- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж
Современные художники в кризис: Рашид Джонсон
ARTinvestment.RU 10 июня 2020
Во втором материале новой рубрики AI рассказываем о влиянии кризиса на самую перспективную восходящую звезду международного арт-рынка
В первом материале новой рубрики AI мы рассказали о первом номере в рейтинге доверия профессионалов арт-рынка признанным художникам — Герхарде Рихтере. Сегодня мы разберем, с какими показателями вошел в кризис и как себя чувствует лидер рейтинга молодых художников от ArtTactic Рашид Джонсон.
Рашид Джонсон (1977), американский концептуальный художник, один из самых ярких авторов в статусе «на взлете карьеры». Работает в жанре Post-Black Art (c англ. — «пост-черное искусство»), показывая через синтез исторических, культурных и материальных пересечений неразрывность афроамериканской истории и мировой истории искусства. Главные направления — живопись, скульптура и фотография. При создании объектов использует большое количество материалов из повседневной жизни, от дерева и керамической плитки до живых растений и радиотехнических деталей. Наиболее узнаваемое сочетание материалов, с которым ассоциируется Рашид Джонсон, — смесь воска и черного мыла, которую он наносит на холст, создавая объемные композиции. Своими творческими учителями художник называет Йозефа Бойса, Брюса Коннера, Джозефа Корнелла, Карла Андре, Дэвида Хаммонса и Казимира Малевича. Основная галерея, представляющая автора, — Hauser & Wirth (Цюрих, Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес).
Карьерные вехи Рашида Джонсона
• Джонсон — представитель «Чикагской школы»: это касается как системы художественного образования, так и рынка искусства (напомним, что главные арт-ярмарки США до появления Art Basel в Майами-Бич проходили не в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, а именно в Чикаго).
• Отец художника был радиолюбителем и владельцем мастерской радиоэлектроники, мать работала преподавателем африканской истории. По собственному признанию Джонсона, он рос между мастерской отца и библиотекой матери, что сформировало его жизненные принципы и взгляды на искусство.
• Вопреки некоторым источникам, Рашид Джонсон не учился в самом престижном художественном ВУЗе США — Чикагском институте искусств, однако окончил два профильных заведения по соседству: Колумбийский колледж Чикаго (2000) и Художественную школу Чикагского университета (2005).
• Будучи студентом последнего ВУЗа, молодой художник был замечен и отобран для участия в резонансной групповой выставке Freestyle, в музее Studio Museum в Гарлеме (Нью-Йорк, 2001). Именно после нее за молодым поколением афроамериканских авторов закрепился жанр Post-Black Art.
• Между окончанием университета (2005) и решением Джонсона переехать в Нью-Йорк (2008) состоялось несколько знаменательных событий, которые повлияли на ускорение карьеры молодого художника, — в частности, современное концептуальное искусство вошло в разряд «голубых фишек» рынка благодаря продаже известной работы Дэмиена Херста за $12 млн, была написана и издана книга Дона Томпсона «Чучело акулы за 12 млн», а объем продаж искусства на мировом рынке показал исторический максимум по итогам 2007 года (причем именно за счет искусства современного). Рашид собрал вещи и переехал в столицу мирового арт-рынка.
• Важный момент: к началу покорения Нью-Йорка у Рашида Джонсона за плечами было уже 8 персональных выставок — пять в Чикаго, по одной в Вашингтоне, Магдебурге (Германия) и Неаполе (Италия). Он успел принять участие в 23-х групповых выставках и попасть в престижное частное собрание Rubell Family Collection в Майами. Собственные источники AI связывают этот рост с галереей David Kordansky из Лос-Анджелеса: у нее не было собственного пространства в Нью-Йорке, однако желание поработать с рынком Восточного побережья через активного художника — было, и немалое.
• В 2011 году в карьере Рашида Джонсона произошло сразу два события, поднявших его на качественно новый уровень: куратор 54-й Венецианской биеннале Биче Куригер пригласила молодого (33 года) художника в основной проект, а сам автор заключил первый серьезный контракт с топ-галереей Hauser & Wirth.
• Покровительство Hauser & Wirth немного переориентировало маркетинговую активность Рашида Джонсона: теперь он стал уделять больше внимания международным конкурсам и резиденциям, а институциональные выставки стали проходить в хороших по уровню музеях стран с состоятельными локальными коллекционерами — например, Мексики, Южной Африки, Китая и стран Скандинавии.
• Интересно отметить, что одновременно с Джонсоном Hauser & Wirth в 2011 году заключила контракт еще с одним автором — британским скульптором Томасом Хаусиго. По данным ArtTactic, сегодня он занимает 6-ю строчку в рейтинге уверенности рынка в долгосрочной перспективе молодых художников (о нем мы обязательно напишем в свое время).
Рашид Джонсон в цифрах и фактах
По данным Artfacts, к настоящему моменту художник провел 44 персональные и участвовал в 185 групповых выставках (4 из которых были намечены на 2020 год, но пока перенесены), 9 международных биеннале и как минимум 22 арт-ярмарках. Представлен на неэксклюзивной основе 18 галереями и частными дилерами, среди которых основная — международная сеть Hauser & Wirth (сотрудничают с 2011 года). Работы художника находятся в престижных музейных собраниях, в частности в нью-йоркском музее современного искусства MoMA, Музее Соломона Гуггенхайма, Музее американского искусства Уитни (оба — Нью-Йорк), Художественном институте Чикаго, а также в престижных корпоративных и частных коллекциях — например, в Фонде Louis Vuitton (Париж) и Zabludowicz Collection (Лондон).
Интерес к работам Джонсона на аукционном рынке существенно вырос в 2019 году: объем продаж на Christie's, Sotheby's и Phillips в Лондоне и Нью-Йорке составил $2,98 млн, что на 578 % больше объема его публичных продаж в 2018-м. В мае 2019 года на Sotheby`s в Нью-Йорке был установлен новый рекорд для художника: работа Escape Collage продана за $950 тыс. (стоимость без комиссии покупателя), что на 31,9 % больше его второй по сумме аукционной продажи (ноябрь 2019 года, Christie's, Нью-Йорк).
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Рашида Джонсона, 2015–2019
№ | Название работы | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ тыс. |
---|---|---|---|---|
1 | Untitled (Escape Collage) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2019 | 950,0 |
2 | Untitled (Anxious Audience) | Christie's, Нью-Йорк | 2019 | 720,0 |
3 | Untitled (Anxious Men) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2019 | 400,0 |
4 | Color Men | Phillips, Нью-Йорк | 2019 | 400,0 |
5 | Untitled | Sotheby's, Нью-Йорк | 2018 | 305,0 |
6 | Escape Collage | Phillips, Лондон | 2015 | 145,4 |
7 | We Real Cool | Christie's, Лондон | 2017 | 133,7 |
8 | Falling Man | Sotheby's, Нью-Йорк | 2015 | 125,0 |
9 | Untitled (Anxious Men) | Sotheby's, Лондон | 2019 | 120,4 |
10 | Flowers For A Lady | Sotheby's, Нью-Йорк | 2015 | 100,0 |
Рашид Джонсон и индикатор доверия
Рашид Джонсон единолично лидирует в рейтинге молодых современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозируют стабильный рынок в краткосрочной перспективе: у него 84 балла из 100 возможных. Впрочем отрыв от ближайшего преследователя в рейтинге несущественен, у афро-британки Линетт Ядом-Боакье (представлена Jack Shainman Gallery) — 82 балла. При этом Линетт обогнала Рашида в долгосрочной перспективе: по мнению участников рынка, у нее больше шансов на дистанции в 10 следующих лет (49 против 41).
Таблица 2. Индикатор доверия к рынку Рашида Джонсона, 2018–2020 (100 — абсолютное доверие и уверенность в перспективах роста, 0 — полное отсутствие доверия)
Полугодие | Индикатор доверия к рынку современного искусства в целом | Индикатор доверия к рынку Рашида Джонсона |
---|---|---|
2018, первое полугодие | 75 | 66,7 |
2018, второе полугодие | 57 | 89,3 |
2019, первое полугодие | 60 | 90,9 |
2019, второе полугодие | 43 | 83,3 |
2020, первое полугодие | 6,4 | 83,9 |
В 2020 году работы Джонсона были выставлены на аукционные торги 6 раз, продано 100 % лотов на общую сумму $198,5 тыс. Среди форматов работ дважды были представлены живопись и тиражная фотография, по одному разу — инсталляция и графика на бумаге. Отметим, что обе живописные работы были выполнены в авторской технике с использованием застывшего мыла. Средний эстимейт всех проданных работ был превышен на 169 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,69 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано в четырех из шести продаж (67 %).
Последние работы Джонсона, сделанные во время карантина, — Untitled Anxious Red Drawings («Тревожно-красные рисунки без названия») — были выставлены онлайн в виртуальной галерее Hauser & Wirth и раскуплены в течение нескольких дней. Помимо традиционного для последних месяцев видео из мастерской художника, сближающего автора с покупателем, в онлайн-кабинете можно отыскать много других интересных маркетинговых ходов — от трек-листа, под который Рашид Джонсон создавал серию работ, до рекомендаций художника по питанию, а также бесплатные «эксклюзивные» фоновые изображения для видеоконференций Zoom.
Таблица 3. Объем продаж работ Рашида Джонсона на аукционных торгах, 2015–2020
Показатель | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020, январь — май |
---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж (a), $ млн. | 0,93 | 0,38 | 0,37 | 0,43 | 2,98 | 0,19 |
Средний эстимейт (b), $ млн, | 1,06 | 0,44 | 0,32 | 0,38 | 1,55 | 0,14 |
Δ (a;b), % | –12,3 | –12,6 | 15,6 | 13,2 | 92,9 | 40,7 |
Комментарий AI: Начавшиеся в июне 2020 года протесты в США против расовой дискриминации поставили афроамериканских художников (в особенности связанных с крупными международными сетевыми галереями) в двоякое положение. С одной стороны, само движение Post-Black Art возникло как символ стирания различий между людьми, в том числе в искусстве, с другой — именно сейчас, во время конфликта, эти различия как никогда очевидны. Дальше — больше: крупные музеи политику в искусстве никогда не приветствовали, в особенности — события из хроники современной, а не исторической, которую можно вспомнить и проанализировать спустя время (вспомним выставку в Королевской академии искусств в Лондоне, посвященную столетию Октябрьской революции в 2017 году: она планировалась задолго до санкций против РФ и получилась максимально исторически-нейтральной). С третьей стороны, арт-рынок США традиционно поддерживается демократической партией, занявшей сторону протестующих. Следовательно, фигуранты мира искусства, чтобы остаться «в рынке», также должны выразить поддержку народному недовольству. Какой из этих факторов станет определяющим в выборе позиции афроамериканскими художниками? Наиболее разумной, направленной на мирное урегулирование нам видится позиция парламентеров от искусства, способных примирить обе стороны, вернуть спокойствие на улицы, а уроки, вынесенные из событий последних дней, — вложить людям в головы и сердца,
В следующем выпуске серии «Современные художники в кризис» мы расскажем о втором номере рейтинга доверия среди признанных художников — Джоне Балдессари.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200610_johnson.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200610_johnson.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж