Результаты русской недели на мировых аукционах
Прошедшие с 29 ноября по 2 декабря русские торги в Лондоне стали последним крупным событием на российском арт-рынке в 2010 году. Как всегда, их ждали с нетерпением, в надежде понять текущие настроения покупателей
Прошедшие с 29 ноября по 2 декабря русские торги в Лондоне стали последним крупным событием на российском арт-рынке в 2010 году. Как всегда, их ждали с нетерпением, в надежде понять текущие настроения покупателей.
Christie’s
Первые удары молотка раздались утром 29 ноября на Christie’s. Зал был сначала, на удивление, наполовину пуст, и только к середине аукциона свободных мест осталось не более десятка. Торги практический на каждый лот начинались с половины нижнего эстимейта, и довольно часто лоты отдавались покупателям меньше нижней оценочной планки, чего, впрочем, не было впоследствии в других аукционных домах.
В рамках эстимейтов ушли топ-лоты «Дама в белом, сидящая в саду» К. Коровина, «Версаль. Аллея» П. Кончаловского (892 и 881 тысяча фунтов соответственно). (Цены, за исключением особо оговоренных случаев, приводятся с учетом комиссии аукционного дома. — Ред.) Слегка превысила верхний эстимейт работа «На берегу» кисти И. Левитана, проданная за 690 тысяч фунтов, хотя по инвестиционной значимости она была более интересна, чем полотна Коровина и Кончаловского. Но не было в отличие от прошлых лет яркой борьбы, готовых биться до последнего покупателей. Торги двигались медленно, вдумчиво и без прежнего ажиотажа по подобным лотам. Необходимо отметить, что прошедшие в тот же день торги прикладным искусством принесли Christies примерно столько же, сколько живопись и графика, т. е. около 7,5 миллиона фунтов. Весомая часть успеха прикладного искусства принадлежит двум императорским фарфоровым вазам, проданным за 993 тысячи фунтов, и императорской подарочной золотой табакерке с изображением Николая II, ушедшей за 937 тысяч фунтов. Это, пожалуй, один из редких случаев, когда предметы прикладного искусства становятся самыми дорогими лотами и превалируют в общем количестве самых дорогих работ (всего из 10 топ-продаж Christie’s 5 принадлежит декоративно-прикладному искусству).
За 241 тысячу фунтов была продана прекраснейшая музейная работа И. Похитонова «Замок Урас в Жело, около По». За одну из лучших вещей в творчестве миниатюриста боролись как минимум пятеро покупателей, поэтому двукратное превышение эстимейта абсолютно логично и ожидаемо; вместе с тем нелегко объяснить продажу его же работы «В саду»: уход на 10 тысяч фунтов дороже при несопоставимо низком качестве. Работы Похитонова требуют непосредственного просмотра, по картинке сделать правильный вывод крайне сложно; и если стоимость первой работы рыночно и инвестиционно абсолютно оправданна, то вторая картина должна была уйти на 30–40 процентов дешевле.
Необоснованно дорого были проданы работы Н. Богданова-Бельского «Крестьянская девушка на мосту» и «Мальчики, рыбачащие с причала» (349 и 313 тысяч фунтов соответственно). Согласно базе ARTinvestment.RU, эти результаты заняли 4-е и 5-е места в ценовом рейтинге произведений художника, но инвестиционные перспективы этих покупок весьма туманны. Эти вещи трудно назвать лучшими в творчестве художника; к тому же его произведения вообще переоценены сегодня, поэтому перепродать свои приобретения владельцу будет затруднительно. Кстати, через два дня на аукционе Bonhams похожая на «мальчиков-рыбаков» картина «Лучшие друзья» чуть меньшего размера ушла всего за 38 тысяч фунтов, что говорит об отсутствии четких критериев при оценке работ Богданова-Бельского.
Самая ожесточенная битва на Christie’s развернулась за эскизы костюмов и декорации Александра Бенуа к спектаклю «Петрушка». Результаты были на уровне верхних эстимейтов, а иногда и превышали их в два-три раза. Об этом художнике мы поговорим ниже, в рамках аукциона Sotheby’s.
В два раза выше нижнего эстимейта, за 51 тысячу фунтов, ушла работа «Портрет Николая Магалланеса» Павла Челищева. Вообще, рассматривать результаты продаж произведений этого художника довольно сложно, т. к. его вещи явно являются объектом активного продвижения кого-то из участников арт-рынка и на данный момент продаются гораздо выше разумной рыночной стоимости.
Обязательно стоит отметить «Абстрактную композицию» Л. Мастерковой, проданную за ту же 51 тысячу фунтов, но гораздо более заметную с художественной и инвестиционной точек зрения, нежели портрет работы Челищева. «Абстрактная композиция» заняла 5-е место в ценовом рейтинге художницы, и это говорит о сохранении интереса коллекционеров и инвесторов к лучшим работам нонконформистов. В целом можно констатировать умеренно-консервативный настрой покупателей на рынке произведений этих художников. Их работы продаются, но без особого ажиотажа и по ценам, значительно ниже докризисных. В любом случае инвесторам сейчас стоит обратить на шестидесятников внимание и постараться купить лучшие вещи первых имен, т. к. сомнений в том, что цены на них восстановятся и превзойдут значения 2007 года, нет.
Среди непроданных работ на Christie’s хотелось бы отметить работу Марии Васильевой «Маленькая девочка с кошкой», не нашедшую покупателя из-за слишком высокого эстимейта в 300–500 тысяч фунтов; пейзаж А. Боголюбова — маленького размера и тусклых тонов; и несколько пейзажей Кончаловского, на которые, судя по всему, не осталось покупателей после работы «Версаль. Аллея».
Подводя итоги, аукцион Christie’s можно счесть состоявшимся и удачным. При довольно средней подборке работ было продано 308 работ из 509 (60,5 процента в общем значении) на общую сумму 14,9 миллиона фунтов, что на 2,6 миллиона больше, чем в июне 2010, и на 5,6 миллиона больше, чем в ноябре 2009. Для первого дня русской недели, когда все присматриваются и осторожничают, — это достойный результат.
Sotheby’s
То, что произошло в первой половине следующего дня на Sotheby’s, разочаровало участников торгов и привело их в недоумение. Грустное «Unsold», которым аукционист лорд Полтимор сопровождал лот за лотом с самого начала торгов, было довольно неожиданно, т. к. подборка работ на Sotheby’s была в целом лучше, чем на Christie’s. Возможно, это было «местью» покупателей за коктейль из водки с шампанским, которым потчевали за день до этого на вечернем предаукционном приеме Sotheby’s.
Первой серьезной продажей стала картина А. Боголюбова «Базилика Санта-Мария делла Салюте накануне празднества», ушедшая за 750 тысяч фунтов (без премии аукционного дома). До нее спросом пользовались только картины И. Айвазовского и Н. Дубовского, проданные либо по верхнему эстимейту, либо незначительно выше его. Произведения Константина и Владимира Маковских, А. Шильдера, А. Харламова практически полностью были проигнорированы покупателями.
Стоит отметить, что среди участников торгов было немало коллекционеров, галеристов и арт-дилеров с Украины, увлеченно покупавших работы своих земляков.
Самой дорогой работой аукциона ожидаемо стала первоклассная картина А. Яковлева «Танец Кули-кута. Ниамей», проданная за 937 тысяч фунтов при эстимейте 0,8–1 миллион. Это вполне адекватный результат, и даже двукратное превышение нижнего эстимейта вполне отвечало бы качеству произведения. Холст музейного качества (что для работ Яковлева всегда гарантирует повышенное внимание участников), прекрасный объект для инвестиций. Вне сомнений, через какое-то время его цена поднимется выше 2–3 миллионов фунтов. Лучшие работы этого художника уже перешагнули планку в 2,5 миллиона фунтов (например, «Портрет Василия Шухаева в студии» или «Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо»), поэтому данная покупка оправданна и разумна со всех точек зрения.
Успешно, за 121 тысячу фунтов была продана другая работа А. Яковлева — «Портрет Усаемона» (эстимейт 80–120 тысяч фунтов). Нельзя сказать, что эта вещь относится к числу лучших работ художника, но она самобытна и рука художника узнаваема, поэтому слегка завышенную цену продажи можно считать адекватной. Гораздо более слабые работы «Рыбаки на Калви» и «Стоящая обнаженная» никого не заинтересовали — несмотря на то, что интерес участников рынка к произведениям А. Яковлева, как видно из графика индекса ARTIMX художника (рис. 1), восстановился и останавливаться на достигнутом не собирается. Таким образом, в очередной раз подтвердился постулат о том, что покупателей всегда интересуют только высококачественные произведения искусства, вне зависимости от текущего отношения рынка к их авторам.
Оживились участники с появлением в зале скульптуры «Ассириец» Михаила Врубеля; при эстимейте 30–50 тысяч фунтов, она ушла за 181 тысячу. Борьба активно шла между несколькими покупателями в зале и по телефону, однако победа досталась известному дилеру, который, судя по спокойному и уверенному торгу, был готов идти до конца. Таким работам крайне сложно давать какую-либо оценку, т. к. их практически нет на рынке и цена может быть любой — ее границы определяются исключительно желанием и возможностями покупателей.
Хотелось бы поздравить нового владельца работы «Весна» Наталии Гончаровой. Итоговая цена в 120 тысяч фунтов за большое интересное масло нашей соотечественницы (работе которой, между прочим, принадлежит мировой ценовой рекорд среди произведений художниц) не только соответствует рынку, но даже, может быть, чуть ниже его. Покупатель-везунчик не просто приобрел прекрасную коллекционную вещь, но и очень удачно вложил средства. Sotheby’s предложил еще два натюрморта Гончаровой, но они остались не проданы.
Довольно любопытная большая работа Георгия Артёмова «Охота на бизона» ушла за 40 тысяч фунтов, что стало третьим результатом в статистике продаж художника. Работа интересна в первую очередь тем, что сделана на резных панелях из красного дерева. Яркое, значимое произведение искусства, созданное на пике творчества художника, является удачным вложением средств, хотя, по впечатлению, было скорее приобретено в коллекцию заядлого охотника. ARTIMX Артемова (рис. 2)показывает, что цены на работы художника находятся на уровне 2007 года, а их резкий подъем в конце 2009 года обусловлен громкой продажей холста «Обнаженная с покрывалом».
Любимец публики Константин Сомов в этот раз остался без внимания. Ни графика, ни гуашь не привлекли покупателей, хотя попытки дотянуть хотя бы до нижнего эстимейта все же были.
В отличие от Christie’s аукционный дом Sotheby’s успешно продал работы некоторых шестидесятников. Например, за 42 тысячи фунтов ушел интересный метафизический натюрморт Д. Краснопевцева, хотя у некоторых участников арт-рынка были сомнения в его подлинности; за 55 тысяч фунтов была продана картина М. Шварцмана «Среда обитания». К сожалению, отличная инвестиционная работа О. Целкова «Женщина со свечой» (эстимейт 60–80 тысяч фунтов) не нашла своего покупателя.
Среди сделок первой сессии хотелось бы также отметить «Осенний пейзаж» И. Бродского, проданный за 85 тысяч фунтов при нижнем эстимейте 100 тысяч, «Дельфиниумы» И. Грабаря за 150 тысяч фунтов и «Абстрактную композицию» А. Богомазова за 120 тысяч фунтов.
Вторая сессия, которая открылась после 2,5-часового перерыва, началась без особого энтузиазма и прошла посредственно. Более половины лотов было не продано, а остальные уходили в пределах эстимейтов, с редкими всплесками борьбы. Единственный серьезный интерес у большинства участников торгов вызвали четыре эскиза декораций Александра Бенуа, два из которых ушли в два раза выше верхнего эстимейта, а другие два — в рамках эстимейтов.
Самая ожесточенная битва развернулась за «Эскиз декорации к первому акту спектакля “Щелкунчик”», предварительно оцененный в 12–18 тысяч фунтов: торги начались со старта 8 тысяч фунтов, но уже за несколько минут цену разогнали до 31 тысячи (38,5 тысячи с премией Sotheby’s). Чуть позже были проданы и еще несколько эскизов декораций и костюмов известного театрального оформителя. А. Бенуа — один из самых востребованных художников на арт-рынке; цены на его произведения очень быстро достигли докризисных значений 2007 года, и график индекса ARTIMX (рис. 3) свидетельствует о том, что рост будет продолжаться, поэтому 20–30 тысяч фунтов для работ, подобных тем, что были проданы на Sotheby’s, — интересный с точки зрения вложения средств ценовой уровень.
Всего за две сессии Sotheby’s продал произведений русского искусства на 10,2 миллиона фунтов: 6,9 миллиона — живопись и графика + 3,3 миллиона — предметы прикладного искусства. Безусловная неудача для аукционного гиганта, особенно на фоне ноябрьских торгов нелегкого 2009 года: даже тогда общий итог был больше — 12,2 миллиона фунтов. Причина столь низкого результата, возможно, кроется в структуре предложения аукционного дома: среднего качества работы по очень высоким ценам. Однако, и это подчеркнем, причин говорить о падении интереса к русскому арт-рынку нет.
Bonhams
Вот уж кого можно поздравить с отличным результатом! Надо сказать, что после слабого Sotheby’s многие участники арт-рынка предрекали Bonhams провал. Первыми неочевидность подобных прогнозов на себе прочувствовали те, кому еще до начала торгов пришлось искать себе место в проходах: свободных кресел в зале не было. Из 267 лотов было продано 198 (74 процента) на сумму 3,38 миллиона фунтов, что при не самой удачной подборке лотов является блестящим итогом. Конечно, финансовый результат мог быть еще лучше, если бы работа «Царь Соломон» кисти Святослава Рериха, украшавшая обложку каталога, нашла нового владельца, но эстимейт в 300–400 тысяч фунтов отпугнул потенциальных покупателей. Подобные работы должны стоить в диапазоне 250–350 тысяч фунтов.
Самым дорогим лотом, как и на Christies, стал предмет декоративно-прикладного искусства — мозаичный столик из Зимнего дворца, проданный за безумные 916 тысяч фунтов, почти с пятикратным превышением верхнего эстимейта (200 тысяч фунтов). Возможно, тут сыграли роль не только художественные достоинства самой вещи, но и доказательства провенанса, разысканные аукционным домом.
Об остальных значимых результатах на Bonhams можно прочитать здесь.
MacDougall’s
Последние по времени торги русской недели и парадоксальные результаты — словом, пикник на обочине. Как сказал известный участник арт-рынка о торгах MacDougall’s: «реальной статистики мы не узнаем никогда».
Справедливости ради, отметим, что подборка работ у MacDougall’s была действительно самая лучшая — правда, цены оказались слишком высоки. О результатах этого аукционного дома уже было много написано на форуме AI, однако мы не можем обойти вниманием самую громкую продажу всей русской недели — сделку с работой «Маленький ковбой» Николая Фешина, хотя ее обсудили уже везде, где только возможно, в мельчайших подробностях. Версий этого феномена существует несколько: активное продвижение художника, обман покупателя, отмывание денег, фиктивная продажа для того, чтобы MacDougall’s стал первым по общему итогу среди всех аукционных домов. В любом случае эта цифра абсурдна — и не потому, что эта работа была продана полгода назад за полмиллиона евро на американском William Doyle, не потому, что эта одна из посредственных работ хорошего художника, а по той причине, что никогда даже самые лучшие творения Фешина не будут столько стоить. Фешин — художник самобытный, узнаваемый, но не могут его вещи продаваться на уровне лучших работ импрессионистов, экспрессионистов или Пикассо. Продажа эта — вне всякой логики: если для активного продвижения, то зачем настолько повышать цену; если существует реальный покупатель, то неужели те, кто ему ее всучил, думают, что владелец быстро не поймет правду; если для повышения общего результата аукционного дома, то все участники арт-рынка прекрасно понимают, «за чей счет этот банкет». Эта история полна странностей и нестыковок: свидетели в зале говорят, что Екатерина Макдугалл, выступавшая представителем клиента по телефону, прибавляла по 500 тысяч фунтов (таких шагов при эстимейте 500–700 тысяч фунтов быть не может); в базе статистики продаж artnet.com сначала появился результат 956 тысяч фунтов (такие ресурсы иногда ошибаются, но не в 7 раз); после торгов стала ходить информация, что работа вообще не продана. В любом случае аукционный дом MacDougall’s добился своего: о нем все пишут и говорят. Возможно, ему стоит задуматься о том, что, купаясь в лучах славы, тем более такой, можно и утонуть.
Теперь о других «чудесных» продажах, которые к реальности не имеют никакого отношения. Например, маленький (49,5 х 31) рисунок Михаила Зичи продан за 162 тысячи фунтов при эстимейте 40–60 тысяч. Даже первоначальная оценка была крайне высокой, а о рациональности итогового результата вообще речи быть не может. Можно только предположить, что эта работа понравилась сразу двум очень-очень состоятельным людям, но продать ее за те же деньги победитель не сможет, скорее всего, никогда.
Еще менее объяснима цена рисунка Николая Дормидонтова «Зима в Юкки»: 74 тысячи фунтов при оценке в 20–30 тысяч. При этом на сайте аукционного дома гордо красуется надпись, что на этого художника установлен новый ценовой рекорд. До этого первое место в статистике продаж художника, по данным ARTinvestment.RU, занимало приличных размеров (100 х 140) масло «Последний снег», проданное в марте 2008 на аукционе «Совком» за 25 тысяч долларов. Приняв во внимание то, что на MacDougall’s продавалась графика, понимаем: итог абсурден.
Удивляет сумма в 29,5 тысячи фунтов за иллюстрацию к «Мастеру и Маргарите» Геннадия Калиновского. Он был прекрасным художником-иллюстратором, но сумма, превышающая результаты вещей Билибина, Экстер и Головина, находится вне рынка.
Проданная за 1,8 миллиона фунтов работа И. Шишкина «Вид острова Ваалам. Кукко» с точки зрения рыночной стоимости нареканий не вызывает, но она больше похожа на работу голландского или фламандского художника. В аннотации написано, что это произведение было сделано художником в возрасте 28 лет для Императорской Академии художеств и даже удостоено золотой медали, однако подобная вещь совершенно не характерна для творчества художника, известного своими русскими колоритными пейзажами. Итог: с инвестиционной точки зрения покупка этой работы вызывает серьезные сомнения.
Еще одна странная история связана с картиной Федора Бронникова «Брошенная. Ватикан и грех». Она поступила на торги с эстимейтом 190–250 тысяч фунтов, а была продана за немыслимые 421 тысячу фунтов. Кроме того, она появлялась на одном из немецких аукционов в июне этого года и ушла тогда за 100 тысяч евро. Подробно эта история также обсуждалась на форуме AI. Самой дорогой работой Бронникова до сего момента была картина «Итальянская сцена» с результатом 23 тысячи фунтов, поэтому полученный на MacDougall’s итог нельзя рассматривать в рамках статистики продаж произведений художника.
Всего, по данным самого аукционного дома, русские торги принесли MacDougall’s 16,1 миллиона фунтов, что позволило ему занять первое место по общему зачету на этой русской неделе. Правда, если за Фешина заплачено не будет, то MacDougall’s переместится на 3-е место. К сожалению, даже если это произойдет, мы, скорее всего, не узнаем.
Общая сумма продаж на всех аукционах составила 44,5 миллиона фунтов. Результаты можно назвать неоднозначными: произведения одних художников уходили сверх ожиданий, других — наоборот, незаслуженно оставались без внимания. Но главным итогом, думается, нужно считать отсутствие реальных сенсаций, поворотов рынка в определенную сторону, перехода работ конкретного художника на новый ценовой уровень и т. д. Все было довольно спокойно, и никаких новых тенденцией на рынке не появилось. Наибольшим спросом у покупателей продолжает пользоваться классическое искусство и театральная графика. Вне конкуренции остаются высококлассные произведения искусства, даже если они продаются выше рынка. Можно с уверенностью сказать, что русский арт-рынок продолжает стабильно развиваться и постепенно и уверенно возвращается к докризисным значениям.
Егор Молчанов, AI
Обзор публикаций ARTinvestment.RU о прогнозах, рисках и итогах «русской недели» здесь.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20101219__index.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20101219__index.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.