- В.Н.Макаренко, соцреализм, огромное полотно 9,5х4,4 метра
- Ф.А.Щербина, "История Кубанского казачьего войска" в 2-х томах, 1910 год
- В.Тимм, серия литографий "Коронование Александра II"
- Кто автор старого эстампа?
- Альбом художники Россия 21 век
- Прошу оценить икону
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Коллекционеры классического искусства
- Прошу помощи в определении автора
- Коллекционеры современного искусства
Как самому оценить картину
ARTinvestment.RU 20 сентября 2016
Открываем новую рубрику — «Советы начинающим коллекционерам». Примерно оценить свою картину по аукционным данным может даже новичок. Главное — знать общий подход и избегать «детских ошибок», ведущих к самым сильным отклонениям от реальных цен
С проблемой сильно завышенной оценки картин и рисунков в последние два года мы сталкиваемся все чаще и чаще: увеличился поток владельцев, желающих предложить свои предметы на наш AI Аукцион, и чаще всего это люди неопытные. Поэтому периодически первое общение по электронной почте нашего аукциона происходит примерно так:
— Здравствуйте, хочу поставить на ваш аукцион картину художника Иванова-Петрова. Фото прилагаю.
— Хорошо, какой резерв готовы обсуждать? На какую цену рассчитываете?
— Хочу 20 000 долларов.
— Ого! Вынуждены вас разочаровать. Рыночный уровень цен на работу такого класса сейчас примерно 1 500–2 000 долларов.
— Как такое может быть?! Я же опираюсь на ваши же цены, указанные на вашем сайте...
Быстро зреет праведное возмущение. Дальше вариантов — два. Либо на этом все прощаются, либо мы начинаем уточнять с потенциальным сдатчиком детали. Например, где на нашем сайте человек нашел такие безумные цены? Почему он, глядя в базу с аукционной статистикой, умудрился ошибиться в 10 раз?
Впрочем, тут я немного лукавлю. Мы лишь поначалу ломали головы, а сейчас источник недопонимания для нас ясен. База тут оказалась ни при чем, в ней все в порядке. Сдатчик до нее, скорее всего, даже не дошел. А ориентировался он на топ продаж — рейтинг 12 или менее самых высоких аукционных результатов для конкретного художника, открытый для всех пользователей, даже не являющихся нашими подписчиками. Но бесплатно в этом рейтинге видны только название работы и цена. Без года продажи, без названия аукциона, без параметров произведения, без фото. Вся более существенная информация доступна уже только по платной подписке, которая стоит от 1000 рублей за один день до 12 000 рублей в год.
Если платной подписки у человека нет, то дальше понятно, что происходит. Посетитель видит бесплатно самые высокие цены на самые лучшие произведения на самых престижных аукционах в годы наилучшей рыночной конъюнктуры и зачарованно примеряет их к своей картине. Или даже к рисунку. С этими иллюзиями он приходит к нам или на другой аукцион. И естественно, дальше его ждет разочарование.
Иван АЙВАЗОВСКИЙ Оттоманская кофейня в лунном свете. 1857
Холст, масло. 60,5 × 90
Christie's. 06.06.2016
Оценка аукциона: $290 000–430 000
Цена продажи: $280 830. В 2015–2016 гг. картины Айвазовского ближе к метровому размеру на первоклассных аукционах продавались в пределах $300 000–500 000 — примерно в 3 раза дешевле, чем 5–8 лет назад
Источник: База данных AIИван АЙВАЗОВСКИЙ Галатская башня в лунном свете. 1845
Холст, масло. 52 × 80
Sotheby's. 26.11.2012
Оценка аукциона: $800 000–1 121 000
Цена продажи: $1 322 051. Еще пять лет назад марины Ивана Айвазовского чуть меньше метрового размера уверенно стоили более $1 000 000 долларов. После кризиса цены скорректировались вниз примерно в 2–3 раза
Источник: База данных AI
Почему нельзя слепо использовать топ аукционных продаж? Почему для оценки собственной работы не стоит опираться на «сотбисовские» и прочие рекорды? Вот лишь несколько нюансов, которые нужно учитывать в «сотбисовских» ценах, если произведение предстоит продавать внутри нашей страны.
1. Для начала надо сразу отбрасывать примерно 30 % от опубликованной в топе цены. Аукционные цены в топе обычно указаны вместе с комиссией покупателя. То есть «цена молотка» была ниже примерно на 15–35 %. Но это еще не все. «Сотбисы-кристисы» взимают комиссию не только с покупателя, но и с продавца. И не только комиссию, но и другие сборы. С продавца взимается еще примерно 10 % от цены молотка, плюс около $200 за страховку и $300 за публикацию в каталоге. На круг выходит, что если работа на «сотбисах» продана за $23 500, то на руки владелец получит примерно $16 500 — на $7 000 меньше, чем цена в топе. То есть на 30 % меньше. Читатель топа, как правило, забывает сделать на это поправку. Ему кажется, что раз картина в топе продана за $23 500, то примерно столько же или чуть меньше владелец получает на руки. Это большое заблуждение.
2. Надо обращать внимание на то, в каком именно году был установлен рекорд. Мы теперь специально стали публиковать год продажи даже для тех, кто не подписан на платный доступ к базе. И предупреждение соответствующее написали. Во избежание недоразумений. Если рекорд установлен в 2008 году, то эта цена уже безнадежно далека от нынешней рыночной ситуации. Пик на рынке русского искусства был достигнут в 2007–2008 годах, потом был резкий спад, потом небольшой всплеск в 2011 году. Сегодня про те цены в долларовом выражении можно забыть: поделить на два, а то и больше. Скажем, метровый Айвазовский в долларах на первоклассных аукционах котируется сегодня примерно на 50 % дешевле в долларовом выражении, чем 8 лет назад. Показательными сейчас являются только цены после 2014 года, после Крыма.
3. В наш топ продаж, как правило, попадают цены, достигнутые на первоклассных зарубежных аукционах. Эти цены обычно заметно выше, чем на аукционах внутри России. С чем это связано? Более надежный правовой режим, конфиденциальность, привлекательный бизнес-климат, исторически развитая клиентская база и умение работать с обеспеченной аудиторией делают свое дело. А вот если продавать приходится в России, то к «сотбисовским» ценам нужно брать очень существенную поправку. А то и вовсе делить заморские цены на два.
Надеюсь, я убедил читателей больше не пользоваться ценами из нашего топа аукционных результатов не по назначению. Задача этих цен преимущественно рекламная: показать, каких высот они способны или были способны достигать.
Но если нужно всерьез определить возможную цену своей работы (не самолюбие потешить, а для реальной продажи в России), то ARTinvestment.RU рекомендует использовать описываемую ниже последовательность действий. Пример адресован подписчикам нашей базы, но общий подход везде одинаковый, для любых баз. Допустим, у вас есть живопись (не рисунок и не иная техника) условного Иванова-Петрова. Тогда для самостоятельного определения цены нужно:
1. Войти в раздел Художники и цены, внести в поле фамилию и войти в карточку художника.
2. В блоке «Все работы» нужно выбрать категорию «Живопись». Сравнивать по ценам имеет смысл только работы в рамках одной категории. Живопись нужно сравнивать только с живописью, но не с графикой.
3. В списке лотов лучше ориентироваться на продажи последних двух лет. Желательно отобрать продажи только после 2014 года. Почему — понятно: после кризиса долларовые цены сильно опустились.
4. Отобрать картины сопоставимого размера. Можно сравнивать цены на работы размером 60 × 80 и 70 × 60, но никак не 60 × 80 и 30 × 40.
5. По имеющимся фото желательно отобрать работы того же жанра и уровня живописи. По крайней мере цены на абстракции не следует сравнивать с ценами на фигуративную живопись.
6. Хорошо, если по фото удается выявить и сравнить работы, созданные в рамках одного творческого периода. Если это невозможно или творчество у художника «ровное», то можно ориентироваться на год создания. Чем ближе, тем точнее.
7. К результатам первоклассных зарубежных аукционов (условно «сотбисов» и «кристисов») стоит отнестись с повышенным доверием, но дисконтировать их цены с учетом реалий российского рынка. Я бы советовал уменьшить заморские цены с премиями на 40–50 %. При этом русские аукционы, по моему мнению, дают более релевантные ориентиры, а в результатах AI Аукциона я уверен больше всего.
8. Если результатов слишком мало, но у многих картин стоит отметка «Не продано», то можно для ориентира использовать нижний эстимейт, то есть минимальную оценку, присвоенную работе экспертами аукционного дома. Только нужно держать в голове, что даже эта минимальная оценка оказалась для конкретной вещи велика.
В большинстве случаев выполнение этих пунктов позволит вам выйти на вполне адекватную цену. Однако не стоит забывать о здравом смысле и чутье. Если какой-то результат кажется вам подозрительным (слишком низким или высоким), то вряд ли чутье вас подводит. Нужно найти этой цифре объяснение или проигнорировать. И уж точно не стоит поднимать на знамя приятные для вас, но сильно выбивающиеся из общего ряда результаты. Рынок не обманешь.
https://artinvestment.ru/invest/collector/20160920_how_evaluate.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20160920_how_evaluate.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 31.01.2023 Купленная в антикварной лавке люстра оказалась работой Джакометти Теперь ее стоимость может достигать $3 млн
- 31.01.2023 Франция приобретает картину Кайботта за $47 млн Средства на покупку получены от корпорации LVMH
- 27.01.2023 MutualArt анализирует рынок работ Клода Моне в 2022 году Объем продаж на вторичном рынке составил $539 млн
- 25.01.2023 Система распознавания лиц помогла идентифицировать картину Рафаэля Ее сравнение с «Сикстинской Мадонной» проводилось с использованием искусственного интеллекта
- 25.01.2023 Artprice публикует предварительные итоги 2022 года Полный отчет о состоянии арт-рынка будет выпущен в марте
- 30.01.2023 Sotheby’s провел торги нового формата Суммарная выручка составила $8,5 млн
- 27.01.2023 Торги работами старых мастеров, включая коллекцию Фиша, принесли Sotheby’s $78,3 млн Установлен новый рекорд на работы Бронзино
- 27.01.2023 Итоги AI аукциона № 464 Общая выручка составила 8 млн рублей
- 26.01.2023 Торги искусством старых мастеров принесли Christie’s $62,7 млн Установлен новый рекорд на произведения Франсиско Гойи
- 23.01.2023 Найденный на американской ферме эскиз оказался ранней работой Ван Дейка Теперь работу выставляют на торги с эстимейтом в $2–3 млн
- 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
- 30.01.2023 В феврале в музее АРТ4 откроется постоянная экспозиция Проект «Щель» объединит работы Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других художников
- 26.01.2023 В Третьяковке продолжает работать выставка-маршрут «Отвергнутые шедевры» Проект позволяет по-новому взглянуть на известные шедевры
- 24.01.2023 В Третьяковской галерее проходит ретроспектива Ивана Шадра Проект приурочен к 135-летию со дня рождения советского скульптора
- 19.01.2023 Американская ретроспектива Модильяни проливает свет на его творческую биографию При изучении работ исследователи активно применяют современные технологии
- 17.01.2023 Музей «Новый Иерусалим» готовит выставку русского и туркестанского авангарда В экспозицию войдут работы из коллекции музея Игоря Савицкого в Нукусе
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- В.Н.Макаренко, соцреализм, огромное полотно 9,5х4,4 метра
- Ф.А.Щербина, "История Кубанского казачьего войска" в 2-х томах, 1910 год
- В.Тимм, серия литографий "Коронование Александра II"
- Кто автор старого эстампа?
- Альбом художники Россия 21 век
- Прошу оценить икону
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Коллекционеры классического искусства
- Прошу помощи в определении автора
- Коллекционеры современного искусства