Инвестиции в антиквариат: перспективы рынка русского искусства
ARTinvestment.RU   12 октября 2008

Бум на рынке русского антиквариата продолжается. Вложения в антиквариат продолжают оставаться одной из самых плодотворных инвестиционных идей

Ударная пятилетка на рынке антиквариата

Первые свидетельства начала бума на рынке русского искусства относятся к 2003 году, когда на специализированных русских торгах Sotheby’s были зарегистрированы необычно высокие цены на шедевры национального искусства. На тот момент цены на антиквариат сложились просто рекордные. Но тогда даже самые прозорливые визионеры не могли предположить, каких уровней достигнут цены на русское искусство в течение последующих пяти лет «русского бума».

Простой пример: на торгах Sotheby’s 21 мая 2003 года работа амазонки авангарда Наталии Гончаровой «Купающиеся мальчики» (1911) была продана за фантастические на тот момент 464,8 тысячи фунтов (около 850 тысяч долларов). В 2006 году на Christie’s ее работа «Гребцы» (1912) была продана уже за 1,05 миллиона фунтов (2 миллиона долларов). В 2007 году состоялся новый ценовой прорыв: двухметровый холст «Испанские танцовщицы» (около 1918) был продан на Christie’s за 2,35 миллиона фунтов (4,6 миллиона долларов), а картина «Сбор яблок» — за 8,1 миллиона долларов в пересчете с фунтов. По состоянию на сегодняшний день аукционный рекорд для творчества Наталии Гончаровой составляет 10,9 миллиона долларов, вырученные на Christie’s 24 июля 2008 года за работу «Цветы».

Отметим, что во всех случаях речь идет о работах разных, но все же сопоставимого класса, относящихся к ценному периоду. И можно с высокой долей вероятности предполагать, что, появись сегодня на торгах снова те же «Купающиеся мальчики» из собрания Шаляпина (проданные в 2003 году), их цена составила бы не 850 тысяч долларов, а не менее 8 миллионов — то есть за пять лет выросла бы в десять раз. К слову, сегодня работа Наталии Гончаровой занимает 7 место в рейтинге самых дорогих произведений русских художников и является самым дорогим произведением в мире, принадлежащим кисти женщины-художницы.

Отметим, что пример Гончаровой показателен, но совсем не единичен. Речь идет о тенденции, если говорить о скорости ценового роста: сопоставимыми темпами дорожали произведения целого ряда художников русского зарубежья — Андрея Ланского, Давида Бурлюка, Владимира Баранова-Россине и др.

Среди направлений, наиболее перспективных для инвестирования на рынке антиквариата, можно выделить русское искусство первой трети ХХ века и его прямое продолжение — творчество художников «русского зарубежья», уехавших из России до и после революции. Плюс уже скоро, перейдя 50-летний рубеж, который служит границей отсечения антикварного периода, разряд антиквариата начнут пополнять произведения неофициального послевоенного искусства, то есть работы художников-шестидесятников (это направление тоже демонстрирует выдающийся потенциал роста цен).

Но оставим пока шестидесятников в стороне и вернемся к антиквариату, к которому относятся работы целой плеяды русских художников мирового значения и мировой же известности. Достаточно вспомнить Василия Кандинского, Хаима Сутина, Марка Шагала, Александра Яковлева. Все эти имена на слуху, и работы каждого можно относительно свободно купить на мировых аукционах, если инвестор располагает бюджетом в 4–10 миллионов долларов. (Тут нужно оговориться, что работы Александра Яковлева все еще можно еще купить за 100–200 тысяч долларов, да и ликвидная графика Шагала относится к относительно доступному ценовому диапазону.) Кроме того, стоит учитывать, что работы перечисленных художников не являются недооцененными и поэтому их цены растут привычными для мирового рынка темпами — 10–15 процентов в год (российского инвестора такими показателями очаровать трудно).

Бум же на антикварном рынке связан с такими именами, как Андрей Ланской или Давид Бурлюк, цены на хорошие работы которых за пять лет выросли в 5–7 раз.

В этом году специалисты обращают внимание на быстрый рост цен на творчество художников Эрте, Пожедаева и Александра Яковлева. Среди интересных событий последнего времени можно отметить два рекорда: Александр Яковлев занял 11 строчку в рейтинге самых дорогих работ в русском искусстве с полотном «Портрет Василия Шухаева в его студии» (1928 год, 2,5 миллиона фунтов, Christie’s 2007). Кроме того, в топ-12 вошел Владимир Баранов-Россине, занявший 10 строчку рейтинга с работой «Ритм (Адам и Ева)» 1910 года, которая в июне 2008 года была продана на Christie’s за 2,72 миллиона фунтов (5,4 миллиона долларов).


Проблемы антикварного рынка

Памятуя о соблазнительных рекордах, надо сказать, что инвесторам, выходящим на рынок антиквариата в наши дни, не стоит излишне сожалеть о том, что не успели к тем ценам середины 2000-х. Во многом им, наоборот, стоит позавидовать: они выходят на рынок куда более прозрачный и предсказуемый. Вообще отечественный рынок антикварного искусства за пять лет проделал огромный путь, стал безопаснее и в значительной степени преодолел «болезни роста», актуальность которых пусть не сошла на нет, но стала ниже.

Так, среди исторических проблем рынка антикварного искусства стоит отметить проблему подделок. Они есть и будут. «Фальшаки» покупают на аукционах (включая ведущие мировые площадки), производят (вспомним поддельного Шишкина, перелицованного из Маринуса Куккука), вводят в обращение, пользуясь неосведомленностью покупателей. Но сегодня на пути этой чумы встает множество барьеров: сформировался круг экспертов, заслуживших доверие профессионалов (например, эксперты МКААД — Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров СНГ и России), сформировался круг профессиональных участников рынка, в первую очередь галерей, обладающих высокой репутацией. Стали доступны специализированные интернет-ресурсы, адресованные инвесторам и содержащие информацию об инвестиционных рисках, связанных с конкретными антикварными работами. Все это в целом создает более безопасную среду на рынке антиквариата в первую очередь для начинающих инвесторов — на том уровне, которого и в помине не было еще пять лет назад. Проблема ввоза-вывоза и взимания высоких пошлин, которая в итоге больно била по карманам русских покупателей, тоже постепенно преодолевается: готовятся законопроекты и регламенты, существенно упрощающие эти процедуры. Бум на рынке русского искусства вызвал ряд новых, хотя и вполне прогнозируемых проблем, в частности дефицит шедевров, доступных на рынке, то есть работ самого высокого инвестиционного уровня. Такие работы «вымываются» в первую очередь, ведь они часто приобретаются не для перепродажи и надолго попадают в частные собрания. На такой дефицит рынок отвечает новыми инвестиционными идеями и новыми именами.


Перспективы антикварного рынка

Перспективы рынка искусства в России, в том числе антикварного, можно кратко охарактеризовать словом «рост»: рост качества рынка, рост качества контрагентов, рост возможностей и ценовой рост. «Бум», расширение числа покупателей и сопутствующее ему сокращение предложения шедевров на рынке искусства неизбежно вынудит рынок искать новые точки роста, новые инвестиционные идеи. Заметно, что в активный рыночный оборот вводятся новые имена. На антикварном рынке это Эрте, Маревна, Пожедаев — художники, давно представленные на аукционах, но в последнее время демонстрирующие какую-то особенно завидную ценовую динамику, сохраняя при этом относительно высокий уровень доступности. Так, графика Романа Тыртова (Эрте) просто на глазах выросла с 700 до 5 000 долларов. Живопись Марии Воробьевой-Стебельской продается в диапазоне 40–80 тысяч долларов. А ее же кубистическая графика стоит около 10 тысяч долларов. Кстати, антикварная графика сегодня вызывает повышенный интерес инвесторов: за небольшие по антикварным меркам деньги (до 10 тысяч долларов) можно покупать листы (обычно поздние работы) самых известных русских художников — Мстислава Добужинского, Константина Коровина, Александра Бенуа и ряда других.

Упоминавшийся рынок работ шестидесятников (который скоро тоже войдет в антикварную зону, как только пройдут положенные 50 лет) с инвестиционной точки зрения по-прежнему «клондайк». На нем есть целый ряд недооцененных художников, входящих в число первых имен, цены на работы которых обязательно будут демонстрировать значительный рост. Среди конкретных имен представителей «другого искусства», ценовой потенциал для произведений которых еще далек от реализации, стоит отметить Владимира Янкилевского, Евгения Рухина, Николая Вечтомова, Петра Беленка, Эрнста Неизвестного. Напомним, что даже работы Дмитрия Краснопевцева, которого многие знатоки считают художником номер один в русском неофициальном искусстве, находятся в диапазоне 200–400 тысяч долларов, что не соответствует значению этого художника в истории искусства — цены должны быть выше. Вообще же в течение ближайших двух лет специалисты предрекают для первых имен шестидесятников движение ценовых уровней работ из сегодняшнего диапазона 20–300 тысяч долларов в диапазон около одного миллиона долларов.

Последние два года обозначили еще одну тенденцию на рынке искусства. Все больше обеспеченных людей приобретают в инвестиционных и коллекционных целях произведения художников мирового значения — французских импрессионистов (Моне, Ренуар, Сислей, Мане, Дега и пр.), немецких и австрийских экспрессионистов (Пехштейн, Кирхнер, Шиле, Дикс и др.), в меньшей степени американских модернистов, а также произведения современных западных художников. С точки зрения эффективности инвестиций вложения в работы этих художников уступают инвестициям в произведения русского искусства. Если творения мировых первых имен ежегодно дорожают примерно на 10–15 процентов, то работы русских художников способны обеспечить 50–100 процентов годовых.

Александр Соловьев

Ссылки по теме:

Рекорды для русского искусства на Christie's 24 июня 2008 года
Топ-12 самых дорогих картин русских художников
Мировое искусство. Авторы десяти самых дорогих картин в мире
Угрозы для рынка русского искусства


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20081012_antiques.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20081012_antiques.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх