Современные художники в кризис: Джордж Кондо
«Последний герой американской живописи», создатель «искусственного реализма» и один из самых ярких авторов своего поколения
В новой рубрике AI мы рассказывали о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка признанным художникам — Герхарде Рихтере и Джоне Балдессари. Сегодня мы поговорим о третьем номере в рейтинге ArtTactic, чье имя вот уже более сорока лет занимает центральное место на американской художественной сцене, а в последние годы он перешагнул локальные рамки рейтинга и стал художником международного масштаба. Представляем: Джордж (Джо) Кондо.
Близкий друг участников «Фабрики» Энди Уорхола — Джулиана Шнабеля, Жана-Мишеля Баскии и Кита Харинга — в творчестве Кондо совмещает идеи поп-арта с элементами, заимствованными из других стилей и эпох, черпая вдохновение в американской карикатуре, европейской живописи и греческой мифологии. Его живописный словарь, огромен: помимо исторических реминисценций, в нем есть ссылки на последние политические скандалы и вообще на актуальные события. Он непрерывно ищет себя, обращаясь к всевозможным художественным практикам; вместе с тем в его работах время от времени заметны аллюзии на его любимых авторов — Пикассо, Веласкеса, Матисса, Арчимбольдо, Поллока, Твомбли и др.
Художник говорит, что каждый его портрет объединяет несколько психологических состояний, написанных в разной манере, но всегда отражающих безумие повседневной жизни. Свой стиль Кондо называет «искусственным реализмом», определяя его как «реалистическое представление о том, что искусственно». В его картинах мультипликационные фигуры часто соседствуют с измененными антропоморфными формами, каждая из которых одновременно выражает множество эмоций и жестов: крик боли и смех соединяются в чертах одного лица.
В скульптуре и рисунках Джорджа Кондо в полной мере присутствует то же пугающее, карнавальное, гротескное начало, что и в живописных полотнах. И даже линии его, казалось бы, явно абстрактных композиций то и дело складываются в знакомые лица персонажей Кондо. На протяжении всей своей карьеры художник остается верен своей личной эстетике, создавая самобытные разнообразные и всегда мастерски выполненные произведения, которые никогда не перестают шокировать и восхищать.
Даты и факты биографии
- 10 декабря 1957: родился в г. Конкорд, Нью Гемпшир (США), в семье медсестры и учителя физики.
- 1976–1978: изучал историю искусств и теорию музыки в Университете Массачусетса в Лоуэлле, где и увлекся занятием живописью и игрой на гитаре.
- 1979: на концерте своей группы The Girls в ночном клубе познакомился с Жаном-Мишелем Баскией. Эта встреча стала знаковой для Джорджа Кондо: после неё он решил стать художником и переехал в Нью-Йорк.
- 1980-е: стал постоянным участником художественной жизни Нью-Йорка. Подружился с членами фабрики Энди Уорхола — Джулианом Шнабелем и Китом Харингом, сотрудничал (в качестве оформителя книг) с Берроузом и Гинзбергом, Керуаком.
- 1983: отправился в Германию изучать европейскую живописную традицию, познакомился с европейскими художниками, в том числе с участниками группы «Мюльхайм Фрайхайт» (Mulheimer Freiheit, по названию района в Кельне) Уолтером Даном (Walter Dahn) и Иржи Георгом Докупилем (Jiri Georg Dokoupil).
- середина 1980-х: в работах Кондо появились первые элементы скульптуры. Позже скульптура стала одним из излюбленных видов искусства художника.
- 1985–1995: жил и работал в основном в гостиницах и арендованных студиях в Париже и Нью-Йорке, продолжая широко выставляться в Соединенных Штатах и Европе.
- 1999: получил премию Американской академии искусств и литературы.
- 2000: вышел фильм «Живопись Кондо» (Condo Painting) режиссёра Джона Макнотона о жизни и творчестве художника.
- 2004: читал в Гарвардском университете шестимесячный курс «Память живописи» (Painting Memory).
- 2005: стал лауреатом награды Фрэнсиса Дж. Гринбергера.
- 2010: создал серию картин для альбома рэпера Канье Уэста West My Beautiful Dark Twisted Fantasy.
- 2011: в нью-йоркском New Museum прошла персональная выставка, на открытии которой наибольшее внимание СМИ привлек не сам художник, а Канье Уэст.
Наряду с творчеством, в последние годы читает лекции в Колумбийском университете, участвует в публичных дискуссиях, организованных музейным сообществом США (San Francisco Museum of Modern Art, Guggenheim, NY) и др.
Джордж Кондо в цифрах
Согласно данным ArtFacts, на счету у художника 37 персональных выставок (при том, что большие ретроспективы Кондо в музейных пространствах не выходили за пределы Европы — в частности, Дании и Германии, а в Лондоне и Нью-Йорке проходили исключительно в коммерческих галереях), 301 групповая и 7 биеннале (среди которых 2 Венецианских биеннале, а также биеннале в Гуанчжоу и Лионе). Работы Джорджа Кондо находятся в собраниях нью-йоркских Метрополитен-музея, Музея современного искусства MoMA и Музея Американского искусства Уитни, лондонской Tate Modern, а также крупных музеев Испании, Германии, Венгрии и др. Среди частных владельцев его работ — топ-коллекционеры Стивен Коэн, Эби Розен, Эли Броуд, Юсаку Маэдзава и семья Муграби. Основные галереи, представляющие художника, — Skarstedt Gallery (Нью-Йорк), Sprüth Magers (Берлин) и Simon Lee Gallery (Лондон).
После сверхуспешного для всего современного искусства 2007 года рынок публичных продаж Джорджа Кондо плавно рос все последующее десятилетие: установив в 2007-м рекордную для художника капитализацию на отметке $6,65 млн, он буквально взорвался в 2018-м: $52,16 млн объема продаж и сразу два ценовых рекорда на Christie’s в Нью-Йорке (см. Табл. 1). В 2019-м аукционные продажи Кондо вслед за рынком снизились и рекорды отдельных продаж не обновились: капитализация в $29,79 млн означала падение объемов продаж на 43 %. А вот пандемия дала рынку художника новый импульс: по состоянию на 19 августа объем его аукционных продаж уже составляет $18,08 млн (61 % от всего 2019 года и 35 % от самого успешного 2018-го). Непроданными за 7 месяцев 2020-го остались 14 % работ — почти вдвое меньше, чем годом ранее. Плюс в нынешнем июле на гонконгском Christie’s была продана самая дорогая работа художника — цена ее составила $5 805 900 без учета комиссии покупателя.
В целом, согласно Artprice, с 2000 по 2010 год индекс художника вырос на 2 479 % (это не ошибка: именно на две тысячи четыреста семьдесят девять). Другими словами, средние цены Джорджа Кондо росли на 124 % в год: это один из самых высоких показателей среди современных авторов. Для сравнения: за тот же период средние цены Герхарда Рихтера выросли на 436 %, а у Дэмиена Херста и Джеффа Кунса они потеряли (от значений 2000 года) 66 % и 80 % соответственно. Другое дело, что в случае Джорджа Кондо следует помнить, что (1) повышение средних цен на работы не тождественно росту доходности от вложений и (2) сам рынок художника стремительно расцвел лишь два года назад (десять топ-продаж произошли в период 2017–2020).
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Джорджа Кондо, 2000–2020
№ | Название работы | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн. |
---|---|---|---|---|
1 | Force Field (2010) | Christie's, Гонконг | 2020 | 5,80 |
2 | Nude and Forms (2014) | Christie's, Нью-Йорк | 2018 | 5,20 |
3 | Washington Square Park (2010) | Christie's, Нью-Йорк | 2018 | 4,00 |
4 | Compression IV (2011) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2017 | 3,40 |
5 | Day of the Idol (2011) | Christie's, Нью-Йорк | 2019 | 3,10 |
6 | Post-War and Contemporary Art Evening Sale (2016) | Christie's, Нью-Йорк | 2019 | 2,90 |
7 | Day of the Idol (2011) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2018 | 2,30 |
8 | Noble Woman (2009) | Christie's, Лондон | 2018 | 2,27 |
9 | Population of Forms (2011) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2020 | 2,20 |
10 | Figures in Motion (2013) | Christie's, Лондон | 2018 | 2,15 |
Таблица 2. Категории работ Джорджа Кондо, проданных на аукционных торгах, 2000–2020
Живопись | Рисунок | Тиражная продукция | Скульптура | Объект | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Проданных лотов, | шт. | 638 | 286 | 103 | 14 | 6 |
% | 61 | 27 | 10 | 1 | 1 | |
Объем продаж, $ млн | $160,4 | $12,9 | $0,55 | $1,2 | $0,003 |
Таблица 3. Ценовые диапазоны работ Джорджа Кондо, проданных на аукционных торгах, 2000–2020
< $100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1-5 млн | > 5 млн | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж, | $ млн | 19,1 | 54,1 | 37,7 | 53,1 | 11,0 |
% | 11 | 31 | 22 | 30 | 6 | |
Проданных лотов, шт. | 727 | 237 | 52 | 29 | 2 |
Джордж Кондо и индикатор доверия
Из прошлых материалов AI наши читатели помнят, что современное искусство переживает кризис хуже других сегментов: после рецессии «восстановлению не подлежат» ценовые показатели около половины ныне живущих художников. Однако по итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считают, что нынешний кризис рынок Джорджа Кондо успешно переживет. Согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, художник получил 71 балл из максимальных 100, разделяя второе место с Джоном Балдессари (галерея Marion Goodman) и Зигмаром Польке (галерея David Zwirner). Больше других — 86 баллов из 100, напомним, набрал только Герхард Рихтер (галереи Marian Goodman и Gagosian).
Джордж Кондо также входит в два рейтинга современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в 2009 году он занимал двадцать третью строчку с 35 баллами, однако в 2020-м — опустился на двадцать седьмую, с 33 баллами соответственно. Как видим, в долгосрочной перспективе рынок художника видится куда менее успешным, чем в ближайшем полугодии. Другими словами, функционеры арт-индустрии полагают, что рекордным по сборам для Кондо 2018 год так и останется.
Комментарий AI: мета-кубистические портреты Кондо в последние десятилетия стали узнаваемыми и желанными; этому способствовала не только публичность художника (этакий гламурный и общительный вариант затворника Френсиса Бэкона), но и грамотная кураторская работа. Обратим внимание, что все три галереи, представляющие художника, географически поделили рынок между собой — несмотря на то, Skarstedt, Sprüth Magers и Simon Lee имеют пространства в Европе, Великобритании и США. При этом предложение на первичном и вторичном, закрытом рынках на художника достаточно ограниченное и искусственно сдерживается, что только провоцирует спрос.
Дров в топку популярности Кондо подкинул и Дональд Томпсон, обличительно упомянув художника в своей второй книге «Супермодель и фанерный ящик» (2014) — ранее такой же трюк у канадского писателя успешно прошел с Дэмиеном Херстом («Чучело акулы за $12 млн», 2006). Как только рынок прочел о 100 работах Джорджа Кондо в коллекции Муграби, то понял: с таким оборотным фондом семья нью-йоркских коллекционеров будет заинтересована в положительном изменении ценовой динамики — и начал покупать художника. Массово — не получилось, поэтому пришлось покупать дорого.
Апелляция к поп-культуре (точнее сказать, намеренное сдваивание аудиторий ради расширения клиентской базы) через альбом Канье Уэста стала отличным ходом, который позднее стали использовать и другие — в частности, KAWS. (При этом не забываем, что первым диверсификацией аудитории занялся Энди Уорхол, который создал журнал Interview и стал приглашать звезд ТВ, кино и моды в качестве авторов статей и сам брал у них интервью. Таким образом публика эта подтянулась и в искусство. Кстати, у Уорхола Кондо успел поучиться. Громкий роман Кондо с киноактрисой Эшли Ольсен в 2018 году также имел исторический прецедент — брак Джеффа Кунса с порноактрисой Чиччолиной в начале 1990-х. — AI.).
Сегодня мы наблюдаем коммерческий расцвет карьеры 60-летнего художника, который, по мнению рынка, не обязательно останется в истории искусства, но в серьезные музейные и частные собрания уже поступил. Отличие от карьерных взлетов Херста, Кунса и Мураками состоит в том, что многое из происходившего 10 лет назад для нас было в диковинку — а сейчас, вооруженные пониманием процесса, мы можем занять места в первом ряду и наблюдать, как складывается паззл из маркетинговых ходов. Наблюдать — но не покупать: скорее всего, своего рыночного пика художник уже достиг и спекулятивно заработать на нем не получится. Нынешний кризис Джордж Кондо точно переживет и даже по итогу установит несколько аукционных рекордов. А насчет следующего — сомневаемся: рынку художника до него хорошо бы сперва дожить.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200820_george_condo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200820_george_condo.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.