Современные художники в кризис: Ёсимото Нара
ARTinvestment.RU   03 декабря 2020

История художника, который подтвердил, что свято место пусто не бывает

В этой рубрике AI рассказывает о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодняшний художник в обновленном ноябрьском рейтинге неожиданно для многих занял первую строчку в списке признанных авторов. Оправданны ли выданные ему авансы — постараемся разобраться вместе с вами.

Представляем: Ёсимото Нара (1959) — один из тех художников современного японского искусства, которые принесли ему популярность на международном уровне. Его художественный язык сформировался в 1990-х годах в русле общего направления нео-поп, впоследствии отделившегося на японской почве в течение Superflat.

Нео-поп, расцвет которого был обусловлен художественной парадигмой постмодерна, продолжил размышления на тему искусства, коммерции и массовой культуры, начатые поп-артом. Superflat (от англ. flat— плоский) представляет собой один из вариантов возвращения к этой проблематике, укорененный в сущностных качествах японского искусства, а именно традиционно превалирующей в нем двухмерности, линейности изображения. Немалую роль в визуальном и концептуальном наполнении течения сыграла и ориентация Японии на американскую популярную культуру, увлечение которой нарастало начиная с 1960-х годов, встречая, в свою очередь, интерес с противоположной стороны — в особенности к японским аниме и манга. Общим местом у художников, ассоциирующихся с Superflat, стало использование этого особого мультипликационного типа образности.

Сам термин был введен Такаси Мураками в 2000 году и закрепился благодаря одноименной выставке, прошедшей в 2001 году в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, Центре искусств Уокера в Миннеаполисе и Художественной галерее Генри в Сиэтле. Помимо Мураками, в ней участвовали 18 художников — среди них главный герой нашей рубрики, а также не менее признанные сейчас Тихо Аоисима и Ая Такано. Их произведения сочетали в себе плоскостность изображения с западными художественными техниками, мотивы традиционного японского искусства, мифологии и народной культуры с образами массовой продукции.

Искусство Нара строится на том же культурном фундаменте. Центральная фигура в его творчестве — портрет ребенка, для которого одинаково заманчиво искать прототипы как в традиции театральных масок окамэ, так и в персонажах современных японских комиксов или диснеевских мультфильмов. Дети с большими, гипертрофированными глазами и головами, с подчеркнуто румяными щеками изображаются на условном фоне и выступают лаконичными эмблемами всего спектра проблем вокруг различения взрослого и детского, порочного и невинного. Первой работой такого плана стала «Девочка с ножом в руке», выполненная Нара еще во время учебы в Дюссельдорфе, в 1991 году. С этого момента мотив детской фигуры на пастельном фоне крупного холста используется Нара постоянно. Своих маленьких героев он снабжает деталями, которые могут указывать на личные интересы художника — например, костюмами героев западной музыкальной сцены конца 1970-х — середины 1980-х годов, или вкладывает им в руки совсем не «детские» предметы, такие как сигареты или огнестрельное оружие.

В понимании образа ребенка в том виде, в котором он существует у Нара, решающее значение имеют две концепции. Первая — эстетика kawaii, которая строится на теме эмпатии к более слабому существу, как правило животному или ребенку. Она находит свое выражение в подчеркнуто невинных феминизированных персонажах, активно использует мультипликацию и другие атрибуты «детского», а значит — милого. Другой основой оказывается западная музыкальная культура тви-поп (искаж. от англ. sweet), обретшая широкое распространение во второй половине 1980-х годов в Великобритании и вслед за kawaii эксплуатирующая темы наивности и инфантильности. Контраст, который закономерно возникает при сочетании в образе ребенка подобной идеализированной сентиментальности с неким чуждым ей, даже зловещим элементом, становится главным способом воздействия живописных работ Нара.

Хотя именно подобные картины стали визитной карточкой художника, творчество Нара не ограничивается живописью: он обращается к скульптуре, инсталляции, иллюстрации. Одним из наиболее известных образов, созданных художником, стала гигантская скульптура Memorial Dog (2006), репродуцированная бесчисленное количество раз в других размерах и художественных техниках, во всякого рода сувенирной продукции — от принтов на футболках до игрушек. На ее основе художник написал детскую книгу The Lonesome Puppy(2008). Издание, в основу которого была положена трогательная история об одиноком щенке, сопровождалось авторскими иллюстрациями. Так в этот образ художником была привнесена и личная эмоциональная составляющая.

Карьерные вехи Ёсимото Нары

Искусство Нары неотделимо от контекста развития западной музыки, которой он увлекся еще в детстве. Оно прошло в городе Хиросаки в префектуре Аомори, где будущий художник познавал окружающий мир через инди, фолк и пост-панк 1960–70-х годов. Комбинация изображений с пластинок и их звучания сложилась в единую систему его художественного восприятия. И самые первые его работы, и всё дальнейшее творчество испытывали и безусловно находятся сейчас под сильным влиянием музыки и авторских музыкальных предпочтений, а будучи уже зрелым художником он выполнил обложки для альбомов групп Shonen Knife, R.E.M., Bloodthirsty Butchers.

Нара начал получать образование в сфере искусства на родине, в Aichi Prefectural University of Fine Arts and Music, а после окончания бакалавриата (1985) отправился в Германию, в Дюссельдорф. Там, в Дюссельдорфской государственной академии художеств, он в 1988–1993 годах занимался под руководством А. Р. Пенка, а его художественная концепция претерпела еще одно вливание извне — немецкого неоимпрессионизма. Завершив обучение, он переехал в Кёльн (1994).

Настоящим прорывом в карьере Нары стала выставка 1995 года In the Deepest Puddle в галерее SCAI the Bathhouse gallery в Токио, где были широко представлены именно его узнаваемые детские образы. Тогда же началось его сотрудничество с галерей Blum & Poe в Лос-Анджелесе. В 2000 году он окончательно обосновался в Японии. Следующий год принес ему сразу две поворотных выставки: персональную I don’t mind, if you forget me в Художественном музее Йокогамы и групповую, уже упомянутую выше экспозицию Superflat. Так художник прочно закрепился на международной арене. А после резонансной выставки в Asia Society Museum в 2010 году, во время недели азиатского искусства в Нью-Йорке он получил приглашение от гиганта Pace Gallery — с которой связан контактом до сих пор.

На протяжении последних двадцати лет Ёсимото Нара опирается на собственный словарь изобразительных констант, который еще с 2000-х годов пользуется большим коммерческим успехом. Творчество Нара не обходят стороной и солидные институции: масштабная ретроспектива художника, насчитывающая более 100 его произведений за последние 36 лет работы, пройдет в Художественном музее округа Лос-Анджелес (LACMA), как только музей вновь откроется для посетителей. Произведения Нары входят в коллекции Центра искусств Фишер-Ландау и Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, Музея современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCA), Института искусств Миннеаполиса, Музея Рубелл в Майами, Британского музея в Лондоне, Фонда Карминьяка в Париже, Музея современного искусства в Токио и многих других. Основные галереи, представляющие художника, — Pace Gallery в Нью-Йорке и Tomio Koyama в Токио.

Ёсимото Нара в цифрах

На первом для японского художника аукционе — нью-йоркском Christie’s в 2000 году — его гуашь с говорящим названием No Pain No Gain («Под лежачий камень вода на течет») была продана за $1,9 тыс. по цене молотка. Возможно, автор счел название единственной проданной на первых же торгах работы рекомендацией свыше: в следующие несколько сезонов количество представленных на аукционах работ стало исчисляться десятками, стоимость живописи побила отметку в $100 тыс., а средняя стоимость акварелей — $10 тыс. Объем публичных продаж в $10 млн за один календарный год Нара превзошел лишь в 2011-м — при том, что его тогдашний персональный аукционный рекорд состоялся еще в 2007-м ($1,3 млн). Серьезно выросло количество выставляемых (и продаваемых) на публичных торгах лотов японского художника в 2015 году, параллельно начало снижаться количество лотов непроданных — и этот показатель у Нары в последние пятилетие составляет крайне низкие для признанного художника 10–12 %. Текущий аукционный рекорд художника был установлен в 2019 году: за $21,7 млн по цене молотка была продана живопись Knife Behind Back (2000) на гонконгском Sotheby’s. Всего к настоящему моменту на счету Ёсимото Нары 3 638 проданных лотов, 44 % из которых — работы стоимостью до $10 тыс. (в основной массе тиражная продукция).

Капитализация художника на публичном рынке за 11 месяцев 2020 года уже составляет $30,74 млн — второй результат в его истории после сверхуспешного 2019 года. Согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен Ёсимото Нары вырос на 1025 % (одну тысячу двадцать пять процентов). При этом нынешний сезон является рекордным по значению индекса для японца — даже по сравнению с 2019-м этот показатель у него вырос на 165 %! Другими словами, лучше (продавать) меньше — да лучше.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Ёсимото Нары, 2000–2020

Название работы
 (год создания)

Аукционный дом, город

Год продажи

Цена по молотку, $ млн

Превышение среднего эстимейта, %

1

Knife Behind Back (2000)

Sotheby's, Гонконг

2019

21,67

нет данных

2

Can't Wait 'til the Night Comes (2012)

Christie's, Гонконг

2019

10,23

нет данных

3

Not Everything but / Green House (2009)

Poly Auction, Гонконг

2019

4,34

36,0

4

Midnight Vampire (2010)

China Guardian, Гонконг

2019

4,14

51,2

5

Looking at You (2007)

Sotheby's, Гонконг

2019

3,95

72,2

6

Sleepless Night (Cat) (1999)

Christie's, Гонконг

2019

3,70

26,1

7

Not Everything but / Orange House (2009)

Poly Auction, Гонконг

2019

3,51

10,0

8

Little Thinker (2000)

Phillips, Нью-Йорк

2019

3,50

0,0

9

Girl in the moon (2008)

Poly International, Пекин

2020

3,21

43,3

10

Three Stars (2014)

Sotheby's, Гонконг

2020

3,10

–22,6

Таблица 2. Ценовые диапазоны проданных работ Ёсимото Нары на аукционных торгах, 2000–2020

Ценовой диапазон

<10 тыс.

$10–50 тыс.

$50–100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

$1–5 млн

>$5 млн

Объем продаж

$ млн

4,83

24,56

18,39

68,59

46,33

110,49

31,89

%

1,58

8,1

6,0

22,5

15,2

36,2

10,5

шт.

1 328

997

260

312

65

55

2

Таблица 3. Динамика продаж Ёсимото Нары на аукционных торгах, 2013–2020

Показатель / Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем продаж

$ млн

12,33

12,57

24,18

24,87

29,53

30,51

85,10

30,74

шт.

185

162

202

223

298

357

391

312

Ёсимото Нара и индикатор доверия

По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка относились к ближайшему будущему художника с осторожностью: согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, Нара получил 50 баллов из максимальных 100 (13-е место). Спустя полгода, в ноябрьском рейтинге ArtTactic Ёсимото единолично занял 1-ю строчку с 94-мя баллами. По мнению рынка, это означает, что в краткосрочной перспективе (до весны 2021 года) продажи художника находятся в безопасности.

Ёсимото Нара также входит в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в мае 2020 года он получил 24-ю строчку в рейтинге (35 баллов), а в ноябре — 13-ю (50 баллов). Ближайшие соседи японца в списке — недавние герои материалов AI Питер Дойг и Ансельм Кифер. К слову, 11 лет назад в аналогичном рейтинге ArtTactic из этой троицы присутствовал лишь Дойг, а Кифер и Нара попали на рыночные радары в качестве признанных художников несколькими годами позже.

Комментарий AI: существует такое понятие, как «зеркальная сущность искусства» — когда наибольшей популярностью (как визуальной, так и коммерческой) на внутреннем рынке определенной страны пользуется творчество тех художников, которые максимально противоположно отражают происходящее вокруг. Так, в регионах с унылым однотонным пейзажем будут популярны яркие цвета, в странах с высоким уровнем жизни — зияющая бедность и ужасы, и тому подобное. Высокотехнологичная Япония с цветовым безумием рекламы и телевизионной картинки всегда будет почитать в высоком искусстве минимализм и монохромность. Буйство красок Такаши Мураками — это не исключение из правил, а «экспортный вариант» островного искусства, такой же, как японские суши или итальянская пицца (стоит ли говорить, что у себя на родине оба блюда выглядят, мягко говоря, по-другому). А вот Ёсимото Нара — это именно «японский» художник: сдержанность в цветах, скрытая ярость эмоций персонажей, но при этом — крайне высокая узнаваемость. Кстати, о персонажах: на примере KAWS мы знаем, какое место занимает образ героя в азиатской культуре и чем это грозит художнику в плане успешности при правильном подходе.

Аукционный рынок Нары в этом году держится очень неплохо: объем аукционных продаж соответствует его средним показателям с 2015 по 2018 год. В этом году на гонконгские площадки приходилось 63 % продаж Нары в ценовом выражении (в основном живопись). При этом за 18 лет аукционной жизни 53 % его работ по количеству было продано на территории Японии — в доказательство того, что пророки в своем отечестве встречаются, но лишь в сегменте массовой тиражной продукции. На первичном рынке Pace Gallery организовала две персональные выставки Нары этим летом и ранней осенью в Нью-Йорке. Однако персональная выставка Нары в LACMA (Лос-Анджелес) была отложена на неопределенный срок. Если вспомнить, как японский художник привлекал у себе внимание 11 лет назад, сдаваясь полиции за роспись граффити нью-йоркского метро, то нынешний маркетинг выглядит намного респектабельнее. Сегодня любой метрополитен мира готов стоять в очереди, чтобы заполучить этого арт-вандала. Но для этого им нужно выиграть конкуренцию у музеев.

В отношении Нары ходят разговоры, что фильм Тима Бёртона «Большие глаза» (2014) был инициирован именно его продавцами — в частности, Pace Gallery: пусть в картине речь идет об американском художнике 1960-х, творчество Ёсимото рынок стал называть именно так — Большие глаза. На справедливость этого утверждения намекает и массовое появление художника на международных арт-ярмарках именно с 2015 года. Кстати, помимо Pace, Нарой занимается и одна из крупнейших галерей Японии — Tomio Koyama, которая в свое время начинала работать с Такаши Мураками. Но тот, как известно, с началом пандемии поспешил заявить о банкротстве — и неожиданно на смену ему в статусе главной азиатской звезды 2020 года из пучины самоизоляции «вынырнул» Ёсимото.

Если все сказанное выше — правда, то Ёсимото Нара своим возвращением на арт-рынок подтвердил поговорку «Свято место пусто не бывает». Чем ответит ему Мураками?


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201203_nara_denispart.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201203_nara_denispart.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх