Современные художники в кризис: Ёсимото Нара
История художника, который подтвердил, что свято место пусто не бывает
В этой рубрике AI рассказывает о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодняшний художник в обновленном ноябрьском рейтинге неожиданно для многих занял первую строчку в списке признанных авторов. Оправданны ли выданные ему авансы — постараемся разобраться вместе с вами.
Представляем: Ёсимото Нара (1959) — один из тех художников современного японского искусства, которые принесли ему популярность на международном уровне. Его художественный язык сформировался в 1990-х годах в русле общего направления нео-поп, впоследствии отделившегося на японской почве в течение Superflat.
Нео-поп, расцвет которого был обусловлен художественной парадигмой постмодерна, продолжил размышления на тему искусства, коммерции и массовой культуры, начатые поп-артом. Superflat (от англ. flat— плоский) представляет собой один из вариантов возвращения к этой проблематике, укорененный в сущностных качествах японского искусства, а именно традиционно превалирующей в нем двухмерности, линейности изображения. Немалую роль в визуальном и концептуальном наполнении течения сыграла и ориентация Японии на американскую популярную культуру, увлечение которой нарастало начиная с 1960-х годов, встречая, в свою очередь, интерес с противоположной стороны — в особенности к японским аниме и манга. Общим местом у художников, ассоциирующихся с Superflat, стало использование этого особого мультипликационного типа образности.
Сам термин был введен Такаси Мураками в 2000 году и закрепился благодаря одноименной выставке, прошедшей в 2001 году в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, Центре искусств Уокера в Миннеаполисе и Художественной галерее Генри в Сиэтле. Помимо Мураками, в ней участвовали 18 художников — среди них главный герой нашей рубрики, а также не менее признанные сейчас Тихо Аоисима и Ая Такано. Их произведения сочетали в себе плоскостность изображения с западными художественными техниками, мотивы традиционного японского искусства, мифологии и народной культуры с образами массовой продукции.
Искусство Нара строится на том же культурном фундаменте. Центральная фигура в его творчестве — портрет ребенка, для которого одинаково заманчиво искать прототипы как в традиции театральных масок окамэ, так и в персонажах современных японских комиксов или диснеевских мультфильмов. Дети с большими, гипертрофированными глазами и головами, с подчеркнуто румяными щеками изображаются на условном фоне и выступают лаконичными эмблемами всего спектра проблем вокруг различения взрослого и детского, порочного и невинного. Первой работой такого плана стала «Девочка с ножом в руке», выполненная Нара еще во время учебы в Дюссельдорфе, в 1991 году. С этого момента мотив детской фигуры на пастельном фоне крупного холста используется Нара постоянно. Своих маленьких героев он снабжает деталями, которые могут указывать на личные интересы художника — например, костюмами героев западной музыкальной сцены конца 1970-х — середины 1980-х годов, или вкладывает им в руки совсем не «детские» предметы, такие как сигареты или огнестрельное оружие.
В понимании образа ребенка в том виде, в котором он существует у Нара, решающее значение имеют две концепции. Первая — эстетика kawaii, которая строится на теме эмпатии к более слабому существу, как правило животному или ребенку. Она находит свое выражение в подчеркнуто невинных феминизированных персонажах, активно использует мультипликацию и другие атрибуты «детского», а значит — милого. Другой основой оказывается западная музыкальная культура тви-поп (искаж. от англ. sweet), обретшая широкое распространение во второй половине 1980-х годов в Великобритании и вслед за kawaii эксплуатирующая темы наивности и инфантильности. Контраст, который закономерно возникает при сочетании в образе ребенка подобной идеализированной сентиментальности с неким чуждым ей, даже зловещим элементом, становится главным способом воздействия живописных работ Нара.
Хотя именно подобные картины стали визитной карточкой художника, творчество Нара не ограничивается живописью: он обращается к скульптуре, инсталляции, иллюстрации. Одним из наиболее известных образов, созданных художником, стала гигантская скульптура Memorial Dog (2006), репродуцированная бесчисленное количество раз в других размерах и художественных техниках, во всякого рода сувенирной продукции — от принтов на футболках до игрушек. На ее основе художник написал детскую книгу The Lonesome Puppy(2008). Издание, в основу которого была положена трогательная история об одиноком щенке, сопровождалось авторскими иллюстрациями. Так в этот образ художником была привнесена и личная эмоциональная составляющая.
Карьерные вехи Ёсимото Нары
Искусство Нары неотделимо от контекста развития западной музыки, которой он увлекся еще в детстве. Оно прошло в городе Хиросаки в префектуре Аомори, где будущий художник познавал окружающий мир через инди, фолк и пост-панк 1960–70-х годов. Комбинация изображений с пластинок и их звучания сложилась в единую систему его художественного восприятия. И самые первые его работы, и всё дальнейшее творчество испытывали и безусловно находятся сейчас под сильным влиянием музыки и авторских музыкальных предпочтений, а будучи уже зрелым художником он выполнил обложки для альбомов групп Shonen Knife, R.E.M., Bloodthirsty Butchers.
Нара начал получать образование в сфере искусства на родине, в Aichi Prefectural University of Fine Arts and Music, а после окончания бакалавриата (1985) отправился в Германию, в Дюссельдорф. Там, в Дюссельдорфской государственной академии художеств, он в 1988–1993 годах занимался под руководством А. Р. Пенка, а его художественная концепция претерпела еще одно вливание извне — немецкого неоимпрессионизма. Завершив обучение, он переехал в Кёльн (1994).
Настоящим прорывом в карьере Нары стала выставка 1995 года In the Deepest Puddle в галерее SCAI the Bathhouse gallery в Токио, где были широко представлены именно его узнаваемые детские образы. Тогда же началось его сотрудничество с галерей Blum & Poe в Лос-Анджелесе. В 2000 году он окончательно обосновался в Японии. Следующий год принес ему сразу две поворотных выставки: персональную I don’t mind, if you forget me в Художественном музее Йокогамы и групповую, уже упомянутую выше экспозицию Superflat. Так художник прочно закрепился на международной арене. А после резонансной выставки в Asia Society Museum в 2010 году, во время недели азиатского искусства в Нью-Йорке он получил приглашение от гиганта Pace Gallery — с которой связан контактом до сих пор.
На протяжении последних двадцати лет Ёсимото Нара опирается на собственный словарь изобразительных констант, который еще с 2000-х годов пользуется большим коммерческим успехом. Творчество Нара не обходят стороной и солидные институции: масштабная ретроспектива художника, насчитывающая более 100 его произведений за последние 36 лет работы, пройдет в Художественном музее округа Лос-Анджелес (LACMA), как только музей вновь откроется для посетителей. Произведения Нары входят в коллекции Центра искусств Фишер-Ландау и Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, Музея современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCA), Института искусств Миннеаполиса, Музея Рубелл в Майами, Британского музея в Лондоне, Фонда Карминьяка в Париже, Музея современного искусства в Токио и многих других. Основные галереи, представляющие художника, — Pace Gallery в Нью-Йорке и Tomio Koyama в Токио.
Ёсимото Нара в цифрах
На первом для японского художника аукционе — нью-йоркском Christie’s в 2000 году — его гуашь с говорящим названием No Pain No Gain («Под лежачий камень вода на течет») была продана за $1,9 тыс. по цене молотка. Возможно, автор счел название единственной проданной на первых же торгах работы рекомендацией свыше: в следующие несколько сезонов количество представленных на аукционах работ стало исчисляться десятками, стоимость живописи побила отметку в $100 тыс., а средняя стоимость акварелей — $10 тыс. Объем публичных продаж в $10 млн за один календарный год Нара превзошел лишь в 2011-м — при том, что его тогдашний персональный аукционный рекорд состоялся еще в 2007-м ($1,3 млн). Серьезно выросло количество выставляемых (и продаваемых) на публичных торгах лотов японского художника в 2015 году, параллельно начало снижаться количество лотов непроданных — и этот показатель у Нары в последние пятилетие составляет крайне низкие для признанного художника 10–12 %. Текущий аукционный рекорд художника был установлен в 2019 году: за $21,7 млн по цене молотка была продана живопись Knife Behind Back (2000) на гонконгском Sotheby’s. Всего к настоящему моменту на счету Ёсимото Нары 3 638 проданных лотов, 44 % из которых — работы стоимостью до $10 тыс. (в основной массе тиражная продукция).
Капитализация художника на публичном рынке за 11 месяцев 2020 года уже составляет $30,74 млн — второй результат в его истории после сверхуспешного 2019 года. Согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен Ёсимото Нары вырос на 1025 % (одну тысячу двадцать пять процентов). При этом нынешний сезон является рекордным по значению индекса для японца — даже по сравнению с 2019-м этот показатель у него вырос на 165 %! Другими словами, лучше (продавать) меньше — да лучше.
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Ёсимото Нары, 2000–2020
№ | Название работы | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн | Превышение среднего эстимейта, % |
---|---|---|---|---|---|
1 | Knife Behind Back (2000) | Sotheby's, Гонконг | 2019 | 21,67 | нет данных |
2 | Can't Wait 'til the Night Comes (2012) | Christie's, Гонконг | 2019 | 10,23 | нет данных |
3 | Not Everything but / Green House (2009) | Poly Auction, Гонконг | 2019 | 4,34 | 36,0 |
4 | Midnight Vampire (2010) | China Guardian, Гонконг | 2019 | 4,14 | 51,2 |
5 | Looking at You (2007) | Sotheby's, Гонконг | 2019 | 3,95 | 72,2 |
6 | Sleepless Night (Cat) (1999) | Christie's, Гонконг | 2019 | 3,70 | 26,1 |
7 | Not Everything but / Orange House (2009) | Poly Auction, Гонконг | 2019 | 3,51 | 10,0 |
8 | Little Thinker (2000) | Phillips, Нью-Йорк | 2019 | 3,50 | 0,0 |
9 | Girl in the moon (2008) | Poly International, Пекин | 2020 | 3,21 | 43,3 |
10 | Three Stars (2014) | Sotheby's, Гонконг | 2020 | 3,10 | –22,6 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны проданных работ Ёсимото Нары на аукционных торгах, 2000–2020
Ценовой диапазон | <10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1–5 млн | >$5 млн | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 4,83 | 24,56 | 18,39 | 68,59 | 46,33 | 110,49 | 31,89 |
% | 1,58 | 8,1 | 6,0 | 22,5 | 15,2 | 36,2 | 10,5 | |
шт. | 1 328 | 997 | 260 | 312 | 65 | 55 | 2 |
Таблица 3. Динамика продаж Ёсимото Нары на аукционных торгах, 2013–2020
Показатель / Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 12,33 | 12,57 | 24,18 | 24,87 | 29,53 | 30,51 | 85,10 | 30,74 |
шт. | 185 | 162 | 202 | 223 | 298 | 357 | 391 | 312 |
Ёсимото Нара и индикатор доверия
По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка относились к ближайшему будущему художника с осторожностью: согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, Нара получил 50 баллов из максимальных 100 (13-е место). Спустя полгода, в ноябрьском рейтинге ArtTactic Ёсимото единолично занял 1-ю строчку с 94-мя баллами. По мнению рынка, это означает, что в краткосрочной перспективе (до весны 2021 года) продажи художника находятся в безопасности.
Ёсимото Нара также входит в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в мае 2020 года он получил 24-ю строчку в рейтинге (35 баллов), а в ноябре — 13-ю (50 баллов). Ближайшие соседи японца в списке — недавние герои материалов AI Питер Дойг и Ансельм Кифер. К слову, 11 лет назад в аналогичном рейтинге ArtTactic из этой троицы присутствовал лишь Дойг, а Кифер и Нара попали на рыночные радары в качестве признанных художников несколькими годами позже.
Комментарий AI: существует такое понятие, как «зеркальная сущность искусства» — когда наибольшей популярностью (как визуальной, так и коммерческой) на внутреннем рынке определенной страны пользуется творчество тех художников, которые максимально противоположно отражают происходящее вокруг. Так, в регионах с унылым однотонным пейзажем будут популярны яркие цвета, в странах с высоким уровнем жизни — зияющая бедность и ужасы, и тому подобное. Высокотехнологичная Япония с цветовым безумием рекламы и телевизионной картинки всегда будет почитать в высоком искусстве минимализм и монохромность. Буйство красок Такаши Мураками — это не исключение из правил, а «экспортный вариант» островного искусства, такой же, как японские суши или итальянская пицца (стоит ли говорить, что у себя на родине оба блюда выглядят, мягко говоря, по-другому). А вот Ёсимото Нара — это именно «японский» художник: сдержанность в цветах, скрытая ярость эмоций персонажей, но при этом — крайне высокая узнаваемость. Кстати, о персонажах: на примере KAWS мы знаем, какое место занимает образ героя в азиатской культуре и чем это грозит художнику в плане успешности при правильном подходе.
Аукционный рынок Нары в этом году держится очень неплохо: объем аукционных продаж соответствует его средним показателям с 2015 по 2018 год. В этом году на гонконгские площадки приходилось 63 % продаж Нары в ценовом выражении (в основном живопись). При этом за 18 лет аукционной жизни 53 % его работ по количеству было продано на территории Японии — в доказательство того, что пророки в своем отечестве встречаются, но лишь в сегменте массовой тиражной продукции. На первичном рынке Pace Gallery организовала две персональные выставки Нары этим летом и ранней осенью в Нью-Йорке. Однако персональная выставка Нары в LACMA (Лос-Анджелес) была отложена на неопределенный срок. Если вспомнить, как японский художник привлекал у себе внимание 11 лет назад, сдаваясь полиции за роспись граффити нью-йоркского метро, то нынешний маркетинг выглядит намного респектабельнее. Сегодня любой метрополитен мира готов стоять в очереди, чтобы заполучить этого арт-вандала. Но для этого им нужно выиграть конкуренцию у музеев.
В отношении Нары ходят разговоры, что фильм Тима Бёртона «Большие глаза» (2014) был инициирован именно его продавцами — в частности, Pace Gallery: пусть в картине речь идет об американском художнике 1960-х, творчество Ёсимото рынок стал называть именно так — Большие глаза. На справедливость этого утверждения намекает и массовое появление художника на международных арт-ярмарках именно с 2015 года. Кстати, помимо Pace, Нарой занимается и одна из крупнейших галерей Японии — Tomio Koyama, которая в свое время начинала работать с Такаши Мураками. Но тот, как известно, с началом пандемии поспешил заявить о банкротстве — и неожиданно на смену ему в статусе главной азиатской звезды 2020 года из пучины самоизоляции «вынырнул» Ёсимото.
Если все сказанное выше — правда, то Ёсимото Нара своим возвращением на арт-рынок подтвердил поговорку «Свято место пусто не бывает». Чем ответит ему Мураками?
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201203_nara_denispart.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201203_nara_denispart.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.