- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
«Русские недели» 2020 года в Лондоне: цифры, факты и основные выводы
ARTinvestment.RU 30 июля 2020
AI собрал основную информацию по итогам завершившейся летней серии русских торгов в Лондоне
21 июля на Christie’s, с последней электронной ставкой (выражение, на время вытеснившее из обихода словосочетание «удар молотка»), завершилась британская часть русских торгов летней серии 2020 года. Накануне начала серии мы предполагали, что «русские недели» станут во всех смыслах непоказательными. Будут успехи — их спишут на гедонистическую усталость коллекционеров от карантина, случится неудача — ее оправдают кризисом. По итогам прошедших лондонских аукционов оказалось, что мы не предугадали третью реакцию аудитории: многие из наших собеседников и отдельные издания сообщили, что «рынок никуда не уходил, он жив и продолжает развиваться». Попробуем разобраться, какое из мнений стоит ближе к правде.
Итак, в денежном выражении три ведущих аукционных дома, традиционно ассоциирующихся с русским искусством на Западе, — Sotheby’s, Christie’s и MacDougall’s — собрали $16,68 млн. Эта цифра на 64 % ниже показателей июньских сборов 2019 года. При этом следует помнить, что летние «русские торги» прошлого сезона выдались сверхуспешными во многом благодаря нескольким громким продажам (в частности, продаже «Натюрморта с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина на торгах Christie’s за $11,76 млн, обеспечившей 25 % всего летнего оборота). Поэтому сравнивать результаты нынешнего июня — июля все-таки правильнее с 2018-м. На этом фоне картина более оптимистичная: цифры нынешнего лета «всего» на 46 % ниже аналогичных показателей 2018-го.
Далее следует понимать, что «большую четверку» в этом году временно покинул Bonham’s (4 % объема продаж по итогам 2019 года, но все же), MacDougall’s провел электронные торги лишь со второй попытки (в первый раз случился технический коллапс на платформе-посреднике), а Christie’s объединил торги русской живописью и декоративно-прикладным искусством в один каталог, существенно урезав количество лотов, да еще и провел их месяцем позже всех остальных аукционных домов. Другими словами, помимо экономической рецессии, «русскую неделю» параллельно лихорадило во времени и пространстве. Тем не менее доля проданных лотов — 60 % нынешним летом против 62 % лета 2019 года — говорит о качественной работе с коллекционерами при объективном снижении покупательной способности.
Но — и это необходимо отметить отдельно — количество лотов при этом снизилось всего на 21 % (а не вполовину, как на вечерних торгах международным искусством топ-класса). Не секрет, что снижение числа лотов в карантинные месяцы во много определяется не только экономикой, но и логистическими ограничениями. И аукционные дома, предварительно понимая круг потенциальных покупателей, неохотно берут на торги то, что невозможно доставить за пределы страны. О чем это может говорить, применительно к русскому искусству, помимо «живого и развивающегося рынка»? О том, что большинство работ по итогам торгов получили британскую прописку и остались в Лондоне. К слову, по окончании июньских торгов Sotheby’s привел некоторые любопытные данные: в частности, почти 20 % покупателей совершили первые в жизни покупки на аукционных торгах, чуть более 30 % покупателей были в возрасте 40 лет или моложе.
Таблица 1. Продажи искусства во время летних «русских недель» на британских аукционах, 2017–2020
Период |
Объем продаж, млн $ |
Всего лотов, шт. |
Продано лотов, |
|
---|---|---|---|---|
шт. |
% |
|||
2017, июнь |
29 760 300 |
1 087 |
722 |
66 |
2018, июнь |
30 831 000 |
1 117 |
749 |
67 |
2019, июнь |
46 349 700 |
1 175 |
721 |
61 |
2020, май — июль |
16 684 469 |
945 |
563 |
60 |
|
|
|
|
|
Динамика 2017–2018, % |
+3,6 |
+2,8 |
+3,7 |
+1,0 |
Динамика 2018–2019, % |
+50,3 |
+5,2 |
–3,7 |
–8,5 |
Динамика 2019–2020, % |
–64,0 |
–19,6 |
–21,9 |
–2,9 |
Таблица 2. Продажи искусства во время летних «русских недель» по аукционным домам, 2020
Аукционный дом |
Объем продаж, $ млн |
Всего лотов, шт. |
Продано лотов, |
|
---|---|---|---|---|
шт. |
% |
|||
Sotheby's |
9,99 |
390 |
267 |
69 |
Christie's |
4,22 |
305 |
191 |
63 |
MacDougall's |
2,48 |
250 |
105 |
42 |
Общий объем продаж, $ млн |
16,69 |
— |
— |
— |
Ценовой рекорд «русских торгов» достался Sotheby’s: работа Ивана Константиновича Айвазовского «Неаполитанская бухта» 1878 года была продана за £2,295 млн ($2,89 млн) — почти в три раза дороже нижнего эстимейта. В рейтинге, учитывающем всю историю открытых аукционных продаж художника, эта цифра заняла второе место. В целом продажи четырех работ одного Айвазовского обеспечили Sotheby’s 49,7 % от всей выручки торгов (£2,795 млн). Необходимо выделить и рекордные дистанции, которые отдельные работы преодолели на пути от стартовой стоимости к цене молотка. В частности, это касается подборки из четырех работ Владимира Стожарова: суммарно четыре пейзажа принесли около £200 тыс. При этом финальная стоимость некоторых работ превышала начальные цифры эстимейта более чем в 10 раз. Например, работа «Осень. Ишвино» 1956 года, при эстимейте £6–8 тыс., была продана за £60 тыс. Еще один невероятный рост цены показал «Портрет актрисы О.С.» 1974 года Игоря Обросова, проданный в ходе 38-шагового торга за £75 тыс., при эстимейте £5–7 тыс.
А вот одна из основных надежд торгов — вынесенный на обложку пейзаж Алексея Саврасова «Вид Москвы», при эстимейте £350–500 тыс., — себя не оправдала: пейзаж оказался непроданным. Как предположили гости вебинара AI, состоявшегося по итогам «русских торгов», участников аукциона не вдохновила возможность иметь на стене живописное отражение фразы «Москва — большая деревня». При этом суммарная стоимость 10 самых дорогих работ летней серии «русских недель» — $5,21 млн. — составляет всего 31 % от общего объема продаж трех аукционных домов. Пожалуй, именно это соотношение можно назвать самым оптимистичным из всего обзора: коллекционер образца 2020 года не только готов покупать «звезды», но и создавать новые «звездочки».
Таблица 3. Топ-10 продаж русских художников во время «русских недель» на британских аукционах, 2020
№ |
Художник |
Название работы |
Аукционный дом |
Средний эстимейт (А), $ тыс. |
Цена с учетом BP* (В), $ тыс. |
Δ (В:А), % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Айвазовский И.К. |
Неаполитанский залив |
Sotheby's, Лондон |
2 266,50 |
2 897,90 |
+28 |
2 |
Айвазовский И.К. |
Корабль, проходящий в ночи |
Sotheby's, Лондон |
220,97 |
549,28 |
+149 |
3 |
Архипов А.Е. |
Крестьянка |
Christie's, Лондон |
378,81 |
315,68 |
–17 |
4 |
Рохлина В.Н. |
Вид Тифлиса |
Christie's, Лондон |
315,68 |
315,68 |
0 |
6 |
Кончаловский П.П. |
Урожай |
Sotheby's, Лондон |
220,97 |
236,76 |
+7 |
5 |
Коровин К.А. |
Эйфелева башня ночью |
MacDougall's, Лондон |
252,54 |
229,81 |
–9 |
7 |
Кончаловский П.П. |
Зеленые дубы в сумерках |
Sotheby's, Лондон |
88,39 |
150,00 |
+70 |
8 |
Кончаловский П.П. |
Бабье лето |
Sotheby's, Лондон |
75,76 |
149,95 |
+98 |
9 |
Рождественский К.Н. |
Девушка без паспорта |
Sotheby's, Лондон |
101,02 |
142,05 |
+41 |
10 |
Шишкин И.И. |
Скамейка в тени |
Sotheby's, Лондон |
50,51 |
134,16 |
+166 |
Общий объем продаж, $ |
5 121,25 |
* BP — Buyers Premium — комиссия покупателя.
Комментарий AI: Bonham’s самоликвидировался из «русских недель», сосредоточившись на том, что умеет лучше всего, — продавать дорогой виски, ювелирные украшения и спортивные авто. MacDougall’s неожиданно показал очень хорошие продажи современных авторов, при этом большинство сделок состоялось после онлайн-торгов в частном порядке (вспоминается строчка из песни: «Хоть поверьте, хоть проверьте…» — с той лишь разницей, что поверим охотно, а проверить нельзя никак). Sotheby’s смело оставил два аукционных дня — и не прогадал, а Christie’s решил перестраховаться, проведя торги в июле. И похоже, прогадал: в начале лета мы еще с легкостью тратили деньги, а ближе к его середине поняли, что все деньги вложили в яйца Оксаны Мась и японскую сюнгу. И стали экономнее.
Интересно, что нынешнее холодное лето не остудило желание менее значимых аукционных домов работать с русскими художниками: семь европейских аукционов — от Монако до Копенгагена — провели торги, включавшие сочетание Russian Art в свои названия (им мы посвятим отдельный материал). Прибавив это к сказанному в обзоре, суммируем:
• пандемия не повлияла на желание аукционных домов заниматься русским искусством — на уровне объединения отделов либо вообще их (временного) закрытия. Соответственно, их сотрудники не только чувствуют, но и видят рынок;
• пандемия не повлияла на желание коллекционеров покупать русское искусство — в той степени, в которой могла бы повлиять. «Русские недели» имеют практически идентичные данные с международными торгами: те же проценты снижения объема и средней стоимости лотов на фоне нескольких громких продаж. Другое дело, что топ-лоты различаются по цифрам, но с этим мы смирились и до кризиса, не так ли?
• пандемия чуть расшевелила интерес покупателей к новым именам и современному искусству. В данном случае «чуть» — это намеренно заниженная характеристика. Чтобы не сглазить.
Если же ограничиться одной фразой, описывающей «русские недели» — 2020, она звучит так: в период кризиса полный надежды рассвет Айвазовского хочется купить больше, чем бедное подворье Саврасова.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200730_Russian_Summer_2020.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200730_Russian_Summer_2020.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет