Художник недели: Эрте
8 июня 2013 года аукционный дом Bailly-Pommery & Voutier (Париж) проводит 1-й аукцион работ из собрания Элен Мартини, включающего около 1000 рисунков Эрте (1892–1990)
8 июня 2013 года аукционный дом Bailly-Pommery & Voutier (Париж) проводит 1-й аукцион работ из собрания Элен Мартини, включающего около 1000 рисунков Эрте (1892–1990). На предстоящем аукционе будет представлено около 300 рисунков этого удивительного художника, называемого не больше не меньше как отцом ар-деко, хорошо известного на Западе и, к сожалению, практически забытого у нас (рисунки Эрте в каталоге аукциона см. здесь).
Эрте, а на самом деле — Роман Петрович Тыртов (псевдоним, позже ставший известным всему миру, сложился из транскрипции первых букв имени и фамилии: «эр» и «тэ») родился 23 ноября 1892 года в Санкт-Петербурге в семье начальника Морского инженерного училища, генерал-лейтенанта флота Петра Ивановича Тыртова, потомка старинного русского рода, известного в истории России с XVI века.
Росший в атмосфере высшего русского аристократического общества, мальчик рано почувствовал очарование светского блеска, интуитивно тянулся к красивому, интересовался искусством. Известно, что он рисовал вечерние наряды уже в шестилетнем возрасте и, по воспоминаниям, на него сильнейшее впечатление произвела персидская миниатюра, обнаруженная в библиотеке отца: четкие, декоративные линии и яркие цвета орнаментов и узоров потрясли юного художника.
Систематического художественного образования он не получил, но всегда интересовался искусством. Известно, что в 1906 году 14-летний Роман Тыртов брал уроки у И. Е. Репина в Академии изящных искусств Санкт-Петербурга, попутно обучаясь танцу у дочери Мориса Петипа. Позже ему пришлось выбирать между танцем и рисованием: Я пришел к выводу, что могу жить без танцев, но не могу отказаться от своей страсти к живописи и рисунку.
В 1907 году он приехал в Париж, и нельзя сказать, чтобы год, который он там прожил, прошел для него впустую: Я не открыл для себя Бердсли, пока не прожил в Париже целый год.
Уже в 1910 году он вернулся в Париж, чтобы начать карьеру дизайнера — хотя и против воли семьи, которая желала для него традиционной стези военного. Обосноваться в Париже ему позволила должность корреспондента петербургского журнала «Дамские моды».
В неполные 20 лет, в 1912 году Эрте начинает сотрудничество с модельером Полем Пуаре (1879–1944). В истории моды имя Пуаре связано с созданием молодежного стиля. В 1890–1910 годах он пропагандировал возвращение к античной моде, ввел моду на кимоно в Европе, а также предложил рубашечный покрой женского платья без корсета. В свободных, струящихся линиях моделей Пуаре Эрте увидел идеальное воплощение своих эстетических устремлений. Творческий дует с Пуаре приносит молодому начинающему художнику оглушительную известность. Его клиентками становятся известнейшие женщины того времени, уже в 1913 году он создает костюм для самой Маты Хари. Параллельно с работой в 1914 году художник учится в Академии Р. Жюльена в Париже, частной академии художеств, прославившейся в истории искусства тем, что именно ее выпускники основали известную группу «Наби».
В 1915–1916 годах он начинает сотрудничать с модными журналами: делает наброски для Harper’s Bazaar (за 22 года, до 1937-го, было создано около 250 обложек), а также рисунки для Vogue, Cosmopolitan, The Sketch и других иллюстрированных журналов США, Англии и Франции. В 1921 году художник представляет миру моды революционную модель платья с ассиметричным декольте, также ему приписывают изобретение моделей одежды, одинаковой для мужчин и женщин, так называемый стиль «унисекс».
Впоследствии стиль его работ, в котором сочеталось влияние сильнейших тогда художественных течений от модерна до кубизма, получит название ар-деко (сам термин «ар-деко» вывел в 1925 году французский архитектор Ле Корбюзье, соединив в своей статье для журнала «Новый дух» (L’Esprite Nouveau) слова «декоративное искусство» (Arts Décoratifs) в одно слово, которое и стало названием стиля). Сам Эрте даже утверждал, что ар-деко, конечно, это повлиявшие друг на друга кубизм и ар-нуво.
Эрте считал, что долг каждого человека — сделать себя как можно более привлекательным. Он говорил, что хотя не многие из нас рождаются красивыми, но одежда может превратить человека в воплощение красоты или уродства. Эскизы костюмов Эрте создавал почти всю жизнь, не ограничивая себя рамками женских модных изданий и нарядов. С самой ранней юности его интересовал танец, театр, движение. Работа над сценическими костюмами в карьере Эрте началась чуть ли не раньше сотрудничества с модными журналами. Его костюмы носили Анна Павлова и Сара Бернар. Он работал для «Русских сезонов» Дягилева. 1920–30-е годы Эрте заполнены движением: он воплощает свои идеи в эскизах для балетных трупп, варьете, мюзик-холла и кино. Именно на этот период приходится пик популярности художника.
В период между двумя мировыми войнами он также работает над костюмами и декорациями для оперы, драматического театра и балета в Париже, Монте-Карло, Нью-Йорке и Чикаго. Он безмерно популярен во всех мюзик-холлах Европы — работает над костюмами для «Фоли-Бержер», для шоу в «Казино де Пари» и лондонского «Палладиума». Для голливудской студии «Метро Голдвин Майер» в 1925 он делает костюмы к фильмам «Бен Гур» и «Богема».
Его фирменный стиль становится известным и популярным во всем мире. На его утонченные, замкнутые силуэты, на изящные, летящие формы его моделей мир моды, светской роскоши и гламура последующих десятилетий будет равняться и в них черпать идеи. Его работы декоративны, линии отточены и прозрачны настолько, что в своей орнаментальности приближаются скорее к декоративно-прикладному искусству, чем к чистой графике.
Эрте любил графику более всех других техник, абсолютно большая часть его работ — гуаши, иногда акварели, на бумаге. Вместе с тем он был известен и своей способностью к экспериментам в новых направлениях. Вспоминают, что он пробовал себя в работе маслом, хотя, конечно, предпочитал темперу на бумаге, временами занимался дизайном ювелирных изделий, ламп, мебели или даже интерьеров.
И только в 75 летнем возрасте Эрте всерьез решил попробовать себя в новой технике и выпустил серию литографий и шелкографий. Во вступлении к книге «Эрте в 95», изданной к юбилею художника, он объяснил свое новое увлечение так: Было отмечено, что такая графика позволит прикоснуться к моим работам гораздо большей аудитории, чем на выставках. Ушли в прошлое постановки кабаре и мюзик-холлов, утрачено множество эскизов костюмов, и сегодня широкой публике Эрте известен именно благодаря сериям своих литографий: «Драгоценные камни», «Знаки зодиака», «Семь смертных грехов» и, конечно, «Алфавит».
А когда ему было 82, он решил вплотную заняться скульптурой и производством ювелирных изделий и даже игральных карт и предметов интерьера по мотивам своих ранних рисунков в стиле ар-деко.
Умер Эрте в Париже в возрасте 97 лет 21 апреля 1990 года, до конца оставаясь верным себе: дизайн своего гроба, а также пригласительных билетов на свои похороны он разработал сам, в любимом стиле ар-деко.
Несмотря на то, что пик его известности пришелся на период между двумя войнами, Эрте пережил еще несколько волн популярности в своей долгой жизни. Одной из важных вех в его карьере стал 1965 год, когда он познакомился с коллекционерами Эриком и Саломеей Эсторик, основателями всемирно известного агентства Seven Arts. Этому агентству принадлежали эксклюзивные права на работы Эрте до самой смерти художника, и оно организовало грандиозные выставки, поднявшие на новый уровень интерес к его творчеству. Первая из них состоялась в 1967 году в музее Метрополитан. Ав 1969–1973 персональные выставки художника прошли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Мехико, Парме, Милане, Риме, Палермо. И до самого конца жизни художник в деньгах не нуждался, продавая в год своих работ не на одну сотню тысяч долларов.
Работы Эрте хранятся в крупнейших музеях мира. В большом количестве присутствуют они и на международном арт рынке: в базе ARTinvestment.RU есть записи почти о 1800 его работах, среди них графика (ее, к слову, абсолютное большинство — более 1200), скульптура, эстампы, живопись, коллаж, керамика и украшения.
Более того, работы Эрте все еще и относительно доступны. На аукционах его рисунки уходят в среднем в пределах от нескольких сотен до 3-4 тысяч евро. Наивысшую на сегодняшний день цену — 21 600 фунтов — заплатили за рисунок «Принцесса Будур-аль-Будур» (1928) для журнала «Аладдин» на торгах аукционного дома Sotheby’s 11 ноября 1996 года. Но на мировом арт-рынке Эрте начали продвигать не очень давно — в начале 2000-х, и процесс идет ударными темпами: условно, 100 долларов, вложенные в его работы в начале 2010 года, к настоящему времени превратились в 142 доллара.
Основные пики роста цен на работы Эрте пришлись на 2005, 2008 и 2011 годы, невзирая на кризисы и замедления рынка. Растет цена на его графические работы и сегодня.
На грядущем аукционе в Париже будут представлены работы 1940–50 годов, самое интересное организаторы оставили напоследок, и может статься, работы Эрте уже этой осенью преподнесут нам рекордные сюрпризы и побьют наконец ценовой рекорд-долгожитель.
Источники: erte.ru, americanfineartgallery.com, helium.com, britannica.com, nytimes.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130606_erte.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130606_erte.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.