Рынок русского искусства и арт-рынок России. Итоги и основные цифры 2020 года
ARTinvestment.RU   11 января 2021

Самый успешный год для крупных аукционов, рекордный процент проданных лотов и рост продаж нонконформистов: таким ли мы ожидали увидеть год, проведенный под знаком пандемии COVID-19?

Традиционно в начале нового года AI подводит итоги прошедшего аукционного сезона для русского искусства — в пределах страны и за рубежом — на основе собственных баз данных. Основные цифры за 2020 год выглядят следующим образом:

Русское искусство на внутреннем российском рынке

Таблица 1. Основные показатели российского арт-рынка в 2020 году

Показатель 2020 2019 Δ, %
Количество аукционных домов 12 12 0
Количество торгов 162 173 –6
Объем продаж ₽ млн 9,87 11,81 –16
Доля от среднего суммарного эстимейта, % 35 25 +40
Количество выставленных лотов, шт. 16 217 19 058 –15
Количество проданных лотов шт. 9 236 10 220 –10
% 57 54 +6
Средняя стоимость проданных лотов, ₽ тыс. 1,07 1,16 –7

Количество аукционных домов, работавших на публичном рынке РФ в 2020 году, не изменилось — с рынка никто не ушел. При этом все двенадцать аукционов адаптировались к пандемии максимально быстро, под конец года едва не сравнявшись с прошлым сезоном в количестве проведенных торгов, а некоторые стали работать по «смешанной модели», совмещая физические и онлайн-торги. Снижение почти всех показателей — объективная реальность (при том, что аналогичные цифры игроков международного рынка снизились куда сильнее), однако два пункта по итогам года выросли: доля проданных лотов и доля объема продаж от среднего суммарного эстимейта. В первом случае мы в международном тренде: уменьшение количества выставленных лотов и индивидуальная работа с каждым клиентом повсеместно привели к увеличению доли реализованных с молотка предметов.

Соотношение объема продаж и среднего суммарного эстимейта — показатель, подросший в 2020 году заметнее всего. Здесь рынок РФ выбивается из глобальной статистики: в остальном мире это соотношение повсеместно снизилось, с одной стороны, ввиду желания людей приобрести работу по минимально возможной цене, а с другой — из-за отсутствия высокой конкуренции на торгах, ранее приводившей к неоправданному росту цен. Практически двукратный рост упомянутого показателя — это несомненный шаг навстречу цивилизованному рынку. Однако «русские» 35 % все равно крайне малая цифра, означающая, что объем всех совершенных транзакций на 65 % ниже средней оценки, «выписанной» лотам аукционными домами. И сам факт проведения сделок говорит о согласии многих продавцов установить крайне низкую резервную цену. В основном это касается аукционных домов с небольшим оборотом — наиболее успешные российские аукционы играют по мировым правилам, не допуская разрывов между резервной ценой и нижним эстимейтом более чем на 30 %.

Переходим к лидерам. Объем продаж трех ведущих российских аукционных домов (по сумме выручки) — AI Аукциона, «Литфонда» и Vladey — составил ровно 70 % от суммарного объема продаж всех двенадцати игроков публичного рынка. Количество проведенных на троих торгов составляет 55 % от всех аукционных торгов на территории РФ, а количество всех проданных «большой тройкой» лотов — 43 % от общего числа проданных предметов искусства. В частности, для AI аукциона 2020 год стал самым доходным в истории по объему продаж, а проведенные в октябре юбилейные 350-е торги AI аукциона с суммарной выручкой 18,6 млн рублей стали лучшими торгами за 7 лет его существования.

Русское искусство на международном рынке

Таблица 2. Основные показатели мирового арт-рынка в 2020 году

Показатель 2020 2019 Δ, %
Количество аукционных домов 204 332 –39
Количество торгов 650 1 093 –41
Объем продаж $ млн 206,03 408,79 –50
Доля от среднего суммарного эстимейта, % 80 96 –17
Количество выставленных лотов, шт. 7 291 10 929 –33
Количество проданных лотов шт. 4 251 6 196 –31
% 58 57 +3
Средняя стоимость проданных лотов, $ тыс. 48,47 65,98 –27

В международном поле снижение количества аукционных домов, продававших русское искусство, более чем на треть, объясняется просто: большинство их не смогли физически адаптироваться к цифровым технологиям, поэтому перевели торги в режим частных продаж, объединились с другими аукционами или закрылись. Вторая причина сокращения числа подобных институций в основном касалась небольших аукционов в местах зарубежного проживания русских бизнесменов: из-за пандемии большинство коллекционеров было вынуждено вернуться в Россию (где их и «настигли» предложения внутреннего рынка). Отсюда имеем единственный выросший показатель — долю проданных лотов. Падение объемов продаж на 50 % совпадает с общими показателями мирового арт-рынка, учитывая, что художники «русской орбиты» (Марк Ротко, Тамара де Лемпицка, Марк Шагал и др.) торгуются исключительно в международной обойме авторов.

«Большая двойка» глобальных торгов, Sotheby’s и Christie’s, в сумме получили выручку за предметы искусства русских художников, составляющую 84 % объема продаж всех 204 аукционных домов. При этом они провели 17 % всех мировых аукционных торгов и продали 20 % русских лотов.

Таблица 3. Русское искусство* (ИЗО) на внутренних и мировых аукционах, 2010–2019 гг.

Показатель / Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
На внутренних аукционах Объем продаж, $ млн 12,9 4,6 7,1 8,9 7,2 11,8 9,9
Средняя доля проданных лотов, % 41 35 44 38 47 54 57
На мировых аукционах Объем продаж, $ млн 667 575 292 469 525 411 206
Средняя доля проданных лотов, % 49 48 52 47 52 56 58

* В мировой оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.

Основные события 2020 года, связанные с продажами русского искусства в публичном поле

Март — май: появление Facebook-аукционов «доступного искусства»

Интернет-феномен «доступного искусства» появился в социальных сетях Великобритании, начало ему положил Instagram-проект Artist Support Pledge, а на просторах СНГ переместился в Facebook под именем «Шар и Крест» (РФ), «Сiль и Соль» (Украина), «Восточный базар» (Казахстан) и дюжины других инициатив. При всей неоднозначности восприятия «классическим» арт-рынком (от восхваления за поддержку художников в тяжелые времена до порицания за ценовой демпинг, к которому могли привыкнуть покупатели), Facebook-аукционы сыграли очень важную роль в начальные месяцы карантина: во-первых, они обеспечили художников непрерывной работой и средствами к существованию, во-вторых — привлекли к приобретению искусства десятки тысяч новых покупателей (с перспективой однажды стать коллекционерами), в-третьих — ценовой открытостью показали невежественному большинству, что художественной ценностью может обладать не только акула за $12 млн, но и вручную расписанная автором тарелка за $100.

Быстрее всего появление «доступного искусства» сказалось на двух группах участников арт-рынка: благодаря информационному охвату многие молодые художники получили внимание и поддержку профессиональных галерей (в частности тех, которые больше других занимались порицанием), а коллекционеры, которых Facebook вовлек в социальную игру с ограниченным ценовым диапазоном, наоборот, соскучились по более дорогим форматам и оказались разогретыми перед традиционными русскими неделями и перестроившимися на цифровой лад внутренними отечественными аукционами.

Июнь — июль: «Русские торги», летняя серия

Традиционные «русские недели» в Лондоне с началом пандемии прошли путь от угрозы полной отмены до проведения в течение 2-х месяцев: с учетом сместившихся графиков международных игроков это виделось самым оптимальным вариантом. Как оказалось, пандемия не повлияла ни на желание аукционных домов заниматься русским искусством, ни на желание коллекционеров покупать русское искусство — в той степени, в которой могла бы повлиять.

В денежном выражении три ведущих аукционных дома, традиционно ассоциирующихся с русским искусством на Западе, — Sotheby’s, Christie’s и MacDougall’s — собрали $16,68 млн. Ценовой рекорд «русских торгов» достался Sotheby’s: работа Ивана Константиновича Айвазовского «Неаполитанская бухта» 1878 года была продана за £2,295 млн ($2,89 млн) — почти в три раза дороже нижнего эстимейта. Стал очевиден интерес покупателей к новым именам и современному искусству. По окончании июньских торгов Sotheby’s привел данные: в частности, почти 20 % покупателей совершили первые в жизни покупки на аукционных торгах, чуть более 30 % покупателей были в возрасте 40 лет или моложе.

Подробно об итогах «русских торгов» лета 2020 года можно прочесть здесь. Рекомендуем посмотреть вебинар ARTinvestment.RU, в котором основные результаты были проанализированы с нашим гостем Алиной Ханной — главой российского и ближневосточного направлений в галерее современного искусства White Cube (Лондон).

Октябрь: победное шествие нонконформистов

C 24 сентября по 1 октября 2020 года Sotheby’s в третьем сезоне подряд провел торги русских художников-нонконформистов Escape Artists — The Non-Conformists Online. «Сбежавшие художники» (как звучит название Escape Artists в переводе) действительно «сбежали» из-под «русских недель», разместившись отдельным аукционным торгом между летней и осенней продажами русского искусства. Более того, эти специализированные аукционы изначально проводились в онлайн-режиме: в 2018 и 2019 годах их организовывал нью-йоркский офис Sotheby’s, а этой осенью — лондонское отделение. В сумме эти четыре фактора (минимальная «русская» привязка, «международный» месяц октябрь, онлайн и Нью-Йорк) говорят о том, что торги были изначально более ориентированы все же на зарубежных коллекционеров.

Из 92 предложенных коллекционерам лотов в 2020 году были проданы 67 (72 %). Суммарная выручка составила £1,216 млн ($1,564 млн). Многие лоты ушли дороже эстимейтов. Средняя стоимость проданного лота составила $23,3 тыс. Топ-лотом торгов стала работа Ильи Кабакова «Условный рефлекс» 1964 года, проданная за £438,5 тыс. с учётом комиссии Buyer’s Premium. В целом высокие результаты аукциона Escape Artists за три года его проведения (83 % проданных лотов, увеличение объема продаж на 24 %, рост средней стоимости лота на 83 %) подтвердили успешность намерения Sotheby’s вывести нонконформистов из-под «русских недель» для обеспечения внимания международной аудитории.

Подробно об итогах торгов нонконформистов от Sotheby’s можно прочесть здесь.

Ноябрь — декабрь: «Русские торги», осенняя серия

Осенние «русские недели» 2020 года растянулись с 15 октября по 2 декабря. В денежном выражении четверка британских аукционных домов собрала $42,77 млн — на 156 % больше июньских сборов ($16,69 млн) и «всего» на 6 % меньше объема продаж ноября 2019 года ($45,61 млн). С оглядкой на кризис суммарный годовой оборот русского искусства на британских торгах ($59,46 млн) вполне может поспорить с результатами прошлых лет: на 35 % ниже результатов 2019-го и на 22 % — 2018-го. На фоне сокращения объемов мировых продаж Sotheby’s и Christie’s в первом полугодии 2020 года в среднем на 49 % — картина более чем оптимистичная: те же аукционные дома продавали русское искусство в целом заметно успешнее, чем искусство остальных стран.

Как и полгода назад, ценовой рекорд осенних «русских торгов» достался и Sotheby’s, и Ивану Константиновичу Айвазовскому: живопись «Кораблекрушение у берега Черного моря» 1887 года была продана за $2,92 млн — вполовину дороже среднего эстимейта ($1,89 млн). Из $42,77 млн продажи декоративно-прикладного искусства принесли $12,24 млн, или 29 % сборов второго полугодия. Достичь этого результата во многом помог Sotheby’s, проведя сразу двое специализированных торгов с участием русского ДПИ. Отдельного внимания заслуживает группа художников-шестидесятников, а также современных авторов — в частности, Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского, Ивана Чуйкова, Леонида Сокова, Бориса Орлова, Мераба Абрамишвили, Ольги Тобрелутс и Дмитрия Шорина.

Подробно об итогах русских торгов осени 2020 года можно прочесть здесь. Рекомендуем посмотреть вебинар ARTinvestment.RU, в котором основные результаты были проанализированы с нашим гостем — певцом и композитором, ценителем русского искусства Дмитрием Маликовым.

Таблица 4. Рейтинг ценовых рекордов русских художников на мировых аукционах в 2020 году*

ХудожникЦена, $Название работыАукцион,
дата продажи
Δ*
1Ротко, Марк31 275 000UntitledChristies
2020-10-06
0,8
2Лемпицка, Тамара де21 150 976Portrait de Marjorie FerryChristies
2020-02-05
1,6
3Сталь, Николя де4 426 990Plage à AgrigenteChristies
2020-07-10
0,9
4Шагал, Марк Захарович4 376 000Les amoureux aux coquelicots (Deux bouquets à high falls)Sothebys
2020-10-28
0,9
5Кандинский, Василий Васильевич3 270 312Einige SpitzenBonhams
2020-11-17
1,5
6Айвазовский, Иван Константинович2 921 888Кораблекрушение у берега Черного моряSothebys
2020-12-01
1,5
7Сутин, Хаим Соломонович1 989 269La femme en rouge au fond bleuDorotheum
2020-11-24
0,9
8Липшиц, Жак1 609 943BaigneuseSothebys
2020-07-28
1,5
9Коровин, Константин Алексеевич1 513 346In the gardenChristies
2020-11-23
4,8
10Сомов, Константин Андреевич1 424 578Sleeping Lady in a Room in 18th Century DressSothebys
2020-12-01
2,8

* Δ = Ц/Э, где Ц — цена продажи лота, Э — средний эстимейт лота. Значения отсутствуют в тех случаях, когда эстимейт предоставлялся по запросу.

Таблица 5. Рейтинг ценовых рекордов русских художников на российских аукционах в 2020 году*

ХудожникЦена, $Название работыАукцион,
дата продажи
Δ*
1Васильев, Олег Владимирович192 168Пространство IIVladey
2020-06-27
1,2
2Кошляков, Валерий Николаевич185 304КолоннадаVladey
2020-11-28
4
3Клюн, Иван Васильевич112 336ЧайникAI Аукцион
2020-10-30
4Рождественский, Константин Иванович104 312КрестьянкаAI Аукцион
2020-11-13
5Малевич, Казимир Северинович88 264Голова крестьянинаAI Аукцион
2020-10-23
6Плавинский, Дмитрий Петрович88 264Джорджия идёт на посадкуAI Аукцион
2020-10-09
7Куинджи, Архип Иванович77 420Военно-Грузинская дорога (Горный пейзаж)Аукционный дом Егоровых
2020-02-18
1,1
8Родченко, Александр Михайлович69 360Альбом «Беломоро-Балтийский водный путь: 1932-1933 г.»Аукционный дом «12-й стул»
2020-07-03
2
9Шишкин, Иван Иванович68 000Лесная полянаАукционный дом Егоровых
2020-11-25
1,1
10Краснопевцев, Дмитрий Михайлович60 982Рулон бумаги и римские пузырьки. СценаAI Аукцион
2020-12-25

* Δ = Ц/Э, где Ц — цена продажи лота, Э — средний эстимейт лота. Значения отсутствуют в тех случаях, когда эстимейт предоставлялся по запросу.

Таблица 6. Рейтинг ценовых рекордов шестидесятников на мировых аукционах в 2020 году*

ХудожникЦена, $Название работыАукцион,
дата продажи
Δ*
1Кабаков, Илья Иосифович553 694Conditional ReflexSothebys
2020-10-01
1
2Васильев, Олег Владимирович192 168Пространство IIVladey
2020-06-27
1,2
3Краснопевцев, Дмитрий Михайлович103 415Bottles and Other Objects in a Niche. PharmacySothebys
2020-12-01
1,6
4Плавинский, Дмитрий Петрович88 264Джорджия идёт на посадкуAI Аукцион
2020-10-09
5Гороховский, Эдуард Семёнович63 135Group Portrait in an InteriorSothebys
2020-06-02
1
6Рабин, Оскар Яковлевич60 458Moon and FlowersSothebys
2020-10-01
2,7
7Вейсберг, Владимир Григорьевич52 156ХаосSothebys
2020-10-01
1,4
8Целков, Олег Николаевич48 316Коллекционер и коллекцияVladey
2020-06-27
1,1
9Инфантэ-Арана, Франциско46 120Формирование из цикла «Точка в своем пространстве»Vladey
2020-10-24
0,7
10Брускин, Гриша45 000Step ForwardShapiro Auctions LLC
2020-07-25
0,8

* Δ = Ц/Э, где Ц — цена продажи лота, Э — средний эстимейт лота. Значения отсутствуют в тех случаях, когда эстимейт предоставлялся по запросу.

Таким был для русского искусства 2020 год. Каким станет 2021-й — во многом зависит от читателей этих строк: художников, коллекционеров, арт-консультантов, продавцов и всех прочих искренних ценителей искусства.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/russian-art-market-reports/2020.html
https://artinvestment.ru/en/russian-art-market-reports/2020.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх