Современные художники в кризис: Питер Дойг
ARTinvestment.RU   22 октября 2020

Мотивы из фильмов, искусства и периодики — в отражении магического реализма… и цифр

В рубрике «Современные художники в кризис» мы рассказываем о первой десятке имен в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка признанным авторам. Сегодня мы поговорим об одном из наиболее известных художников, определивших возвращение современного искусства к фигуративной живописи. Представляем: Питер Дойг (1959).

Манеру Дойга ассоциируют с направлением магического реализма — жанра в литературе и искусстве, где в изображение повседневных сюжетов и событий вплетаются элементы мистики. Живописец заимствует мотивы из фильмов, изобразительного искусства, периодики и одновременно использует преломленные в его сознании образы из художественной литературы и личных воспоминаний, причудливо смешивает в своих произведениях рациональное с ирреальным. Его работам свойственно наполовину мифологическое, наполовину документальное повествование. При создании пейзажей художник полагается на меморативные аспекты и эмоциональные впечатления, которыми для него была насыщена та или иная сцена, и составляет особую визионерскую реальность, напоминающую о кинематографическом мире артхауса. В нее часто включаются персонажи, фигуры и лица которых деформированы, частично скрыты или вовсе почти неразличимы в окружающей их среде. Для живописи Дойга характерно сложное колористическое решение с непривычными, иногда дисгармонирующими сочетаниями цветов, а также комбинирование приемов реалистической живописи с вкраплениями абстрактных брызг и цветовых пятен.

История становления

Питер Дойг родился в Эдинбурге, но его семья часто переезжала из-за работы отца в торговом судоходстве. Художник нередко отмечал, что из-за детства, полного переездов, у него совершенно отсутствует чувство принадлежности к какому-либо конкретному месту или национальности — он предпочитает не подчеркивать свои шотландские корни и воспринимает себя исключительно в интернациональном культурном контексте. Через пару лет после рождения Питера его родители переехали на карибский остров Тринидад, а затем, когда мальчику было семь, осели в Монреале. Будущего художника отдали в шотландскую школу, учеба в которой его сильно тяготила.

В 17 лет Дойг бросил обучение и пошел работать. Первые свои рисунки он выполнил, пока умирал от скуки во время смены чернорабочего на буровой установке для добычи газа. В 1979 году он решил переехать в Лондон, чтобы изучать живопись. Прошел базовый курс в Wimbledon College, где познакомился со своей будущей женой Бонни Кеннеди. Через год Дойг поступил в Saint Martin's School of Art, и там ему приходилось нелегко: плохо давался рисунок. Он вышел из ситуации с помощью особого метода: делая фотографии, переводил их на холст и наносил по ним рисунок.

Окончив колледж в 1983-м, Дойг вернулся в Монреаль, где погрузился в работу над декорациями к фильмам. В канадском городе он чувствовал себя отрезанным от художественной среды, в которую успел влиться во время учебы. Спустя шесть лет после завершения бакалавриата Дойг поступил в магистратуру — снова в Лондоне, но уже в Chelsea School of Art (1989–1990). В то время на арт-сцене столицы происходили кардинальные перемены, связанные в первую очередь с деятельностью группы «Молодых британских художников». Он с большим энтузиазмом воспринял их творчество и завязал дружбу с Крисом Офили, которая соединяет двух художников до сих пор.

Вместе с тем Дойг обнаружил, что его искусство очень сильно отличается от того, что можно было увидеть на громких выставках объединения. Ему не были близки свойственные «Молодым британским художникам» громкие и провокационные художественные высказывания, намеренно шокирующие сюжеты или радикальный отказ от традиционных техник. Однако после того, как ажиотаж вокруг группы немного утих, его совершенно обособленная от магистральных лондонских тенденций, фантазийная живопись стала обращать на себя внимание критиков. По окончании учебы он получил престижный Whitechapel Artist Prize и в некоммерческой галерее Уайтчепел (Whitechapel Gallery) была организована его первая персональная экспозиция (1991). За картину Blotter(1993) он был награжден John Moores Painting Prize (1993), а год спустя — номинирован на Премию Тёрнера (1994). Художник был попечителем Галереи Тейт (1995–2000). Галерея Уайтчепел присудила ему звание Whitechapel Gallery Art Icon (2017).

В 2002 году Крис Офили пригласил Дойга в арт-резиденцию на острове Тринидад, где художник вместе с семьей проживает до сих пор. Здесь живописец организовал киноклуб StudioFilmClub, где каждую неделю проводит показы лично отобранных фильмов, сопровождая их написанными им специально по случаю авторскими плакатами. С 2005 года Дойг занимает место профессора в Дюссельдорфской академии художеств. В 2012-м его брак с Бонни Кеннеди распался, в 2015-м художник женился во второй раз — на кураторе Париназ Могадасси.

Питер Дойг в цифрах

Согласно данным ArtFacts, на счету у Дойга 54 персональных выставки, 268 групповых и 7 биеннале. Персональные выставки живописца прошли, в частности, в Национальной галерее Канады в Оттаве (2000), Пинакотеке модернизма в Мюнхене (2004), Далласском музее искусств (2005), Галерее Тейт (2008), Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге (2013), Монреальском музее изящных искусств (2014), Фонде Бейелера в Базеле (2014) и Музее современного искусства «Луизиана» в Хумлебеке (2015), Национальном музее современного искусства в Токио (MOMAT, 2020). Его работы находятся в собраниях Британского музея в Лондоне, Далласcкого музея искусств, Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галереи Канады в Оттаве, Пинакотеки модернизма в Мюнхене, галерее Тейт Модерн и многих других музейных и частных коллекциях. Основная галерея, представляющая художника — Victoria Miro (Лондон).

Аукционная история художника началась в 1997 году с продажи всего одной работы за $3,9 тыс., но уже к 2000 году результаты публичных торгов перешагнули отметку в $100 тыс. В сверхуспешном для всего современного искусства 2007 году работа Дойга White Canoe была продана на Sotheby's за $11,3 млн — в то время абсолютный аукционный рекорд для живущего европейского художника. Испытание «медными трубами» рынок живописца пережил относительно спокойно: следующие сезоны (кризис 2008–2009 и начало последующего роста рынка) его аукционные результаты были невыразительными, а средняя стоимость работ находилась в пределах $200–500 тыс.

С 2013 года, с ростом внимания частных коллекционеров и музеев, объем аукционных продаж Дойга стал стремительно расти. Рекордную для художника капитализацию на отметке $87,05 млн показал 2017 год, тогда же состоялась и продажа самой дорогой работы Питера Дойга за $25,0 млн. В 2019-м аукционные продажи художника вслед за рынком снизились и рекорды отдельных продаж не обновились. Пандемия нового импульса рынку художника не дала: по состоянию на 21 октября объем его аукционных продаж уже составляет $1,59 млн (46 % от всего 2019 года). Однако непроданными за неполные 10 месяцев 2020-го остались 22 % работ — один из самых низких показателей со времени начала активных продаж художника на рынке.

В целом, согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс художника вырос на 1 089 %. Другими словами, средние цены Питера Дойга росли на 54 % в год: это достаточной высокий показатель среди современных авторов. Для сравнения: за тот же период средние цены Герхарда Рихтера выросли на 436 % (22 % в год), а Джорджа Кондо — на 2 479 % (124 % в год).

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Питера Дойга, 2000–2020

Название работы

Аукционный дом, город

Год продажи

Цена по молотку, $ млн

1

Rosedale (1991)

Phillips, Нью-Йорк

2017

25,5

2

Swamped (1990)

Christie's, Нью-Йорк

2015

23,0

3

Red House (1995-1996)

Phillips, Нью-Йорк

2017

18,5

4

Camp Forestia (1996)

Christie's, Лондон

2017

17,6

5

The Architect's Home In the Ravine (1991)

Sotheby's, Лондон

2018 

17,5

6

Pine House (Rooms for Rent) (1994)

Christie's, Нью-Йорк

2014

16,0

7

Gasthof (2002–2004)

Christie's, Лондон

2014

15,0

8

The Architect's Home In the Ravine (1991)

Christie's, Лондон

2016

14,5

9

Cobourg 3 + 1 More (1994)

Christie's, Лондон

2017

13,7

10

Charley's Space (1991)

Christie's, Лондон

2018

13,2

Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Питера Дойга на аукционных торгах, 2000–2020

Показатель / Ценовой диапазон

< $50 тыс.

$50–100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

$1–5 млн

> 5 млн

Объем продаж,

$ млн

3,1

3,5

20,6

14,5

81,7

306,2

%

0,7

0,8

4,8

3,4

19,0

71,3

Проданных лотов, шт.

727

518

46

88

20

33

Таблица 3. Ценовая динамика проданных работ Питера Дойга на аукционных торгах, 2013–2020

Показатель / Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем продаж

$ млн

29,5

65,9

41,8

34,2

87,0

66,7

2,7

1,6

шт.

53

61

68

41

46

45

51

35

Питер Дойг и индикатор доверия

По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считали, что нынешний кризис рынок Питера Дойга переживет вполне успешно. В индикаторе доверия ArtTactic (май 2020 года) художник занял 7-е место, получив 65 баллов из максимальных 100. Первое место — 86 баллов из 100 — напомним, имеет Герхард Рихтер (галереи Marian Goodman и Gagosian).

Питер Дойг также входит в два рейтинга современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в 2009 году он занимал 7-ю строчку с 70 баллами, однако в 2020-м — опустился на 11-ю, с 54 баллами соответственно. Как видим, в долгосрочной перспективе рынок художника видится чуть менее успешным, чем в ближайшем полугодии. Другими словами, функционеры арт-индустрии полагают, что рекордным по сборам для Дойга так и останется 2017-й: следующий рыночный цикл (от роста до новой рецессии) его показателей не превзойдет.

Комментарий AI: как-то неожиданно мы осознали, что авансы, выданные художникам респондентами ArtTactic в мае на ближайшие полгода, уже подлежат проверке. Резкое снижение объемов аукционных продаж Дойга, которое мы наблюдаем сегодня, началось еще в 2019-м и во многом было обусловлено, очевидно, качеством предложения: в преддверии персональной выставки, которая сейчас проходит в Национальном музее современного искусства Токио (MOMAT), входящем в топ-100 мировых институций, продавцы придержали наиболее значимые живописные работы, выставив на публичные торги тиражную продукцию. Так случается, когда художника готовят к новым ценовым рекордам после значимых выставок. Но с началом 2020 года в возможную стратегию рынка вмешался коронавирус. Однако тот факт, что работы Питера Дойга не спешат выводить (в кризис правильнее говорить «принимать») на публичные торги в нынешнем сезоне — будем считать хорошим знаком.

Аукционная судьба одной работы Дойга — The Architect's Home In the Ravine (1991) — может послужить иллюстрацией динамики всего рынка современного искусства в XХI веке. Впервые она вышла на вторичный рынок в 2002 году на лондонском Sotheby’s (данных о провенансе нет) и была продана по цене молотка $422,5 тыс. Спустя 5 лет, в 2007-м (самый успешный год по объемам продаж современного искусства в истории) владелец выставил ее на Sotheby’s в Нью-Йорке — и получил цену молотка в $3,2 млн (131,5 % CAGR — среднегодового темпа роста стоимости). Переждав кризис 2008–2009 годов, картина в 2013-м ушла с лондонских торгов Christie’s за $10,6 млн (38,7 % CAGR) и после перепродавалась еще дважды: в 2016-м за $14,5 млн (12,1 %) и в 2018-м за $17,5 млн (10,4 % CAGR).

Чем именно иллюстрируют 5 продаж одной работы Питера Дойга состояние рынка? Первое: перешагиванием «миллионного» рубежа в 2007 году. Второе: необходимостью смотреть не только на ценовую динамику, но и на абсолютные цифры: да, при первой повторной продаже продавец получил 131,5 % среднегодового темпа роста стоимости, но в деньгах валовая прибыль составила $2,8 млн. А покупатель, продав ту же работу спустя 6 лет, получил «всего» 38,7 % CAGR, но уже $7,4 млн (до выплат комиссий и издержек на содержание). Другими словами, заработал на продаже больше, чем его предшественник. Третье: в который раз подтверждается, что работы, приобретенные в диапазоне $0,5–5 млн, имеют наилучшие шансы быть проданными с максимальной выгодой. После $10 млн инвестиционный потенциал по части спекулятивных продаж снижается (о чем говорят цифры двух последних сделок).

И четвертое, вынесенное в отдельный абзац: даже после «перегретого» рынка цены на искусство с высокой художественной ценностью растут. Для этого нужно соблюдение всего трех условий: покупка не должна содержать избыточную наценку (то есть на пике рынка вредно ставить рекорды), восстановление экономической ситуации в регионе потенциальной продажи (что менее критично для Лондона и Нью-Йорка — но наш читатель понимает, на какой рынок мы намекаем), а сам художник обязан обладать традиционным международным набором «путешественника в историю искусства»: выставочным портфолио, признанием публичных коллекционеров и наличием работ в ведущих музеях.

Для более подробной информации по последнему пункту можно посмотреть на карьеру Питера Дойга.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201022_peter_doig.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201022_peter_doig.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх