Малевич Казимир Северинович
1878–1935

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович

11 (23) февраля 1878 (Киев) — 15 мая 1935 (Ленинград)

Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф, теоретик искусства

  • Малевич Казимир Северинович

Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. С 1894 учился в Киевской рисовальной школе. В 1896 вместе с семьей переехал в Курск. Работал чертежником в Управлении железной дороги. В 1904 переехал в Москву, посещал занятия в МУЖВиЗ, лето проводил в Курске. В 1905 занимался в студии Ф. И. Рерберга.

В 1907 впервые экспонировал свои работы на 14-й выставке «Московского товарищества художников». В том же году на выставке в Москве познакомился с работами ведущих мастеров французского искусства — П. Гогена, П. Сезанна, А. Дерена, Ж. Метценже и других. В 1908 и 1909 принял участие в 15-й и 16-й выставках «Московского товарищества художников». В 1910 участвовал в первой выставке «Бубнового валета» и с этого времени стал постоянным экспонентом этого объединения. В 1911–1912 участвовал в выставках «Союза молодежи», в 1912 — в выставке «Ослиный хвост». Познакомился с М. В. Матюшиным, который стал впоследствии одним из наиболее близких его друзей.

В 1913 вступил в «Союз молодежи», экспонировал свои работы на выставке «Мишень». В том же году Малевич, М. В. Матюшин и А. Крученых осуществили в Луна-парке в Москве постановку оперы «Победа над солнцем», которая стала своего рода манифестом Первого всероссийского съезда футуристов. В 1914 вышел из «Союза молодежи», принял участие в выставках Салона независимых в Париже.

После начала Первой мировой войны создал серию агитационных плакатов в стилистике лубка. В 1915 был одним из организаторов и участников выставок «Трамвай В» и «0,10» в Петрограде, где показал 10 супрематических полотен. Выпустил брошюру «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм».

В 1916 экспонировал свои произведения на футуристической выставке «Магазин», организованной В. Е. Татлиным в московском магазине.

После революции возглавил студию Свободных художественных мастерских (1918). Тогда же создал эскизы декораций к пьесе В. В. Маяковского «Мистерия-буфф». В 1919 на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве представил 16 супрематических работ. Завершил теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В 1919 приехал в Витебск, организовал мастерскую «Устроители нового искусства» (УНОВИС), прочел курс лекций в Витебском художественно-практическом институте.

В конце 1910-х увлекся фарфором. Создавал эскизы моделей и росписей для Государственного фарфорового завода в Петрограде.

В 1922 работал над книгой «Супрематизм. Мир как беспредметность». Принял участие в Первой русской художественной выставке в Берлине (1922). В 1924 участвовал в XIV биеннале в Венеции.

С 1923 по 1926 возглавлял Гинхук в Петрограде. В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования. Приступил к изготовлению объемных супрематических построений — «архитектонов», служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры. После упразднения Гинхука был переведен в Государственный институт истории искусства. В 1927 отправился в Варшаву и Берлин с выставкой, после завершения которой оставил работы в Берлине. Посетил Баухауз в Дессау, где познакомился с В. Гропиусом и Л. Мохой-Нади.

По возвращении в Ленинград был арестован, три недели провел в заключении. После освобождения продолжил теоретические исследования, читал лекции в «Доме искусств». В 1930 был снова арестован, но вскоре освобожден. В 1931 создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде. В 1932 получил экспериментальную лабораторию в Русском музее. В том же году экспонировал свои произведения на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Русском музее в Ленинграде. В 1935 принял участие в «Первой выставке ленинградских художников», показав пять портретов 1933 и 1934.

Похоронен в Немчиновке под Москвой. На могиле Малевича Н. М. Суетиным был установлен памятник в виде куба.

Мемориальные ретроспективы работ Малевича неоднократно организовывались в России и за рубежом. Наиболее значительные выставки, посвященные его творчеству, прошли в 1988–1989 в Москве (ГТГ), Ленинграде (ГРМ), Амстердаме (Музей Стеделийк), в 2000 — в Русском музее в Санкт-Петербурге, в 2003 — в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и Берлине.

Малевич — крупнейший художник начала ХХ столетия, один из ведущих представителей русского авангарда. Не получив какого-либо систематического образования, Малевич менее чем за десять лет прошел путь от передвижнического реализма через импрессионизм, фовизм, футуризм к абстрактному искусству супрематизма. Это движение шло параллельно с развитием теоретических исследований. Супрематизм художник рассматривал как проявление высшей формы творческой воли. Своим искусством он хотел выйти на «космический» язык, утвердить «мировой порядок», «законы всеобщего устройства вселенной». Позднее творчество художника тяготело к реалистической школе.

Произведения Малевича представлены в коллекциях многих отечественных и зарубежных музеев, среди которых Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственная Третьяковская галерея и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Музей Стеделийк в Амстердаме, который наряду с Русским музеем располагает самой значительной коллекцией работ мастера.

Работы Малевича, наряду с произведениями В. В. Кандинского, относятся к числу наиболее ценимых образцов русской живописи на современном антикварном рынке.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх