Art Investment

Современные художники в кризис: Джордж Кондо

«Последний герой американской живописи», создатель «искусственного реализма» и один из самых ярких авторов своего поколения

В новой рубрике AI мы рассказывали о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка признанным художникам — Герхарде Рихтере и Джоне Балдессари. Сегодня мы поговорим о третьем номере в рейтинге ArtTactic, чье имя вот уже более сорока лет занимает центральное место на американской художественной сцене, а в последние годы он перешагнул локальные рамки рейтинга и стал художником международного масштаба. Представляем: Джордж (Джо) Кондо.

Близкий друг участников «Фабрики» Энди Уорхола — Джулиана Шнабеля, Жана-Мишеля Баскии и Кита Харинга — в творчестве Кондо совмещает идеи поп-арта с элементами, заимствованными из других стилей и эпох, черпая вдохновение в американской карикатуре, европейской живописи и греческой мифологии. Его живописный словарь, огромен: помимо исторических реминисценций, в нем есть ссылки на последние политические скандалы и вообще на актуальные события. Он непрерывно ищет себя, обращаясь к всевозможным художественным практикам; вместе с тем в его работах время от времени заметны аллюзии на его любимых авторов — Пикассо, Веласкеса, Матисса, Арчимбольдо, Поллока, Твомбли и др.

Художник говорит, что каждый его портрет объединяет несколько психологических состояний, написанных в разной манере, но всегда отражающих безумие повседневной жизни. Свой стиль Кондо называет «искусственным реализмом», определяя его как «реалистическое представление о том, что искусственно». В его картинах мультипликационные фигуры часто соседствуют с измененными антропоморфными формами, каждая из которых одновременно выражает множество эмоций и жестов: крик боли и смех соединяются в чертах одного лица.

В скульптуре и рисунках Джорджа Кондо в полной мере присутствует то же пугающее, карнавальное, гротескное начало, что и в живописных полотнах. И даже линии его, казалось бы, явно абстрактных композиций то и дело складываются в знакомые лица персонажей Кондо. На протяжении всей своей карьеры художник остается верен своей личной эстетике, создавая самобытные разнообразные и всегда мастерски выполненные произведения, которые никогда не перестают шокировать и восхищать.

Даты и факты биографии

  • 10 декабря 1957: родился в г. Конкорд, Нью Гемпшир (США), в семье медсестры и учителя физики.
  • 1976–1978: изучал историю искусств и теорию музыки в Университете Массачусетса в Лоуэлле, где и увлекся занятием живописью и игрой на гитаре.
  • 1979: на концерте своей группы The Girls в ночном клубе познакомился с Жаном-Мишелем Баскией. Эта встреча стала знаковой для Джорджа Кондо: после неё он решил стать художником и переехал в Нью-Йорк.
  • 1980-е: стал постоянным участником художественной жизни Нью-Йорка. Подружился с членами фабрики Энди Уорхола — Джулианом Шнабелем и Китом Харингом, сотрудничал (в качестве оформителя книг) с Берроузом и Гинзбергом, Керуаком.
  • 1983: отправился в Германию изучать европейскую живописную традицию, познакомился с европейскими художниками, в том числе с участниками группы «Мюльхайм Фрайхайт» (Mulheimer Freiheit, по названию района в Кельне) Уолтером Даном (Walter Dahn) и Иржи Георгом Докупилем (Jiri Georg Dokoupil).
  • середина 1980-х: в работах Кондо появились первые элементы скульптуры. Позже скульптура стала одним из излюбленных видов искусства художника.
  • 1985–1995: жил и работал в основном в гостиницах и арендованных студиях в Париже и Нью-Йорке, продолжая широко выставляться в Соединенных Штатах и Европе.
  • 1999: получил премию Американской академии искусств и литературы.
  • 2000: вышел фильм «Живопись Кондо» (Condo Painting) режиссёра Джона Макнотона о жизни и творчестве художника.
  • 2004: читал в Гарвардском университете шестимесячный курс «Память живописи» (Painting Memory).
  • 2005: стал лауреатом награды Фрэнсиса Дж. Гринбергера.
  • 2010: создал серию картин для альбома рэпера Канье Уэста West My Beautiful Dark Twisted Fantasy.
  • 2011: в нью-йоркском New Museum прошла персональная выставка, на открытии которой наибольшее внимание СМИ привлек не сам художник, а Канье Уэст.

Наряду с творчеством, в последние годы читает лекции в Колумбийском университете, участвует в публичных дискуссиях, организованных музейным сообществом США (San Francisco Museum of Modern Art, Guggenheim, NY) и др.

Джордж Кондо в цифрах

Согласно данным ArtFacts, на счету у художника 37 персональных выставок (при том, что большие ретроспективы Кондо в музейных пространствах не выходили за пределы Европы — в частности, Дании и Германии, а в Лондоне и Нью-Йорке проходили исключительно в коммерческих галереях), 301 групповая и 7 биеннале (среди которых 2 Венецианских биеннале, а также биеннале в Гуанчжоу и Лионе). Работы Джорджа Кондо находятся в собраниях нью-йоркских Метрополитен-музея, Музея современного искусства MoMA и Музея Американского искусства Уитни, лондонской Tate Modern, а также крупных музеев Испании, Германии, Венгрии и др. Среди частных владельцев его работ — топ-коллекционеры Стивен Коэн, Эби Розен, Эли Броуд, Юсаку Маэдзава и семья Муграби. Основные галереи, представляющие художника, — Skarstedt Gallery (Нью-Йорк), Sprüth Magers (Берлин) и Simon Lee Gallery (Лондон).

После сверхуспешного для всего современного искусства 2007 года рынок публичных продаж Джорджа Кондо плавно рос все последующее десятилетие: установив в 2007-м рекордную для художника капитализацию на отметке $6,65 млн, он буквально взорвался в 2018-м: $52,16 млн объема продаж и сразу два ценовых рекорда на Christie’s в Нью-Йорке (см. Табл. 1). В 2019-м аукционные продажи Кондо вслед за рынком снизились и рекорды отдельных продаж не обновились: капитализация в $29,79 млн означала падение объемов продаж на 43 %. А вот пандемия дала рынку художника новый импульс: по состоянию на 19 августа объем его аукционных продаж уже составляет $18,08 млн (61 % от всего 2019 года и 35 % от самого успешного 2018-го). Непроданными за 7 месяцев 2020-го остались 14 % работ — почти вдвое меньше, чем годом ранее. Плюс в нынешнем июле на гонконгском Christie’s была продана самая дорогая работа художника — цена ее составила $5 805 900 без учета комиссии покупателя.

В целом, согласно Artprice, с 2000 по 2010 год индекс художника вырос на 2 479 % (это не ошибка: именно на две тысячи четыреста семьдесят девять). Другими словами, средние цены Джорджа Кондо росли на 124 % в год: это один из самых высоких показателей среди современных авторов. Для сравнения: за тот же период средние цены Герхарда Рихтера выросли на 436 %, а у Дэмиена Херста и Джеффа Кунса они потеряли (от значений 2000 года) 66 % и 80 % соответственно. Другое дело, что в случае Джорджа Кондо следует помнить, что (1) повышение средних цен на работы не тождественно росту доходности от вложений и (2) сам рынок художника стремительно расцвел лишь два года назад (десять топ-продаж произошли в период 2017–2020).

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Джорджа Кондо, 2000–2020

Название работы

Аукционный дом, город

Год продажи

Цена по молотку, $ млн.

1

Force Field (2010)

Christie's, Гонконг

2020

5,80

2

Nude and Forms (2014)

Christie's, Нью-Йорк

2018

5,20

3

Washington Square Park (2010)

Christie's, Нью-Йорк

2018

4,00

4

Compression IV (2011)

Sotheby's, Нью-Йорк

2017

3,40

5

Day of the Idol (2011)

Christie's, Нью-Йорк

2019

3,10

6

Post-War and Contemporary Art Evening Sale (2016)

Christie's, Нью-Йорк

2019

2,90

7

Day of the Idol (2011)

Sotheby's, Нью-Йорк

2018

2,30

8

Noble Woman (2009)

Christie's, Лондон

2018

2,27

9

Population of Forms (2011)

Sotheby's, Нью-Йорк

2020

2,20

10

Figures in Motion (2013)

Christie's, Лондон

2018

2,15

Таблица 2. Категории работ Джорджа Кондо, проданных на аукционных торгах, 2000–2020

 

Живопись

Рисунок

Тиражная продукция

Скульптура

Объект

Проданных лотов,

шт.

638

286

103

14

6

%

61

27

10

1

1

Объем продаж, $ млн

$160,4

$12,9

$0,55

$1,2

$0,003

Таблица 3. Ценовые диапазоны работ Джорджа Кондо, проданных на аукционных торгах, 2000–2020

 

< $100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

$1-5 млн

> 5 млн

Объем продаж,

$ млн

19,1

54,1

37,7

53,1

11,0

%

11

31

22

30

6

Проданных лотов, шт.

727

237

52

29

2

Джордж Кондо и индикатор доверия

Из прошлых материалов AI наши читатели помнят, что современное искусство переживает кризис хуже других сегментов: после рецессии «восстановлению не подлежат» ценовые показатели около половины ныне живущих художников. Однако по итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считают, что нынешний кризис рынок Джорджа Кондо успешно переживет. Согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, художник получил 71 балл из максимальных 100, разделяя второе место с Джоном Балдессари (галерея Marion Goodman) и Зигмаром Польке (галерея David Zwirner). Больше других — 86 баллов из 100, напомним, набрал только Герхард Рихтер (галереи Marian Goodman и Gagosian).

Джордж Кондо также входит в два рейтинга современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в 2009 году он занимал двадцать третью строчку с 35 баллами, однако в 2020-м — опустился на двадцать седьмую, с 33 баллами соответственно. Как видим, в долгосрочной перспективе рынок художника видится куда менее успешным, чем в ближайшем полугодии. Другими словами, функционеры арт-индустрии полагают, что рекордным по сборам для Кондо 2018 год так и останется.

Комментарий AI: мета-кубистические портреты Кондо в последние десятилетия стали узнаваемыми и желанными; этому способствовала не только публичность художника (этакий гламурный и общительный вариант затворника Френсиса Бэкона), но и грамотная кураторская работа. Обратим внимание, что все три галереи, представляющие художника, географически поделили рынок между собой — несмотря на то, Skarstedt, Sprüth Magers и Simon Lee имеют пространства в Европе, Великобритании и США. При этом предложение на первичном и вторичном, закрытом рынках на художника достаточно ограниченное и искусственно сдерживается, что только провоцирует спрос.

Дров в топку популярности Кондо подкинул и Дональд Томпсон, обличительно упомянув художника в своей второй книге «Супермодель и фанерный ящик» (2014) — ранее такой же трюк у канадского писателя успешно прошел с Дэмиеном Херстом («Чучело акулы за $12 млн», 2006). Как только рынок прочел о 100 работах Джорджа Кондо в коллекции Муграби, то понял: с таким оборотным фондом семья нью-йоркских коллекционеров будет заинтересована в положительном изменении ценовой динамики — и начал покупать художника. Массово — не получилось, поэтому пришлось покупать дорого.

Апелляция к поп-культуре (точнее сказать, намеренное сдваивание аудиторий ради расширения клиентской базы) через альбом Канье Уэста стала отличным ходом, который позднее стали использовать и другие — в частности, KAWS. (При этом не забываем, что первым диверсификацией аудитории занялся Энди Уорхол, который создал журнал Interview и стал приглашать звезд ТВ, кино и моды в качестве авторов статей и сам брал у них интервью. Таким образом публика эта подтянулась и в искусство. Кстати, у Уорхола Кондо успел поучиться. Громкий роман Кондо с киноактрисой Эшли Ольсен в 2018 году также имел исторический прецедент — брак Джеффа Кунса с порноактрисой Чиччолиной в начале 1990-х. — AI.).

Сегодня мы наблюдаем коммерческий расцвет карьеры 60-летнего художника, который, по мнению рынка, не обязательно останется в истории искусства, но в серьезные музейные и частные собрания уже поступил. Отличие от карьерных взлетов Херста, Кунса и Мураками состоит в том, что многое из происходившего 10 лет назад для нас было в диковинку — а сейчас, вооруженные пониманием процесса, мы можем занять места в первом ряду и наблюдать, как складывается паззл из маркетинговых ходов. Наблюдать — но не покупать: скорее всего, своего рыночного пика художник уже достиг и спекулятивно заработать на нем не получится. Нынешний кризис Джордж Кондо точно переживет и даже по итогу установит несколько аукционных рекордов. А насчет следующего — сомневаемся: рынку художника до него хорошо бы сперва дожить.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200820_george_condo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200820_george_condo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».