Первый аукцион рисунков Эрте из частного собрания
ARTinvestment.RU   15 мая 2013

8 июня в Париже состоится 1-й аукцион рисунков Эрте из собрания Элен Мартини

8 июня 2013 года аукционный дом Bailly-Pommery & Voutier (Париж) проводит 1-й аукцион работ из собрания Элен Мартини, включающего около 1000 рисунков Эрте (1892–1990).

Собрание будет распродано на трех аукционных сессиях. В нем представлены произведения, которые Эрте лично подарил Элен Мартини. Некоторые из них — плод совместной деятельности в рамках работы над спектаклями в кабаре Folies Pigalle и Bouffes Parisiens.

На предстоящем аукционе будет представлено около 300 рисунков с эстимейтами до 1000 евро. Они отображают весь поэтический мир Эрте — «сказочного творца форм и законодателя мод» — и иллюстрируют целый ряд его театральных работ.

Онлайн-каталог работ Эрте на аукционе 8 июня 2013 года.

Эрте нарисовал целую эпоху

Эрте — разносторонний художник, которого историки искусства отказываются помещать в рамки определенного жанра. Его стиль узнаваем с первого взгляда. Эрте был модельером (сотрудничал с Полем Пуаре), создателем костюмов для спектаклей (Folies Bergère, Lido, Folies-Pigalle, Moulin Rouge), для оперы и балета (Оперные театры Парижа и Чикаго в сотрудничестве с Роланом Пети и Зизи Жанмер), иллюстратором (обложки журнала Harper’s Bazaar), творцом аксессуаров, украшений, предметов искусства, мебели и интерьеров.

Эрте (Роман Петрович Тыртов, 1892–1990) родился в Санкт-Петербурге и принадлежал к старинному, известному с 1543 года, роду. В России Тыртов брал уроки танца у дочери Мориса Петипа, обучался живописи у Ильи Репина. В 1912 году он приехал в Париж. Здесь он взял псевдоним Эрте, состоящий из двух заглавных букв его имени и фамилии: «Р» и «Т». В 20 лет он уже работал у знаменитого кутюрье Поля Пуаре и придумал новый женский силуэт — прямой и струящийся, с талией слегка обозначенной под грудью и свободным от корсета телом.

Уже в 1915 году Эрте заключил свой первый крупный контракт с журналом Harper’s Bazaar, библией модниц «золотых двадцатых», символом которых художник сам и был. Этот контракт продлился двадцать два года. Эрте также сотрудничал с журналом VOGUE и сделал блестящую карьеру в качестве создателя костюмов и театральных декораций.

Начиная с 1919 года Эрте приходили многочисленные предложения из Голливуда, где его считали символом тонкого французского вкуса, роскоши и шика. В 1925 году он подписал контракт с Metro-Goldwyn-Mayer. Вокруг Эрте царила атмосфера праздника, пресса захлебывалась от восторга — в Голливуде он настоящая звезда.

Эрте прославился своими элегантными модными эскизами, изображающими утонченных и рафинированных женщин, где яркие цвета и геометрические формы силуэта указывают на влияние ар-деко. Он был близок кругу «Русского балета». Вместе с Дягилевым он пропагандировал балет как симбиоз искусств. Именно любовь к танцу заставляла его отображать движение почти во всех своих композициях.

Элен Мартини — женщина увлеченная, увлекательная, уникальная

Элен Мартини (в девичестве де Крессак) родилась в городе Гродно, на тот момент находившемся на территории Польши. Ее отец был французом, а мать имела русские корни. Элен была арестована русскими, потом отправлена немцами в лагерь в Кенигсберге (в настоящее время Калининграде), где провела 3 года. Элен рассказала о том, что, когда она скрывалась в Кенигсберге, советский военачальник, мертвецки пьяный, заметил ее и решил застрелить.

«Пуля не попала в меня, потому что я упала. Я закричала “Господи!” с украинским акцентом. Начальник насторожился. Тогда я прочла ему отрывок из Гоголя о Малороссии. Тут он захотел на мне жениться. Он запер меня и велел его ждать. Но я сбежала. 7 апреля 1945 года я заново родилась на свет».

Во времена Освобождения, не имея ни семьи, ни работы, она приехала в Париж. Сначала она была простой рабочей, потом рисовальщицей и наконец сумела поступить в Folies Bergère. С этого момента ей начала улыбаться удача: она выиграла 3 миллиона франков в национальной лотерее и познакомилась с Нахатом Мартини. Нахат родился в Сирии в 1910 году, был адвокатом, профессором права и секретным агентом и был вынужден бежать во Францию в 1947 году. Нахат Мартини владел несколькими кабаре на Пигаль. Элен Мартини занималась костюмами и хореографией с присущим ей художественным чутьем. Вдвоем они превратили королевство в империю. «Месье Мартини», как она называла его на людях, скончался в 1960 году и навсегда остался мужчиной ее жизни.

К 35 годам Элен Мартини в десять раз умножила полученное наследство. В 1967 году ее власть распространялась на квартал Пигаль (le Pigall's, les Folies Pigalle, le Sphynx и le Narcisse, le fifty-fifty) и за его пределы (театры «Комеди-де-Пари», «Буфф-Паризьен» и кабаре «Орлёнок», Schéhérazade, le Raspoutine, le Palladium и le Bataclan в Женеве). В 1974 году она купила Folies Bergère. Элен без колебаний вносит необходимую долю модернизма в свои декорации и программу, оставаясь внимательной к каждой детали и сохраняя верность традициям. Она создает спектакли Folie je t'adore, Folies de Paris и Folies en folie. В сентябре 2011 года Элен Мартини продает Folies Bergère, а в июне 2012 года выставляет на аукционные торги костюмы Folies Bergère.

Эрте и Элен Мартини: 40 лет дружбы

Элен Мартини встретила Эрте в 1954 году. Имея русские корни и говоря по-русски, она обрела в Эрте свою славянскую половинку. Эрте, сделавший блестящую карьеру в США и создавший в «золотые двадцатые» женщину-лиану, раскованную, гибкую и воздушную, участвовал в разработке костюмов и декораций для спектаклей г-жи Мартини. Он также работал над интерьером ее квартир, придумывал для нее украшения. Однажды ночью они решили создать русское кабаре «для приятного чаепития». Так родился легендарный «Распутин», где завсегдатаями были знаменитости. Дружба Элен Мартини и Эрте продлилась до самой смерти художника в 1990 году.

В июне прошлого года на аукционе Folies Bergère произведения Эрте вошли в число предметов, достигших наиболее высоких цен: занавес для сцены, украшенный красными блестками, был продан за 23 125 евро. Оригинал эскиза занавеса включен в аукцион 8 июня. Оживленная борьба между известными представителями мира моды подняла цену на серию шелкографии Эрте «Алфавит» до 25 000 евро; серия «Цифры» ушла за 11 250 евро, а «Знаки Зодиака» были проданы за 6 875 евро.

Аукционный дом Bailly-Pommery & Voutier
10, rue de la Grange Batelière 75009 Paris
Tél: +33 (0)1 47 70 41 41 — [email protected] / www.bpv.fr
Commissaires-priseurs: François Wedrychowski (Франсуа Ведричовски) и Florent Magnin (Флоран Маньен)

Торги доступны в Интернете через drouotlive.com.

Источник: пресс-релиз аукционного дома Bailly-Pommery & Voutier


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20130514_ERTE.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20130514_ERTE.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх