1893–1943
Живописец, график
Родился в семье портного, был десятым из одиннадцати детей в семье. В 1914 бежал из дома в Минск, где получил первые уроки рисования у малоизвестного художника Х. Крюгера. В 1910–1913 жил в Вильно. Работал ретушером у фотографа. Посещал художественную школу, где учился у И. Трутнева. В 1913 уехал в Париж, где поселился в мастерской своего земляка О. Мещанинова в "Улье" на Монпарнасе. Поступил в Школу изящных искусств, в класс Ф. Кормона. Вскоре познакомился с М. Шагалом, Ж. Липшицем, О. Цадкиным, Ф. Леже, Д. Риверой. В 1914 (в некоторых источниках — в 1915) познакомился с Модильяни, ставшим его близким другом.
В 1918 Модильяни познакомил Сутина с поэтом и коллекционером Л. Зборовским, который снабдил художника средствами для поездки на курорт Керре близ Ниццы. Сутин прожил там до 1922.
Экспонировался крайне редко. В 1920–1921 принимал участие в выставках «47 с Парнаса», «Сотня с Парнаса», а также в выставке русских художников «Удар». В 1923 продал около 200 своих картин, большую часть из них приобрел коллекционер из Филадельфии А. Барнс. С этого момента стал знаменит и материально обеспечен. В 1927 парижская галерея «Бинг» устроила первую персональную выставку Сутина. Позднее были устроены выставки в Арт-клубе Чикаго (1935), галере «Валентин» в Нью-Йорке (1936 и 1938), галерее «Лейцестер» в Лондоне (1937), галерее «Филипс» в Вашингтоне (1943).
С 1929 жил в Леве, близ Шартра, у своих друзей, супругов Кастен. В начале Второй Мировой войны поселился в департаменте Турень, несмотря на ряд предложений переехать в США. Во время немецкой оккупации Парижа переезжал с места на место, пока с помощью друзей не обосновался в Шампиньи, близ Шинона. Умер в августе 1943 от язвы желудка.
Мемориальные выставки были устроены во многих европейских и американских городах, в том числе в парижских галереях «Де Франс» (1945) и «Шерпантье» (1959). В 1958–1960 в Нью-Йорке, Манчестере, Лондоне была организована выставка «Сутин и его круг».
Сутин был одним из создателей французского экспрессионизма и одним из самых заметных представителей так называемой Парижской школы. В его ранних работах заметно влияние П. Сезанна. Однако уже в конце 1910-х — начале 1920-х сложился индивидуальный творческий почерк Сутина, который в дальнейшем не претерпевал существенных изменений: он писал свои картины извивающимися пастозными мазками, нередко варьируя одни и те же мотивы. Менялась лишь палитра художника. Если в 1920-х годах его произведения построены на сочетании зеленого, желтого, красного, коричневого, фиолетового, то в конце 1920-х пятна укрупняются, а палитра становится более аскетичной и контрастной: в ней доминирует кроваво-красный, в сочетании с ярко-синим и фиолетовым. В конце 1930-х ведущим становится зеленый, в который вкраплены все остальные цвета, акцентированные резкими ударами белил.
Сутин никогда не отказывался от работы с натуры, находя свои сюжеты в окружающей жизни. Излюбленными жанрами художника были пейзаж, портрет и натюрморт, причем в портрете Сутин всегда находился под заметным влиянием Модильяни. Он нередко выбирал схожий ракурс (поколенное или погрудное изображение анфас, несколько приближенное к первому плану), включал в композицию минимальное количество деталей, строил портреты на ярких цветовых контрастах.
Произведения Сутина довольно редки, так как художник, подверженный тяжелым депрессиям, сам нередко уничтожал свои картины, не будучи удовлетворенным результатом работы.
Работы находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Музее Метрополитен и Музее современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, галерее Тейт в Лондоне и многих других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе