Современные художники в кризис: Джон Балдессари
ARTinvestment.RU   22 июля 2020

Художник, который помог нам разобрался в постмодернизме, так и не узнал, что такое пандемия

В предыдущих материалах новой рубрики AI мы рассказали о художниках, возглавивших рейтинги доверия арт-рынка, составленные ArtTactic для признанных и молодых художников, — Герхарде Рихтере и Рашиде Джонсоне. Сегодня мы спустимся на вторую ступеньку рейтинга мэтров: на ней находится художник, который занял столь высокую позицию не только уровнем своего искусства, но и весьма печальным обстоятельством, имеющим прямое отношение к ценообразованию.

Джон Балдессари (1931–2020), «отец концептуализма», наряду с Джозефом Кошутом и Хансом Хааке определивший горизонт концептуального искусства в Америке, пионер в области исследования апроприации в сфере искусства, куратор, один из наиболее влиятельных преподавателей в современном американском художественном мире. Балдессари разворачивал свою практику на границах искусства, изучая стратегии восприятия образов массовой культуры с помощью использования различных медиа: от живописи, скульптуры и инсталляции до видео-арта и п ерформанса. Его работы построены на сопоставлении элементов живописи, фотографии, видеокадров и текста, которое позволяет создать новый контекст понимания привычных изобразительных форм. Одна из главных линий творчества художника — демонстрация равноценности слова и изображения как средств визуального воздействия.

Родители Балдессари, будучи иммигрантами в довольно консервативном в то время штате Калифорния, были обеспокоены настойчивым желанием сына заниматься искусством. Отец, предприниматель итальянского происхождения, не считал ремесло художника серьезной и доходной профессией. Мать в качестве компромисса предлагала Джону поприще архитектора, но он пошел по другому пути, сделав выбор в пользу карьеры преподавателя. И весьма преуспел.

Балдессари начинал свою карьеру как живописец, но уже к середине 1960-х его творческие поиски вышли за рамки традиционной живописи. В 1970 году он совершил триумфальный акт сожжения своих картин, созданных с 1953 по 1966 год, который впоследствии получил название «Проект кремация». По словам автора, из части пепла было выпечено печенье, часть была добавлена в краску, которая использовалась для создания будущих произведений. Остаток праха был помещен в урну, которая экспонировалась вместе с бронзовой табличкой с рецептом печенья и указанием дат «рождения» и «смерти» уничтоженных работ. Этот жест, по мнению ряда исследователей, был обусловлен и практическими соображениями. Несколько ранее в том же году художник получил первое приглашение преподавать в CalArts (Калифорнийский институт искусств) и готовился к переезду. Так Балдессари эффектно подвел черту под своим ранним творчеством и периодом студенчества.

Балдессари практически 40 лет своей жизни посвятил преподавательской деятельности — в Калифорнийском институте искусств CalArts в Валенсии, штат Калифорния (1970–1988) и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (1996–2007). Балдессари имел колоссальный успех у студентов. Его роль в своем становлении признают такие значительные для современной арт-сцены фигуры, как Синди Шерман, Барбара Крюгер, Давид Салле.

Как представитель концептуализма Балдессари придерживался антикоммерческой идеи произведения. В своей работе «Советы художникам, которые хотят продавать» (1966–1968) он с иронией пишет о том, какие сюжеты и жанры могут принести молодому художнику наибольшую прибыль. Знаменитые «точки» (dots), которые в его произведениях подменяют лица людей на фотографиях, отсылают к ценникам в магазинах и к галерейным этикеткам, отмечающим проданные работы.

Тем не менее, как и многие другие концептуалисты его поколения, художник оказался широко востребован на рынке. Сейчас он занимает второе место в рейтинге доверия среди признанных художников, а на 2007 год пришелся его личный аукционный рекорд: холст «Качественный материал» (1967–1968) был продан за $4 408 000 (с учетом комиссии продавца) на Christie's в Нью-Йорке.

В 2013 году в Музее современного искусства «Гараж» прошла выставка «двойной» серии художника, которая впервые представила его творчество в России. В рамках проекта состоялась первая встреча Балдессари с мэтром московского концептуализма Ильей Кабаковым, на которой художники публично обсудили свое творчество. Запись дискуссии находится в свободном доступе на Youtube.

Джон Балдессари в цифрах и фактах

Согласно данным ArtFacts, на счету у Балдессари 281 персональная выставка (в том числе масштабные ретроспективы в Тейт Модерн в Лондоне и в MoMA в Нью-Йорке), 1 132 групповых и 24 биеннале (среди которых 4 Венецианских биеннале, 6 Биеннале Уитни и 2 «documenta»). Художник имеет целый ряд наград, наиболее престижные из них — «Золотой лев» Венецианской биеннале за вклад в искусство (2009) и Национальная медаль США в области искусств (2014), врученная художнику Бараком Обамой. Основная галерея, представляющая художника с 1999 года, — Marian Goodman Gallery.

Как и у многих других современных авторов, рынок продаж Джона Балдессари активно стал расти в 2007 году, именно на этот аукционный сезон приходится и наивысшая капитализация ($9,43 млн), и ценовой рекорд художника ($3,90 млн, без учета комиссии покупателя). В 2008-м, с началом рецессии, объем публичных продаж Балдессари уменьшился более чем в 10 раз, но уже в 2009-м восстановился до половины от докризисных показателей. Повторить коммерческий успех 2007 года художнику (как и большинству признанных современных авторов и арт-рынку в целом) не удалось: второй лучший сезон, 2014 года, показал объем аукционных продаж на уровне $7,44 млн, после чего стал снижаться. А вот количество проданных лотов, наоборот, стало расти, прежде всего за счет авторизованной тиражной продукции, в то время как лучшие работы художника с открытого (доступного к продаже) рынка были убраны. Почему, спросите вы?

Смерть художника, произошедшая 2 января 2020 года, мгновенно отразилась на его рыночных показателях. Так, Artprice, за день до смерти установивший ценовой индекс художника (показатель ценовой динамики художника на аукционных торгах с течением времени) на отметке 510, спустя неделю обновил его до 687 — другими словами, показал увеличение средних цен на работы художника на 35 %. И это — по прошествии нескольких дней, на фоне предстоящего «Брексита» и других турбулентных событий, которые удерживали многих коллекционеров от покупок во 2-й половине 2019 года. Для сравнения: индекс S&P500, с которым так любят сравнивать показатели рынка искусства, снизился за эту же неделю на 4 %.

В 2020 году (до 22 июля) произошли сразу 30 продаж работ Джона Балдессари на общую сумму $1,59 млн, при этом непроданными оказалось 31,8 % работ, средняя стоимость произведений составила $53,1 тыс., а аукционный рекорд — $320 тыс. Для сравнения: в 2019 году объем продаж художника был равен $2,40 млн, средняя стоимость была почти вдвое меньше — $32 тыс., а топ-работу по итогам прошлого года продали за $290 тыс. В целом, согласно Artprice, за весь 2019 год индекс художника вырос на 80 %, а за неделю после смерти, напомним, на 35 % (собственные расчеты AI показывают, что к середине 2020 года, несмотря на кризис, аналогичные показатели значительно повысились. — AI.).

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Джона Балдессари, 2000–2020

Название работы

Аукционный дом, город

Год продажи

Цена по молотку, $ млн

1

Quality Material (1967–1968)

Christie's, Нью-Йорк

2007

3,90

2

Commissioned Painting: a Painting By Edgar Transue (1969)

Sotheby's, Нью-Йорк

2014

2,10

3

Painting for Kubler (1966–1968)

Christie's, Нью-Йорк

2009

1,60

4

Kiss, Picnic (1984)

Sotheby's, Нью-Йорк

2007

0,85

5

Hands, Horses (To Agree) (1987)

Phillips de Pury & Company, Нью-Йорк

2007

0,735

6

Font (1987)

Christie's, Нью-Йорк

2006

0,70

7

Beach Scene, Nuns, Nurse with Choices (1991)

Christie's, Нью-Йорк

2006

0,65

8

The Intersection Series: Person Playing Poker/Beach Scene (2002)

Phillips, Нью-Йорк

2016

0,37

9

Choosing (a Game for two Players): Carrots (1971)

Sotheby's, Лондон

2006

0,368

10

Voided Person With Guns at Head (Flanked By Confrontations) (1990)

Sotheby's, Лондон

2014

0,368

Таблица 2. Продажи работ Джона Балдессари на аукционных торгах по категориям, 2000–2020

 

Живопись

Фотография

Тиражная продукция

Другое

Продано лотов,

шт.

94

216

321

43

%

14

32

48

6

Таблица 3. Ценовые диапазоны проданных работ Джона Балдессари на аукционных торгах, 2000–2020

Ценовой диапазон

<$100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

$1–5 млн

Объем продаж,

$ млн

6,11

31,40

4,68

7,60

%

12

63

9

15

Джон Балдессари и индикатор доверия

По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считают, что рынок Балдессари сможет успешно пережить нынешний кризис, связанный с пандемией. Согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, художник получил 71 балл из максимальных 100, разделяя второе место с Джорджем Кондо (галерея Skarstedt) и Зигмаром Польке (галерея David Zwirner). Больше других — 86 баллов из 100 — напомним, набрал только Герхард Рихтер (галереи Marian Goodman и Gagosian).

Джон Балдессари также дважды входил в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозируют успешное будущее в десятилетней перспективе: в 2009 году он занимал 8-ю строчку с 69 баллами, а в 2020-м — поднялся на четвертую, с 70 баллами соответственно. Как видим, в долгосрочной перспективе рынок Балдессари видится чуть менее успешным, чем в ближайшем году. Причина тому весьма цинична: спустя десятилетие смерть художника не будет сигналом к увеличению активности коллекционеров и роста средней стоимости работ.

Комментарий AI: известно, что куратор, который создает искусствоведческий термин или дает название целому направлению в искусстве, многократно повышает шансы украсить свой послужной список Венецианской биеннале. Точно так же художник, который является основоположником нового стиля, занимает место в сонме великих. Джон Балдессари, доступнее других объяснивший феномен концептуализма, останется и в истории искусства, и в его коммерческой изнанке — арт-рынке. Тем не менее знаковый порог в $10 млн при жизни художника его работы не преодолели, ибо Балдессари прежде всего был философом, а не пиарщиком. Обычно после смерти значимого автора его работы начинают массово выбрасываться в открытую продажу (прежде всего на закрытом рынке; за регулированием предложения на аукционах следят сами аукционные дома). Увеличение средней стоимости в первые полгода сменяется «перегревом» рынка предложениями, после чего тот ненадолго проседает… и спустя год-полтора стремительно растет вверх. Как будет с Балдессари — это очень интересный вопрос для всех аналитиков: впервые современный топ-художник покидает наш мир накануне кризиса. Добавим: кризиса, за первые полгода которого объем продаж его работ уже составил 63 % от продаж предыдущего, докризисного 2019 года.

Однако, даже учитывая невысокий уровень «входа» на рынок работ Джона Балдессари для коллекционера, последнему стоит немного подождать: сегодня лучшие работы художника еще не предъявлены рынку и пребывают в статусе туза в рукаве.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200722_baldessari.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200722_baldessari.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх