Современные художники в кризис: Рашид Джонсон
ARTinvestment.RU   10 июня 2020

Во втором материале новой рубрики AI рассказываем о влиянии кризиса на самую перспективную восходящую звезду международного арт-рынка

В первом материале новой рубрики AI мы рассказали о первом номере в рейтинге доверия профессионалов арт-рынка признанным художникам — Герхарде Рихтере. Сегодня мы разберем, с какими показателями вошел в кризис и как себя чувствует лидер рейтинга молодых художников от ArtTactic Рашид Джонсон.

Рашид Джонсон (1977), американский концептуальный художник, один из самых ярких авторов в статусе «на взлете карьеры». Работает в жанре Post-Black Art (c англ. — «пост-черное искусство»), показывая через синтез исторических, культурных и материальных пересечений неразрывность афроамериканской истории и мировой истории искусства. Главные направления — живопись, скульптура и фотография. При создании объектов использует большое количество материалов из повседневной жизни, от дерева и керамической плитки до живых растений и радиотехнических деталей. Наиболее узнаваемое сочетание материалов, с которым ассоциируется Рашид Джонсон, — смесь воска и черного мыла, которую он наносит на холст, создавая объемные композиции. Своими творческими учителями художник называет Йозефа Бойса, Брюса Коннера, Джозефа Корнелла, Карла Андре, Дэвида Хаммонса и Казимира Малевича. Основная галерея, представляющая автора, — Hauser & Wirth (Цюрих, Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес).

Карьерные вехи Рашида Джонсона

• Джонсон — представитель «Чикагской школы»: это касается как системы художественного образования, так и рынка искусства (напомним, что главные арт-ярмарки США до появления Art Basel в Майами-Бич проходили не в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, а именно в Чикаго).

• Отец художника был радиолюбителем и владельцем мастерской радиоэлектроники, мать работала преподавателем африканской истории. По собственному признанию Джонсона, он рос между мастерской отца и библиотекой матери, что сформировало его жизненные принципы и взгляды на искусство.

• Вопреки некоторым источникам, Рашид Джонсон не учился в самом престижном художественном ВУЗе США — Чикагском институте искусств, однако окончил два профильных заведения по соседству: Колумбийский колледж Чикаго (2000) и Художественную школу Чикагского университета (2005).

• Будучи студентом последнего ВУЗа, молодой художник был замечен и отобран для участия в резонансной групповой выставке Freestyle, в музее Studio Museum в Гарлеме (Нью-Йорк, 2001). Именно после нее за молодым поколением афроамериканских авторов закрепился жанр Post-Black Art.

• Между окончанием университета (2005) и решением Джонсона переехать в Нью-Йорк (2008) состоялось несколько знаменательных событий, которые повлияли на ускорение карьеры молодого художника, — в частности, современное концептуальное искусство вошло в разряд «голубых фишек» рынка благодаря продаже известной работы Дэмиена Херста за $12 млн, была написана и издана книга Дона Томпсона «Чучело акулы за 12 млн», а объем продаж искусства на мировом рынке показал исторический максимум по итогам 2007 года (причем именно за счет искусства современного). Рашид собрал вещи и переехал в столицу мирового арт-рынка.

• Важный момент: к началу покорения Нью-Йорка у Рашида Джонсона за плечами было уже 8 персональных выставок — пять в Чикаго, по одной в Вашингтоне, Магдебурге (Германия) и Неаполе (Италия). Он успел принять участие в 23-х групповых выставках и попасть в престижное частное собрание Rubell Family Collection в Майами. Собственные источники AI связывают этот рост с галереей David Kordansky из Лос-Анджелеса: у нее не было собственного пространства в Нью-Йорке, однако желание поработать с рынком Восточного побережья через активного художника — было, и немалое.

• В 2011 году в карьере Рашида Джонсона произошло сразу два события, поднявших его на качественно новый уровень: куратор 54-й Венецианской биеннале Биче Куригер пригласила молодого (33 года) художника в основной проект, а сам автор заключил первый серьезный контракт с топ-галереей Hauser & Wirth.

• Покровительство Hauser & Wirth немного переориентировало маркетинговую активность Рашида Джонсона: теперь он стал уделять больше внимания международным конкурсам и резиденциям, а институциональные выставки стали проходить в хороших по уровню музеях стран с состоятельными локальными коллекционерами — например, Мексики, Южной Африки, Китая и стран Скандинавии.

• Интересно отметить, что одновременно с Джонсоном Hauser & Wirth в 2011 году заключила контракт еще с одним автором — британским скульптором Томасом Хаусиго. По данным ArtTactic, сегодня он занимает 6-ю строчку в рейтинге уверенности рынка в долгосрочной перспективе молодых художников (о нем мы обязательно напишем в свое время).

Рашид Джонсон в цифрах и фактах

По данным Artfacts, к настоящему моменту художник провел 44 персональные и участвовал в 185 групповых выставках (4 из которых были намечены на 2020 год, но пока перенесены), 9 международных биеннале и как минимум 22 арт-ярмарках. Представлен на неэксклюзивной основе 18 галереями и частными дилерами, среди которых основная — международная сеть Hauser & Wirth (сотрудничают с 2011 года). Работы художника находятся в престижных музейных собраниях, в частности в нью-йоркском музее современного искусства MoMA, Музее Соломона Гуггенхайма, Музее американского искусства Уитни (оба — Нью-Йорк), Художественном институте Чикаго, а также в престижных корпоративных и частных коллекциях — например, в Фонде Louis Vuitton (Париж) и Zabludowicz Collection (Лондон).

Интерес к работам Джонсона на аукционном рынке существенно вырос в 2019 году: объем продаж на Christie's, Sotheby's и Phillips в Лондоне и Нью-Йорке составил $2,98 млн, что на 578 % больше объема его публичных продаж в 2018-м. В мае 2019 года на Sotheby`s в Нью-Йорке был установлен новый рекорд для художника: работа Escape Collage продана за $950 тыс. (стоимость без комиссии покупателя), что на 31,9 % больше его второй по сумме аукционной продажи (ноябрь 2019 года, Christie's, Нью-Йорк).

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Рашида Джонсона, 2015–2019

Название работы Аукционный дом, город Год продажи Цена по молотку, $ тыс.
1 Untitled (Escape Collage) Sotheby's, Нью-Йорк 2019 950,0
2 Untitled (Anxious Audience) Christie's, Нью-Йорк 2019 720,0
3 Untitled (Anxious Men) Sotheby's, Нью-Йорк 2019 400,0
4 Color Men  Phillips, Нью-Йорк 2019 400,0
5 Untitled  Sotheby's, Нью-Йорк 2018 305,0
6 Escape Collage  Phillips, Лондон 2015 145,4
7 We Real Cool  Christie's, Лондон 2017 133,7
8 Falling Man  Sotheby's, Нью-Йорк 2015 125,0
9 Untitled (Anxious Men) Sotheby's, Лондон 2019 120,4
10 Flowers For A Lady  Sotheby's, Нью-Йорк 2015 100,0

Рашид Джонсон и индикатор доверия

Рашид Джонсон единолично лидирует в рейтинге молодых современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозируют стабильный рынок в краткосрочной перспективе: у него 84 балла из 100 возможных. Впрочем отрыв от ближайшего преследователя в рейтинге несущественен, у афро-британки Линетт Ядом-Боакье (представлена Jack Shainman Gallery) — 82 балла. При этом Линетт обогнала Рашида в долгосрочной перспективе: по мнению участников рынка, у нее больше шансов на дистанции в 10 следующих лет (49 против 41).

Таблица 2. Индикатор доверия к рынку Рашида Джонсона, 2018–2020 (100 — абсолютное доверие и уверенность в перспективах роста, 0 — полное отсутствие доверия)

Полугодие Индикатор доверия к рынку современного искусства в целом Индикатор доверия к рынку Рашида Джонсона
2018, первое полугодие 75 66,7
2018, второе полугодие 57 89,3
2019, первое полугодие 60 90,9
2019, второе полугодие 43 83,3
2020, первое полугодие 6,4 83,9

В 2020 году работы Джонсона были выставлены на аукционные торги 6 раз, продано 100 % лотов на общую сумму $198,5 тыс. Среди форматов работ дважды были представлены живопись и тиражная фотография, по одному разу — инсталляция и графика на бумаге. Отметим, что обе живописные работы были выполнены в авторской технике с использованием застывшего мыла. Средний эстимейт всех проданных работ был превышен на 169 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,69 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано в четырех из шести продаж (67 %).

Последние работы Джонсона, сделанные во время карантина, — Untitled Anxious Red Drawings («Тревожно-красные рисунки без названия») — были выставлены онлайн в виртуальной галерее Hauser & Wirth и раскуплены в течение нескольких дней. Помимо традиционного для последних месяцев видео из мастерской художника, сближающего автора с покупателем, в онлайн-кабинете можно отыскать много других интересных маркетинговых ходов — от трек-листа, под который Рашид Джонсон создавал серию работ, до рекомендаций художника по питанию, а также бесплатные «эксклюзивные» фоновые изображения для видеоконференций Zoom.

Таблица 3. Объем продаж работ Рашида Джонсона на аукционных торгах, 2015–2020

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 2020, январь — май
Объем продаж (a), $ млн. 0,93 0,38 0,37 0,43 2,98 0,19
Средний эстимейт (b), $ млн, 1,06 0,44 0,32 0,38 1,55 0,14
Δ (a;b), % –12,3 –12,6 15,6 13,2 92,9 40,7

Комментарий AI: Начавшиеся в июне 2020 года протесты в США против расовой дискриминации поставили афроамериканских художников (в особенности связанных с крупными международными сетевыми галереями) в двоякое положение. С одной стороны, само движение Post-Black Art возникло как символ стирания различий между людьми, в том числе в искусстве, с другой — именно сейчас, во время конфликта, эти различия как никогда очевидны. Дальше — больше: крупные музеи политику в искусстве никогда не приветствовали, в особенности — события из хроники современной, а не исторической, которую можно вспомнить и проанализировать спустя время (вспомним выставку в Королевской академии искусств в Лондоне, посвященную столетию Октябрьской революции в 2017 году: она планировалась задолго до санкций против РФ и получилась максимально исторически-нейтральной). С третьей стороны, арт-рынок США традиционно поддерживается демократической партией, занявшей сторону протестующих. Следовательно, фигуранты мира искусства, чтобы остаться «в рынке», также должны выразить поддержку народному недовольству. Какой из этих факторов станет определяющим в выборе позиции афроамериканскими художниками? Наиболее разумной, направленной на мирное урегулирование нам видится позиция парламентеров от искусства, способных примирить обе стороны, вернуть спокойствие на улицы, а уроки, вынесенные из событий последних дней, — вложить людям в головы и сердца,

В следующем выпуске серии «Современные художники в кризис» мы расскажем о втором номере рейтинга доверия среди признанных художников — Джоне Балдессари.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200610_johnson.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200610_johnson.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх