art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

﴾XXI век﴿ ОРЛОВСКИЙ Алексей Борисович (1963) Кирова 24-102. Диптих. 2002
Текущая ставка
35 000 RUB
Окончание торгов
29 Янв. 2021 12:00:00
САЛЬНИКОВ Владимир Александрович (1948–2015) Мандрем Бич. Гоа. 2007
Текущая ставка
18 000 RUB
Окончание торгов
29 Янв. 2021 12:00:00
КУПЕР Юрий Леонидович (1940) Ложка
Текущая ставка
75 000 RUB
Окончание торгов
29 Янв. 2021 12:00:00



Современные художники в кризис: Ансельм Кифер
ARTinvestment.RU   05 ноября 2020

Художник, ставший самым дорогим приобретением Государственного Эрмитажа после Леонардо да Винчи

В этой рубрике AI мы рассказываем о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка признанным художникам. Сегодня мы поговорим о восьмом номере в списке, чье творчество долгое время ассоциировалось с прославлением немецкого национал-шовинизма, а затем — с его осуждением. Представляем: один из самых неоднозначных современных художников, балансирующий на грани эмоций, истории и человеческой памяти, — Ансельм Кифер.

Ансельм Кифер (1945) — немецкий художник, скульптор, автор объектов и инсталляций, который приобрел мировую известность произведениями, поднимающими тему Холокоста. Фигура Кифера, одного из пионеров в художественном осмыслении исторического периода немецкого национал-социализма, сформировала и заняла собой отдельную нишу в искусстве, оказывая огромное влияние на его развитие с последней трети XX века до современности.

Карьерные вехи Ансельма Кифера

Ансельм Кифер родился в районе Шварцвальд-Бар в Германии, в подвале, где его семья скрывалась от бомбардировок в последние месяцы Великой Отечественной войны. Его детство прошло в послевоенной Германии, и впечатления от руин, среди которых проходило его детство, впоследствии нашли отражение в его творчестве. Сын учителя рисования, Кифер всегда представлял себя художником, однако начал свое образование с изучения права и романских языков во Фрайбургском университете (1965–1966). Вскоре он решил прекратить обучение юриспруденции и сосредоточился на изобразительном искусстве. В Государственной Академии художеств в Карлсруэ Кифер учился у Петера Дреера и путешествовал по Европе.

Поездки сопровождались перформансом Occupations(1969), с которого художник начал свою карьеру: Кифер, одетый в военную форму своего отца, запечатлел себя в позе нацистского приветствия в различных городах. Фотографии составили серию Heroic Symbols. Для художника она отнюдь не несла политического подтекста, как может показаться на первый взгляд. Таким образом автор пытался как бы пережить события недавнего прошлого, так сильно повлиявшие на его настоящее.

Трагедия Холокоста навсегда изменила национальное самосознание Германии, и образовавшийся в результате нее «пробел» в истории страны стоял особенно острой проблемой перед поколением, родившимся в последние годы или уже после войны. В 1960-х появились первые попытки преодолеть табу, действовавшее в отношении любого упоминания о прежде настолько значимой для страны национальной идее. Под запретом оказалась значительная часть мифологии, искусства, философской традиции, которые развивались на протяжении нескольких веков, но были по-своему интерпретированы нацистской пропагандой. Стремление реконструировать историческую проблематику, связанную с периодом национал-социализма в коллективной памяти, преодолеть тем самым травматический опыт и восстановить национальную идентичность — непосредственный контекст возникновения работ Кифера.

В 1970 году Кифер поступил в Академию художеств в Дюссельдорфе. Художественная среда города была сформирована пост-дадаизмом течения Флюксус, сближавшего повседневность с искусством через использование большого многообразия изобразительных средств. В Академии художник познакомился с одним из идеологов движения, Йозефом Бойсом, который стал его другом и учителем. Именно Бойс убедил молодого коллегу обратиться к живописи.

Глубокий символизм работ Иозефа Бойса оказался не единственной средой, определившей становление творческого метода Кифера. Тогда же художник подружился с знаменитым живописцем Георгом Базелицем. Покровительство Базелица, который заказал Киферу несколько работ, и популярность, которую приобрело течение неоэкспрессионизма, закрепили статус произведений Кифера и вывели их на международный уровень. В 1980 году он наряду с Базелицем представил Германию в национальном павильоне на Венецианской биеннале.

В живописных работах, которые художник создает с 1971 года, нередко смешиваются самые разные техники: масло на холсте соседствует с металлом, осколками стекла, высушенными цветами и растениями. Начиная с 1980-х годов поверхность холста у Кифера приобретает все более и более «скульптурную», экспрессивную фактуру. Отдельную линию представляют пейзажи, изображающие массовые захоронения и концентрационные лагеря, обветшавшую архитектуру национал-социализма, таинственные германские леса, разрушенные ландшафты. Произведения Кифера всегда предельно метафоричны и обладают сложной смысловой нагрузкой, а их названия часто отсылают к литературным произведениям. В своих работах художник интерпретирует все значимые образы, мотивы, тексты и события, определяющие немецкий культурный код, — от конструирования мифа о Великой Германии (как в «Кольце нибелунга» Вагнера) или риторики Третьего Рейха до свидетельствующих о Холокосте стихотворений еврейского поэта Пауля Целана. В конце 1960-х Кифер начал создавать книги художника. Самые ранние примеры состояли из переработанных фотографий, в более поздних свинцовые страницы перемежаются с минералами и растениями.

На протяжении 1970-х и 1980-х Кифер много ездил по Европе, побывал в США и на Ближнем Востоке. Путешествия определили сдвиг в сюжетной стороне его произведений. От сугубо немецкой проблематики художник перешел к исследованию других цивилизаций, уделяя особое внимание мифологии как источнику и исходу исторического развития любой культуры. Кифер увлекся теологией и мистицизмом, в частности Каббалой, древнеегипетской религией и алхимией. Когда в 1980-х меняли кровлю Кёльнского собора, художник купил старую свинцовую крышу. С этих пор свинец, важнейший алхимический элемент, присутствует в подавляющем большинстве его произведений.

В 1992 году он переехал из немецкого Хорнбаха во французский Баржак, где приобрел участок размером в 200 акров вместе со стоящей на нем заброшенной шелковой фабрикой. Территорию художник превратил в грандиозное арт-пространство, наполнив ее башнями, туннелями и разного рода объектами. Во второй половине 1990-х годов Кифер расширил свой репертуар сюжетов и техник, включив в него несколько абстрактных серий на космическую тему, и вновь сосредоточился на работе с литературными текстами. К тому времени относится его первое соприкосновение с творчеством Велимира Хлебникова — особенно его заинтересовали опыты поэта в исторической нумерологии. В 2008-м году Кифер покинул созданный им художественно-архитектурный комплекс, оставив его постепенно разрушаться в дикой природе. В этом проекте наиболее ярко проявилась концепция Кифера о непрекращающемся обновлении жизни, вечном цикле, в котором мифологии, истории и культуры перетекают друг в друга и затем поглощаются природой, знаменующей собой и смерть старого, и рождение нового. Особенности строительства комплекса и его идейная составляющая были подробно раскрыты в документальном фильме Over Your Cities Grass Will Grow (2010).

Ансельм Кифер в цифрах

Сейчас Ансельм Кифер живет и работает в Париже, в большой студии, бывшей когда-то складом универмага. Согласно данным ArtFacts, на счету у художника более 130 персональных выставок, в том числе экспозиции в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1988), Музее Гугенхайма в Бильбао (2007) и даже проекты в Лувре (2007), с большой неохотой принимающем современных авторов, в Центре Помпиду (2015) и Альбертине (2016). В 2017 году прошла персональная выставка художника в Государственном Эрмитаже, который купил одну из его работ (что, вероятно, вдохновило недавнего героя нашей рубрики, Адриана Гени, на передачу в дар музею своего произведения). Работы Кифера включены в собрания подавляющего большинства ведущих мировых музеев. Помимо названных выше институций, проведших выставки Кифера, здесь нельзя не упомянуть коллекции Галереи Тейт, Музея Людвига в Кёльне, Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Творчество художника представляют Yvon Lambert Gallery в Париже, Gagosian Gallery в Нью-Йорке, White Cube Gallery в Лондоне, и Thaddaeus Ropac в Париже и Зальцбурге.

Первый прецедент вывода работы Кифера на аукционные торги был неуспешным: в далеком 1984 году нью-йоркский Christie’s не смог продать его большеформатную живопись (кроме результата от этой попытки в истории не осталось ничего, даже эстимейта в базе вездесущего Artprice). Спустя год в Нью-Йорке были проданы две работы художника: акварель за $10,5 тыс. (Sotheby’s) и живопись за $70 тыс. (Christie’s). Дальнейшая публичная история Ансельма Кифера следовала за колебаниями рынка современного искусства: успешные аукционные сезоны 2007–2008, 2011–2012 и 2015–2017 сменялись сокращением предложения между ними. Причем именно предложения, а не спроса: в годы аукционного затишья мы видим сокращение числа выставленных лотов, и еще бóльшее сокращение количества лотов непроданных. Аукционный рекорд 2007 года ($3,15 млн) едва не был превзойден в 2011-м ($3,10 млн), но продержался до прошлого сезона, когда живопись в авторской технике The Fertile Сrescent на фоне общего сокращения мировых аукционных продаж была продана за $3,48 млн. Возможно, потому, что за дело неожиданно взялся главный «невыездной» аукцион — пекинский гигант China Guardian (3-е место по объемам продаж в мире в последние 10 лет).

Пандемия вдвое сократила количество выставленных лотов Кифера, но также вдвое уменьшила количество непроданных лотов (что, напомним, до того трижды случалось с художником во время других кризисов). Отсутствие на вторичном рынке по-настоящему качественных работ привело к тому, что аукционный рекорд первых 10 месяцев 2020 года составляет всего $800 тыс., при общей капитализации $2,76 млн (рекорд — $18,02 млн в 2016 году). В целом, согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен художника вырос на 139 %. Другими словами, средние цены Ансельма Кифера росли на 7 % в год — чуть меньше, чем сам мировой арт-рынок. Для сравнения: средние цены на работы других немцев за тот же период росли куда активнее: у Нео Рауха среднегодовой темп роста составил 24 %, а у Герхарда Рихтера — 22 %. Правда, средние цены еще одного фаворита рынка современного искусства — Георга Базелица — показали рост «всего» на 9 %.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Ансельма Кифера, 1984–2020

Название работы (дата создания)

Аукционный дом, город

Год продажи

Цена по молотку, $ млн

1

The Fertile Crescent

China Guardian, Пекин

2019

3,48

2

Lasst Tausend blumen blühen! (1999)

Christie's, Лондон

2007

3,15

3

Dem Unbekannten Maler (1983)

Christie's, Нью-Йорк

2011

3,10

4

Für Velimir Khlebnikov: Die Lehre vom Krieg: Seeschlachten (2004–2010)

Phillips, Лондон

2016

2,74

5

Grab des unbekannten Malers (1983)

Christie's, Лондон

2016

2,55

6

Athanor (1991)

Sotheby's, Лондон

2017

2,26

7

Laßt tausend Blumen blühen (2012)

Christie's, Лондон

2017

2,15

8

Die Meistersinger (1981–1982)

Phillips, Лондон

2018

2,07

9

Malen = Verbrennen (1974)

Christie's, Нью-Йорк

2017

2,00

10

Dein Aschenes Haar, Sulamith (1981)

Sotheby's, Нью-Йорк

2016

1,75

Таблица 2. Ценовые диапазоны проданных работ Ансельма Кифера на аукционных торгах, 2000–2020

Ценовой диапазон

<10 тыс.

$10–50 тыс.

$50–100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

$1–5 млн

Объем продаж

$ млн

0,08

2,58

5,80

55,55

49,35

50,55

%

0.05

1.6

3.5

33.9

30.1

30.8

шт.

28

84

75

225

71

30

Таблица 3. Ценовая динамика проданных работ Ансельма Кифера на аукционных торгах, 2013–2020

Показатель / Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем продаж

$ млн

6,80

8,44

17,08

18,02

17,49

8,30

11,36

2,76

шт.

30

24

42

39

51

28

32

14

Ансельм Кифер и индикатор доверия

По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считали, что нынешний кризис рынок Ансельма Кифер переживет успешно. Согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, художник получил 61 балл из максимальных 100 и обосновался на 8-м месте, между Питером Дойгом (65 баллов) и Синди Шерман (60 баллов).

Ансельм Кифер также входит в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозируют успешное будущее в десятилетней перспективе: в мае 2020 года он получил 64 балла и 5-ю строчку в рейтинге — опередив и Маурицио Каттелана, и Джеффа Кунса, и Кристофера Вула, и своих земляков Базелица и Рауха. Интересно, что еще 11 лет назад ArtTactic не включил Кифера даже в расширенный список 25 художников самого первого рейтинга: после первых успешных аукционных сезонов рынок не спешит верить в современного художника. К слову, и 11 лет назад, и сегодня, рейтинг доверия в долгосрочной перспективе возглавляет Герхард Рихтер.

Комментарий AI: добиться того, чтобы тебя представляли одновременно ведущая американская (Gagosian), британская (White Cube) и европейская (Thaddaeus Ropac) галереи — но при этом твоя самая дорогая работа стоит меньше $5 млн — это нужно постараться. Ансельм Кифер — типичный «музейно-рыночный» художник. С большим количеством институциональных выставок, визуально выигрышных многомерных инсталляций с серьезным философским контекстом, он при этом имеет ходовой продажный формат в виде живописных работ. Его ведут аккуратно и грамотно, словно берегут для чего-то значимого: это не похоже на спекулятивный галерейный почерк в работе с современным искусством.

И это вызывает вопросы и серьезные опасения — последние, правда, не имеют отношения к коммерции. На арт-рынке издавна существовало правило: искусство должно находиться в стороне от политики. Тем не менее в последние годы в рынок вливаются целые направления искусства, находящиеся в мировой политической повестке, — социальные, демографические, гендерные и др. В этом потоке Кифер и его манифест являются самостоятельной единицей — в числе художников, посвятивших себя теме Холокоста, он далеко не единственный, но безусловно самый заметный (в отличие от авторов, представляющих сегодня другие общественно-политические движения). Мы лишь обратим внимание на один факт: радикальное изменение творческого вектора Кифера от откровенной героизации поражения во Второй мировой войне до порицания содеянного собственной нацией ничуть не повлияло на визуализацию его нового транслируемого персонального манифеста — ни в технике, ни в колористике, ни в подаче.

Тем не менее возникает два вопроса: забыл ли об этом повороте рынок и помнит ли о нем сам Ансельм Кифер?


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201105_anselm_kiefer.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201105_anselm_kiefer.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх