Открыты 338-е торги AI Аукциона и 24-й кураторский аукцион «XXI век. Современное российское искусство»
В сводном каталоге — 32 лота: 16 живописных работ, 4 листа оригинальной и 2 (одним лотом) — печатной графики, 5 работ в смешанной технике, 1 скульптура, 1 работа, выполненная цифровой печатью, 2 керамические композиции, 2 объекта
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
Каталог AI Аукциона № 338 и 24-го кураторского аукциона «XXI век. Современное российское искусство».
Лоты 338-го AI Аукциона представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.
Лоты 24-го кураторского аукциона «XXI век. Современное российское искусство» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.
Уважаемые участники и зрители аукциона AI! Ни один монитор и никакой современный гаджет никогда аутентично не передаст произведения искусства! Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).
ЯКУНЧИКОВА Мария Васильевна (1870–1902)
Калитка в Мёдоне. 1895
В 1895 году написан один из топ-лотов нашего сегодняшнего аукциона — небольшой холст «Калитка в Мёдоне» Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер. «Не будет преувеличением сказать, что М. Якунчикова явилась первым русским художником своего поколения, органично вписавшимся в европейский контекст, перекинувшим мостик от подмосковного Введенского до Версаля, виды которого она начала писать раньше петербуржца А. Н. Бенуа», — писал о ней знаток Русского Зарубежья Александр Тихонов (ng.ru). С 15 лет она стала вольнослушательницей МУЖВЗ, где училась у Е. С. Сорокина, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова, В. Д. Поленова. Сестра Якунчиковой Наталья вышла замуж за В. Д. Поленова, и семья Поленовых, ее окружение, дружба с Еленой Дмитриевной Поленовой стали для Марии Васильевны настоящей школой искусства и народного творчества, которым она всерьез увлеклась. Якунчикова занималась вышивкой, деревянной игрушкой, гобеленами, аппликацией, майоликой, выжиганием по дереву. «Она была характерно русской женщиной с типично русским дарованием, а жить большую часть жизни принуждена была за границей... В Париже она работала над видами Троице-Сергиевой лавры!» — писал о Якунчиковой С. П. Дягилев в некрологе, опубликованном в 1902 году в журнале «Мир искусства».
С 1889 года из-за слабого здоровья она почти постоянно жила в Париже, училась, много работала, выставлялась. Серебряной медали было удостоено огромное (3 × 3,6 м) панно Якунчиковой «Девочка и леший», выполненное в технике вышивки и аппликации и экспонированное в Кустарном отделе русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. «Творчество Якунчиковой-Вебер не только предвосхитило развитие стиля модерн в лице петербургского “Мира искусства” и символизма московской, с глубинным саратовским акцентом, “Голубой розы”, но и положило начало новаторской, на европейском уровне, живописи наших “амазонок” — художниц русского авангарда» (ng.ru).
ЭРЬЗЯ Степан Дмитриевич (1876–1959)
Женская голова
Еще один топ-лот каталога — скульптура «Женская голова» Степана Дмитриевича Эрьзи, созданная, вероятно, в 1927–1950 годах, когда художник жил в Аргентине: на это указывает этикетка Galería Arroyo (Буэнос-Айрес). Эрьзю — поразительно талантливого скульптора — уже при жизни называли «русским Роденом».
Родился он в 1876 году в поволжской деревне, в семье потомственных бурлаков, работал в иконописной мастерской, учился живописи, скульптуре и медицине в Москве, жил и работал в Италии и Франции, приобрел известность, выполнял крупные заказы, экспонировался, из-за мошенника агента потерял виллу, мастерскую и 120 работ, в 1914 вернулся в Россию, в 1916-м призван на фронт, был санитаром, по возвращении жил в Москве, Екатеринбурге, Новороссийске, Геленджике, Батуми, Баку, вернулся в Москву; объем сделанного за эти несколько лет — и в творчестве, и в преподавании, и в общественной жизни — поражает… Отправившись в командировку во Францию в 1926-м, остался в Париже. После персональных выставок в галерее «Шарпантье» и во Дворце изящных искусств, заслуживших восторженные отзывы в прессе, вновь получил признание. В 1927 принял предложение устроить выставку в Монтевидео, отправился в Латинскую Америку. Однако, не получив уругвайской визы, осел в Аргентине. Быстро приобрел известность, одним из первых его заказчиков стал президент Аргентины. Много работал и экспонировался, о его творчестве было написано несколько монографий. В 1947 написал И. В. Сталину письмо с просьбой разрешить ему вернуться в Советский Союз и, получив разрешение, в 1950 приехал в Москву. В 1950 создал портрет Сталина. В 1954 в залах МССХ прошла персональная выставка мастера. В 1955 награжден орденом Трудового Красного Знамени.
С деревом Эрьзя начал работать в середине 1920-х в Баку. В Аргентине для своей работы использовал преимущественно чрезвычайно твердые сорта тропических деревьев — квебрахо (квебрачо) и альгарробо, которые обрабатывал при помощи специально изобретенной им пневматической машины. Возможно, из этих же пород создана и наша скульптура.
Работы в следующем разделе — творчества советских художников — объединяет только период создания. Каждый из этих авторов шел своим собственным путем.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Константин Иванович (1906–1997)
Крестьянин. 1930-е
«Самый интересный и богатый слой, которым питаешься всю жизнь, оказался периодом, связанным с нашей молодой надеждой. …Когда рядом был Казимир», — писал Константин Иванович Рождественский, автор композиции «Крестьянин» (1930-е). Работа входит в «Крестьянский цикл» — серию, вдохновленную образами постсупрематического «Крестьянского цикла» Малевича. В этом цикле Рождественского выделяют несколько отдельных тематических разделов — фигуры крестьянок, рыжебородых мужиков, семьи в поле, снопы и т.д. Исследователи творчества художника называют время создания этого цикла «порой высших достижений Рождественского в живописи». Зачастую он использует сюжет, композиционное или пластическое решение, увиденное у Малевича, однако переосмысливает его, наделяя свои вещи особым чувством, колоритом и атмосферой, почерпнутой им из собственных впечатлений. «Это и грандиозные светоносные сибирские закаты; это и рыжие сибирские мужики-крестьяне… это и золотые купола церквей на фоне густых сибирских лесов», — описывал истоки своего вдохновения художник. О Рождественском читайте в статье рубрики «Художник недели».
ПРОШКИН Виктор Николаевич (1906–1983)
Мужской портрет. 1939
Автор «Мужского портрета» (1939) Виктор Николаевич Прошкин учился в петроградских (ленинградских) ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (1924–1930) у К. С. Петрова-Водкина и А. Е. Карева. Писал преимущественно пейзажи, и его называют представителем ленинградской пейзажной школы. Однако его творчество не ограничивается пейзажами не родного, но с юности и до конца дней любимого города: он писал натюрморты, разнообразные многофигурные жанровые композиции, работал как художник книги и, конечно, писал портреты, которые в его творческом наследии составляют заметную часть. Наш портрет молодого человека создан за два года до войны, лицо с крупными чертами отражает твердый характер модели в сочетании с очевидным романтизмом ее. Художник, как во многих своих портретах, использует ровный, лишенный деталей фон, сосредоточивая все внимание зрителя на образе задумчивого и спокойного юноши.
ШЕСТОПАЛОВ Николай Иванович (1875–1954)
Пушкин и Мицкевич. Набережная Невы. 1946
Композиция «Пушкин и Мицкевич. Набережная Невы» (1946) Николая Ивановича Шестопалова продолжает наш рассказ. «Николай Шестопалов получил известность и признание в 1900–1920-е годы, — читаем мы в пресс-релизе персональной выставки художника, организованной в ГРМ в 2016 году. — В дореволюционное время принимал участие в выставках объединения “Мир искусства” и активно работал в сфере сатирической графики. После революции, в 1920-е годы он обращался к историко-революционному жанру и экспонировал свои работы на всех выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР) с момента ее основания.
Официальное искусствознание строго определило Николаю Шестопалову место в истории советского искусства, назвав его признанным иллюстратором, автором эскизов к советским довоенным открыткам, воспевающим героический труд. Историки искусства словно забыли об обучении художника в Мюнхене, о его участии в выставках “Мира искусства”, в художественной жизни России второго десятилетия XX века» (artinvestment.ru). Наша работа, очевидно, принадлежит к целой серии живописных и графических работ, посвященных жизни и творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, появившейся в творчестве художника в 1940–50-е годы, как отмечает эксперт. Шестопалов «прошел долгий творческий путь от академического искусства, символизма к созданию картин на темы русского революционного движения и современной истории. И был незаслуженно забыт, как и многие художники, которые по тем или иным причинам не стали флагманами советского искусства, но оставались верны изобразительным идеалам прошлого» (artinvestment.ru). И именно эту верность изобразительным и культурным идеалам прошлого отражает написанная в послевоенном Ленинграде картина «Пушкин и Мицкевич. Набережная Невы».
ФАЛЬК Роберт Рафаилович (1886–1958)
Автопортрет
Не датирован карандашный «Автопортрет» Роберта Рафаиловича Фалька. По биографии Фалька (1886–1958) можно расставлять вехи истории русского искусства ХХ века. Начинал в студиях Юона и Машкова. В 1910-х — один из основателей «Бубнового валета» и действительный член «Мира искусства». В 1920-х — преподаватель ВХУТЕМАСа. В 1930-х — «русский парижанин». В 1940-х — неблагонадежный «формалист». А после войны — один из легендарных «трех Ф» (Фальк, Фонвизин, Фаворский) — авторитет для формирующегося молодого поколения нонконформистов, тихий идеолог послевоенного неофициального искусства. О художнике читайте на AI: «Художник недели: Роберт Фальк».
РАТНЕР Владислав Исаакович (1926–2002)
Городской пейзаж. 1980 (?)
Завершает раздел «Городской пейзаж» Владислава Исааковича Ратнера, написанный, предположительно, в 1980 году — красивая работа в узнаваемой авторской манере, со сдержанным, по-ратнеровски чистым колоритом и композицией.
Следующий раздел каталога — произведения шестидесятников.
ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986)
Пейзаж с деревьями и цветами. 1958
Открывает его ранний, 1958 года «Пейзаж с деревьями и цветами» Анатолия Тимофеевича Зверева. Высококачественных произведений Зверева 1950-х годов сохранилось немного, точнее очень мало, большая их часть была вывезена из СССР.
ШПИНДЛЕР Марлен Павлович (1931–2003)
Портрет старой женщины. 1968
В 1968 году, в один из тяжелых периодов в жизни художника, создан почти фигуративный «Портрет старой женщины» Марлена Павловича Шпиндлера. Об авторе читайте на AI: «Художник недели: Марлен Шпиндлер».
ЯНКИЛЕВСКИЙ Владимир Борисович (1938–2018)
Лист из серии «Торс». 1981
К большой графической серии «Торс» принадлежит рисунок, выполненный в 1981 году Владимиром Борисовичем Янкилевским.
КУПЕР Юрий Леонидович (1940)
Тюльпан
Не датирован большой холст в смешанной авторской технике «Тюльпан» Юрия Леонидовича Купера. Художник написал большую серию таких своеобразных цветочных «портретов». И нередко в качестве «модели» использовал именно цветок тюльпана — в разных положениях, в разном колорите. Наш нежный белый тюльпан благородно и изящно проступает из серебристо-серого фона.
ВЕЧТОМОВ Николай Евгеньевич (1923–2007)
Ночные полёты. 1992
Завершает раздел произведений шестидесятников яркий розово-черный лист в смешанной технике «Ночные полёты» (1992) Николая Евгеньевича Вечтомова. Критик и искусствовед Сергей Кусков писал о смысле и значении чувства полета в творчестве Вечтомова: «…ПРОСТРАНСТВО как таковое является во всех работах художника доминирующим фактором и смыслообразующим началом. Оно даже обретает тут качества и свойства энергонасыщенной жизненной среды, активной почти как живое существо. Пространство перекрывает или перевешивает в своей значимости все возможные частные существа, вообще все феномены и формы, в его пределах возникающие. Вместе с тем даже ПРОСТРАНСТВО также в некоторых аспектах подлежит своему преодолению. Так, преодоление трехмерно-измеримого, эмпирического наличного пространства происходит через воплощаемое здесь и образно и чисто платонически чувство полета, преодоление земного духа тяжести или ему соответствующей гравитации, преодоление того гнета расстояний или чисто количественной протяженности, которая как раз представляется не духовной, а наиболее материально связанной формой бытия пространства. Этой голой механической протяженности пространства, как и плену земного тяготения, противостоят стремительно влекущие взгляд вглубь пространства притяжения не земли уже, а далей, глубин, высей, с их пронизывающим и всепроникающим, зовущим к полету свечением. Данному преодолению гнета трех измерений, веса и тяжести способствуют также столь частые здесь мотивы самых разных парящих, как бы невесомых объектов, независимо от их предметного содержания, но так или иначе несущих в себе чувство полета» (art-critic-kuskov.com).
БРУСКИН Гриша (Григорий Давидович, 1945)
Без названия (Черный силуэт со стрелками). 1993
К следующему поколению художников другого искусства принадлежит Гриша Брускин, автор графической композиции «Без названия (Черный силуэт со стрелками)» (1993). В свое время его картины видели только свои, выставки запрещались, а в 1988-м, на первом московском Sotheby’s, работа Брускина оказалась на плакате и на обложке каталога. С торгов все 6 его вещей ушли почти за миллион долларов, а через неделю он уехал в Америку. Сегодня Брускин живет в Нью-Йорке и Москве, его произведения находятся в крупнейших музеях мира, а самого его считают одним из наиболее известных на Западе русских художников.
ЖАРКИХ Юрий Александрович (1938)
Дети рока. 1993
И еще одна работа художника 1970-х — холст «Дети рока» (1993) Юрия Александровича Жарких. В 1970-е годы Жарких — один из лидеров неофициального искусства Ленинграда и Москвы, организатор первых выставок художников андеграунда в Ленинграде в ДК имени Газа (1974) и «Невский» (1975), участник знаменитой «бульдозерной выставки» (1974) в Москве. С 1977 года живет в Париже, много работает, выставляется, висит в лучших мировых музеях, включая Центр Помпиду, продается на аукционах. Везде, кроме своей страны. Читайте о нем на AI и обратите внимание на то, что «в России выставками художник не избалован и знакомство с творчеством Жарких сегодня, по сути, можно начинать заново. Тем вдвойне интереснее.
И по-моему, самое неправильное, что можно сделать перед этим знакомством, — это заблаговременно начитаться критики и ранних искусствоведческих трактовок творчества Жарких. Иначе во всем потом будет мерещиться ужас, спекшиеся массы и “состояния абсолютной смерти”, замешанные по рецептам аналитического искусства. Жарких все-таки совсем не Филонов, последователем которого его считают, и небезосновательно. Его творчество вполне самостоятельно и узнаваемо. Да, в его сюжетах нередко присутствуют антропоморфные сплетения, нагромождения существ с прозрачной кожей. Но это скорее стилистический прием для передачи собственных философских идей. Короче, никого не слушайте, читайте Жарких с листа, там во всём можно разобраться без посторонней помощи».
Традиционно финальный раздел каталога — произведения современных авторов.
СНЕГУР Игорь Григорьевич (1935)
Пересечения контрастов. Фракталы. 2002
Красива, многократно экспонирована и воспроизведена в альбомах и каталогах композиция «Пересечения контрастов. Фракталы» (2002) Игоря Григорьевича Снегура.
КОЧЕЙШВИЛИ Борис Петрович (1940)
Цветок и репейник. 2005
Черно-золотая живопись «Цветок и репейник» (2005) Бориса Петровича Кочейшвили продолжает раздел творчества современных художников. Через несколько лет, в 2009-м, художник, абсолютно изменив колористическое решение, использовал этот сюжет в красочной картине «Любовники», опубликованной в журнале «Наше наследие» (см. Тамара Вехова. Независимо от времени и обстоятельств // Наше наследие. 2010. № 93–94. nasledie-rus.ru).
ХАМДАМОВ Рустам Усманович (1944)
Иль Мондо. 2008
Герою нашей сегодняшней рубрики «Художник недели» Рустаму Усмановичу Хамдамову принадлежит большой красочный холст «Иль Мондо» (2008). Роскошная дама в «фирменной» хамдамовской панаме отдыхает на пляже, опираясь на мяч и вполне оправдывая название картины, в переводе с итальянского означающее «Мир». Мир вокруг — с синим морем и белыми облаками. Мир и покой в душе дамы. Легкое голубое платье с белым воротником струится по фигуре, обрисовывая ее элегантными линиями. Взгляд задумчив и спокоен. Мир.
ХУДЯКОВ Константин Васильевич (1945)
при участии СПЛОШНОВА Александра Анатольевича (1963) Жемчуг. 2018
Полутораметровый тиражный металлический лист с цифровой печатью — «Жемчуг» (2018) Константина Васильевича Худякова (1945) при участии Александра Анатольевича Сплошнова (1963). Прекрасная авторская интерьерная вещь.
ГРЕЧИНА Ольга Николаевна (1947)
Ромашки. 2019–2020
Единственный натюрморт в каталоге — «Ромашки» (2019–2020) Ольги Николаевны Гречиной.
ВОРОНОВА Люся (1953)
Positive Jazz. 2020
Завершает каталог одна из самых красивых его работ — «Positive Jazz» (2020) Люси Вороновой. «Работа большая, 100,4 × 119,2, редкая. В узнаваемом, полюбившемся за последние годы радостном стиле. Люся обращается к опыту прошлого, используя элементы декоративно-прикладного искусства. Если посмотреть на ее гобелены 1970–80-х годов, то мы увидим схожие мотивы. В картинах радостного периода Люся, как будто специально, а на самом деле просто по вдохновению собирает вместе счастливые мотивы и ассоциации прошедшего и настоящего» (Георгий Воронов). …В том числе и джаз, под который она иногда работает и которому обязаны названием и радостным настроением сразу несколько прекрасных полотен последнего периода. «Positive Jazz» выставляется на торги в авторском оформлении.
Одновременно с нашим штатным 338-м AI Аукционом открыт 24-й аукцион «XXI век. Современное российское искусство» куратора Дарии Седовой. В каталоге: ILLS, Katran, Мария и Наталия Арендт, Карина Барабанова, Аладдин Гарунов, Александр Захаров, Марина Кастальская, Герасим Кузнецов, Егор Плотников, Анна Руссова и Сергей Шутов. Об авторах читайте на AI в статье Дарии Седовой «Открыт 24-й аукцион “XXI век. Современное российское искусство”».
Всем желаем удачи на 338-м AI-Аукционе и 24-м аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!
Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.
На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.
Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!
Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.
***
Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на info@artinvestment.ru или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.
***
Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.
В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.
Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин).
Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.
***
ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200714_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200714_auctionAI.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.