«Русские недели» в Лондоне: итоги 2020 года
Завершившаяся осенняя серия русских торгов позволяет подвести основные итоги сезона для отечественного искусства за рубежом
Вторые «Русские недели» 2020 года растянулись с 15 октября по 2 декабря — под стать кризису, заставляющему арт-рынок в этом сезоне принимать совершенно небывалые размеры. Напомним, результаты летней серии британских торгов русским искусством были признаны рынком успешными — с оговорками, о которых AI подробно писал здесь. Сегодня пришло время анализировать продажи осеннего сезона. Или, если точнее, осенне-зимнего, учитывая два декабрьских дня.
В денежном выражении четверка британских аукционных домов собрала $42,77 млн — на 156 % больше последних июньских сборов ($16,69 млн), и «всего» на 6 % меньше объема продаж ноября 2019 года ($45,61 млн). С оглядкой на кризис суммарный годовой оборот русского искусства на британских торгах ($59,46 млн) вполне может поспорить с результатами прошлых лет: на 35 % ниже результатов 2019-го и на 22 % — 2018-го. На фоне сокращения объемов мировых продаж Sotheby’s и Christie’s в первом полугодии 2020 года в среднем на 49 % — картина более чем оптимистичная: те же аукционные дома (показатели Bonhams и MacDougall’s на цифры, к сожалению, не повлияли. — AI.) продавали русское искусство в целом заметно успешнее, чем искусство остальных стран.
Вернемся к «Русским неделям» второй половины 2020. Отметим, что выставлено было на 38 % лотов больше, чем полугодом ранее, однако доля проданных лотов снизилась с последнего лета на 15 % меньше (здесь в значительной степени «помог» MacDougall’s, своим показателем успешных продаж в 22 % испортив общую картину: без него среднее значение осталось бы на уровне летних 60 %. — AI.). Из $42,77 млн продажи декоративно-прикладного искусства принесли $12,24 млн, или 29 % сборов второго полугодия. Достичь этого результата во многом помог Sotheby’s, проведя сразу двое специализированных торгов с участием русского ДПИ. Бóльшую выручку ($4,41 млн) зафиксировал аукцион, где выставлялись 14 работ из коллекции Бруклинского музея. Christie’s и Bonhams этой осенью своих «Фаберже» сложили в одну корзину (торги) с изобразительным искусством — и получили более скромные результаты.
Таблица 1. Продажи искусства во время «Русских недель» на британских аукционах, 2018–2020
Период | Объем продаж, млн $ | Всего лотов, шт. | Продано лотов | ||
---|---|---|---|---|---|
шт. | % | ||||
2018 | июнь | 30,83 | 1 117 | 749 | 67 |
ноябрь | 45,18 | 1 178 | 718 | 61 | |
весь год | 76,01 | 2 295 | 1 467 | 64 | |
|
|
|
|
| |
2019 | июнь | 46,35 | 1 175 | 721 | 61 |
ноябрь | 45,61 | 1 254 | 743 | 59 | |
весь год | 91,96 | 2 429 | 1 464 | 60 | |
|
|
|
|
| |
2020 | июнь | 16,69 | 945 | 563 | 60 |
ноябрь | 42,77 | 1 300 | 662 | 51 | |
весь год | 59,46 | 2 245 | 1 225 | 55 | |
|
|
|
| ||
Динамика 2018–2020, % | –21,77 | –2,18 | –16,50 | –13,68 | |
Динамика 2019–2020, % | –35,34 | –7,58 | –16,33 | –8,38 |
В осенних «Русских неделях» участвовали четыре основных игрока из четырех: если летнюю серию пропустил Bonhams, то сейчас он вернулся — правда, его доля в общих сборах составила всего 3,2 %. Стартовали «недели», как и полугодом ранее, с торгов MacDougall’s, проведенных аж 15 октября. Christie’s этой осенью назначил торги на неделю раньше Sotheby’s (летом 2020-го — на месяц позже). Между двумя грандами аукционного рынка разместился Bonhams (активные ссылки на названиях аукционных домов ведут к обзорам торгов, которые мы публиковали по «горячим следам». — AI.).
Таблица 2. Продажи искусства во время «Русских недель» по аукционным домам, ноябрь — декабрь 2020
Аукционный дом | Объем продаж, $ млн | Всего лотов, шт. | Продано лотов, | |
---|---|---|---|---|
шт. | % | |||
Sotheby's | 27,14 | 517 | 316 | 61 |
Christie's | 11,30 | 272 | 179 | 66 |
MacDougall’s | 2,99 | 326 | 80 | 25 |
Bonhams | 1,35 | 185 | 87 | 47 |
Общий объем продаж, $ млн | 42,77 | — | — | — |
Как и полгода назад, ценовой рекорд осенних «русских торгов» достался и Sotheby’s, и Ивану Константиновичу Айвазовскому: живопись «Кораблекрушение у берега Черного моря» 1887 года была продана за $2,92 — вполовину дороже среднего эстимейта ($1,89 млн). В рейтинге, учитывающем всю историю открытых аукционных продаж художника в долларах США по курсу на момент совершения сделки, эта цифра вышла на второе место, опередив летний рекорд — цену картины «Неаполитанская бухта» ($2,89 млн). Как и полгода назад, отмечаем рекордные дистанции, которые отдельные работы преодолели на пути от стартовой стоимости к цене молотка. Среди лидеров здесь (см. табл. 3) — две работы Константина Коровина (Sotheby's и Christie’s), живопись Константина Сомова (Sotheby's) и Михаила Нестерова (Christie’s). Главную сенсацию в анализе отрыва цены молотка от оценки аукционного дома обеспечили результаты продаж Константина Рождественского, о котором не так давно рассказывал AI («Художник недели: Константин Рождественский»): две его ранние работы превзошли средний эстимейт в 7 и 13 раз соответственно.
Интересно сопоставить топ-10 результатов обеих «Русских недель» 2020 года: летом объем продаж десяти самых дорогих работ составил $5,12 млн, осенью — $11,77 млн (+130 %). В процентном отношении относительно общего объема продаж русского искусства это цифры практически равны: 31 % (летом) и 30 % (осенью) соответственно. Различия начинаются с медианных показателей: летом медианная стоимость (величина в выборке, половина из элементов которой больше нее, а другая половина меньше)лотов из топ-10 составляла $233,3 тыс. (в 2,2 раза ниже средней стоимости), осенью — $860 тыс. (в 1,4 раза ниже средней стоимости). Переводим на понятный язык: в июне — июле 2020 года на торгах присутствовал явный лидер, за которым зияла ценовая пропасть, и далее — более скромные результаты. На последней «Русской неделе» цены в первой десятке распределились более-менее равномерно, что говорит о возросшей покупательской активности в целом (а не только о внимании ценителей к отдельным художникам или выдающимся работам).
Отдельного внимания заслуживает группа художников-шестидесятников, а также современных авторов — в частности, Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского, Ивана Чуйкова, Леонида Сокова, Бориса Орлова, Мераба Абрамишвили, Ольги Тобрелутс и Дмитрия Шорина (об этих результатах мы скоро расскажем отдельно. — AI.). На контрасте с общим успехом работы нескольких авторов первой величины на осенних торгах покупателей не нашли: среди них Николай Рерих, Борис Григорьев и Илья Репин (Christie’s), Василий Суриков (Bonhams) и Наталия Гончарова (Sotheby’s).
Таблица 3. Топ-10 продаж русских художников во время «Русских недель» на британских аукционах, ноябрь —- декабрь 2020
№ | Художник | Название работы | Аукционный дом | Средний эстимейт (А), $ тыс. | Цена с учетом BP* (В), $ тыс. | Δ (В:А), % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Айвазовский И. К. | Кораблекрушение у берега Черного моря | Sotheby's, Лондон | 1 894,05 | 2 921,89 | +54 |
2 | Коровин К. А. | В саду | Christie's, Лондон | 315,68 | 1 513,35 | +379 |
3 | Сомов К. А. | Спящая женщина в комнате в платье XVIII века | Sotheby's, Лондон | 505,08 | 1 424,58 | +182 |
4 | Айвазовский И. К. | Отплытие Колумба из Палоса | Sotheby's, Лондон | 1 578,38 | 1 317,63 | –17 |
6 | Серебрякова З. Е. | Обнаженная | Christie's, Лондон | 631,35 | 861,79 | +37 |
5 | Семирадский Г. И. | Парнас | Sotheby's, Лондон | 631,35 | 859,27 | +36 |
7 | Рождественский К. И. | Элеватор | Sotheby's, Лондон | 63,14 | 813,43 | +1188 |
8 | Нестеров М. В. | Священное озеро | Christie's, Лондон | 315,68 | 710,27 | +125 |
9 | Коровин К. А. | Портрет балерины Веры Трефиловой | Sotheby's, Лондон | 220,97 | 691,20 | +213 |
10 | Рождественский К. И. | Портрет женщины в красном | Sotheby's, Лондон | 88,39 | 660,65 | +647 |
Общий объем продаж, $ тыс. | 11 774,06 |
* BP — Buyers Premium — комиссия покупателя.
Комментарий AI: совсем недавно мы называли результаты летней серии «русских недель» очень удачными на фоне кризиса, а сегодня имеем цифру в 2,5 раза больше — и все равно слышим недовольные возгласы. Дескать, вот если бы и летние сборы показали нечто подобное, то можно было бы по итогам сезона замахнуться на результаты прошлых лет… При этом критики забывают о том, что еще накануне летних торгов никто не гарантировал, что в 2020 году состоятся и осенние. В итоге русское искусство в международном поле показало себя в числе региональных лидеров по динамике увеличения объемов продаж от одних торгов к другим.
Суммируем основные выводы по итогам осенних «Русских недель», а также лондонского присутствия русского искусства в 2020 году:
• «Что русскому хорошо — то немцу смерть». На фоне сокращения аукционных продаж основных международных сегментов — старых мастеров, импрессионистов и модернистов, а также послевоенного и современного искусства — специализированные торги русского искусства во второй половине 2020 года показали серьезный рост. Отсутствие корреляции русской души с мировыми проблемами арт-рынок наблюдает регулярно: например, в 2019 году, когда объемы продаж на мировом публичном рынке показали рекорд снижения за последние 5 лет, русское искусство в Лондоне, наоборот, удивило западные аукционы лучшими за 5 лет суммарными сборами. Главная задача аукционов теперь — найти в поведении русских закономерности, а если таковые отыщутся — продолжить пользоваться ими в интересах рынка;
• «Желтая майка лидера — все еще у Sotheby’s». В первом полугодии Sotheby’s обошел своего главного конкурента Christie’s по части продаж русского искусства: в прошлом отчете мы отмечали смелость аукционного дома стартовать первым, оставить два аукционных дня вместо одного и взять «докризисным» количеством лотов, делая ставку на объем продаж в деньгах, а не на количество проданных / не проданных предметов. Когда к ноябрю похожую тактику предложил Christie’s, то оказалось, что конкурент и здесь нашел чем удивить: пока другие аукционные дома собирали предметы по частным коллекционерам, Sotheby’s пошел в поисках русского искусства по музеям, распродававшим коллекции. И ведь нашел-таки весьма неочевидный, но гениальный «бруклинский» вариант — не среди живописи, так среди ДПИ.
• «ДПИ — артефакт для тех, кому за 50. А современное искусство — “Шишкин” для тех, кому нет 50». Полгода назад мы осторожно писали об интересе покупателей к новым именам и современному искусству. Сегодня можно сказать об этом громче: ценовая динамика продаж шестидесятников и актуального искусства кое-где превышает аналогичные показатели русских классиков. Здесь даже не знаешь, кого больше благодарить: то-ли международные аукционы нонконформистов, проводимые Sotheby’s последние несколько лет, то-ли Facebook-аукционы, поддержавшие современное искусство в карантин на уровне недорогих предметов — и (вовремя) передавшие эстафету аукционным домам с предметами более значимыми. А может, просто подтянулась образованность покупателей за счет учебных программ и свободного времени — а с ней и культурный уровень, требующий от человека конвертации арт-знаний в арт-покупки. Но то, что успех русского декоративно-прикладного искусства — это антикварный ответ старшего поколения Поколению Z, с его кроссовками, часами и коллекционными фигурками, несомненная правда. С точки зрения художественной ценности это очень правильно: поклонникам Майкла Джордана еще следует дорасти до понимания искусства Карла Фаберже.
• «Художник недели от AI определяет рынок». Отличие нынешнего сезона от предыдущих — в отсутствии явных ценовых лидеров среди проданных работ, которые в иные годы составляли до 25 % сборов отдельных аукционных торгов (Серов, Серебрякова, Петров-Водкин). При этом начинают появляться «андердоги» (по аналогии с боксом. — AI.) — авторы и работы, на которые изначально мало кто ставил. Речь, конечно же, о Константине Рождественском, аргументы в пользу роста рынка которого мы приводили летом в статье «Художник недели: Константин Рождественский». Сегодняшний успех — свидетельство либо расширения набора привычного британскому глазу имен, либо активизации частных владельцев работ художника в спекулятивной игре с его ценами (другое дело, что этих цен можно было ожидать еще в 2006-м, по итогам ретроспективы в ГТГ). В целом топ-продажи 2020 года пусть и не вышли за пределы $3 млн, но держались более кучно — словно участники арт-рынка в пандемию. А это уже дает надежду на выздоровление рынка русского искусства чуть ранее, чем остальных региональных рынков, стремящихся на Запад. Слово «чуть» здесь может иметь решающее значение: по сути, на арт-рынке сейчас начнется период передела собственности и первоначального накопления капитала — только капиталом этим будет внимание аукционных домов, а собственностью — количество торгов, которые они по итогу выделят (или оставят), глядя на существующие результаты. В нашем случае первым шагом к этому стало бы возобновление Sotheby’s и Christie’s нью-йоркских продаж искусства стран СНГ.
Кстати сказать, топ-работа лондонских торгов по итогам осенних «Русских недель» — живопись Айвазовского «Кораблекрушение у берега Черного моря» — очень показательна. Во-первых, если принять теорию «зеркальной сущности искусства», согласно которой коллекционер покупает работы, максимально далекие по настроению, колориту, сюжету и пр. от его действительности, то за нового владельца этого полотна можно лишь порадоваться: в реальной жизни вокруг него — штиль и стабильность. Другими словами, от июня к декабрю собирательный образ русского коллекционера проделал путь от «Неаполитанского залива» (неуверенности в кризис и желании видеть рассвет) до «Кораблекрушения…» (обретения твердой почвы через адаптацию к внешним факторам).
Во-вторых, до того как неделю назад найти нынешнего владельца за $2,92 млн, картина «Кораблекрушение у берега Черного моря» ранее была продана (как минимум) дважды — за $2,6 млн в 2014 году, и за $1,52 млн — в 2006-м. Считайте последнюю строчку адресованной всем скептикам, считающим что русское искусство, приобретенное в 2006–2008 годах на волне роста спекулятивного рынка, никогда нельзя будет продать по более высокой цене.
Как видим — вполне можно. Только для этого должно пройти время, а сам художник — быть уровня Ивана Константиновича. Или около того.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201208_russian_weeks.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201208_russian_weeks.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.