 7 291 10 929 –33
Количество проданных лотов шт. 4 251 6 196 –31
% 58 57 +3
Средняя стоимость проданных лотов, $ тыс. 48,47 65,98 –27

В международном поле снижение количества аукционных домов, продававших русское искусство, более чем на треть, объясняется просто: большинство их не смогли физически адаптироваться к цифровым технологиям, поэтому перевели торги в режим частных продаж, объединились с другими аукционами или закрылись. Вторая причина сокращения числа подобных институций в основном касалась небольших аукционов в местах зарубежного проживания русских бизнесменов: из-за пандемии большинство коллекционеров было вынуждено вернуться в Россию (где их и «настигли» предложения внутреннего рынка). Отсюда имеем единственный выросший показатель — долю проданных лотов. Падение объемов продаж на 50 % совпадает с общими показателями мирового арт-рынка, учитывая, что художники «русской орбиты» (Марк Ротко, Тамара де Лемпицка, Марк Шагал и др.) торгуются исключительно в международной обойме авторов.

«Большая двойка» глобальных торгов, Sotheby’s и Christie’s, в сумме получили выручку за предметы искусства русских художников, составляющую 84 % объема продаж всех 204 аукционных домов. При этом они провели 17 % всех мировых аукционных торгов и продали 20 % русских лотов.

Таблица 3. Русское искусство* (ИЗО) на внутренних и мировых аукционах, 2010–2019 гг.

Показатель / Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
На внутренних аукционах Объем продаж, $ млн 12,9 4,6 7,1 8,9 7,2 11,8 9,9
Средняя доля проданных лотов, % 41 35 44 38 47 54 57
На мировых аукционах Объем продаж, $ млн 667 575 292 469 525 411 206
Средняя доля проданных лотов, % 49 48 52 47 52 56 58

* В мировой оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.

Основные события 2020 года, связанные с продажами русского искусства в публичном поле

Март — май: появление Facebook-аукционов «доступного искусства»

Интернет-феномен «доступного искусства» появился в социальных сетях Великобритании, начало ему положил Instagram-проект Artist Support Pledge, а на просторах СНГ переместился в Facebook под именем «Шар и Крест» (РФ), «Сiль и Соль» (Украина), «Восточный базар» (Казахстан) и дюжины других инициатив. При всей неоднозначности восприятия «классическим» арт-рынком (от восхваления за поддержку художников в тяжелые времена до порицания за ценовой демпинг, к которому могли привыкнуть покупатели), Facebook-аукционы сыграли очень важную роль в начальные месяцы карантина: во-первых, они обеспечили художников непрерывной работой и средствами к существованию, во-вторых — привлекли к приобретению искусства десятки тысяч новых покупателей (с перспективой однажды стать коллекционерами), в-третьих — ценовой открытостью показали невежественному большинству, что художественной ценностью может обладать не только акула за $12 млн, но и вручную расписанная автором тарелка за $100.

Быстрее всего появление «доступного искусства» сказалось на двух группах участников арт-рынка: благодаря информационному охвату многие молодые художники получили внимание и поддержку профессиональных галерей (в частности тех, которые больше других занимались порицанием), а коллекционеры, которых Facebook вовлек в социальную игру с ограниченным ценовым диапазоном, наоборот, соскучились по более дорогим форматам и оказались разогретыми перед традиционными русскими неделями и перестроившимися на цифровой лад внутренними отечественными аукционами.

Июнь — июль: «Русские торги», летняя серия

Традиционные «русские недели» в Лондоне с началом пандемии прошли путь от угрозы полной отмены до проведения в течение 2-х месяцев: с учетом сместившихся графиков международных игроков это виделось самым оптимальным вариантом. Как оказалось, пандемия не повлияла ни на желание аукционных домов заниматься русским искусством, ни на желание коллекционеров покупать русское искусство — в той степени, в которой могла бы повлиять.

В денежном выражении три ведущих аукционных дома, традиционно ассоциирующихся с русским искусством на Западе, — Sotheby’s, Christie’s и MacDougall’s — собрали $16,68 млн. Ценовой рекорд «русских торгов» достался Sotheby’s: работа Ивана Константиновича Айвазовского «Неаполитанская бухта» 1878 года была продана за £2,295 млн ($2,89 млн) — почти в три раза дороже нижнего эстимейта. Стал очевиден интерес покупателей к новым именам и современному искусству. По окончании июньских торгов Sotheby’s привел данные: в частности, почти 20 % покупателей совершили первые в жизни покупки на аукционных торгах, чуть более 30 % покупателей были в возрасте 40 лет или моложе.

Подробно об итогах «русских торгов» лета 2020 года можно прочесть здесь. Рекомендуем посмотреть вебинар ARTinvestment.RU, в котором основные результаты были проанализированы с нашим гостем Алиной Ханной — главой российского и ближневосточного направлений в галерее современного искусства White Cube (Лондон).

Октябрь: победное шествие нонконформистов

C 24 сентября по 1 октября 2020 года Sotheby’s в третьем сезоне подряд провел торги русских художников-нонконформистов Escape Artists — The Non-Conformists Online. «Сбежавшие художники» (как звучит название Escape Artists в переводе) действительно «сбежали» из-под «русских недель», разместившись отдельным аукционным торгом между летней и осенней продажами русского искусства. Более того, эти специализированные аукционы изначально проводились в онлайн-режиме: в 2018 и 2019 годах их организовывал нью-йоркский офис Sotheby’s, а этой осенью — лондонское отделение. В сумме эти четыре фактора (минимальная «русская» привязка, «международный» месяц октябрь, онлайн и Нью-Йорк) говорят о том, что торги были изначально более ориентированы все же на зарубежных коллекционеров.

Из 92 предложенных коллекционерам лотов в 2020 году были проданы 67 (72 %). Суммарная выручка составила £1,216 млн ($1,564 млн). Многие лоты ушли дороже эстимейтов. Средняя стоимость проданного лота составила $23,3 тыс. Топ-лотом торгов стала работа Ильи Кабакова «Условный рефлекс» 1964 года, проданная за £438,5 тыс. с учётом комиссии Buyer’s Premium. В целом высокие результаты аукциона Escape Artists за три года его проведения (83 % проданных лотов, увеличение объема продаж на 24 %, рост средней стоимости лота на 83 %) подтвердили успешность намерения Sotheby’s вывести нонконформистов из-под «русских недель» для обеспечения внимания международной аудитории.

Подробно об итогах торгов нонконформистов от Sotheby’s можно прочесть здесь.

Ноябрь — декабрь: «Русские торги», осенняя серия

Осенние «русские недели» 2020 года растянулись с 15 октября по 2 декабря. В денежном выражении четверка британских аукционных домов собрала $42,77 млн — на 156 % больше июньских сборов ($16,69 млн) и «всего» на 6 % меньше объема продаж ноября 2019 года ($45,61 млн). С оглядкой на кризис суммарный годовой оборот русского искусства на британских торгах ($59,46 млн) вполне может поспорить с результатами прошлых лет: на 35 % ниже результатов 2019-го и на 22 % — 2018-го. На фоне сокращения объемов мировых продаж Sotheby’s и Christie’s в первом полугодии 2020 года в среднем на 49 % — картина более чем оптимистичная: те же аукционные дома продавали русское искусство в целом заметно успешнее, чем искусство остальных стран.

Как и полгода назад, ценовой рекорд осенних «русских торгов» достался и Sotheby’s, и Ивану Константиновичу Айвазовскому: живопись «Кораблекрушение у берега Черного моря» 1887 года была продана за $2,92 млн — вполовину дороже среднего эстимейта ($1,89 млн). Из $42,77 млн продажи декоративно-прикладного искусства принесли $12,24 млн, или 29 % сборов второго полугодия. Достичь этого результата во многом помог Sotheby’s, проведя сразу двое специализированных торгов с участием русского ДПИ. Отдельного внимания заслуживает группа художников-шестидесятников, а также современных авторов — в частности, Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского, Ивана Чуйкова, Леонида Сокова, Бориса Орлова, Мераба Абрамишвили, Ольги Тобрелутс и Дмитрия Шорина.

Подробно об итогах русских торгов осени 2020 года можно прочесть здесь. Рекомендуем посмотреть вебинар ARTinvestment.RU, в котором основные результаты были проанализированы с нашим гостем — певцом и композитором, ценителем русского искусства Дмитрием Маликовым.

Таблица 4. Рейтинг ценовых рекордов русских художников на мировых аукционах в 2020 году*

PlaceArtistPrice, $Work`s nameАукционный домΔ
1Rothko, Mark31 275 000UntitledChristies
2020-10-06
0,8
2Lempicka, Tamara de21 150 976Portrait de Marjorie FerryChristies
2020-02-05
1,6
3Staël, Nicolas4 426 990Plage à AgrigenteChristies
2020-07-10
0,9
4Chagall, Marc4 376 000Les amoureux aux coquelicots (Deux bouquets à high falls)Sothebys
2020-10-28
0,9
5Kandinsky, Vasily Vasilievich3 270 312Einige SpitzenBonhams
2020-11-17
1,5
6Aivazovsky, Ivan Konstantinovich2 921 888Shipwreck off the Black Sea CoastSothebys
2020-12-01
1,5
7Soutine, Chaïm Solomonovich1 989 269La femme en rouge au fond bleuDorotheum
2020-11-24
0,9
8Lipchitz, Jacques1 609 943BaigneuseSothebys
2020-07-28
1,5
9Korovin, Konstantin Alexeevich1 513 346In the gardenChristies
2020-11-23
4,8
10Somov, Konstantin Andreevich1 424 578Sleeping Lady in a Room in 18th Century DressSothebys
2020-12-01
2,8

* Рейтинг составляется по правилу «один художник — одна картина», чтобы топ не состоял из нескольких картин одного автора.

Источник: artinvestment.ru

Таблица 5. Рейтинг ценовых рекордов русских художников на российских аукционах в 2020 году*

PlaceArtistPrice, $Work`s nameАукционный домΔ
1Vasiliev, Oleg Vladimirovich192 168Пространство IIVladey
2020-06-27
1,2
2Koshlyakov, Valery Nikolaevich185 304КолоннадаVladey
2020-11-28
4
3Klyun, Ivan Vasilievich112 336ЧайникAI Аукцион
2020-10-30
4Rozhdestvensky, Konstantin Ivanovich104 312КрестьянкаAI Аукцион
2020-11-13
5Malevich, Kazimir Severinovich88 264Голова крестьянинаAI Аукцион
2020-10-23
6Plavinsky, Dmitry Petrovich88 264Джорджия идёт на посадкуAI Аукцион
2020-10-09
7Kuindzhi, Arkhip Ivanovich77 420Военно-Грузинская дорога (Горный пейзаж)Аукционный дом Егоровых
2020-02-18
1,1
8Rodchenko, Alexandr Mikhailovich69 360Альбом «Беломоро-Балтийский водный путь: 1932-1933 г.»Аукционный дом «12-й стул»
2020-07-03
2
9Shishkin, Ivan Ivanovich68 000Лесная полянаАукционный дом Егоровых
2020-11-25
1,1
10Krasnopevtsev, Dmitry Mikhailovich60 982Рулон бумаги и римские пузырьки. СценаAI Аукцион
2020-12-25

* Рейтинг составляется по правилу «один художник — одна картина», чтобы топ не состоял из нескольких картин одного автора.

Источник: artinvestment.ru

Таблица 6. Рейтинг ценовых рекордов шестидесятников на мировых аукционах в 2020 году*

PlaceArtistPrice, $Work`s nameАукционный домΔ
1Kabakov, Iliya Iosifovich553 694Conditional ReflexSothebys
2020-10-01
1
2Vasiliev, Oleg Vladimirovich192 168Пространство IIVladey
2020-06-27
1,2
3Krasnopevtsev, Dmitry Mikhailovich103 415Bottles and Other Objects in a Niche. PharmacySothebys
2020-12-01
1,6
4Plavinsky, Dmitry Petrovich88 264Джорджия идёт на посадкуAI Аукцион
2020-10-09
5Gorokhovsky, Eduard Semenovich63 135Group Portrait in an InteriorSothebys
2020-06-02
1
6Rabin, Oskar Yakovlevich60 458Moon and FlowersSothebys
2020-10-01
2,7
7Veisberg, Vladimir Grigorievich52 156ХаосSothebys
2020-10-01
1,4
8Tselkov, Oleg Nikolaevich48 316Коллекционер и коллекцияVladey
2020-06-27
1,1
9Infante-Arana, Francisco46 120Формирование из цикла «Точка в своем пространстве»Vladey
2020-10-24
0,7
10Bruskin, Grisha45 000Step ForwardShapiro Auctions LLC
2020-07-25
0,8

* Рейтинг составляется по правилу «один художник — одна картина», чтобы топ не состоял из нескольких картин одного автора.

Источник: artinvestment.ru

Таким был для русского искусства 2020 год. Каким станет 2021-й — во многом зависит от читателей этих строк: художников, коллекционеров, арт-консультантов, продавцов и всех прочих искренних ценителей искусства.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top