1892–1990
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Тыртов Роман Петрович
ВСЕ РАБОТЫ 3969
График, модельер, сценограф
Происходил из дворянской семьи, его отец был начальником Морского инженерного училища. Юность провел в Петербурге. В 1906 занимался рисованием под руководством И. Е. Репина.
В 1912 поселился в Париже, поступил в академию Р. Жюльена. Стал сотрудничать со знаменитым модельером П. Пуаре. Взял псевдоним Эрте, составленный из инициалов. Публиковал свои рисунки в петербургском журнале «Дамские моды» и парижском «Газет дю Бон Тон». Создал эскизы костюмов для спектакля «Минарет» с участием Маты Хари в театре «Ренессанс».
В начале Первой мировой войны переехал в Монте-Карло, затем — в США. Работал для ведущих модных салонов: «Генри Бендл», «Альтман», «Лихтенштейн». В 1915 заключил контракт с журналом Harper`s Bazaar, ставший началом длительного и необычайно плодотворного сотрудничества: в последующие десятилетия Эрте выполнил для журнала в общей сложности 250 обложек. Одновременно как дизайнер одежды сотрудничал с изданиями Vogue, Cosmopolitan, Woman`s Home Journal, The Sketch. Модели Эрте пользовались широкой и устойчивой популярностью. Свою концепцию моды он изложил в статье для 14-го издания энциклопедии «Британика» (1929).
Много занимался сценографией. В 1917–1930 создавал оформление для эстрадных номеров варьете «Фоли Бержер» и кабаре «Лидо» в Париже, в 1933–1952 — для варьете «Баль Табарэн», в 1950–1958 — для варьете «Ла Нувель Ив» в Париже. Создавал также эскизы костюмов и декорации для постановок бродвейских мюзик-холлов «Зигфрид Фолиз», «Винтергарден», «Френч Казино». В 1925 заключил контракт с голливудской кинофирмой «Метро Голдвин Майер», выступил художником ряда фильмов, в том числе «Бен Гур» и «Богема».
Сотрудничал также с антрепризами классического типа. В 1920-е оформил ряд балетных номеров Анны Павловой, несколько постановок Чикагской оперы (в том числе «Риголетто» Д. Верди и «Манон» Ж. Массне), Метрополитен-опера в Нью-Йорке («Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси), Парижской оперы («Травиата» Д. Верди). В 1970-е оформлял в Париже постановки Р. Пети с участием Рене Жанмер (Зизи).
В поздний период творчества, наряду с рисунком, увлекся скульптурой и литографией.
В 1920-е выставлял свои работы в Нью-Йорке (1925, галерея «Мэдисон»; 1929, галерея В. Кокса), Париже (1926, галерея «Шарпантье»), Брюсселе (1927, галерея «Студио»).
В 1967 ретроспективные выставки Эрте были организованы в Лондоне (галерея «Гросвенор») и Нью-Йорке (музей Метрополитен). В 1969–1973 персональные выставки художника прошли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Мехико, Парме, Милане, Риме, Палермо.
Эрте — один из ведущих представителей ар-деко. Его работы находятся во многих музейных и частных собраниях, в частности в музее Метрополитен в Нью-Йорке, Музее Виктории и Альберта в Лондоне и других. В коллекциях российских музеев творчество художника почти не представлено.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе