Современные художники в кризис: Джон Балдессари
Художник, который помог нам разобрался в постмодернизме, так и не узнал, что такое пандемия
В предыдущих материалах новой рубрики AI мы рассказали о художниках, возглавивших рейтинги доверия арт-рынка, составленные ArtTactic для признанных и молодых художников, — Герхарде Рихтере и Рашиде Джонсоне. Сегодня мы спустимся на вторую ступеньку рейтинга мэтров: на ней находится художник, который занял столь высокую позицию не только уровнем своего искусства, но и весьма печальным обстоятельством, имеющим прямое отношение к ценообразованию.
Джон Балдессари (1931–2020), «отец концептуализма», наряду с Джозефом Кошутом и Хансом Хааке определивший горизонт концептуального искусства в Америке, пионер в области исследования апроприации в сфере искусства, куратор, один из наиболее влиятельных преподавателей в современном американском художественном мире. Балдессари разворачивал свою практику на границах искусства, изучая стратегии восприятия образов массовой культуры с помощью использования различных медиа: от живописи, скульптуры и инсталляции до видео-арта и п ерформанса. Его работы построены на сопоставлении элементов живописи, фотографии, видеокадров и текста, которое позволяет создать новый контекст понимания привычных изобразительных форм. Одна из главных линий творчества художника — демонстрация равноценности слова и изображения как средств визуального воздействия.
Родители Балдессари, будучи иммигрантами в довольно консервативном в то время штате Калифорния, были обеспокоены настойчивым желанием сына заниматься искусством. Отец, предприниматель итальянского происхождения, не считал ремесло художника серьезной и доходной профессией. Мать в качестве компромисса предлагала Джону поприще архитектора, но он пошел по другому пути, сделав выбор в пользу карьеры преподавателя. И весьма преуспел.
Балдессари начинал свою карьеру как живописец, но уже к середине 1960-х его творческие поиски вышли за рамки традиционной живописи. В 1970 году он совершил триумфальный акт сожжения своих картин, созданных с 1953 по 1966 год, который впоследствии получил название «Проект кремация». По словам автора, из части пепла было выпечено печенье, часть была добавлена в краску, которая использовалась для создания будущих произведений. Остаток праха был помещен в урну, которая экспонировалась вместе с бронзовой табличкой с рецептом печенья и указанием дат «рождения» и «смерти» уничтоженных работ. Этот жест, по мнению ряда исследователей, был обусловлен и практическими соображениями. Несколько ранее в том же году художник получил первое приглашение преподавать в CalArts (Калифорнийский институт искусств) и готовился к переезду. Так Балдессари эффектно подвел черту под своим ранним творчеством и периодом студенчества.
Балдессари практически 40 лет своей жизни посвятил преподавательской деятельности — в Калифорнийском институте искусств CalArts в Валенсии, штат Калифорния (1970–1988) и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (1996–2007). Балдессари имел колоссальный успех у студентов. Его роль в своем становлении признают такие значительные для современной арт-сцены фигуры, как Синди Шерман, Барбара Крюгер, Давид Салле.
Как представитель концептуализма Балдессари придерживался антикоммерческой идеи произведения. В своей работе «Советы художникам, которые хотят продавать» (1966–1968) он с иронией пишет о том, какие сюжеты и жанры могут принести молодому художнику наибольшую прибыль. Знаменитые «точки» (dots), которые в его произведениях подменяют лица людей на фотографиях, отсылают к ценникам в магазинах и к галерейным этикеткам, отмечающим проданные работы.
Тем не менее, как и многие другие концептуалисты его поколения, художник оказался широко востребован на рынке. Сейчас он занимает второе место в рейтинге доверия среди признанных художников, а на 2007 год пришелся его личный аукционный рекорд: холст «Качественный материал» (1967–1968) был продан за $4 408 000 (с учетом комиссии продавца) на Christie's в Нью-Йорке.
В 2013 году в Музее современного искусства «Гараж» прошла выставка «двойной» серии художника, которая впервые представила его творчество в России. В рамках проекта состоялась первая встреча Балдессари с мэтром московского концептуализма Ильей Кабаковым, на которой художники публично обсудили свое творчество. Запись дискуссии находится в свободном доступе на Youtube.
Джон Балдессари в цифрах и фактах
Согласно данным ArtFacts, на счету у Балдессари 281 персональная выставка (в том числе масштабные ретроспективы в Тейт Модерн в Лондоне и в MoMA в Нью-Йорке), 1 132 групповых и 24 биеннале (среди которых 4 Венецианских биеннале, 6 Биеннале Уитни и 2 «documenta»). Художник имеет целый ряд наград, наиболее престижные из них — «Золотой лев» Венецианской биеннале за вклад в искусство (2009) и Национальная медаль США в области искусств (2014), врученная художнику Бараком Обамой. Основная галерея, представляющая художника с 1999 года, — Marian Goodman Gallery.
Как и у многих других современных авторов, рынок продаж Джона Балдессари активно стал расти в 2007 году, именно на этот аукционный сезон приходится и наивысшая капитализация ($9,43 млн), и ценовой рекорд художника ($3,90 млн, без учета комиссии покупателя). В 2008-м, с началом рецессии, объем публичных продаж Балдессари уменьшился более чем в 10 раз, но уже в 2009-м восстановился до половины от докризисных показателей. Повторить коммерческий успех 2007 года художнику (как и большинству признанных современных авторов и арт-рынку в целом) не удалось: второй лучший сезон, 2014 года, показал объем аукционных продаж на уровне $7,44 млн, после чего стал снижаться. А вот количество проданных лотов, наоборот, стало расти, прежде всего за счет авторизованной тиражной продукции, в то время как лучшие работы художника с открытого (доступного к продаже) рынка были убраны. Почему, спросите вы?
Смерть художника, произошедшая 2 января 2020 года, мгновенно отразилась на его рыночных показателях. Так, Artprice, за день до смерти установивший ценовой индекс художника (показатель ценовой динамики художника на аукционных торгах с течением времени) на отметке 510, спустя неделю обновил его до 687 — другими словами, показал увеличение средних цен на работы художника на 35 %. И это — по прошествии нескольких дней, на фоне предстоящего «Брексита» и других турбулентных событий, которые удерживали многих коллекционеров от покупок во 2-й половине 2019 года. Для сравнения: индекс S&P500, с которым так любят сравнивать показатели рынка искусства, снизился за эту же неделю на 4 %.
В 2020 году (до 22 июля) произошли сразу 30 продаж работ Джона Балдессари на общую сумму $1,59 млн, при этом непроданными оказалось 31,8 % работ, средняя стоимость произведений составила $53,1 тыс., а аукционный рекорд — $320 тыс. Для сравнения: в 2019 году объем продаж художника был равен $2,40 млн, средняя стоимость была почти вдвое меньше — $32 тыс., а топ-работу по итогам прошлого года продали за $290 тыс. В целом, согласно Artprice, за весь 2019 год индекс художника вырос на 80 %, а за неделю после смерти, напомним, на 35 % (собственные расчеты AI показывают, что к середине 2020 года, несмотря на кризис, аналогичные показатели значительно повысились. — AI.).
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Джона Балдессари, 2000–2020
№ | Название работы | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн |
---|---|---|---|---|
1 | Quality Material (1967–1968) | Christie's, Нью-Йорк | 2007 | 3,90 |
2 | Commissioned Painting: a Painting By Edgar Transue (1969) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2014 | 2,10 |
3 | Painting for Kubler (1966–1968) | Christie's, Нью-Йорк | 2009 | 1,60 |
4 | Kiss, Picnic (1984) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2007 | 0,85 |
5 | Hands, Horses (To Agree) (1987) | Phillips de Pury & Company, Нью-Йорк | 2007 | 0,735 |
6 | Font (1987) | Christie's, Нью-Йорк | 2006 | 0,70 |
7 | Beach Scene, Nuns, Nurse with Choices (1991) | Christie's, Нью-Йорк | 2006 | 0,65 |
8 | The Intersection Series: Person Playing Poker/Beach Scene (2002) | Phillips, Нью-Йорк | 2016 | 0,37 |
9 | Choosing (a Game for two Players): Carrots (1971) | Sotheby's, Лондон | 2006 | 0,368 |
10 | Voided Person With Guns at Head (Flanked By Confrontations) (1990) | Sotheby's, Лондон | 2014 | 0,368 |
Таблица 2. Продажи работ Джона Балдессари на аукционных торгах по категориям, 2000–2020
Живопись | Фотография | Тиражная продукция | Другое | ||
---|---|---|---|---|---|
Продано лотов, | шт. | 94 | 216 | 321 | 43 |
% | 14 | 32 | 48 | 6 |
Таблица 3. Ценовые диапазоны проданных работ Джона Балдессари на аукционных торгах, 2000–2020
Ценовой диапазон | <$100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1–5 млн | |
---|---|---|---|---|---|
Объем продаж, | $ млн | 6,11 | 31,40 | 4,68 | 7,60 |
% | 12 | 63 | 9 | 15 |
Джон Балдессари и индикатор доверия
По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считают, что рынок Балдессари сможет успешно пережить нынешний кризис, связанный с пандемией. Согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, художник получил 71 балл из максимальных 100, разделяя второе место с Джорджем Кондо (галерея Skarstedt) и Зигмаром Польке (галерея David Zwirner). Больше других — 86 баллов из 100 — напомним, набрал только Герхард Рихтер (галереи Marian Goodman и Gagosian).
Джон Балдессари также дважды входил в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозируют успешное будущее в десятилетней перспективе: в 2009 году он занимал 8-ю строчку с 69 баллами, а в 2020-м — поднялся на четвертую, с 70 баллами соответственно. Как видим, в долгосрочной перспективе рынок Балдессари видится чуть менее успешным, чем в ближайшем году. Причина тому весьма цинична: спустя десятилетие смерть художника не будет сигналом к увеличению активности коллекционеров и роста средней стоимости работ.
Комментарий AI: известно, что куратор, который создает искусствоведческий термин или дает название целому направлению в искусстве, многократно повышает шансы украсить свой послужной список Венецианской биеннале. Точно так же художник, который является основоположником нового стиля, занимает место в сонме великих. Джон Балдессари, доступнее других объяснивший феномен концептуализма, останется и в истории искусства, и в его коммерческой изнанке — арт-рынке. Тем не менее знаковый порог в $10 млн при жизни художника его работы не преодолели, ибо Балдессари прежде всего был философом, а не пиарщиком. Обычно после смерти значимого автора его работы начинают массово выбрасываться в открытую продажу (прежде всего на закрытом рынке; за регулированием предложения на аукционах следят сами аукционные дома). Увеличение средней стоимости в первые полгода сменяется «перегревом» рынка предложениями, после чего тот ненадолго проседает… и спустя год-полтора стремительно растет вверх. Как будет с Балдессари — это очень интересный вопрос для всех аналитиков: впервые современный топ-художник покидает наш мир накануне кризиса. Добавим: кризиса, за первые полгода которого объем продаж его работ уже составил 63 % от продаж предыдущего, докризисного 2019 года.
Однако, даже учитывая невысокий уровень «входа» на рынок работ Джона Балдессари для коллекционера, последнему стоит немного подождать: сегодня лучшие работы художника еще не предъявлены рынку и пребывают в статусе туза в рукаве.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200722_baldessari.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200722_baldessari.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.