Art Investment

Итоги «русских торгов». Топ-10 русской недели

О лучших продажах и суммарной выручке недели аукционов русского искусства в Лондоне

Аукционные дома Christie's, Sotheby's, Bonhams и MacDougall’s провели в Лондоне традиционную серию торгов русского искусства. В этом году организаторы порадовали коллекционеров русского искусства не только живописью и графикой XIX — XX веков, работами Фаберже, ДПИ, фарфором и проч., но и советским и российским искусством XX — XXI веков. Отличился Sotheby's, впервые устроивший отдельный аукцион современного искусства из России, стран СНГ и Восточной Европы. Впрочем, нонконформистов и современное русское искусство уже давно в составе сборных аукционов контемпорари-арта продает Phillips, так что говорить о каком-то ноу-хау Sotheby's не стоит. Но на результаты посмотреть все равно интересно. С современного искусства и начнем, тем более что аукцион Sotheby's «Современный Восток» (Contemporary East) прошел 25 ноября одним из первых.

Sotheby’s. «Современный Восток». 25 ноября 2013

Sotheby’s предложил подборку из 90 произведений современного искусства как признанных мастеров, так и молодых художников из России, Украины, Чешской Республики, Венгрии, Польши, Грузии, Азербайджана и Литвы. Топ-лотом торгов вполне ожидаемо стала работа Ильи Кабакова «Праздники № 6»: при эстимейте 0,8–1,2 миллиона фунтов ее купили за 962,5 тысячи фунтов (1,56 миллиона долларов). Однако это не рекорд для «Праздников» Кабакова: другая работа из этой же серии — «Праздники № 10» — в апреле 2011 года была продана на Phillips за 1,5 миллиона фунтов (2,45 миллиона долларов).

В пределах эстимейтов ушли два других русских топ-лота — «Сломанное дерево» Олега Васильева (эстимейт 70–90 тысяч фунтов, результат 86,5 тысячи фунтов) и «Братский поцелуй (триптих)» Дмитрия Врубеля (эстимейт 40–60 тысяч фунтов, результат 45 тысяч фунтов). Превысила предварительную оценку работа Эдуарда Гороховского «Красные мухи» (эстимейт 25–35 тысяч фунтов, результат 45 тысяч фунтов). Без покупателя осталась работа Павла Пепперштейна «Герб СНГ» 1993 года.

В несколько раз превысили эстимейты три работы художника Георгия Гурьянова (1961–2013), почти неизвестного аукционному рынку (до торгов Sotheby’s только одна работа Гурьянова выставлялась на торги), зато отлично знакомого поклонникам легендарной группы «Кино», в которой Георгий был барабанщиком и аранжировщиком. «Портрет Виктора Цоя» в исполнении Гурьянова превысил оценку 20–30 тысяч фунтов в 4 раза и достался новому владельцу за 128,5 тысячи фунтов. Работа «Каспарян (Руль)», изображающая матроса за штурвалом, при оценке 15–20 тысяч была продана за 60 тысяч фунтов. А работа акрилом на холсте «Гребец Сергей» ушла за рекордные для работ Гурьянова 188,5 тысячи фунтов (эстимейт 30–50 тысяч фунтов). Таким образом, в десятку самых дорогих лотов современного искусства недели русских торгов попали сразу три (!) работы Георгия Гурьянова.

Суммарный результат аукциона «Современный Восток» составил 2,4 миллиона фунтов. С молотка ушли 57 из 90 предложенных лотов (63,3 %). Выручка составила почти 84 % от среднего суммарного эстимейта. Для первого раза совсем неплохо.

Sotheby’s. «Шедевры русского искусства». 25 ноября 2013

В тот же день Sotheby's провел вечерние торги «Шедевры русского искусства». Аукцион прошел без многомиллионных рекордов за отсутствием двух главных лотов — работ Роберта Фалька и Петра Кончаловского, проданных в частной сделке до торгов. Если бы эти работы все же были выставлены, мы бы стали свидетелями двух рекордных продаж: по сведениям аукционного дома, монументальное полотно Петра Кончаловского «Семейный портрет в мастерской художника» было куплено за 4,674 миллиона фунтов, а работа Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» в несколько раз превысила эстимейт 2,5–3,5 миллиона фунтов (точная сумма сделки не разглашалась).

Без работ Фалька и Кончаловского суммарный результат аукциона составил 7,78 миллиона фунтов. С молотка ушли 20 из 27 лотов (74 %). Топ-лотом стала «Обнаженная» Николая Фешина, происходящая из коллекции голливудского актера Джорджа Монтгомери. Полотно превысило эстимейт 500–700 тысяч фунтов и досталось новому владельцу за 1,26 миллиона фунтов. Второй самой дорогой картиной стал «Нищий» Генриха Семирадского: работа ушла в пределах оценки, за 1,082 миллиона фунтов (эстимейт 1–1,3 миллиона фунтов). В несколько раз превысил эстимейт «Женский портрет» кисти Валентина Серова: предварительно оцененная в 200–300 тысяч фунтов, работа выросла в цене до 830,5 тысячи фунтов. Скорее всего, свою роль сыграла не только рука мастера, но и личность модели на портрете — предположительно, это художница Мария Васильевна Якунчикова. Кстати, в этот же день на русских торгах Christie's стринг работ Якунчиковой из собрания наследников был полностью раскуплен.

На вечерних торгах Sotheby's «Шедевры русского искусства» были установлены два персональных рекорда. Натюрморт «Пионы» Николая Сапунова пастелью и темперой на доске превысил эстимейт больше чем в 10 раз (!) и ушел за 746,5 тысячи фунтов (эстимейт 40–60 тысяч фунтов). За рекордную для своего автора цену 110,5 тысячи фунтов была продана работа Михаила Демьянова «Вид Санкт-Петербурга» (эстимейт 100–150 тысяч фунтов).

Christie’s. «Шедевры русского искусства». 25 ноября 2013

Аукционный дом Christie's в рамках своего основного русского аукциона 25 ноября предложил коллекционерам 228 лотов — живопись, графику и декоративно-прикладное искусство. Выручка составила 16,87 миллиона фунтов (27,3 миллиона долларов), с молотка ушло 85 % лотов.

Полотно Ильи Машкова «Купальщицы», участвовавшее в первой выставке художественного объединения «Бубновый Валет» в 1910 году и показанное в ноябре этого года в Москве в рамках предаукционной выставки Christie’s, было продано за 4,1 миллиона фунтов (6,6 миллиона долларов) при оценке 600–800 тысяч фунтов.

Другим топ-лотом торгов стало редкое полотно кисти Аристарха Лентулова «Церковь в Алупке», проданное за рекордную для произведений художника сумму 2 миллиона фунтов (3,4 миллиона долларов). В год своего создания картина также экспонировалась на выставке «Бубнового валета», после чего находилась в собрании коллекционера Владимира Семёнова. На картине изображен храм святого Архистратига Михаила.

Установила рекорд для произведений автора и графическая работа Александра Бенуа «Смотр войск императором Павлом I возле Михайловского замка (6 января 1801 года)», которая была продана за 482,5 тысячи фунтов (781,6 тысячи долларов). Как уже упоминалось выше, полностью была раскуплена группа редких произведений Марии Якунчиковой. И кроме того, успешно был распродан стринг работ Сергея Чехонина, происходящих из семьи наследников художника.

Стоит отметить также новый рекорд для произведений советского фарфора. Редкая советская фарфоровая ваза, выполненная на ленинградском Фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова (бывший ИФЗ) в 1930 году, была продана за 422,5 тысячи фунтов при оценке 30–50 тысяч фунтов. В подборке изделий Фаберже с королевским и императорским провенансом фаворитами стали две редкие модели слоников с замками (290,5 тысячи фунтов — за каждого слоника).

Sotheby’s. Дневные торги русского искусства. 26 ноября 2013

На следующий день, 26 ноября, в Sotheby’s прошли дневные торги русской живописи и графики, в рамках которых были предложены 169 лотов. Продали 104 лота (74 %) на общую сумму 5,1 миллиона фунтов. Здесь топ-лотом стал пейзаж Ивана Айвазовского «Штормящее море», проданный вдвое дороже оценки, за 482,5 тысячи фунтов (эстимейт 150–200 тысяч фунтов). Еще одна марина Айвазовского «Море в лунную ночь» была продана за 338,5 тысячи фунтов при эстимейте 180–220 тысяч фунтов. Третья самая дорогая работа этих торгов также принадлежит кисти мариниста — Алексея Боголюбова. Его пейзаж «Венеция в лунном свете» ушел с молотка за 254 тысячи фунтов при эстимейте 100–150 тысяч фунтов.

Sotheby’s. «Русские иконы и произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе работы Фаберже». 26 ноября 2013

За живописными торгами последовал аукцион икон и произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе работ Фаберже. Здесь топ-лотом стала пара фарфоровых ваз, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе в 1833 году, в эпоху правления Николая I. На первой вазе помещена копия жанровой картины «Концерт» кисти голландского художника Антониса Паламедеса (1601–1673) из собрания Эрмитажа, скопированная мастером ИФЗ Семёном Головым (около 1783 — 1849). Оригинальное произведение до сих пор принадлежит собранию Эрмитажа. На второй вазе изображена сценка уличного концерта. Название и автор оригинальной работы пока не установлены. Однако имя художника по фарфору, делавшего копию, известно — мастер Василий Мещеряков (1781–?). Пара ваз предлагалась на торги за 2–2,5 миллиона фунтов. Цена ухода составила 2,2 миллиона фунтов (3,57 миллиона долларов). Интересно, что буквально весной этого года эти же вазы выставлялись на торги Dallas Auction Gallery в Техасе с более скромным эстимейтом 1–1,5 миллиона долларов. В итоге вазы были куплены до торгов за 2,7 миллиона долларов. Нетрудно посчитать, что на перепродаже ваз бывший владелец заработал почти миллион долларов.

За 350 тысяч фунтов была продана цветочная композиция Фаберже из золота и драгоценных камней (эстимейт 220–250 тысяч фунтов). Всего в рамках этих торгов Sotheby's было выставлено 203 лота, из которых только половина (102 лота) нашла новых владельцев. Зато общая выручка составила 4,15 миллиона фунтов, а это 81,7 % от среднего суммарного эстимейта аукциона. Итого четыре русских аукциона принесли Sotheby's 19,5 миллиона фунтов. И это без топовых работ Фалька и Кончаловского.

Bonhams. «Русское искусство». 27 ноября 2013

Аукционный дом Bonhams, так же как и Christie's, ограничился лишь одним большим аукционом русского искусства, который прошел 27 ноября. На торги Bonhams было выставлено 146 произведений русской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и икон; продано примерно 55 %.

Топ-лотом аукциона стал пейзаж Николая Константиновича Рериха «Канченджанга» (1935–1936), оцененный до торгов в 0,8–1,2 миллиона фунтов. Полотно, изображающее легендарную гималайскую гору Канченджанга (что в переводе с хинди означает «Пять сокровищниц больших снегов»), было продано за 1,314 миллиона фунтов. Именно это место с великолепным видом на Канченджангу выбрал Николай Константинович для своего дома в Гималаях. Еще одна работа Николая Рериха, «Венец мира» (Corona Mundi), была продана за 434,5 тысячи фунтов, в рамках эстимейта 300–500 тысяч фунтов.

К другим топ-лотам Bonhams следуют отнести работу Роберта Фалька «Женщина в лиловом. Портрет Е. С. Потехиной», которую продали за 1,2 миллиона фунтов при эстимейте 1–1,5 миллиона фунтов, и «Портрет Ольги, дочери художника» кисти К. Е. Маковского, также ушедший в пределах эстимейта (эстимейт 200–300 тысяч фунтов, результат 242 тысячи фунтов). Еще один важный лот — Иверскую икону Божьей матери, преподнесенную императору Александру III в честь вступления на престол, — продали за 146,5 тысячи фунтов при эстимейте 120–150 тысяч фунтов.

Увы, остался без покупателя один из топ-лотов — Барельеф храма Христа Спасителя в киоте (эстимейт 0,8–1 миллион фунтов). Не вызвали интереса и два пейзажа Льва Феликсовича Лагорио «Вид Эльбруса» и «Кавказский пейзаж» (эстимейты по 100–120 тысяч фунтов у каждого). Суммарная выручка аукциона составила около 6 миллионов фунтов.

MacDougall’s. «Русское искусство, иконы и ДПИ». 27 ноября 2013

Ну и, наконец, завершили русскую неделю в Лондоне торги MacDougall’s «Русское искусство, иконы и ДПИ», суммарная выручка которых составила 8,72 миллиона фунтов. С молотка ушел 191 лот из 490 предложенных (39 %). Ни одна работа не достигла цены свыше миллиона фунтов, однако несколько работ ушли за рекордные для авторов цены. Например, зимний пейзаж «Благовест» Николая Дубовского был продан за рекордные 777 тысяч фунтов (оценка 500–700 тысяч фунтов). Побила рекорд и работа «Le Taureau échappé» художника Леопольда Сюрважа — 370,77 тысячи фунтов. Кроме того, были установлены персональные рекорды на работы Павла Соколова-Скаля (195,2 тысячи фунтов), Константина Максимова (106,2 тысяч фунтов) и Владимира Стожарова (99,75 тысячи фунтов).

Далее мы приводим два общих для всех четырех аукционных домов рейтинга топ-10 — для живописи и графики XIX — начала XX века и для современного искусства. Обычно мы при составлении рейтингов пользуемся принципом «один художник — одна (самая дорогая) работа», чтобы включить в выборку как можно больше имен. Однако для первого рейтинга он не понадобился: десятка авторов определилась по спортивному принципу — только по результатам. Во втором рейтинге мы всё же воспользовались нашим любимым принципом и исключили из расчетов две картины Георгия Гурьянова (они заняли бы 6-е и 11-е места) и по одной работе Семёна Файбисовича (9-е место) и Владимира Вейсберга (12-е место). Если бы мы составляли простой рейтинг самых дорогих лотов современного искусства на этих русских торгах, то ради справедливости их нужно было бы учесть.

Топ-10 Русских торгов: живопись и графика XIX — начала XX века

Описание

Эстимейт, фунтов

Результат,
фунтов

Аукцион

1

ИЛЬЯ МАШКОВ Купальщицы. 1911

600 000–800 000

4 114 500

Christie’s
25.11.2013

2

АРИСТАРХ ЛЕНТУЛОВ Церковь в Алупке. 1916
Мировой рекорд на произведения художника

1 800 000–2 200 000

2 098 500

Christie’s
25.11.2013

3

НИКОЛАЙ РЕРИХ Канченджанга. 1935–1936

800 000–1 200 000

1 314 500

Bonhams
27.11.2013

4

НИКОЛАЙ ФЕШИН Обнаженная

500 000–700 000

1 258 500

Sotheby’s
25.11.2013

5

РОБЕРТ ФАЛЬК Женщина в лиловом. Портрет Е. С. Потехиной

1 000 000–1 500 000

1 202 500

Bonhams
27.11.2013

6

ГЕНРИХ СЕМИРАДСКИЙ Нищий. 1878

1 000 000–1 300 000

1 082 500

Sotheby’s
25.11.2013

7

ВАЛЕНТИН СЕРОВ Женский портрет (возможно, Марии Васильевны Якунчиковой). 1892

200 000–300 000

830 500

Sotheby’s
25.11.2013

8

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ Прогулка на закате. 1869

300 000–500 000

782 500

Christie’s
25.11.2013

9

НИКОЛАЙ ДУБОВСКОЙ Благовест. 1916

500 000–700 000

777 000

MacDougall’s
27.11.2013

10

БОРИС КУСТОДИЕВ Венеция. 1913

480 000–700 000

751 200

MacDougall’s
27.11.2013

Топ-10 Русских торгов: современное искусство

Описание

Эстимейт, фунтов

Результат,
фунтов

Аукцион

1

ИЛЬЯ КАБАКОВ Праздники № 6. 1987

800 000–1 200 000

962 500

Sotheby’s
25.11.2013

2

КОМАР и МЕЛАМИД Стук в дверь. Из серии «Ностальгический соцреализм»

220 000–270 000

286 800

MacDougall’s
27.11.2013

3

ГЕОРГИЙ ГУРЬЯНОВ Гребец Сергей. 1999
Мировой рекорд на произведения художника

30 000–50 000

188 500

Sotheby’s
25.11.2013

4

ВЛАДИМИР ВЕЙСБЕРГ Портрет Гали. 1977

80 000–120 000

146 500

Sotheby’s
25.11.2013

5

СЕМЁН ФАЙБИСОВИЧ Движение. 1983

120 000–180 000

122 500

Christie’s
25.11.2013

6

ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВ Сломанное дерево. 1990

70 000–90 000

86 500

Sotheby’s
25.11.2013

7

КОНСТАНТИН ЗВЕЗДОЧЁТОВ Страдания христиан и неистовства язычников. 1995–2001

25 000–35 000

74 500

Sotheby’s
25.11.2013

8

ТИМУР НОВИКОВ Танковая атака. 1989

25 000–35 000

68 500

Sotheby’s
25.11.2013

9

ЛЕОНИД ПУРЫГИН Смерть синей бабочки

19 000–25 000

45 500

MacDougall’s
27.11.2013

10

ДМИТРИЙ ВРУБЕЛЬ Братский поцелуй (триптих). 1990

40 000–60 000

45 000

Sotheby’s
25.11.2013

10

ЭДУАРД ГОРОХОВСКИЙ Красные мухи. 1990

25 000–35 000

45 000

Sotheby’s
25.11.2013

 

Комментарий редактора:

В интересное время живем. Ситуация сегодня такова, что позволяет одинаково убедительно можно объяснить как 100%-ный успех, так и 100%-ный провал любого аукциона. И эффектно аргументировать, почему иначе-то и быть не могло. Совсем другое дело — заранее предсказать вектор развития событий.

Честно говоря, для меня такой успех торгов и особенно отдельных лотов стал неожиданностью. Накануне торгов звонила коллега из МК за прогнозом-комментарием, и тогда мне показались любопытными несколько вещей.

  1. Особых сногсшибательных шедевров в тот момент я для себя не отметил, хотя в целом каталоги, в первую очередь Sotheby’s и Christie’s, сразу показались довольно интересными и крепкими. Спустя несколько часов стало известно про рекордную доаукционную продажу Фалька и Кончаловского. Но кто же мог такое предвидеть? Часто подобные поступки могут иметь миллион иррациональных объяснений, не имеющих никакого отношения к рыночной конъюнктуре. Если абстрагироваться от Фалька и Кончаловского, то в целом «парад рекордов» на мировые шедевры, который мы наблюдаем в последнее время, может быть признаком глобальной неуверенности. Свидетельством того, что владельцы состояний не в силах просчитать основные перспективы инвестиционных активов (золото, недвижимость, сырье) на ближайшие годы или десятилетия.
  2. По ощущениям, Sotheby’s и Christie’s в этот раз поставили очень дружелюбные эстимейты — ниже, чем обычно. Маркетинговый ход? Шаг этот, на мой взгляд, почти беспроигрышный, потому что позволяет втянуть в игру большее количество потенциальных покупателей и создать приятный ажиотаж — столь необходимую «движуху».
  3. Каталоги этой русской недели словно разрушали миф о неприступности цен на аукционах. Так, каталог Sotheby’s 26 ноября состоял из вещей с эстимейтами от 2 тысяч до 220 тысяч фунтов. В каталоге Christie’s 25 ноября основная масса вещей также была в диапазоне до 100 000 фунтов. То есть рассчитано не на одних только олигархов.
  4. На Sotheby’s появился стринг русской фотографии, включая работы легендарного Евгения Халдея (автор фото знамени победы над рейхстагом) и Льва Бородулина, с эстимейтами 3–4 тысячи фунтов. Включение фотографии в аукционный оборот — это хороший сигнал для этого сегмента рынка.
  5. Неплохо разошлись работы шестидесятников, классиков послевоенного неофициального искусства — тоже хороший сигнал возвращения прежнего внимания к этому интереснейшему направлению.
  6. Отличные, выдающиеся результаты показали работы первых имен в русском современном искусстве, включая питерских художников. Да что там говорить — они стали едва ли не главной сенсацией. Рекорды Гурьянова вот уж несколько дней обсуждают в фейсбуке.

Это все хорошо и правильно. И точно повышает настроение всем коллекционерам русского искусства. А теперь главный вопрос: как этот заморский позитив коррелирует с нашей внутренней ситуацией? Раньше ведь, лет 5-6 назад, как было? По лондонским торгам русские продавцы сверяли часы, а то и вовсе бросались переписывать ценники после каждого удара молотка. Но нынче не то, что давеча. За морем может быть даже бум, а у нас при этом может запросто продолжаться вялотекущий консервативный кризисный процесс. В правильном направлении, но медленный. Так что никакой эйфории: всем работать, работать и работать.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20131129_rus_sales_results.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20131129_rus_sales_results.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».