- Натюрморт 1910-е года, авангард.
- Каминные вазочки в викторианском стиле 19 век
- В.Н.Макаренко, соцреализм, огромное полотно 9,5х4,4 метра
- Забавно
- «Коллекцiонеръ Клуб» представляет выставку «До встречи в Париже»
- Российский миллиардер пострадал от антиквара-мошенника
- Мини-коллекция автопортретов художников ленинградского андеграунда
- Мини-коллекция художников ленинградского андеграунда
- Юлия Марчевская "Портрет пожилой женщины" рисунок
- Юлия Марчевская "Натурщик" рисунок



Смешанные торги осени — 2020. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU 06 ноября 2020
Анализ объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства ведущих аукционных домов
В новом отчете ArtTactic проанализировал три вечерних аукциона, прошедших в октябре 2020 года по смешанной модели, то есть намеренно собравших вместе искусство разного времени. Смешанные торги в 2020 году состоялись уже во второй раз — напомним, минувшим летом их результаты стали причиной осторожных восторгов и надежды на скорое восстановление рынка. От осеннего аукционного сезона ждали либо закрепления результатов, либо доказательств их случайности. В итоге вышло нечто среднее.
ArtTactic ожидаемо сравнил результаты октябрьских торгов не с цифрами годичной давности, а с летними показателями, когда на покупателях и была опробована смешанная модель. Важная деталь: из последующих цифр исключены продажи трех предметов коллекционирования, не попадающих под определение произведений искусства (о них будет сказано отдельно). Объектами своего исследования британская компания выбрала:
• два аукциона Sotheby’s: Contemporary Art Evening Sale и Impressionist & Modern Art Evening Sale (оба — 28 октября 2020);
• аукцион 20th Century Evening Sale от Christie’s (6 октября 2020).
Таблица 1. Основные итоги осенних объединенных торгов
Показатель | Осень 2020 | Изменения в сравнении с летом 2020, % |
---|---|---|
Продано лотов | 118 шт. | –18,1 |
91,5 % | –2,8 | |
Совокупный объем продаж по цене молотка | $487,3 млн | –27,7 |
Средняя стоимость лота по цене молотка | $4,13 млн | –11,8 |
Доля лотов, проданных выше среднего эстимейта | 27,9 % | –32,4 |
То же, но более подробно.
• Объем объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства, состоявшихся на трех аукционах с суммарным эстимейтом $494,5–714,7 млн, составил $487,3 млн.
• В сравнении с результатами летних смешанных торгов 2020 года объем продажи в Нью-Йорке, Гонконге и Лондоне в ценовом значении снизился на 27,7 % ($674,5 млн).
• Лоты стоимостью более $10 млн (10 шт.) по-прежнему составили более половины объема продаж Sotheby’s и Christie’s — 42,8 %, или $208,6 млн (в количественном отношении — всего 10,8 % от числа проданных лотов). В июне 2020 года на этот ценовой сегмент пришлось 53,1 % от общего объема продаж. Негативную динамику показало соотношение среднего эстимейта проданных лотов и совокупного объема продаж. Летом объем всех проданных лотов в ценовом выражении превысил их совокупный средний эстимейт на 7,7 %, а осенью не дотянул до него аж на 13,4%.
• На смешанных торгах объем финансовых гарантий аукционных домов и третьих лиц (которые приобрели бы непроданный лот по нижней границе эстимейта) по сравнению с летними значениями упал на 30 %: предметы искусства были подкреплены $273,5 млн гарантий ($389,3 млн в июне 2020). Количество гарантированных лотов также упало: с 76 до 65 шт. Аукционные дома использовали разные стратегии: Sotheby’s гарантировал 40 лотов со средней стоимостью по молотку в $3,1 млн, в то время как Christie’s подкрепил гарантией выкупа только 15 лотов — но со значительно более высокой средней стоимостью ($11,1 млн).
• Количество лотов, снятых с аукционных торгов, также возросло: на три осенних аукциона таковых пришлось аж 13 шт. с общей оценочной стоимостью $82,3 млн по среднему эстимейту (на летних торгах — всего 3 шт. общей стоимостью $8,9 млн). Эксперты связывают это как с беспокойством продавцов, что их предметы искусства не будут проданы, так и с желанием аукционных домов сохранить доверие к рынку за счет высоких показателей проданных лотов (в обоих случаях большинство лотов были переданы в отделы частных продаж Sotheby’s и Christie’s, и их судьба, включая ценовые показатели, неизвестна. — AI.).
• Этой осенью аукционные дома впервые объединили в единых каталогах произведения искусства и предметы коллекционирования: Christie's предложил к продаже скелет тираннозавра, получивший собственное имя Stan ($27,5 млн), и тройку винтажных автомобилей, Sotheby’s выставил мебельный гарнитур ($18,4 млн). Суммарные $45,9 млн, принесенные этими тремя лотами (8,6 % объема продаж) пока не нашли однозначной оценки экспертов: одни видят в смешении сегментов признаки нового успешного аукционного формата, впервые использованного еще летом, другие — желание аукционных домов увеличить продажи любой ценой (в том числе за счет неожиданных информационных поводов).
Таблица 2. Общие данные продаж предметов искусства на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, осень 2020
Аукционный дом | Sotheby's | Christie's | |
---|---|---|---|
Формат торгов | Единые торги | Торги с отдельным аукционистом в каждой стране | |
Место проведения торгов | Нью-Йорк, Лондон, Гонконг | Нью-Йорк, Лондон, Гонконг | |
Количество торгов | 2 | 1 | |
Объем продаж (цена молотка), $ млн | 220,4 | 266,9 | |
Нижний эстимейт, $ млн | 223,2 | 271,3 | |
Верхний эстимейт, $ млн | 321,3 | 393,4 | |
Выставлено лотов, шт. | 75 | 54 | |
Продано лотов, | шт. | 73 | 45 |
% | 97,3 | 83,3 | |
Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ млн | 3,02 | 5,93 | |
Лоты, проданные выше среднего эстимейта, шт. | 20 | 15 | |
Лоты, проданные ниже среднего эстимейта, шт. | 53 | 38 | |
Топ-продажа | Лот 112. Альберто Джакометти. Femme Leoni (1958). $22,6 млн | Лот 16. Сай Твомбли. | |
Лоты с гарантией выкупа, шт. | 40 | 15 | |
Доля гарантированной суммы выкупа от финальной суммы по молотку, % | 50,7 | 60,6 | |
Доля лотов с онлайн-ставками, % | 11,0 | 10,9 | |
Доля лотов, проданных по онлайн-ставкам, % | 4,0 | 2,2 |
Таблица 3. Топ-10 продаж предметов искусства на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, осень 2020
№ | Автор | Название работы | Метод совершения сделки / Город | Сегмент искусства | Цена продажи (молоток), $ млн |
---|---|---|---|---|---|
1 | Сай Твомбли (1928–2011) | Untitled (Bolsena) | Телефон / Нью-Йорк | Послевоенное | 35,0 |
2 | Марк Ротко (1903–1970) | Untitled | Телефон / Нью-Йорк | Послевоенное | 28,0 |
3 | Поль Сезанн (1839–1906) | Nature morte avec pot au lait, melon et sucrier | Телефон / Лондон | Импрессионизм | 26,0 |
4 | Пабло Пикассо (1881–1973) | Femme dans un fauteuil | Телефон / Нью-Йорк | Модернизм | 25,5 |
5 | Альберто Джакометти (1901–1966) | Femme Leoni | Телефон / Гонконг | Модернизм | 22,6 |
6 | Виллем де Кунинг (1904–1997) | Woman (Green) | Телефон / Нью-Йорк | Послевоенное | 20,0 |
7 | Винсент Ван Гог (1853–1890) | Fleurs Dans Un Verre | Телефон / Нью-Йорк | Импрессионизм | 13,9 |
8 | Джорджо де Кирико (1888–1978) | Il pomeriggio di Arianna (Ariadne's Afternoon) | Телефон / Нью-Йорк | Модернизм | 13,6 |
9 | Рене Магритт (1898–1967) | L'Ovation | Телефон / Нью-Йорк | Модернизм | 12,0 |
10 | Джексон Поллок (1912–1956) | Red Composition | Телефон / Нью-Йорк | Послевоенное | 12,0 |
Таблица 4. Топ-10 предметов искусства, проданных с наибольшим превышением среднего эстимейта на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, осень 2020
№ | Имя художника | Название работы | Метод совершения сделки / Город | Сегмент искусства | Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е |
---|---|---|---|---|---|
1 | Мэтью Вонг (1984–2019) | Dialogue | Телефон / Нью-Йорк | Молодые художники | 5,48 |
2 | Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) | Vase d'anémones | Телефон / Нью-Йорк | Импрессионизм | 2,30 |
3 | Дэмиен Хёрст (1965) | Mickey | Телефон / Нью-Йорк | Признанные современные художники | 2,24 |
4 | Энди Уорхол (1928–1987) | Albert Einstein (from Ten Portraits of Jews of the 20th century) | Телефон / Нью-Йорк | Послевоенное | 2,18 |
5 | Пабло Пикассо (1881–1973) | Le Peintre I | Телефон / Лондон | Модернизм | 1,88 |
6 | Энди Уорхол (1928–1987) | Lifesavers (From Ads) | Телефон / Нью-Йорк | Послевоенное | 1,71 |
7 | Герхард Рихтер (1932) | Abstraktes Bild | Телефон / Нью-Йорк | Признанные современные художники | 1,64 |
8 | Том Оттернесс (1952) | Crying Giant | Телефон / Лондон | Признанные современные художники | 1,63 |
9 | Эдгар Дега (1834–1917) | Grande Arabesque, Deuxième Temps | Телефон / Нью-Йорк | Импрессионизм | 1,40 |
10 | Жан–Мишель Баския (1960–1988) | Black | Телефон / Нью-Йорк | Послевоенное | 1,37 |
Комментарий AI: многие ожидали сравнения главных торгов осеннего аукционного сезона с летними — дескать, на примере октября мы увидим, как рынок адаптировался к последствиям пандемии. При этом забыли об одном простом «но»: чтобы сравнивать активность осеннего рынка с летним, нужно было подержать коллекционеров в изоляции месяца четыре — как это случилось в начале года. Скорее, сегодня мы имеем зеркально-противоположную ситуацию: как рынок искусства будет покупать в преддверии нового карантина (плюс, возможно, нового Президента основной арт-рыночной державы, коей являются США). В итоге летние аукционы, в большинстве своем, сработали как шиномонтажный сервис в межсезонье: кто поменял резину (обзавелся деньгами, протиснувшись в тесное игольное ушко ограниченного количества принимаемых лотов), а кто и докупил пару комплектов «про запас» (приобрел активов в средней ценовой категории для пережидания вневременного кризиса). Осенью на рынок вышли те, кто не успел обратить деньги в активы от искусства летом, когда, во-первых, отчасти вернулся привычный аукционный формат с аукционистом (хоть и в режиме телемоста), во-вторых, на торгах вновь появились хорошие работы, с которыми можно переждать любой кризис, и в третьих, когда, измученные карантинной скукой, покупатели торговались, можно сказать, с былым азартом. Октябрь же, лишенный всех этих составляющих, стал бледным эпигоном летней аукционной эйфории.
Отметим, что Sotheby’s и Christie’s отреагировали на происходящее синхронно: они фактически одинаково показали результаты ниже летних. То есть мы говорим о системном явлении, а не об ошибке одного из двух игроков. Более того, осторожный в минувшем полугодии Christie’s (который регулярно проводил свои значимые торги позже основного конкурента, принимал во внимание все его недочеты и делал ставку на более дорогие лоты) в октябре решил сделать ход первым: провел аукцион за три недели до Sotheby’s — но получил похожий результат.
Немаловажная деталь: мы не знаем, какая судьба постигла снятые в последний момент с торгов лоты — были они в итоге проданы, остались среди предложений отделов частных продаж аукционных домов или вернулись владельцам. Равно как нет официальной информации о судьбе скульптуры Джакометти с оценкой $90 млн, выставленной на «тайную продажу» c закрытыми ставками на Sotheby’s, которая на момент выхода материала уже должна была быть четыре дня как продана. Мы не знаем, скольких клиентов оттянул на себя от публичных аукционов Лоик Гузье своим «эксклюзивным» мобильным приложением Fair Warning и как распорядились имуществом покойных топ-коллекционеров Гагосян и компания. И уж точно мы не знаем, сколько предметов искусства (и по каким ценам) были проданы международными музеями, спасающимися от угрозы закрытия.
Зато мы видим, что аукционные торги становятся похожи на «кабинеты древностей» — популярный формат коллекционирования эпохи Возрождения, родом из Средневековой Венеции. Здесь тебе и мебель, и скелеты, и транспортные средства, и драгоценности — и немного искусства. Если за счет многообразия рынок и вправду переживет свое персональное возрождение — ничего против мы иметь не будем. Пока же происходящее вокруг нас — это причудливое Барокко.
И пока на Sotheby’s выставляют скелеты динозавров, а не самих художников, тревогу бить преждевременно. Дайте рынку отдышаться: он и сам, считайте, все эти месяцы носил маску.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201106_hybrid.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201106_hybrid.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 27.01.2021 Игра на чужом поле: смогли бы галереи проводить аукционы? По мнению легендарного аукциониста Симона де Пюри, им давно пора это делать
- 27.01.2021 Центр Помпиду закроется на многолетнюю реконструкцию Ремонтные работы хотят завершить к 2027 году
- 26.01.2021 Выставка искусства вместо пустующих витрин На Лонг-Айленде собственникам зданий, в которых есть закрывшиеся магазины, предложили демонстрировать в витринах работы местных художников. В случае отказа владельцев ждёт штраф
- 26.01.2021 Решается судьба коллекции главы Samsung Работы Ротко, Бэкона и Джакометти из коллекции недавно скончавшегося председателя концерна Samsung Ли Гон Хи, вероятно, будут проданы наследниками для выплаты многомиллиардных налогов на наследство
- 22.01.2021 Ярмарка Art Basel перенесена на сентябрь Арт-ярмарка в Базеле в оффлайн-формате должна состояться 21–26 сентября 2021
- 25.01.2021 Коллекция карточек с покемонами продана за $408 тысяч Мировой аукционный рекорд для карточной игры «Покемон» был установлен на торгах Heritage Auctions в Далласе
- 25.01.2021 Загадки портрета Боттичелли за $80 млн Спорная атрибуция, личности модели и заказчика, наличие инородной детали XIV века — некоторые из тайн «Портрета юноши с медальоном», выставленного в этот четверг на Sotheby’s с эстимейтом $80 млн
- 22.01.2021 Итоги AI аукциона № 363 12 лотов на сумму свыше 10,1 млн рублей
- 15.01.2021 Итоги AI аукциона № 362 Суммарная выручка достигла 10,4 млн рублей. Продано 18 лотов
- 15.01.2021 Рекорды комиксов: от Тинтина до Бэтмена Эскиз к комиксу о Тинтине продан за рекордные для оригинальной иллюстрации €3,2 млн. А экземпляр комикса «Бэтмен № 1» ушел за $2,22 млн, став самым дорогим изданием про Бэтмена и вторым самым дорогим напечатанным комиксом в мире
- 27.01.2021 Литература: Дэвид В. Галенсон. Старые мастера и молодые гении Книга, призывающая разобраться в основных мотивах творчества и их влиянии на рынок художника
- 21.01.2021 Современные художники в кризис: Оскар Мурильо История художника, который своим примером открыл дорогу молодым художникам — и оказался не у дел
- 20.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 2 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке в рынку искусства
- 19.01.2021 Художник недели: Александр Родченко История, ценовые и маркетинговые показатели Александра Родченко, чья многосторонняя практика выступает символом творческого эксперимента в эпоху авангарда
- 18.01.2021 Открыты 49-е торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Каталог составили работы Дмитрия Беловолова, Марины Колдобской, Владимира Коркодыма, Олега Кулика, Анны Лавровой, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Бориса Смотрова и Максима Татаринцева
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
- 13.01.2021 Выставка Татьяны Черновой в Музее AZ В Музее Анатолия Зверева на 21 января запланировано открытие масштабной выставки московской художницы Татьяны Черновой «Благая весть», посвященной светлому празднику Рождества
- 29.12.2020 Третьяковская галерея сообщила выставочные планы на 2021 год В музее планируют провести выставки Врубеля, Бенуа, Пименова, Венецианова и не только
- 28.12.2020 В Петербурге открылась выставка «Киммерия Максимилиана Волошина. 1920 год» Выставка в Президентской библиотеке им. Б. Н. Ельцина представляет более ста экспонатов из коллекции Дома-музея М. А. Волошина – картины, рисунки, фотографии и архивные документы, книги и личные вещи поэта
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Натюрморт 1910-е года, авангард.
- Каминные вазочки в викторианском стиле 19 век
- В.Н.Макаренко, соцреализм, огромное полотно 9,5х4,4 метра
- Забавно
- «Коллекцiонеръ Клуб» представляет выставку «До встречи в Париже»
- Российский миллиардер пострадал от антиквара-мошенника
- Мини-коллекция автопортретов художников ленинградского андеграунда
- Мини-коллекция художников ленинградского андеграунда
- Юлия Марчевская "Портрет пожилой женщины" рисунок
- Юлия Марчевская "Натурщик" рисунок