ВУЛОХ Игорь Александрович (1938–2012) Пейзаж. 1980
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00
ГЕТА Сергей Андреевич (1951) Заросший пруд — 2. 2019
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00
ФЕДОРОВСКИЙ Фёдор Фёдорович (1883–1955) Волга. 1933
Текущая ставка
-
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00

Как самому оценить картину
ARTinvestment.RU   20 сентября 2016

Открываем новую рубрику — «Советы начинающим коллекционерам». Примерно оценить свою картину по аукционным данным может даже новичок. Главное — знать общий подход и избегать «детских ошибок», ведущих к самым сильным отклонениям от реальных цен

С проблемой сильно завышенной оценки картин и рисунков в последние два года мы сталкиваемся все чаще и чаще: увеличился поток владельцев, желающих предложить свои предметы на наш AI Аукцион, и чаще всего это люди неопытные. Поэтому периодически первое общение по электронной почте нашего аукциона происходит примерно так:

— Здравствуйте, хочу поставить на ваш аукцион картину художника Иванова-Петрова. Фото прилагаю.

— Хорошо, какой резерв готовы обсуждать? На какую цену рассчитываете?

— Хочу 20 000 долларов.

— Ого! Вынуждены вас разочаровать. Рыночный уровень цен на работу такого класса сейчас примерно 1 500–2 000 долларов.

— Как такое может быть?! Я же опираюсь на ваши же цены, указанные на вашем сайте...

Быстро зреет праведное возмущение. Дальше вариантов — два. Либо на этом все прощаются, либо мы начинаем уточнять с потенциальным сдатчиком детали. Например, где на нашем сайте человек нашел такие безумные цены? Почему он, глядя в базу с аукционной статистикой, умудрился ошибиться в 10 раз?

Впрочем, тут я немного лукавлю. Мы лишь поначалу ломали головы, а сейчас источник недопонимания для нас ясен. База тут оказалась ни при чем, в ней все в порядке. Сдатчик до нее, скорее всего, даже не дошел. А ориентировался он на топ продаж — рейтинг 12 или менее самых высоких аукционных результатов для конкретного художника, открытый для всех пользователей, даже не являющихся нашими подписчиками. Но бесплатно в этом рейтинге видны только название работы и цена. Без года продажи, без названия аукциона, без параметров произведения, без фото. Вся более существенная информация доступна уже только по платной подписке, которая стоит от 1000 рублей за один день до 12 000 рублей в год.

Если платной подписки у человека нет, то дальше понятно, что происходит. Посетитель видит бесплатно самые высокие цены на самые лучшие произведения на самых престижных аукционах в годы наилучшей рыночной конъюнктуры и зачарованно примеряет их к своей картине. Или даже к рисунку. С этими иллюзиями он приходит к нам или на другой аукцион. И естественно, дальше его ждет разочарование.

Почему нельзя слепо использовать топ аукционных продаж? Почему для оценки собственной работы не стоит опираться на «сотбисовские» и прочие рекорды? Вот лишь несколько нюансов, которые нужно учитывать в «сотбисовских» ценах, если произведение предстоит продавать внутри нашей страны.

1. Для начала надо сразу отбрасывать примерно 30 % от опубликованной в топе цены. Аукционные цены в топе обычно указаны вместе с комиссией покупателя. То есть «цена молотка» была ниже примерно на 15–35 %. Но это еще не все. «Сотбисы-кристисы» взимают комиссию не только с покупателя, но и с продавца. И не только комиссию, но и другие сборы. С продавца взимается еще примерно 10 % от цены молотка, плюс около $200 за страховку и $300 за публикацию в каталоге. На круг выходит, что если работа на «сотбисах» продана за $23 500, то на руки владелец получит примерно $16 500 — на $7 000 меньше, чем цена в топе. То есть на 30 % меньше. Читатель топа, как правило, забывает сделать на это поправку. Ему кажется, что раз картина в топе продана за $23 500, то примерно столько же или чуть меньше владелец получает на руки. Это большое заблуждение.

2. Надо обращать внимание на то, в каком именно году был установлен рекорд. Мы теперь специально стали публиковать год продажи даже для тех, кто не подписан на платный доступ к базе. И предупреждение соответствующее написали. Во избежание недоразумений. Если рекорд установлен в 2008 году, то эта цена уже безнадежно далека от нынешней рыночной ситуации. Пик на рынке русского искусства был достигнут в 2007–2008 годах, потом был резкий спад, потом небольшой всплеск в 2011 году. Сегодня про те цены в долларовом выражении можно забыть: поделить на два, а то и больше. Скажем, метровый Айвазовский в долларах на первоклассных аукционах котируется сегодня примерно на 50 % дешевле в долларовом выражении, чем 8 лет назад. Показательными сейчас являются только цены после 2014 года, после Крыма.

3. В наш топ продаж, как правило, попадают цены, достигнутые на первоклассных зарубежных аукционах. Эти цены обычно заметно выше, чем на аукционах внутри России. С чем это связано? Более надежный правовой режим, конфиденциальность, привлекательный бизнес-климат, исторически развитая клиентская база и умение работать с обеспеченной аудиторией делают свое дело. А вот если продавать приходится в России, то к «сотбисовским» ценам нужно брать очень существенную поправку. А то и вовсе делить заморские цены на два.

Надеюсь, я убедил читателей больше не пользоваться ценами из нашего топа аукционных результатов не по назначению. Задача этих цен преимущественно рекламная: показать, каких высот они способны или были способны достигать.

Но если нужно всерьез определить возможную цену своей работы (не самолюбие потешить, а для реальной продажи в России), то ARTinvestment.RU рекомендует использовать описываемую ниже последовательность действий. Пример адресован подписчикам нашей базы, но общий подход везде одинаковый, для любых баз. Допустим, у вас есть живопись (не рисунок и не иная техника) условного Иванова-Петрова. Тогда для самостоятельного определения цены нужно:

1. Войти в раздел Художники и цены, внести в поле фамилию и войти в карточку художника.

2. В блоке «Все работы» нужно выбрать категорию «Живопись». Сравнивать по ценам имеет смысл только работы в рамках одной категории. Живопись нужно сравнивать только с живописью, но не с графикой.

3. В списке лотов лучше ориентироваться на продажи последних двух лет. Желательно отобрать продажи только после 2014 года. Почему — понятно: после кризиса долларовые цены сильно опустились.

4. Отобрать картины сопоставимого размера. Можно сравнивать цены на работы размером 60 × 80 и 70 × 60, но никак не 60 × 80 и 30 × 40.

5. По имеющимся фото желательно отобрать работы того же жанра и уровня живописи. По крайней мере цены на абстракции не следует сравнивать с ценами на фигуративную живопись.

6. Хорошо, если по фото удается выявить и сравнить работы, созданные в рамках одного творческого периода. Если это невозможно или творчество у художника «ровное», то можно ориентироваться на год создания. Чем ближе, тем точнее.

7. К результатам первоклассных зарубежных аукционов (условно «сотбисов» и «кристисов») стоит отнестись с повышенным доверием, но дисконтировать их цены с учетом реалий российского рынка. Я бы советовал уменьшить заморские цены с премиями на 40–50 %. При этом русские аукционы, по моему мнению, дают более релевантные ориентиры, а в результатах AI Аукциона я уверен больше всего.

8. Если результатов слишком мало, но у многих картин стоит отметка «Не продано», то можно для ориентира использовать нижний эстимейт, то есть минимальную оценку, присвоенную работе экспертами аукционного дома. Только нужно держать в голове, что даже эта минимальная оценка оказалась для конкретной вещи велика.

В большинстве случаев выполнение этих пунктов позволит вам выйти на вполне адекватную цену. Однако не стоит забывать о здравом смысле и чутье. Если какой-то результат кажется вам подозрительным (слишком низким или высоким), то вряд ли чутье вас подводит. Нужно найти этой цифре объяснение или проигнорировать. И уж точно не стоит поднимать на знамя приятные для вас, но сильно выбивающиеся из общего ряда результаты. Рынок не обманешь.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/collector/20160920_how_evaluate.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20160920_how_evaluate.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 19.04.2019 В «Сокольниках» появится памятный знак Сергею Третьякову 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 Леонардо опять не настоящий? С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис — автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Эрик Булатов сделал этикетку для брютов «Абрау-Дюрсо» Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 В русские музеи собираются вернуть водку Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 Портрет Пикассо, украденный с яхты саудовского шейха, нашли 20 лет спустя «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 «Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства
  • 18.04.2019 Музей Рерихов откроется на ВДНХ 27 апреля Филиал Музея Востока будет открыт в отреставрированном павильоне № 13. В постоянной экспозиции можно будет увидеть более 400 произведений Николая и Святослава Рерихов
  • 16.04.2019 Эдвард Мунк в Третьяковской галерее Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ
  • 29.03.2019 Рим и античность в живописи Татьяны Ян Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 «Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село» Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх