Смешанные торги осени — 2020. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU   06 ноября 2020

Анализ объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства ведущих аукционных домов

В новом отчете ArtTactic проанализировал три вечерних аукциона, прошедших в октябре 2020 года по смешанной модели, то есть намеренно собравших вместе искусство разного времени. Смешанные торги в 2020 году состоялись уже во второй раз — напомним, минувшим летом их результаты стали причиной осторожных восторгов и надежды на скорое восстановление рынка. От осеннего аукционного сезона ждали либо закрепления результатов, либо доказательств их случайности. В итоге вышло нечто среднее.

ArtTactic ожидаемо сравнил результаты октябрьских торгов не с цифрами годичной давности, а с летними показателями, когда на покупателях и была опробована смешанная модель. Важная деталь: из последующих цифр исключены продажи трех предметов коллекционирования, не попадающих под определение произведений искусства (о них будет сказано отдельно). Объектами своего исследования британская компания выбрала:

• два аукциона Sotheby’s: Contemporary Art Evening Sale и Impressionist & Modern Art Evening Sale (оба — 28 октября 2020);

• аукцион 20th Century Evening Sale от Christie’s (6 октября 2020).

Таблица 1. Основные итоги осенних объединенных торгов

Показатель

Осень 2020

Изменения в сравнении с летом 2020, %

Продано лотов

118 шт.

–18,1

91,5 %

–2,8

Совокупный объем продаж по цене молотка

$487,3 млн

–27,7

Средняя стоимость лота по цене молотка

$4,13 млн

–11,8

Доля лотов, проданных выше среднего эстимейта

27,9 %

–32,4

То же, но более подробно.

• Объем объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства, состоявшихся на трех аукционах с суммарным эстимейтом $494,5–714,7 млн, составил $487,3 млн.

• В сравнении с результатами летних смешанных торгов 2020 года объем продажи в Нью-Йорке, Гонконге и Лондоне в ценовом значении снизился на 27,7 % ($674,5 млн).

• Лоты стоимостью более $10 млн (10 шт.) по-прежнему составили более половины объема продаж Sotheby’s и Christie’s — 42,8 %, или $208,6 млн (в количественном отношении — всего 10,8 % от числа проданных лотов). В июне 2020 года на этот ценовой сегмент пришлось 53,1 % от общего объема продаж. Негативную динамику показало соотношение среднего эстимейта проданных лотов и совокупного объема продаж. Летом объем всех проданных лотов в ценовом выражении превысил их совокупный средний эстимейт на 7,7 %, а осенью не дотянул до него аж на 13,4%.

• На смешанных торгах объем финансовых гарантий аукционных домов и третьих лиц (которые приобрели бы непроданный лот по нижней границе эстимейта) по сравнению с летними значениями упал на 30 %: предметы искусства были подкреплены $273,5 млн гарантий ($389,3 млн в июне 2020). Количество гарантированных лотов также упало: с 76 до 65 шт. Аукционные дома использовали разные стратегии: Sotheby’s гарантировал 40 лотов со средней стоимостью по молотку в $3,1 млн, в то время как Christie’s подкрепил гарантией выкупа только 15 лотов — но со значительно более высокой средней стоимостью ($11,1 млн).

• Количество лотов, снятых с аукционных торгов, также возросло: на три осенних аукциона таковых пришлось аж 13 шт. с общей оценочной стоимостью $82,3 млн по среднему эстимейту (на летних торгах — всего 3 шт. общей стоимостью $8,9 млн). Эксперты связывают это как с беспокойством продавцов, что их предметы искусства не будут проданы, так и с желанием аукционных домов сохранить доверие к рынку за счет высоких показателей проданных лотов (в обоих случаях большинство лотов были переданы в отделы частных продаж Sotheby’s и Christie’s, и их судьба, включая ценовые показатели, неизвестна. — AI.).

• Этой осенью аукционные дома впервые объединили в единых каталогах произведения искусства и предметы коллекционирования: Christie's предложил к продаже скелет тираннозавра, получивший собственное имя Stan ($27,5 млн), и тройку винтажных автомобилей, Sotheby’s выставил мебельный гарнитур ($18,4 млн). Суммарные $45,9 млн, принесенные этими тремя лотами (8,6 % объема продаж) пока не нашли однозначной оценки экспертов: одни видят в смешении сегментов признаки нового успешного аукционного формата, впервые использованного еще летом, другие — желание аукционных домов увеличить продажи любой ценой (в том числе за счет неожиданных информационных поводов).

Таблица 2. Общие данные продаж предметов искусства на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, осень 2020

Аукционный дом

Sotheby's

Christie's

Формат торгов

Единые торги

Торги с отдельным аукционистом в каждой стране

Место проведения торгов

Нью-Йорк, Лондон, Гонконг

Нью-Йорк, Лондон, Гонконг

Количество торгов

2

1

Объем продаж (цена молотка), $ млн

220,4

266,9

Нижний эстимейт, $ млн

223,2

271,3

Верхний эстимейт, $ млн

321,3

393,4

Выставлено лотов, шт.

75

54

Продано лотов,

шт.

73

45

%

97,3 

83,3 

Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ млн

3,02

5,93

Лоты, проданные выше среднего эстимейта, шт.

20 

15 

Лоты, проданные ниже среднего эстимейта, шт.

53 

38 

Топ-продажа

Лот 112. Альберто Джакометти. Femme Leoni (1958). $22,6 млн

Лот 16. Сай Твомбли.
Untitled (Bolsena) (1969) 
$35,0 млн

Лоты с гарантией выкупа, шт.

40

15

Доля гарантированной суммы выкупа от финальной суммы по молотку, %

50,7

60,6

Доля лотов с онлайн-ставками, %

11,0

10,9

Доля лотов, проданных по онлайн-ставкам, %

4,0

2,2

Таблица 3. Топ-10 продаж предметов искусства на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, осень 2020

Автор

Название работы

Метод совершения сделки / Город

Сегмент искусства

Цена продажи (молоток), $ млн

1

Сай Твомбли (1928–2011)

Untitled (Bolsena) 

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

35,0

Марк Ротко (1903–1970)

Untitled 

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

28,0

Поль Сезанн (1839–1906)

Nature morte avec pot au lait, melon et sucrier

Телефон / Лондон

Импрессионизм

26,0

Пабло Пикассо (1881–1973)

Femme dans un fauteuil 

Телефон / Нью-Йорк

Модернизм

25,5

Альберто Джакометти (1901–1966)

Femme Leoni 

Телефон / Гонконг

Модернизм

22,6

Виллем де Кунинг (1904–1997)

Woman (Green) 

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

20,0

Винсент Ван Гог (1853–1890)

Fleurs Dans Un Verre 

Телефон / Нью-Йорк

Импрессионизм

13,9

Джорджо де Кирико (1888–1978)

Il pomeriggio di Arianna (Ariadne's Afternoon)

Телефон / Нью-Йорк

Модернизм

13,6

Рене Магритт (1898–1967)

L'Ovation 

Телефон / Нью-Йорк

Модернизм

12,0

10 

Джексон Поллок (1912–1956)

Red Composition 

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

12,0

Таблица 4. Топ-10 предметов искусства, проданных с наибольшим превышением среднего эстимейта на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, осень 2020

Имя художника

Название работы

Метод совершения сделки / Город

Сегмент искусства

Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е

1

Мэтью Вонг (1984–2019)

Dialogue 

Телефон / Нью-Йорк

Молодые художники

5,48

Пьер Огюст Ренуар (1841–1919)

Vase d'anémones 

Телефон / Нью-Йорк

Импрессионизм

2,30

Дэмиен Хёрст (1965)

Mickey 

Телефон / Нью-Йорк

Признанные современные художники

2,24

Энди Уорхол (1928–1987)

Albert Einstein (from Ten Portraits of Jews of the 20th century)

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

2,18

Пабло Пикассо (1881–1973)

Le Peintre I 

Телефон / Лондон

Модернизм

1,88

Энди Уорхол (1928–1987)

Lifesavers (From Ads) 

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

1,71

Герхард Рихтер (1932)

Abstraktes Bild 

Телефон / Нью-Йорк

Признанные современные художники

1,64

Том Оттернесс (1952)

Crying Giant 

Телефон / Лондон

Признанные современные художники

1,63

Эдгар Дега (1834–1917)

Grande Arabesque, Deuxième Temps 

Телефон / Нью-Йорк

Импрессионизм

1,40

10 

Жан–Мишель Баския (1960–1988)

Black

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

1,37

Комментарий AI: многие ожидали сравнения главных торгов осеннего аукционного сезона с летними — дескать, на примере октября мы увидим, как рынок адаптировался к последствиям пандемии. При этом забыли об одном простом «но»: чтобы сравнивать активность осеннего рынка с летним, нужно было подержать коллекционеров в изоляции месяца четыре — как это случилось в начале года. Скорее, сегодня мы имеем зеркально-противоположную ситуацию: как рынок искусства будет покупать в преддверии нового карантина (плюс, возможно, нового Президента основной арт-рыночной державы, коей являются США). В итоге летние аукционы, в большинстве своем, сработали как шиномонтажный сервис в межсезонье: кто поменял резину (обзавелся деньгами, протиснувшись в тесное игольное ушко ограниченного количества принимаемых лотов), а кто и докупил пару комплектов «про запас» (приобрел активов в средней ценовой категории для пережидания вневременного кризиса). Осенью на рынок вышли те, кто не успел обратить деньги в активы от искусства летом, когда, во-первых, отчасти вернулся привычный аукционный формат с аукционистом (хоть и в режиме телемоста), во-вторых, на торгах вновь появились хорошие работы, с которыми можно переждать любой кризис, и в третьих, когда, измученные карантинной скукой, покупатели торговались, можно сказать, с былым азартом. Октябрь же, лишенный всех этих составляющих, стал бледным эпигоном летней аукционной эйфории.

Отметим, что Sotheby’s и Christie’s отреагировали на происходящее синхронно: они фактически одинаково показали результаты ниже летних. То есть мы говорим о системном явлении, а не об ошибке одного из двух игроков. Более того, осторожный в минувшем полугодии Christie’s (который регулярно проводил свои значимые торги позже основного конкурента, принимал во внимание все его недочеты и делал ставку на более дорогие лоты) в октябре решил сделать ход первым: провел аукцион за три недели до Sotheby’s — но получил похожий результат.

Немаловажная деталь: мы не знаем, какая судьба постигла снятые в последний момент с торгов лоты — были они в итоге проданы, остались среди предложений отделов частных продаж аукционных домов или вернулись владельцам. Равно как нет официальной информации о судьбе скульптуры Джакометти с оценкой $90 млн, выставленной на «тайную продажу» c закрытыми ставками на Sotheby’s, которая на момент выхода материала уже должна была быть четыре дня как продана. Мы не знаем, скольких клиентов оттянул на себя от публичных аукционов Лоик Гузье своим «эксклюзивным» мобильным приложением Fair Warning и как распорядились имуществом покойных топ-коллекционеров Гагосян и компания. И уж точно мы не знаем, сколько предметов искусства (и по каким ценам) были проданы международными музеями, спасающимися от угрозы закрытия.

Зато мы видим, что аукционные торги становятся похожи на «кабинеты древностей» — популярный формат коллекционирования эпохи Возрождения, родом из Средневековой Венеции. Здесь тебе и мебель, и скелеты, и транспортные средства, и драгоценности — и немного искусства. Если за счет многообразия рынок и вправду переживет свое персональное возрождение — ничего против мы иметь не будем. Пока же происходящее вокруг нас — это причудливое Барокко.

И пока на Sotheby’s выставляют скелеты динозавров, а не самих художников, тревогу бить преждевременно. Дайте рынку отдышаться: он и сам, считайте, все эти месяцы носил маску.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201106_hybrid.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201106_hybrid.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх