- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
«Русские недели» 2020 года в Лондоне: цифры, факты и основные выводы
ARTinvestment.RU 30 июля 2020
AI собрал основную информацию по итогам завершившейся летней серии русских торгов в Лондоне
21 июля на Christie’s, с последней электронной ставкой (выражение, на время вытеснившее из обихода словосочетание «удар молотка»), завершилась британская часть русских торгов летней серии 2020 года. Накануне начала серии мы предполагали, что «русские недели» станут во всех смыслах непоказательными. Будут успехи — их спишут на гедонистическую усталость коллекционеров от карантина, случится неудача — ее оправдают кризисом. По итогам прошедших лондонских аукционов оказалось, что мы не предугадали третью реакцию аудитории: многие из наших собеседников и отдельные издания сообщили, что «рынок никуда не уходил, он жив и продолжает развиваться». Попробуем разобраться, какое из мнений стоит ближе к правде.
Итак, в денежном выражении три ведущих аукционных дома, традиционно ассоциирующихся с русским искусством на Западе, — Sotheby’s, Christie’s и MacDougall’s — собрали $16,68 млн. Эта цифра на 64 % ниже показателей июньских сборов 2019 года. При этом следует помнить, что летние «русские торги» прошлого сезона выдались сверхуспешными во многом благодаря нескольким громким продажам (в частности, продаже «Натюрморта с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина на торгах Christie’s за $11,76 млн, обеспечившей 25 % всего летнего оборота). Поэтому сравнивать результаты нынешнего июня — июля все-таки правильнее с 2018-м. На этом фоне картина более оптимистичная: цифры нынешнего лета «всего» на 46 % ниже аналогичных показателей 2018-го.
Далее следует понимать, что «большую четверку» в этом году временно покинул Bonham’s (4 % объема продаж по итогам 2019 года, но все же), MacDougall’s провел электронные торги лишь со второй попытки (в первый раз случился технический коллапс на платформе-посреднике), а Christie’s объединил торги русской живописью и декоративно-прикладным искусством в один каталог, существенно урезав количество лотов, да еще и провел их месяцем позже всех остальных аукционных домов. Другими словами, помимо экономической рецессии, «русскую неделю» параллельно лихорадило во времени и пространстве. Тем не менее доля проданных лотов — 60 % нынешним летом против 62 % лета 2019 года — говорит о качественной работе с коллекционерами при объективном снижении покупательной способности.
Но — и это необходимо отметить отдельно — количество лотов при этом снизилось всего на 21 % (а не вполовину, как на вечерних торгах международным искусством топ-класса). Не секрет, что снижение числа лотов в карантинные месяцы во много определяется не только экономикой, но и логистическими ограничениями. И аукционные дома, предварительно понимая круг потенциальных покупателей, неохотно берут на торги то, что невозможно доставить за пределы страны. О чем это может говорить, применительно к русскому искусству, помимо «живого и развивающегося рынка»? О том, что большинство работ по итогам торгов получили британскую прописку и остались в Лондоне. К слову, по окончании июньских торгов Sotheby’s привел некоторые любопытные данные: в частности, почти 20 % покупателей совершили первые в жизни покупки на аукционных торгах, чуть более 30 % покупателей были в возрасте 40 лет или моложе.
Таблица 1. Продажи искусства во время летних «русских недель» на британских аукционах, 2017–2020
Период |
Объем продаж, млн $ |
Всего лотов, шт. |
Продано лотов, |
|
---|---|---|---|---|
шт. |
% |
|||
2017, июнь |
29 760 300 |
1 087 |
722 |
66 |
2018, июнь |
30 831 000 |
1 117 |
749 |
67 |
2019, июнь |
46 349 700 |
1 175 |
721 |
61 |
2020, май — июль |
16 684 469 |
945 |
563 |
60 |
|
|
|
|
|
Динамика 2017–2018, % |
+3,6 |
+2,8 |
+3,7 |
+1,0 |
Динамика 2018–2019, % |
+50,3 |
+5,2 |
–3,7 |
–8,5 |
Динамика 2019–2020, % |
–64,0 |
–19,6 |
–21,9 |
–2,9 |
Таблица 2. Продажи искусства во время летних «русских недель» по аукционным домам, 2020
Аукционный дом |
Объем продаж, $ млн |
Всего лотов, шт. |
Продано лотов, |
|
---|---|---|---|---|
шт. |
% |
|||
Sotheby's |
9,99 |
390 |
267 |
69 |
Christie's |
4,22 |
305 |
191 |
63 |
MacDougall's |
2,48 |
250 |
105 |
42 |
Общий объем продаж, $ млн |
16,69 |
— |
— |
— |
Ценовой рекорд «русских торгов» достался Sotheby’s: работа Ивана Константиновича Айвазовского «Неаполитанская бухта» 1878 года была продана за £2,295 млн ($2,89 млн) — почти в три раза дороже нижнего эстимейта. В рейтинге, учитывающем всю историю открытых аукционных продаж художника, эта цифра заняла второе место. В целом продажи четырех работ одного Айвазовского обеспечили Sotheby’s 49,7 % от всей выручки торгов (£2,795 млн). Необходимо выделить и рекордные дистанции, которые отдельные работы преодолели на пути от стартовой стоимости к цене молотка. В частности, это касается подборки из четырех работ Владимира Стожарова: суммарно четыре пейзажа принесли около £200 тыс. При этом финальная стоимость некоторых работ превышала начальные цифры эстимейта более чем в 10 раз. Например, работа «Осень. Ишвино» 1956 года, при эстимейте £6–8 тыс., была продана за £60 тыс. Еще один невероятный рост цены показал «Портрет актрисы О.С.» 1974 года Игоря Обросова, проданный в ходе 38-шагового торга за £75 тыс., при эстимейте £5–7 тыс.
А вот одна из основных надежд торгов — вынесенный на обложку пейзаж Алексея Саврасова «Вид Москвы», при эстимейте £350–500 тыс., — себя не оправдала: пейзаж оказался непроданным. Как предположили гости вебинара AI, состоявшегося по итогам «русских торгов», участников аукциона не вдохновила возможность иметь на стене живописное отражение фразы «Москва — большая деревня». При этом суммарная стоимость 10 самых дорогих работ летней серии «русских недель» — $5,21 млн. — составляет всего 31 % от общего объема продаж трех аукционных домов. Пожалуй, именно это соотношение можно назвать самым оптимистичным из всего обзора: коллекционер образца 2020 года не только готов покупать «звезды», но и создавать новые «звездочки».
Таблица 3. Топ-10 продаж русских художников во время «русских недель» на британских аукционах, 2020
№ |
Художник |
Название работы |
Аукционный дом |
Средний эстимейт (А), $ тыс. |
Цена с учетом BP* (В), $ тыс. |
Δ (В:А), % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Айвазовский И.К. |
Неаполитанский залив |
Sotheby's, Лондон |
2 266,50 |
2 897,90 |
+28 |
2 |
Айвазовский И.К. |
Корабль, проходящий в ночи |
Sotheby's, Лондон |
220,97 |
549,28 |
+149 |
3 |
Архипов А.Е. |
Крестьянка |
Christie's, Лондон |
378,81 |
315,68 |
–17 |
4 |
Рохлина В.Н. |
Вид Тифлиса |
Christie's, Лондон |
315,68 |
315,68 |
0 |
6 |
Кончаловский П.П. |
Урожай |
Sotheby's, Лондон |
220,97 |
236,76 |
+7 |
5 |
Коровин К.А. |
Эйфелева башня ночью |
MacDougall's, Лондон |
252,54 |
229,81 |
–9 |
7 |
Кончаловский П.П. |
Зеленые дубы в сумерках |
Sotheby's, Лондон |
88,39 |
150,00 |
+70 |
8 |
Кончаловский П.П. |
Бабье лето |
Sotheby's, Лондон |
75,76 |
149,95 |
+98 |
9 |
Рождественский К.Н. |
Девушка без паспорта |
Sotheby's, Лондон |
101,02 |
142,05 |
+41 |
10 |
Шишкин И.И. |
Скамейка в тени |
Sotheby's, Лондон |
50,51 |
134,16 |
+166 |
Общий объем продаж, $ |
5 121,25 |
* BP — Buyers Premium — комиссия покупателя.
Комментарий AI: Bonham’s самоликвидировался из «русских недель», сосредоточившись на том, что умеет лучше всего, — продавать дорогой виски, ювелирные украшения и спортивные авто. MacDougall’s неожиданно показал очень хорошие продажи современных авторов, при этом большинство сделок состоялось после онлайн-торгов в частном порядке (вспоминается строчка из песни: «Хоть поверьте, хоть проверьте…» — с той лишь разницей, что поверим охотно, а проверить нельзя никак). Sotheby’s смело оставил два аукционных дня — и не прогадал, а Christie’s решил перестраховаться, проведя торги в июле. И похоже, прогадал: в начале лета мы еще с легкостью тратили деньги, а ближе к его середине поняли, что все деньги вложили в яйца Оксаны Мась и японскую сюнгу. И стали экономнее.
Интересно, что нынешнее холодное лето не остудило желание менее значимых аукционных домов работать с русскими художниками: семь европейских аукционов — от Монако до Копенгагена — провели торги, включавшие сочетание Russian Art в свои названия (им мы посвятим отдельный материал). Прибавив это к сказанному в обзоре, суммируем:
• пандемия не повлияла на желание аукционных домов заниматься русским искусством — на уровне объединения отделов либо вообще их (временного) закрытия. Соответственно, их сотрудники не только чувствуют, но и видят рынок;
• пандемия не повлияла на желание коллекционеров покупать русское искусство — в той степени, в которой могла бы повлиять. «Русские недели» имеют практически идентичные данные с международными торгами: те же проценты снижения объема и средней стоимости лотов на фоне нескольких громких продаж. Другое дело, что топ-лоты различаются по цифрам, но с этим мы смирились и до кризиса, не так ли?
• пандемия чуть расшевелила интерес покупателей к новым именам и современному искусству. В данном случае «чуть» — это намеренно заниженная характеристика. Чтобы не сглазить.
Если же ограничиться одной фразой, описывающей «русские недели» — 2020, она звучит так: в период кризиса полный надежды рассвет Айвазовского хочется купить больше, чем бедное подворье Саврасова.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200730_Russian_Summer_2020.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200730_Russian_Summer_2020.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор