Рынок русского искусства и арт-рынок России. Итоги и основные цифры 2020 года
ARTinvestment.RU 11 января 2021
Самый успешный год для крупных аукционов, рекордный процент проданных лотов и рост продаж нонконформистов: таким ли мы ожидали увидеть год, проведенный под знаком пандемии COVID-19?
Традиционно в начале нового года AI подводит итоги прошедшего аукционного сезона для русского искусства — в пределах страны и за рубежом — на основе собственных баз данных. Основные цифры за 2020 год выглядят следующим образом:
Русское искусство на внутреннем российском рынке
Таблица 1. Основные показатели российского арт-рынка в 2020 году
Показатель | 2020 | 2019 | Δ, % | ||
---|---|---|---|---|---|
Количество аукционных домов | 12 | 12 | 0 | ||
Количество торгов | 162 | 173 | –6 | ||
Объем продаж | ₽ млн | 9,87 | 11,81 | –16 | |
Доля от среднего суммарного эстимейта, % | 35 | 25 | +40 | ||
Количество выставленных лотов, шт. | 16 217 | 19 058 | –15 | ||
Количество проданных лотов | шт. | 9 236 | 10 220 | –10 | |
% | 57 | 54 | +6 | ||
Средняя стоимость проданных лотов, ₽ тыс. | 1,07 | 1,16 | –7 |
Количество аукционных домов, работавших на публичном рынке РФ в 2020 году, не изменилось — с рынка никто не ушел. При этом все двенадцать аукционов адаптировались к пандемии максимально быстро, под конец года едва не сравнявшись с прошлым сезоном в количестве проведенных торгов, а некоторые стали работать по «смешанной модели», совмещая физические и онлайн-торги. Снижение почти всех показателей — объективная реальность (при том, что аналогичные цифры игроков международного рынка снизились куда сильнее), однако два пункта по итогам года выросли: доля проданных лотов и доля объема продаж от среднего суммарного эстимейта. В первом случае мы в международном тренде: уменьшение количества выставленных лотов и индивидуальная работа с каждым клиентом повсеместно привели к увеличению доли реализованных с молотка предметов.
Соотношение объема продаж и среднего суммарного эстимейта — показатель, подросший в 2020 году заметнее всего. Здесь рынок РФ выбивается из глобальной статистики: в остальном мире это соотношение повсеместно снизилось, с одной стороны, ввиду желания людей приобрести работу по минимально возможной цене, а с другой — из-за отсутствия высокой конкуренции на торгах, ранее приводившей к неоправданному росту цен. Практически двукратный рост упомянутого показателя — это несомненный шаг навстречу цивилизованному рынку. Однако «русские» 35 % все равно крайне малая цифра, означающая, что объем всех совершенных транзакций на 65 % ниже средней оценки, «выписанной» лотам аукционными домами. И сам факт проведения сделок говорит о согласии многих продавцов установить крайне низкую резервную цену. В основном это касается аукционных домов с небольшим оборотом — наиболее успешные российские аукционы играют по мировым правилам, не допуская разрывов между резервной ценой и нижним эстимейтом более чем на 30 %.
Переходим к лидерам. Объем продаж трех ведущих российских аукционных домов (по сумме выручки) — AI Аукциона, «Литфонда» и Vladey — составил ровно 70 % от суммарного объема продаж всех двенадцати игроков публичного рынка. Количество проведенных на троих торгов составляет 55 % от всех аукционных торгов на территории РФ, а количество всех проданных «большой тройкой» лотов — 43 % от общего числа проданных предметов искусства. В частности, для AI аукциона 2020 год стал самым доходным в истории по объему продаж, а проведенные в октябре юбилейные 350-е торги AI аукциона с суммарной выручкой 18,6 млн рублей стали лучшими торгами за 7 лет его существования.
Русское искусство на международном рынке
Таблица 2. Основные показатели мирового арт-рынка в 2020 году
Показатель | 2020 | 2019 | Δ, % | ||
---|---|---|---|---|---|
Количество аукционных домов | 204 | 332 | –39 | ||
Количество торгов | 650 | 1 093 | –41 | ||
Объем продаж | $ млн | 206,03 | 408,79 | –50 | |
Доля от среднего суммарного эстимейта, % | 80 | 96 | –17 | ||
Количество выставленных лотов, шт. | 7 291 | 10 929 | –33 | ||
Количество проданных лотов | шт. | 4 251 | 6 196 | –31 | |
% | 58 | 57 | +3 | ||
Средняя стоимость проданных лотов, $ тыс. | 48,47 | 65,98 | –27 |
В международном поле снижение количества аукционных домов, продававших русское искусство, более чем на треть, объясняется просто: большинство их не смогли физически адаптироваться к цифровым технологиям, поэтому перевели торги в режим частных продаж, объединились с другими аукционами или закрылись. Вторая причина сокращения числа подобных институций в основном касалась небольших аукционов в местах зарубежного проживания русских бизнесменов: из-за пандемии большинство коллекционеров было вынуждено вернуться в Россию (где их и «настигли» предложения внутреннего рынка). Отсюда имеем единственный выросший показатель — долю проданных лотов. Падение объемов продаж на 50 % совпадает с общими показателями мирового арт-рынка, учитывая, что художники «русской орбиты» (Марк Ротко, Тамара де Лемпицка, Марк Шагал и др.) торгуются исключительно в международной обойме авторов.
«Большая двойка» глобальных торгов, Sotheby’s и Christie’s, в сумме получили выручку за предметы искусства русских художников, составляющую 84 % объема продаж всех 204 аукционных домов. При этом они провели 17 % всех мировых аукционных торгов и продали 20 % русских лотов.
Таблица 3. Русское искусство* (ИЗО) на внутренних и мировых аукционах, 2010–2019 гг.
Показатель / Год | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
На внутренних аукционах | Объем продаж, $ млн | 12,9 | 4,6 | 7,1 | 8,9 | 7,2 | 11,8 | 9,9 |
Средняя доля проданных лотов, % | 41 | 35 | 44 | 38 | 47 | 54 | 57 | |
На мировых аукционах | Объем продаж, $ млн | 667 | 575 | 292 | 469 | 525 | 411 | 206 |
Средняя доля проданных лотов, % | 49 | 48 | 52 | 47 | 52 | 56 | 58 |
* В мировой оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.
Основные события 2020 года, связанные с продажами русского искусства в публичном поле
• Март — май: появление Facebook-аукционов «доступного искусства»
Интернет-феномен «доступного искусства» появился в социальных сетях Великобритании, начало ему положил Instagram-проект Artist Support Pledge, а на просторах СНГ переместился в Facebook под именем «Шар и Крест» (РФ), «Сiль и Соль» (Украина), «Восточный базар» (Казахстан) и дюжины других инициатив. При всей неоднозначности восприятия «классическим» арт-рынком (от восхваления за поддержку художников в тяжелые времена до порицания за ценовой демпинг, к которому могли привыкнуть покупатели), Facebook-аукционы сыграли очень важную роль в начальные месяцы карантина: во-первых, они обеспечили художников непрерывной работой и средствами к существованию, во-вторых — привлекли к приобретению искусства десятки тысяч новых покупателей (с перспективой однажды стать коллекционерами), в-третьих — ценовой открытостью показали невежественному большинству, что художественной ценностью может обладать не только акула за $12 млн, но и вручную расписанная автором тарелка за $100.
Быстрее всего появление «доступного искусства» сказалось на двух группах участников арт-рынка: благодаря информационному охвату многие молодые художники получили внимание и поддержку профессиональных галерей (в частности тех, которые больше других занимались порицанием), а коллекционеры, которых Facebook вовлек в социальную игру с ограниченным ценовым диапазоном, наоборот, соскучились по более дорогим форматам и оказались разогретыми перед традиционными русскими неделями и перестроившимися на цифровой лад внутренними отечественными аукционами.
• Июнь — июль: «Русские торги», летняя серия
Традиционные «русские недели» в Лондоне с началом пандемии прошли путь от угрозы полной отмены до проведения в течение 2-х месяцев: с учетом сместившихся графиков международных игроков это виделось самым оптимальным вариантом. Как оказалось, пандемия не повлияла ни на желание аукционных домов заниматься русским искусством, ни на желание коллекционеров покупать русское искусство — в той степени, в которой могла бы повлиять.
В денежном выражении три ведущих аукционных дома, традиционно ассоциирующихся с русским искусством на Западе, — Sotheby’s, Christie’s и MacDougall’s — собрали $16,68 млн. Ценовой рекорд «русских торгов» достался Sotheby’s: работа Ивана Константиновича Айвазовского «Неаполитанская бухта» 1878 года была продана за £2,295 млн ($2,89 млн) — почти в три раза дороже нижнего эстимейта. Стал очевиден интерес покупателей к новым именам и современному искусству. По окончании июньских торгов Sotheby’s привел данные: в частности, почти 20 % покупателей совершили первые в жизни покупки на аукционных торгах, чуть более 30 % покупателей были в возрасте 40 лет или моложе.
Подробно об итогах «русских торгов» лета 2020 года можно прочесть здесь. Рекомендуем посмотреть вебинар ARTinvestment.RU, в котором основные результаты были проанализированы с нашим гостем Алиной Ханной — главой российского и ближневосточного направлений в галерее современного искусства White Cube (Лондон).
• Октябрь: победное шествие нонконформистов
C 24 сентября по 1 октября 2020 года Sotheby’s в третьем сезоне подряд провел торги русских художников-нонконформистов Escape Artists — The Non-Conformists Online. «Сбежавшие художники» (как звучит название Escape Artists в переводе) действительно «сбежали» из-под «русских недель», разместившись отдельным аукционным торгом между летней и осенней продажами русского искусства. Более того, эти специализированные аукционы изначально проводились в онлайн-режиме: в 2018 и 2019 годах их организовывал нью-йоркский офис Sotheby’s, а этой осенью — лондонское отделение. В сумме эти четыре фактора (минимальная «русская» привязка, «международный» месяц октябрь, онлайн и Нью-Йорк) говорят о том, что торги были изначально более ориентированы все же на зарубежных коллекционеров.
Из 92 предложенных коллекционерам лотов в 2020 году были проданы 67 (72 %). Суммарная выручка составила £1,216 млн ($1,564 млн). Многие лоты ушли дороже эстимейтов. Средняя стоимость проданного лота составила $23,3 тыс. Топ-лотом торгов стала работа Ильи Кабакова «Условный рефлекс» 1964 года, проданная за £438,5 тыс. с учётом комиссии Buyer’s Premium. В целом высокие результаты аукциона Escape Artists за три года его проведения (83 % проданных лотов, увеличение объема продаж на 24 %, рост средней стоимости лота на 83 %) подтвердили успешность намерения Sotheby’s вывести нонконформистов из-под «русских недель» для обеспечения внимания международной аудитории.
Подробно об итогах торгов нонконформистов от Sotheby’s можно прочесть здесь.
• Ноябрь — декабрь: «Русские торги», осенняя серия
Осенние «русские недели» 2020 года растянулись с 15 октября по 2 декабря. В денежном выражении четверка британских аукционных домов собрала $42,77 млн — на 156 % больше июньских сборов ($16,69 млн) и «всего» на 6 % меньше объема продаж ноября 2019 года ($45,61 млн). С оглядкой на кризис суммарный годовой оборот русского искусства на британских торгах ($59,46 млн) вполне может поспорить с результатами прошлых лет: на 35 % ниже результатов 2019-го и на 22 % — 2018-го. На фоне сокращения объемов мировых продаж Sotheby’s и Christie’s в первом полугодии 2020 года в среднем на 49 % — картина более чем оптимистичная: те же аукционные дома продавали русское искусство в целом заметно успешнее, чем искусство остальных стран.
Как и полгода назад, ценовой рекорд осенних «русских торгов» достался и Sotheby’s, и Ивану Константиновичу Айвазовскому: живопись «Кораблекрушение у берега Черного моря» 1887 года была продана за $2,92 млн — вполовину дороже среднего эстимейта ($1,89 млн). Из $42,77 млн продажи декоративно-прикладного искусства принесли $12,24 млн, или 29 % сборов второго полугодия. Достичь этого результата во многом помог Sotheby’s, проведя сразу двое специализированных торгов с участием русского ДПИ. Отдельного внимания заслуживает группа художников-шестидесятников, а также современных авторов — в частности, Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского, Ивана Чуйкова, Леонида Сокова, Бориса Орлова, Мераба Абрамишвили, Ольги Тобрелутс и Дмитрия Шорина.
Подробно об итогах русских торгов осени 2020 года можно прочесть здесь. Рекомендуем посмотреть вебинар ARTinvestment.RU, в котором основные результаты были проанализированы с нашим гостем — певцом и композитором, ценителем русского искусства Дмитрием Маликовым.
Таблица 4. Рейтинг ценовых рекордов русских художников на мировых аукционах в 2020 году*
№ | Художник | Цена, $ | Название работы | Аукцион, дата продажи | Δ* |
---|---|---|---|---|---|
1 | Ротко, Марк | 31 275 000 | Untitled | Christies 2020-10-06 | 0,8 |
2 | Лемпицка, Тамара де | 21 150 976 | Portrait de Marjorie Ferry | Christies 2020-02-05 | 1,6 |
3 | Сталь, Николя де | 4 426 990 | Plage à Agrigente | Christies 2020-07-10 | 0,9 |
4 | Шагал, Марк Захарович | 4 376 000 | Les amoureux aux coquelicots (Deux bouquets à high falls) | Sothebys 2020-10-28 | 0,9 |
5 | Кандинский, Василий Васильевич | 3 270 312 | Einige Spitzen | Bonhams 2020-11-17 | 1,5 |
6 | Айвазовский, Иван Константинович | 2 921 888 | Кораблекрушение у берега Черного моря | Sothebys 2020-12-01 | 1,5 |
7 | Сутин, Хаим Соломонович | 1 989 269 | La femme en rouge au fond bleu | Dorotheum 2020-11-24 | 0,9 |
8 | Липшиц, Жак | 1 609 943 | Baigneuse | Sothebys 2020-07-28 | 1,5 |
9 | Коровин, Константин Алексеевич | 1 513 346 | In the garden | Christies 2020-11-23 | 4,8 |
10 | Сомов, Константин Андреевич | 1 424 578 | Sleeping Lady in a Room in 18th Century Dress | Sothebys 2020-12-01 | 2,8 |
* Δ = Ц/Э, где Ц — цена продажи лота, Э — средний эстимейт лота. Значения отсутствуют в тех случаях, когда эстимейт предоставлялся по запросу.
Таблица 5. Рейтинг ценовых рекордов русских художников на российских аукционах в 2020 году*
№ | Художник | Цена, $ | Название работы | Аукцион, дата продажи | Δ* |
---|---|---|---|---|---|
1 | Васильев, Олег Владимирович | 192 168 | Пространство II | Vladey 2020-06-27 | 1,2 |
2 | Кошляков, Валерий Николаевич | 185 304 | Колоннада | Vladey 2020-11-28 | 4 |
3 | Клюн, Иван Васильевич | 112 336 | Чайник | AI Аукцион 2020-10-30 | — |
4 | Рождественский, Константин Иванович | 104 312 | Крестьянка | AI Аукцион 2020-11-13 | — |
5 | Малевич, Казимир Северинович | 88 264 | Голова крестьянина | AI Аукцион 2020-10-23 | — |
6 | Плавинский, Дмитрий Петрович | 88 264 | Джорджия идёт на посадку | AI Аукцион 2020-10-09 | — |
7 | Куинджи, Архип Иванович | 77 420 | Военно-Грузинская дорога (Горный пейзаж) | Аукционный дом Егоровых 2020-02-18 | 1,1 |
8 | Родченко, Александр Михайлович | 69 360 | Альбом «Беломоро-Балтийский водный путь: 1932-1933 г.» | Аукционный дом «12-й стул» 2020-07-03 | 2 |
9 | Шишкин, Иван Иванович | 68 000 | Лесная поляна | Аукционный дом Егоровых 2020-11-25 | 1,1 |
10 | Краснопевцев, Дмитрий Михайлович | 60 982 | Рулон бумаги и римские пузырьки. Сцена | AI Аукцион 2020-12-25 | — |
* Δ = Ц/Э, где Ц — цена продажи лота, Э — средний эстимейт лота. Значения отсутствуют в тех случаях, когда эстимейт предоставлялся по запросу.
Таблица 6. Рейтинг ценовых рекордов шестидесятников на мировых аукционах в 2020 году*
№ | Художник | Цена, $ | Название работы | Аукцион, дата продажи | Δ* |
---|---|---|---|---|---|
1 | Кабаков, Илья Иосифович | 553 694 | Conditional Reflex | Sothebys 2020-10-01 | 1 |
2 | Васильев, Олег Владимирович | 192 168 | Пространство II | Vladey 2020-06-27 | 1,2 |
3 | Краснопевцев, Дмитрий Михайлович | 103 415 | Bottles and Other Objects in a Niche. Pharmacy | Sothebys 2020-12-01 | 1,6 |
4 | Плавинский, Дмитрий Петрович | 88 264 | Джорджия идёт на посадку | AI Аукцион 2020-10-09 | — |
5 | Гороховский, Эдуард Семёнович | 63 135 | Group Portrait in an Interior | Sothebys 2020-06-02 | 1 |
6 | Рабин, Оскар Яковлевич | 60 458 | Moon and Flowers | Sothebys 2020-10-01 | 2,7 |
7 | Вейсберг, Владимир Григорьевич | 52 156 | Хаос | Sothebys 2020-10-01 | 1,4 |
8 | Целков, Олег Николаевич | 48 316 | Коллекционер и коллекция | Vladey 2020-06-27 | 1,1 |
9 | Инфантэ-Арана, Франциско | 46 120 | Формирование из цикла «Точка в своем пространстве» | Vladey 2020-10-24 | 0,7 |
10 | Брускин, Гриша | 45 000 | Step Forward | Shapiro Auctions LLC 2020-07-25 | 0,8 |
* Δ = Ц/Э, где Ц — цена продажи лота, Э — средний эстимейт лота. Значения отсутствуют в тех случаях, когда эстимейт предоставлялся по запросу.
Илья КАБАКОВ Условный рефлекс. 1964
Фанера, масло, эмаль. 51,5 × 62,5
Sotheby’s, Лондон. 01.10.2020. Лот 29
Цена: $553 694
Источник: artinvestment.ruДмитрий КРАСНОПЕВЦЕВ Бутылки и другие предметы в нише. Аптека. 1975
Оргалит, масло. 65,5 × 64,5
Sotheby’s, Лондон. 01.12.2020. Лот 190
Цена: $103 415
Источник: artinvestment.ru
Таким был для русского искусства 2020 год. Каким станет 2021-й — во многом зависит от читателей этих строк: художников, коллекционеров, арт-консультантов, продавцов и всех прочих искренних ценителей искусства.
https://artinvestment.ru/russian-art-market-reports/2020.html
https://artinvestment.ru/en/russian-art-market-reports/2020.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 07.03.2025 20 самых влиятельных женщин в истории арт-рынка В преддверии 8 марта AI вспоминает женщин, которые оказали наибольшее влияние на рынок искусства
- 04.03.2025 Литература: Карл Дэвид. Коллекционирование и уход за изобразительным искусством Бесполезное, а местами вредное руководство для владельцев культурных ценностей
- 03.03.2025 Открыт 251-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Марии Васильевой, Натальи Захаровой, Юрия Изосимова, Овадьи Исакова, Дмитрия Кедрина, Владимира Клавихо-Телепнева, Ольги Красуцкой, Татьяны Мавриной, Геннадия Мызникова, Фёдора Петрика, Владимира Попова-Масягина, Полины Филатовой, Константина Худякова
- 03.03.2025 Открыты 570-е торги аукциона ARTinvestment.RU В каталоге — 26 работ: 14 живописных произведений, 7 листов оригинальной и 1 — печатной графики, одна работа в смешанной технике, одна икона, одна скульптура и комплект фарфоровых тарелок
- 28.02.2025 Коллекционеры и коллекционирование. С чего начинается коллекция? Седьмая часть серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 25.02.2025 Коллекционеры и коллекционирование. Типология Шестой материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 24.02.2025 Открыты 569-е торги аукциона ARTinvestment.RU В каталоге — 26 работ: 18 живописных произведений, 5 листов оригинальной графики, 2 работы в смешанной технике и одна икона
- 24.02.2025 Открыт 250-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Сергея Базилева, Марии Буртовой, Евгения Верещагина, Анатолия Горяинова, Михаила Дронова, Евгения Зевина, Татьяны Капранчиковой, Анастасии Кузнецовой-Руф, Pata (Пааты Мерабишвили), Валерия Мишина, Наты Новы, Екатерины Рожковой, Семёна Сёмина
- 21.02.2025 «Перегретый арт-рынок» 2006–2008. Российские торги. Часть 5 ARTinvestment.RU анализирует продажи на внутренних аукционах в период первого спекулятивного роста в истории российского арт-рынка
- 07.03.2025 20 самых влиятельных женщин в истории арт-рынка В преддверии 8 марта AI вспоминает женщин, которые оказали наибольшее влияние на рынок искусства
- 04.03.2025 Литература: Карл Дэвид. Коллекционирование и уход за изобразительным искусством Бесполезное, а местами вредное руководство для владельцев культурных ценностей
- 03.03.2025 Открыт 251-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Марии Васильевой, Натальи Захаровой, Юрия Изосимова, Овадьи Исакова, Дмитрия Кедрина, Владимира Клавихо-Телепнева, Ольги Красуцкой, Татьяны Мавриной, Геннадия Мызникова, Фёдора Петрика, Владимира Попова-Масягина, Полины Филатовой, Константина Худякова
- 03.03.2025 Открыты 570-е торги аукциона ARTinvestment.RU В каталоге — 26 работ: 14 живописных произведений, 7 листов оригинальной и 1 — печатной графики, одна работа в смешанной технике, одна икона, одна скульптура и комплект фарфоровых тарелок
- 28.02.2025 Коллекционеры и коллекционирование. С чего начинается коллекция? Седьмая часть серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 25.02.2025 Коллекционеры и коллекционирование. Типология Шестой материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 24.02.2025 Открыты 569-е торги аукциона ARTinvestment.RU В каталоге — 26 работ: 18 живописных произведений, 5 листов оригинальной графики, 2 работы в смешанной технике и одна икона
- 24.02.2025 Открыт 250-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Сергея Базилева, Марии Буртовой, Евгения Верещагина, Анатолия Горяинова, Михаила Дронова, Евгения Зевина, Татьяны Капранчиковой, Анастасии Кузнецовой-Руф, Pata (Пааты Мерабишвили), Валерия Мишина, Наты Новы, Екатерины Рожковой, Семёна Сёмина
- 21.02.2025 «Перегретый арт-рынок» 2006–2008. Российские торги. Часть 5 ARTinvestment.RU анализирует продажи на внутренних аукционах в период первого спекулятивного роста в истории российского арт-рынка
- 07.03.2025 20 самых влиятельных женщин в истории арт-рынка В преддверии 8 марта AI вспоминает женщин, которые оказали наибольшее влияние на рынок искусства
- 04.03.2025 Литература: Карл Дэвид. Коллекционирование и уход за изобразительным искусством Бесполезное, а местами вредное руководство для владельцев культурных ценностей
- 03.03.2025 Открыт 251-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Марии Васильевой, Натальи Захаровой, Юрия Изосимова, Овадьи Исакова, Дмитрия Кедрина, Владимира Клавихо-Телепнева, Ольги Красуцкой, Татьяны Мавриной, Геннадия Мызникова, Фёдора Петрика, Владимира Попова-Масягина, Полины Филатовой, Константина Худякова
- 03.03.2025 Открыты 570-е торги аукциона ARTinvestment.RU В каталоге — 26 работ: 14 живописных произведений, 7 листов оригинальной и 1 — печатной графики, одна работа в смешанной технике, одна икона, одна скульптура и комплект фарфоровых тарелок
- 28.02.2025 Коллекционеры и коллекционирование. С чего начинается коллекция? Седьмая часть серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 25.02.2025 Коллекционеры и коллекционирование. Типология Шестой материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 24.02.2025 Открыты 569-е торги аукциона ARTinvestment.RU В каталоге — 26 работ: 18 живописных произведений, 5 листов оригинальной графики, 2 работы в смешанной технике и одна икона
- 24.02.2025 Открыт 250-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Сергея Базилева, Марии Буртовой, Евгения Верещагина, Анатолия Горяинова, Михаила Дронова, Евгения Зевина, Татьяны Капранчиковой, Анастасии Кузнецовой-Руф, Pata (Пааты Мерабишвили), Валерия Мишина, Наты Новы, Екатерины Рожковой, Семёна Сёмина
- 21.02.2025 «Перегретый арт-рынок» 2006–2008. Российские торги. Часть 5 ARTinvestment.RU анализирует продажи на внутренних аукционах в период первого спекулятивного роста в истории российского арт-рынка
- 07.03.2025 20 самых влиятельных женщин в истории арт-рынка В преддверии 8 марта AI вспоминает женщин, которые оказали наибольшее влияние на рынок искусства
- 04.03.2025 Литература: Карл Дэвид. Коллекционирование и уход за изобразительным искусством Бесполезное, а местами вредное руководство для владельцев культурных ценностей
- 03.03.2025 Открыт 251-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Марии Васильевой, Натальи Захаровой, Юрия Изосимова, Овадьи Исакова, Дмитрия Кедрина, Владимира Клавихо-Телепнева, Ольги Красуцкой, Татьяны Мавриной, Геннадия Мызникова, Фёдора Петрика, Владимира Попова-Масягина, Полины Филатовой, Константина Худякова
- 03.03.2025 Открыты 570-е торги аукциона ARTinvestment.RU В каталоге — 26 работ: 14 живописных произведений, 7 листов оригинальной и 1 — печатной графики, одна работа в смешанной технике, одна икона, одна скульптура и комплект фарфоровых тарелок
- 28.02.2025 Коллекционеры и коллекционирование. С чего начинается коллекция? Седьмая часть серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 25.02.2025 Коллекционеры и коллекционирование. Типология Шестой материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 24.02.2025 Открыты 569-е торги аукциона ARTinvestment.RU В каталоге — 26 работ: 18 живописных произведений, 5 листов оригинальной графики, 2 работы в смешанной технике и одна икона
- 24.02.2025 Открыт 250-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Сергея Базилева, Марии Буртовой, Евгения Верещагина, Анатолия Горяинова, Михаила Дронова, Евгения Зевина, Татьяны Капранчиковой, Анастасии Кузнецовой-Руф, Pata (Пааты Мерабишвили), Валерия Мишина, Наты Новы, Екатерины Рожковой, Семёна Сёмина
- 21.02.2025 «Перегретый арт-рынок» 2006–2008. Российские торги. Часть 5 ARTinvestment.RU анализирует продажи на внутренних аукционах в период первого спекулятивного роста в истории российского арт-рынка
Топ 32
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$60,00 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Хаим Сутин$28,16 млн
- 5. Алексей Явленский$18,59 млн
- 6. Марк Шагал$14,85 млн
- 7. Валентин Серов$14,51 млн
- 8. Николай Рерих$12,09 млн
- 9. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 10. Николай Фешин$10,84 млн
- 11. Николя де Сталь$9,42 млн
- 12. Тамара де Лемпицка$8,48 млн
- 13. Илья Репин$7,43 млн
- 14. Константин Сомов$7,33 млн
- 15. Илья Машков$7,25 млн
- 16. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 17. Василий Поленов$6,34 млн
- 18. Юрий Анненков$6,27 млн
- 19. Василий Верещагин$6,15 млн
- 20. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 21. Илья Кабаков$5,83 млн
- 22. Александр Яковлев$5,56 млн
- 23. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 24. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 25. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 26. Александр Родченко$4,5 млн
- 27. Соня Делоне$4,34 млн
- 28. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 29. Константин Маковский$4,20 млн
- 30. Вера Рохлина$4,04 млн
- 31. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 32. Борис Григорьев$3,72 млн