Художник недели: Константин Рождественский
ARTinvestment.RU   06 июля 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели представителя русского авангарда, ученика Малевича и мастера выставочного дизайна Константина Ивановича Рождественского

 

Годы жизни: 1906–1997

Направление: авангард

Вид искусства: живопись, графика, дизайн

Жизнь и творчество

Единственный из мастеров русского авангарда, доживший до конца XX века, ученик и последователь идей Казимира Малевича Константин Иванович Рождественский родился 19 марта (1 апреля) 1906 года в селе Берикуль Мариинского уезда Томской губернии в семье местного священника. Закончив начальную школу, в возрасте 14 лет Константин Рождественский начал работать в мастерской деревянных детских игрушек.

Начальное художественное образование будущий художник получил в мастерской живописца Митрофана Полякова в Томске. С Поляковым Рождественский познакомился в 1919 году, во время учебы в Томском политехническом институте. В мастерской, которую начинающий художник посещал по 1922 год, Рождественский создал свои первые самостоятельные работы (с ними он в том же 1922 году участвовал в «Выставке картин томских художников»), а также познакомился с новейшими художественными течениями и творчеством Сезанна, Пикассо, Малевича и Татлина. К началу 1920-х годов относятся и первые шаги в оформительской деятельности художника: во время учебы в институте он работал декоратором в Томском театре и оформил отдел «Кустарная промышленность» на сельскохозяйственной выставке в Томске.

В 1923 году, за заслуги в учебе и работе, Константин Рождественский был по командировке томского Дома просвещения направлен в Петроград для продолжения художественного образования в Академии художеств. Однако, воспитанный на эстетике новейших художественных течений, Рождественский вскоре покинул стены Академии и перешел на обучение к Казимиру Малевичу. В конце 1923 — начале 1924 занимался у него в МХК (Музее художественной культуры), а с 1924-го по 1926-й — в ГИНХУКе (Государственном институте художественной культуры).

Таким образом, дальнейшее художественное образование Рождественского строилось по особой педагогической программе Малевича, включавшей в себя последовательное изучение «систем» нового искусства: импрессионизма, сезаннизма, кубизма, футуризма, супрематизма. Точное следование этой программе нашло свое отражение в работах Рождественского 1920-х годов: если в его портретах, натюрмортах и пейзажах 1923–1924 годов преобладают импрессионистические приемы, то уже в 1925 году он вполне уверенно пишет в узнаваемой сезанновской манере, а к 1929 году доходит до супрематизма и абстракции.

В 1929 году Рождественский вместе с учениками Малевича Л. А. Юдиным и В. В. Стерлиговым основывает творческое объединение «Группа живописно-пластического реализма», куда входили также В. М. Ермолаева и А. А. Лепорская. Помимо участия в группе, в конце 1920-х годов он начал преподавать не только как художник, но и как теоретик и историк искусства: работал в Ленинградском институте истории искусств и руководил изостудией Дома культуры имени Первой пятилетки в Ленинграде.

Активную деятельность в качестве художника-станковиста и занятия теорией и практикой новейших течений живописи Рождественский сочетал с оформительской работой: занимался дизайном и оформлением книг, плакатов и других видов бумажной продукции. Впоследствии такая способность к продуктивной деятельности сразу в нескольких сферах искусства сыграет большую роль в его жизни.

К 1930-м годам относится следующий этап развития творческой манеры художника. Оставив опыты супрематизма в графике, в живописи Рождественский приступил к созданию так называемого «Крестьянского цикла» — серии работ, вдохновленных образами постсупрематического «Крестьянского цикла» Малевича (к ним, кстати, относится «Крестьянка с распростертыми руками в зеленой кофте» (1930-е), выставленная сегодня на AI Аукционе). В этом цикле Рождественского выделяют несколько отдельных тематических разделов — фигуры крестьянок, рыжебородых мужиков, семьи в поле, снопы и т.д.

Исследователи творчества художника называют время создания этого цикла «порой высших достижений Рождественского в живописи». Зачастую он использует сюжет, композиционное или пластическое решение, увиденное им у Малевича, однако переосмысливает его, наделяя свои вещи особым чувством, колоритом и атмосферой, почерпнутой им из собственного опыта жизни в Сибири. «Это и грандиозные светоносные сибирские закаты; это и рыжие сибирские мужики-крестьяне… это и золотые купола церквей на фоне густых сибирских лесов», — описывал истоки своего вдохновения художник.

Развитие живописной манеры художника, да и вообще его жизнь и работа, непосредственно связанная с искусством авангарда (и в живописи и в графике), оборвались практически на взлете. В 1934 году, избежав репрессий, которым подверглись все остальные члены группы Веры Ермолаевой, Рождественский переехал в Москву, где оставил занятия живописью и прожил следующие шесть с лишним десятилетий.

В Москве живопись в его жизни осталась в виде хобби, а основным занятием стало оформительство. Если точнее — оформление выставок и павильонов для крупных, в том числе международных, выставочных мероприятий. С конца 1930-х годов он в качестве дизайнера оформлял павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937, под руководством Н. Суетина) и Нью-Йорке (1939). В 1958 году Рождественский был главным художником Всемирной выставки в Брюсселе, за что был награжден одной из высших наград Бельгии — Орденом Леопольда II.

В 1950–70-х работал заместителем главного художника ВДНХ, на Всесоюзной строительной выставке, оформлял многочисленные советские выставки за рубежом, Всесоюзные художественные выставки в Москве, был куратором декоративно-прикладного искусства в Союзе художников СССР. За успехи в оформительской деятельности в 1976 году получил звание Народного художника РСФСР, а в 1979-м стал действительным членом Академии художеств СССР. Одним из последних крупных проектов художника стало оформление знаменитой выставки «Москва — Париж» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1981 году.

За годы своей международной деятельности, Константин Рождественский познакомился со многими представителями современного искусства и даже использовал творчество некоторых из них (например, Де Кирико, искусство которого он уважал и любил) в качестве отправной точки для создания собственных проектов. Несмотря на то, что он больше не принимал активного участия в творческой жизни страны в качестве живописца, принципы, почерпнутые им у Малевича и художников его круга, он использовал в работе до конца жизни.

Прожив невероятно долгую жизнь, Рождественский умер в Москве, 30 июня 1997 года.

Впервые в новейшей истории в музейном пространстве топ-уровня работы Константина Рождественского были экспонированы в 1992 году в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке и Городском музее Стеделийк в Амстердаме в составе групповой выставки «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915–1932». Первая персональная выставка художника прошла в 1993 году в Galerie Gmurzynska в Кельне. Произведения Рождественского также были представлены публике в составе групповой выставки «В круге Малевича» (2000, Государственный Русский музей, 2001, Государственная Третьяковская галерея). К 100-летию Константина Рождественского в 2006 году ретроспективная выставка художника была проведена Государственной Третьяковской галереей. В 2019 году в Нью-йоркской Almine Rech Gallery состоялась групповая выставка Lineup («Состав <художников>»), в которой работы Рождественского экспонировались рядом с произведениями еще 23 художников, в том числе Пабло Пикассо, Пьера Боннара, Казимира Малевича, Барнетта Ньюмана и Фрэнка Стеллы.

Работы художника находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, престижных частных коллекциях в России (в частности, в собрании Романа Бабичева), странах Европы и США.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих вещей Константина Рождественского входят работы, созданные в конце 1920-х — начале 1930-х годов и проданные лондонскими аукционными домами. Третий по стоимости результат был достигнут в 2013 году: «Крымский пейзаж и Автопортрет (двусторонняя работа)» (1929, бумага, акварель) была продана на MacDougall's за $11 435. Два последующих ценовых рекорда были установлены в 2019–2020 годах на Sotheby’s: в ноябре прошлого года «Стоящая женская фигура» (1934, холст, масло) ушла с молотка за $128 650, а на последних июньских торгах Sotheby’s продал живопись «Девушка без паспорта» (1933, фанера, масло) за $142 054.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 10 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 5 работ, графика — 5 работ. Средняя стоимость проданных работ — $90,0 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $282,1 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 3 к 7 (30 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

2011–2013

3

1

33

2

2014–2017

3

0

0

3

2018–2020

4

2

50

2

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

Великобритания

5

3

60

2

РФ

5

0

0

5

На данный момент Константин Рождественский не имеет повторных продаж, поэтому воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 220 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму почти в 2,2 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 100 % продаж. Обратим внимание, что аукционная история художника началась в 2011 году, т.е. после бума русского авангарда у отечественных коллекционеров 2007–2009 годов, который привел к перегреванию рынка и спекулятивному росту цен, а затем к такому же резкому ослаблению спроса. В случае Константина Рождественского рынок публичных продаж художника формировался, скорее, «вопреки», а не «благодаря» — другими словами, природным образом, без участия регуляторов сверху. Этим, в частности, можно объяснить и отрицательный баланс продаж в первые годы появлений на аукционах.

В общепринятой практике, в случае, когда художник имеет 10 аукционных прецедентов, а две наиболее успешные продажи приходятся на последние торги, следует искать причины в маркетинговой активности и лоббировании интересов. Несмотря на ретроспективную выставку Рождественского в Третьяковской галерее (2006), интересы стоявших за ней частных коллекционеров не были учтены при формировании международных выставок RUSSIA! (2006–2007, Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао) и From Russia (2008, Королевская академия искусств в Лондоне). Следовательно, художник не попал в условный «пул» русского авангарда, определивший вкус и спрос в последующие годы. При этом Galerie Gmurzynska, одна из наиболее влиятельных европейских галерей, занимающихся искусством XX века, продолжала работу с международными покупателями. На наш взгляд, катализатором интереса к творчеству Константина Рождественского стала групповая выставка в нью-йоркской Almine Rech Gallery (2019), где художник бы представлен наряду с первыми именами авторов своего времени. Отметим, что среди 24 художников той выставки лишь Константин Рождественский на данный момент выставляется аукционными домами в составе нишевых торгов («русская неделя») — остальные уже перешагнули в разряд наиболее престижных вечерних торгов. Учитывая это, зададимся вопросом: долго ли Константин Рождественский будет считаться локальным русским художником или вскоре сменит аукционную прописку с приставкой Russian Born («рожден в России»)?

На текущем, 337-м AI Аукционе выставлен картон «Крестьянка с распростертыми руками в зеленой кофте» (1930-е).

Источники: liveinternet.ru, tg-m.ru, babichevcollection.com



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх