- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Как самому оценить картину
ARTinvestment.RU 20 сентября 2016
Открываем новую рубрику — «Советы начинающим коллекционерам». Примерно оценить свою картину по аукционным данным может даже новичок. Главное — знать общий подход и избегать «детских ошибок», ведущих к самым сильным отклонениям от реальных цен
С проблемой сильно завышенной оценки картин и рисунков в последние два года мы сталкиваемся все чаще и чаще: увеличился поток владельцев, желающих предложить свои предметы на наш AI Аукцион, и чаще всего это люди неопытные. Поэтому периодически первое общение по электронной почте нашего аукциона происходит примерно так:
— Здравствуйте, хочу поставить на ваш аукцион картину художника Иванова-Петрова. Фото прилагаю.
— Хорошо, какой резерв готовы обсуждать? На какую цену рассчитываете?
— Хочу 20 000 долларов.
— Ого! Вынуждены вас разочаровать. Рыночный уровень цен на работу такого класса сейчас примерно 1 500–2 000 долларов.
— Как такое может быть?! Я же опираюсь на ваши же цены, указанные на вашем сайте...
Быстро зреет праведное возмущение. Дальше вариантов — два. Либо на этом все прощаются, либо мы начинаем уточнять с потенциальным сдатчиком детали. Например, где на нашем сайте человек нашел такие безумные цены? Почему он, глядя в базу с аукционной статистикой, умудрился ошибиться в 10 раз?
Впрочем, тут я немного лукавлю. Мы лишь поначалу ломали головы, а сейчас источник недопонимания для нас ясен. База тут оказалась ни при чем, в ней все в порядке. Сдатчик до нее, скорее всего, даже не дошел. А ориентировался он на топ продаж — рейтинг 12 или менее самых высоких аукционных результатов для конкретного художника, открытый для всех пользователей, даже не являющихся нашими подписчиками. Но бесплатно в этом рейтинге видны только название работы и цена. Без года продажи, без названия аукциона, без параметров произведения, без фото. Вся более существенная информация доступна уже только по платной подписке, которая стоит от 1000 рублей за один день до 12 000 рублей в год.
Если платной подписки у человека нет, то дальше понятно, что происходит. Посетитель видит бесплатно самые высокие цены на самые лучшие произведения на самых престижных аукционах в годы наилучшей рыночной конъюнктуры и зачарованно примеряет их к своей картине. Или даже к рисунку. С этими иллюзиями он приходит к нам или на другой аукцион. И естественно, дальше его ждет разочарование.
Почему нельзя слепо использовать топ аукционных продаж? Почему для оценки собственной работы не стоит опираться на «сотбисовские» и прочие рекорды? Вот лишь несколько нюансов, которые нужно учитывать в «сотбисовских» ценах, если произведение предстоит продавать внутри нашей страны.
1. Для начала надо сразу отбрасывать примерно 30 % от опубликованной в топе цены. Аукционные цены в топе обычно указаны вместе с комиссией покупателя. То есть «цена молотка» была ниже примерно на 15–35 %. Но это еще не все. «Сотбисы-кристисы» взимают комиссию не только с покупателя, но и с продавца. И не только комиссию, но и другие сборы. С продавца взимается еще примерно 10 % от цены молотка, плюс около $200 за страховку и $300 за публикацию в каталоге. На круг выходит, что если работа на «сотбисах» продана за $23 500, то на руки владелец получит примерно $16 500 — на $7 000 меньше, чем цена в топе. То есть на 30 % меньше. Читатель топа, как правило, забывает сделать на это поправку. Ему кажется, что раз картина в топе продана за $23 500, то примерно столько же или чуть меньше владелец получает на руки. Это большое заблуждение.
2. Надо обращать внимание на то, в каком именно году был установлен рекорд. Мы теперь специально стали публиковать год продажи даже для тех, кто не подписан на платный доступ к базе. И предупреждение соответствующее написали. Во избежание недоразумений. Если рекорд установлен в 2008 году, то эта цена уже безнадежно далека от нынешней рыночной ситуации. Пик на рынке русского искусства был достигнут в 2007–2008 годах, потом был резкий спад, потом небольшой всплеск в 2011 году. Сегодня про те цены в долларовом выражении можно забыть: поделить на два, а то и больше. Скажем, метровый Айвазовский в долларах на первоклассных аукционах котируется сегодня примерно на 50 % дешевле в долларовом выражении, чем 8 лет назад. Показательными сейчас являются только цены после 2014 года, после Крыма.
3. В наш топ продаж, как правило, попадают цены, достигнутые на первоклассных зарубежных аукционах. Эти цены обычно заметно выше, чем на аукционах внутри России. С чем это связано? Более надежный правовой режим, конфиденциальность, привлекательный бизнес-климат, исторически развитая клиентская база и умение работать с обеспеченной аудиторией делают свое дело. А вот если продавать приходится в России, то к «сотбисовским» ценам нужно брать очень существенную поправку. А то и вовсе делить заморские цены на два.
Надеюсь, я убедил читателей больше не пользоваться ценами из нашего топа аукционных результатов не по назначению. Задача этих цен преимущественно рекламная: показать, каких высот они способны или были способны достигать.
Но если нужно всерьез определить возможную цену своей работы (не самолюбие потешить, а для реальной продажи в России), то ARTinvestment.RU рекомендует использовать описываемую ниже последовательность действий. Пример адресован подписчикам нашей базы, но общий подход везде одинаковый, для любых баз. Допустим, у вас есть живопись (не рисунок и не иная техника) условного Иванова-Петрова. Тогда для самостоятельного определения цены нужно:
1. Войти в раздел Художники и цены, внести в поле фамилию и войти в карточку художника.
2. В блоке «Все работы» нужно выбрать категорию «Живопись». Сравнивать по ценам имеет смысл только работы в рамках одной категории. Живопись нужно сравнивать только с живописью, но не с графикой.
3. В списке лотов лучше ориентироваться на продажи последних двух лет. Желательно отобрать продажи только после 2014 года. Почему — понятно: после кризиса долларовые цены сильно опустились.
4. Отобрать картины сопоставимого размера. Можно сравнивать цены на работы размером 60 × 80 и 70 × 60, но никак не 60 × 80 и 30 × 40.
5. По имеющимся фото желательно отобрать работы того же жанра и уровня живописи. По крайней мере цены на абстракции не следует сравнивать с ценами на фигуративную живопись.
6. Хорошо, если по фото удается выявить и сравнить работы, созданные в рамках одного творческого периода. Если это невозможно или творчество у художника «ровное», то можно ориентироваться на год создания. Чем ближе, тем точнее.
7. К результатам первоклассных зарубежных аукционов (условно «сотбисов» и «кристисов») стоит отнестись с повышенным доверием, но дисконтировать их цены с учетом реалий российского рынка. Я бы советовал уменьшить заморские цены с премиями на 40–50 %. При этом русские аукционы, по моему мнению, дают более релевантные ориентиры, а в результатах AI Аукциона я уверен больше всего.
8. Если результатов слишком мало, но у многих картин стоит отметка «Не продано», то можно для ориентира использовать нижний эстимейт, то есть минимальную оценку, присвоенную работе экспертами аукционного дома. Только нужно держать в голове, что даже эта минимальная оценка оказалась для конкретной вещи велика.
В большинстве случаев выполнение этих пунктов позволит вам выйти на вполне адекватную цену. Однако не стоит забывать о здравом смысле и чутье. Если какой-то результат кажется вам подозрительным (слишком низким или высоким), то вряд ли чутье вас подводит. Нужно найти этой цифре объяснение или проигнорировать. И уж точно не стоит поднимать на знамя приятные для вас, но сильно выбивающиеся из общего ряда результаты. Рынок не обманешь.
https://artinvestment.ru/invest/collector/20160920_how_evaluate.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20160920_how_evaluate.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор